4.1 Характеристики принципа связывания
Теперь мы попытаемся вкратце описать основные аспекты психологического принципа связывания, состоящего из группирования, единения многообразия и центрации. Такое направление психологического анализа организации личности объясняется тем, что принцип связывания включает в себя различные способы связывания, т. е. обладает определенной структурой. При этом речь идет даже не о различиях, обусловленных строением, иерархией связей, входящей в личность, которая, кстати, тоже вносит свою лепту в структуру принципа связывания, а только о различиях в характере процессов связывания.
Группирование многообразия Является одним из аспектов процесса связывания, создающих первичную поверхностную связь психических содержаний, включающих определенное многообразие содержаний в единый трансформационный круг, путем их сосредоточения и накопления в определенной связующей зоне. Предполагается, что накопление психических содержаний в единой зоне создает предпосылку включения других уровней принципа связывания. В процессе группирования многообразия происходит первичная сцепка определенных содержаний, конституирование тематических единиц, Я-группировок опыта. Для иллюстрации обратимся к травматическому опыту Уцелевшего. Он представляет собой не отдельное событие, а множество тематически объединенных единиц, событийных моментов. Человек часто даже не представляет, какое конкретное событие оказало на него собственно травмирующее впечатление из-за куммулятивного характера воздействия. Наглядную картину фрагментированной группировки опыта описал "афганский" ветеран:
"На меня временами волнами накатывает тревога, которая затопляет мое сознание... Не могу сказать, в чем дело... Одна чехарда... Всплывают виды каких-то зданий, обрывки фраз, картины того, как жили, смутные образы тех, с кем служил... убитые... "
Единение многообразия. Единение - второй важный момент связывания, касающийся увязывания Я-группировок в более высший уровень интеграции. Два процесса имеют большое значение в работе единения: вхождение психических содержаний в трансформационную связь и поляризация их в зоне человеческого Я. В процессе единения разные части личности входят в соприкосновение, активно взаимодействуют друг с другом, вступают в разнообразные соединения, т. е. происходит своеобразный процесс трансформационной реакции. Для пояснения этой мысли приведем откровение уцелевшего - человека, пережившего операцию, опасную для жизни.
"Прошло несколько лет после той операции, во время которой я мог бы умереть. Казалось, что я преодолел ее воздействие без каких-либо психологических последствий. Но однажды утром я проснулся с щемящим чувством беспокойства и горя. Перед моими глазами вставала картина перемещения меня на каталке в операционную. Тогда я владел собой абсолютно, и ни один человек не сказал про наличие у меня хоть какого-то видимого беспокойства. Из высказываний врачей и санитаров мне уже было известно, что мои шансы выжить малы. Однако в горе, которое охватило меня в это утро, сейчас, имело значение вовсе не это. Меня не отпускала одна странная мысль: я горевал о том, что я тогда, перед операцией, не простился ни с кем. Вот увезли меня и все. Было очень странно, что сейчас для меня это имело какое-то значение. Вместо того чтобы радоваться, что я выжил, я переживал тоску, что не смог тогда сказать близким прощальных слов, которые положены в подобных ситуациях. Парадоксальным было еще и то, что мне жалко было не себя, а тех, кто остается жить. И в этом своем горе я задавался вопросом: как же они будут жить?"
Комментарий. Здесь мы имеем случай моментального соприкосновения разных Я-группировок опыта Уцелевшего, Которые до этого не вступали в реактивную связь. Два Я-опыта, приходящих в соприкосновение, состоят из следующих частей: 1) один Я-опыт – из всего того, что включает в себя впечатление о возможном исходе операции, смерти, уходе из мира – опыт уязвимости; 2) другой Я-опыт – из совершенно обычного, будничного для больницы перемещения на каталке, не сопровождавшегося никакими признаками разлуки, расставания – опыт неуязвимости. Таким образом, возможность смерти и опыт неуязвимости вошли в тесное соприкосновение. Происходит нечто типа образования сплавов, своеобразного бурного процесса психологического связывания, "сшивания", "вплетания" жизненных единиц опыта в новую жизненную ткань, сопровождающегося бурным выделением психических энергий, которые могут стать не только источником развития, но и источником горя, страдания, мучений. Здесь дело даже не столько в том, что опыт Уцелевшего Заново ожил (компульсивный повтор травмофиксированной картины), а в том, что опыт начал жить новой жизнью, преобразовываясь в такие содержания, которые до сих пор не открывались его Я. В просвете бытия ему открылся мир, существующий без него. Он моментально обнаружил, как его место в жизни опустело, и готов был оплакивать утрату себя. Из беглого обсуждения этого случая мы можем сделать еще один вывод о том, что связывание опыта есть процесс формирования новообразований личности, а не сортировка или классификация впечатлений, воспоминаний.
