АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Д. Г. Рыбалтович, С. Г. Григорьев, В. А. Мильчакова

Международный институт резервных возможностей человека;

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова;

Северо-Западный государственный медицинский университет

Им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург

Введение

Система Интернет с каждым днем предлагает все новые услуги и возможности, призванные упростить общение, делопроизводство, ведение бизнеса и целый ряд других благ. Существуя немногим более двух десяти-летий, Интернет предоставил человечеству не только ранее не мыслимые услуги, но и породил проблемы, среди которых все чаще упоминаемая ин-тернет-зависимость, в том числе зависимость от игры посредством Интер-нета, или от онлайн-игры [2, 3, 5–8, 10–13]. Онлайн-игры поражают своим разнообразием. Это игры групповые и индивидуальные, платные и бес-платные, ролевые и коммуникативные, сетевые и локальные и т. д.

В научных и медицинских кругах отсутствует единство в признании природы и последствий зависимости от онлайн-игры. Не нашел этот вид зависимости своего места и в Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10), из-за малого срока существования этой зависимости и даты последнего пересмотра классификации, которые разошлись во времени. Тем не менее, есть все ос-нования полагать, что зависимость от онлайн-игры следует отнести в V класс МКБ-10, объединяющий «Психические расстройства и расстройства поведения (F00–F99)». Одна из рубрик этого класса «Расстройства привы-чек и влечений (F63)», содержит подрубрику «Патологическое влечение к азартным играм (F63.0)». Трактовка этого вида расстройства «заключается в частых повторных эпизодах азартной игры, которые доминируют в жиз-ни пациента в ущерб социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям и обязательствам». Такое определение, по нашему мнению, позволяет отнести зависимость от оn-line-игры в подрубрику «Па-тологические влечения к азартным играм».

Проблемы игровой зависимости находят широкое отражение в стать-ях авторов журнала [1, 3, 4, 9, 10]. Цель данного исследования – изучить анализ результатов анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт онлайн-игр.

Материал и методы

В качестве инструмента исследования нами использована анкета, в основу которой положен тест на интернет-зависимость К. Янг 1996 г. в адаптации В. А. Лоскутовой (Буровой) [8, 13]. Анкета состоит из двух раз-делов: 1-й включает вопросы, характеризующие анамнез формирования зависимости от онлайн-игры и социальный статус респондента, 2-й объе-диняет вопросы (21 вопрос), предназначенные для определения степени выраженности зависимости.

Всего опрошено 256 респондентов. При ответе на предложенные во-просы предлагались следующие варианты (в баллах):

– никогда или крайне редко – 1;

– иногда – 2;

– регулярно – 3;

– часто – 4;

– всегда – 5.

Минимальная сумма оказалась равной 21 баллу, максимальная – 97 баллам. Пытаясь систематизировать данные, полученные нами при анкет-ном опросе респондентов, хотя бы раз сыгравших в онлайн-игру, мы столкнулись с проблемой отсутствия критериев отнесения игрока к одной из групп с различной степенью зависимости от этой игры.

Из-за отсутствия к настоящему времени общепринятой классифика-ции степени выраженности зависимости от онлайн-игры, нами предложена собственная шкала, основанная на медианном и квартильном делении ва-риационного ряда. Медиана оказалась равной 38 баллам, нижний квартиль – 31 балл, верхний квартиль – 49 баллов. В итоге все респонденты, сумма ответов которых оказалась менее 31 балла, были отнесены в группу с от-сутствием зависимости (1-я группа – 66 человек). Респонденты с общей суммой баллов от 31 до 38 составили группу со слабой зависимостью (2-я группа – 57 человек), от 38 до 48 – с умеренной зависимостью (3-я группа – 64 человека), от 49 и более – с выраженной зависимостью (4-я группа – 69 человек). Распределение опрошенных респондентов по степени зависимо-сти приведено на рис. 1.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 1. Распределение респондентов по степени зависимости от онлайн-игры.

Средний возраст респондентов оказался равным (22,9 ± 0,3) года. Самым молодым был 12-летний игрок, самым старшим - 53-летний. 25 % обследованных были в возрасте до 20 лет, 25 % - от 20 до 23 лет, 25 % - от 23 до 25 лет и 25 % - 25 лет и старше, то есть 75 % респондентов имели возраст до 25 лет. Средний возраст в 1-й группе составил (22,6 ± 0,5) года, во 2-й - (24,1 ± 0,8) года, в 3-й - (22,1 ± 0,4) года, в 4-й - (22,8 ± 0,6) года. Межгрупповые возрастные различия недостоверны.