Я-центрация. Третий аспект принципа связывания мы обозначили Центрацией, Имея ввиду процесс сосредоточения психических образующих вокруг единого центра личности, переживаемого человеком как самое себя, свое Я, Я-сам. Происходит процесс, который структурирует различные Я-опыты в рамках одного Я: каждый опыт открывается как мой личностный опыт. Опыт, поляризованный в рамках одного Я, еще не приобретает организованности, центрированности вокруг центра личности, т. е. структуры Сам. Я-поляризация (процесс, происходящий на предшествующей стадии) должна быть центрирована: полюс должен иметь свой центр, в противном случае психическая система не уравновешивается, не гармонизируется. Центрирование запускает психологический процесс движения поляризованных Я-содержаний вокруг единого центра.
Без соотнесения отдельных Я-опытов вокруг единого центра человек не смог бы переживать себя субъектом своих действий, эмоций, мыслей. Хотя он может сознавать, переживать, действовать даже при утрате своего Я (феномен деперсонализации), он не в силах организовывать сколько-нибудь последовательно процессы своего поведения. В этом случае любой его психический процесс, даже при сохранности мышления, распадается на калейдоскоп моментальных Я-опытов. Для иллюстрации процессов центрирования приведем один маленький эпизод из жизни Н., страдавшей деперсонализационной депрессией: в магазине при покупке продуктов у нее возникали большие сложности при расчетах с продавцами. Ей было необходимо произвести особые ухищрения, чтобы связать воедино два акта – акт выбора продукта и акт оплаты. При смене направленности интенционального акта с продукта на деньги менялась Я-группировка, и Н. не могла действовать. Ей не удавалось объединить в целостность две Я-группировки: одну, связанную с выбором продуктов, и другую, поляризованную вокруг оплаты. Наличие двух центров опыта Я приводило к колебанию процессов принятия решения. Опыты были поляризованы к Я, но не были центрированы вокруг Я как центра.
Интересный пример, разъясняющий онтогенетический аспект связывания, мы находим у К. Левина в эксперименте "Ханна садится на камень" (Зейгарник, 1981). Девочка пытается сесть на камень, но, "прикованная" видом камня, не может отвернуться от него, чтобы это сделать. К. Левин дал данному факту объяснение в терминах валентности объекта (ребенок не может преодолеть его притягивающую силу) и "полевого" характера ребенка. Не оспаривая правомерность выдвинутого объяснения, сделаем акцент на регулятивном процессе, осуществляющем Я-центрацию. Мы заостряем внимание на неспособности ребенка организовать свое поведение из-за отсутствия единения и центра-ции в рамках единого Я двух Я-группировок: "Я-к-камню-лицом" и "Я-к-камню-спиной". Таким образом, человек может пытаться организовать свои опыты вокруг определенных идей, представлений, ощущений, но совокупность этих комплексов не организуется в то, что переживается Своим Я.
Для большей ясности сказанного свяжем вместе все три аспекта принципа связывания11. Так, если проанализировать небольшой отрезок жизни человека, то можно обнаружить некое многообразие опыта, которое связывается в островки опыта, т. е. Я-группировки. Результатом группирования массива опыта, обозначим этот процесс А-связыванием, Является образование Я-группировки или многообразия Я-группировок. Так создается диффузное объединение. Далее оно поляризуется в рамках одного единства, т. е. подвергается процессу единения, сгущения, концентрации, но пока без центрации, - осуществляется β-Связывание. Затем обьединенный массив центрируется вокруг единого центра Я, переживаемого человеком как самое себя с разной степенью отчетливости и сознавания; это третий аспект принципа связывания - γ-связывание. Используя наше рассуждение, можно предложить интересную типологию Я, соответствующую самому принципу и трем его аспектам: Связующее Я Соответствует общему принципу связывания, Группирующее Я Соответствует α-связыванию, Поляризующее Я - β-связыванию и Центрирующее Я - γ-связыванию[11].
Любопытную трактовку организации процессов личности вокруг центра представил К. Юнг, применив для этого алхимический термин "циркумамбуляция" (circumambulation). Циркумамбуляцию он понимал как вращение психических содержаний по кругу с концентрацией на его центре (Юнг, 1997). Так, например, процесс становления личности он рассматривал как движение вокруг самости. Мы будем ис Пользовать термин "циркумамбуляция" несколько иначе, чем это делал К. Юнг, и поставим его в соответствие с двумя описанными нами выше процессами, входящими в связывание: единения и центрации. Тогда в образе круга и его центра для нас главным выступает не само вращение нечто вокруг центра, а конденсация в трансформационной области (круге) жизненных содержаний и сосредоточение психических единиц вокруг энергетизированного центра творческого процесса.