Исследуя связь игрового стажа со степенью зависимости от онлайн-игры, удалось выяснить, что из числа респондентов с игровым стажем до 2 лет 1/3 опрошенных (33,3 %) оказались не зависимыми от игры (1-я группа), 27,3 % - со слабой степенью зависимости (2-я группа), 21,2 % - с умеренной степенью (3-я группа) и 18,2 % - с выраженной (4-я группа). В группе респондентов со стажем игрового опыта 2 и более года картина несколько иная: лица 1-й группы составили только 24,7 %, 4-й группы - 28,2 %, 3-й - 25,7 % и, наконец, 2-й - 21,5 %. Приведенные данные свидетельствуют, что между стажем игровой зависимости и степенью зависимости существует определенная связь, которая показывает, что с увеличением стажа игры увеличивается и степень зависимости.

Сильная (r = 0,73) статистически значимая (p < 0,001) связь выявлена между таким предиктором как среднее время, затрачиваемое респондентом на онлайн-игру ежедневно, и степенью зависимости (рис. 2).

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости От среднего времени, проводимого ими за игрой ежедневно.

В 1-й группе ежедневно проводили за игрой до 2 ч 51 % респонден-тов, от 2 до 4 ч – 26,8 %, а более 4 ч – всего 14,6 %. В 4-й группе до 2 ч ежедневно играли лишь 9,8 % респондентов, от 2 до 4 ч – 12,2 %, а более 4 ч – уже 43,9 %. Во 2-й и 3-й группе опрошенных лиц столь выраженной зависимости не прослеживалось.

Из числа респондентов, которые имели опыт игры на платных серве-рах, с зависимостью от онлайн-игры оказалось 78,7 %, из числа тех, кто ранее на платных серверах не играл, было достоверно меньше – 64,6 % (p < 0,05).

Доля респондентов, ответивших, что они тратили реальные деньги во время онлайн-игры, устойчиво увеличивалась с возрастанием степени за-висимости, начиная с 22,2 % в 1-й группе, далее 23,8 % – во 2-й группе, 26,5 % – в 3-й группе и 27,5 % – 4-й группе. Однако связь размеров денеж-ных сумм, которые тратили респонденты с зависимостью от игры и рес-понденты, отнесенные в группу независимых, с уровнем зависимости не доказана.

Результаты обработки данных о распределении респондентов в соци-альных группах (табл. 1), в группах семейного положения (табл. 2), в груп-пах, имеющих детей и бездетных (табл. 3), по уровню зависимости от он-лайн-игры демонстрируют тот факт, что безработные, домохозяйки, холо-стые и бездетные респонденты, имея много свободного времени, тратят его бесконтрольно и пополняют когорту зависимых игроков. Сам же социаль-ный статус, как и семейное положение, наличие или отсутствие детей, существенного влияния на развитие зависимости от онлайн-игры не оказы-вают. Вывод напрашивается другой: наличие возможности транжирить время увеличивает вероятность развития зависимости от онлайн-игры.

Таблица 1 Распределение респондентов социальных групп по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Таблица 2 Распределение респондентов семейного положения по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Таблица 3 Распределение респондентов, имеющих детей и бездетных, по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Как следует из данных, демонстрирующих связь уровня образования респондентов со степенью зависимости от онлайн-игры (табл. 4), образо-вание не добавляет настороженности по отношению к опасности вовлече-ния в игровую зависимость.

Таблица 4 Распределение респондентов различных уровней образования по степеням зависимости от онлайн-игры, N (%)

Изучая связь уровня ежемесячного дохода опрошенных респонден-тов со степенью зависимости от онлайн-игры (рис. 3), удалось выявить ус-тойчивую тенденцию снижения доли зависимых (3-я и 4-я группы) с по-вышением среднемесячного дохода. Так, при среднемесячном доходе, не превышающем 3 тыс. рублей, доля респондентов 3-й и 4-й групп составила 63,6 %. С увеличением суммы дохода доля респондентов 3-й и 4-й группы уменьшалась и у опрошенных лиц с доходом 50 тыс. и более рублей соста-вила всего 36,8 %. Полагаем, что эти респонденты прекращали игру при оп-ределенном дефиците свободного времени в связи с напряженной работой.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 3. Частота умеренной и выраженной степени зависимости от онлайн-игры в группах респондентов с различным уровнем среднемесячного дохода.

Существенным моментом в развитии и становлении зависимости иг-рает источник, из которого респонденты получали первую информацию об онлайн-играх (табл. 5). Роль основного источника такой информации игра-ли друзья и коллеги – в 66 % случаев. Самостоятельно знакомились он-лайн-играми 30,5 % опрошенных и 3,5 % – в семье.

Таблица 5 Распределение респондентов в группах с различными источниками информации об онлайн-играх, N (%)

Если респонденты об онлайн-играх узнавали от членов семьи, то у 44,4 % из них зависимость не развивалась, у 11,1 % развилась зависимость слабой степени и по 22,2 % – умеренной и выраженной. Среди опрошен-ных, для которых проводниками в онлайн-играх стали друзья и коллеги, картина оказалась менее радужной. 49,1 % из них оказались независимыми или со слабой степенью зависимости, а 50,9 % – с умеренной или выра-женной степенью зависимости. Самое неблагополучное развитие зависи-мости наблюдалось в группе респондентов, которые самостоятельно по-знакомились с онлайн-играми. 34,9 % из числа этой группы оказались не-зависимыми или с зависимостью слабой степени, 25,6 % – с умеренной степенью и 29,5 % – с выраженной степенью игровой зависимости.

При изучении отношения респондентов к онлайн-играм (рис. 4) вы-яснилась его значимая связь с уровнем зависимости от игры. С развитием зависимости увеличивается доля респондентов, давших как положитель-ную, так и отрицательную оценку онлайн-играм. Первые находились в эй-фории от игры и случающихся выигрышей, а вторые демонстрирую отри-цательный опыт, выражающийся в проигрышах. Примечательно, что с раз-витием зависимости устойчиво уменьшается доля респондентов с ней-тральным, равнодушным отношением к игре.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 4. Распределение респондентов различной степени зависимости По их отношению к онлайн-игре.

Данные, представляющие определенный интерес, получены нами при изучении современного (сегодняшнего) отношения к игре и, в частно-сти, при исследовании вопроса, продолжает ли играть респондент, отне-сенный к одной из групп зависимых от онлайн-игры (табл. 6). Игроки с выраженной зависимостью, как и игроки с зависимостью слабой степени, с трудом могут прекратить игру. С наибольшей настойчивостью борются с зависимостью респонденты с умеренной степенью зависимости. Именно этот феномен следует детально исследовать в последующем как особен-ность проявления зависимости от онлайн-игры, подобной, в общем-то, лю-бой другой игровой зависимости, поскольку при всех других видах зави-симости (алкогольная, наркотическая) с увеличением степени зависимости уверенно снижается возможность прерывания зависимости.

Таблица 6 Распределение респондентов в зависимости от того играют ли Они в настоящее время, N (%)

Важным признаком в решении вопроса о степени зависимости от он-лайн-игры может служить накопленный ранее игровой стаж (табл. 7). Из числа игроков со стажем игры в анамнезе менее 2 лет преобладают те, кто отнесен в 1-ю или 2-ю группы (63,6 %). Среди игроков, имеющих игровой стаж 2 и более лет, доля таких респондентов существенно ниже и состав-ляет 42,9 %.

Таблица 7 Распределение респондентов в группах с различным стажем онлайн-игр, N (%)

На рис. 5 продемонстрирована устойчивая тенденция уменьшения доли респондентов, имеющих небольшой игровой стаж, с развитием сте-пени зависимости. Доля таких респондентов в группе без зависимости составляет 35,7 % и снижается до 8,3 % в группе выраженной степени зависимости.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 5. Распределение респондентов с различными степенями Зависимости от онлайн-игры по игровому стажу.

Наряду с другими моментами, мы попытались сравнить распределе-ние по степени тяжести зависимости от онлайн-игры различных профилей специальностей, в частности, гуманитариев и инженерно-технических (ИТ) специалистов. В результате получены данные (рис. 6), которые демонстри-руют практически однородную структуру. Незначительные различия укла-дываются в рамки статистической погрешности (p > 0,05).

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 6. Распределение респондентов различных специальностей по степеням зависимости от онлайн-игры.

Респонденты, которые отметили, что ранее участвовали в азартных играх, реже уходили в зависимость онлайн-игры, так как у них пока еще присутствует навык контролировать себя в критических ситуациях (табл. 8).

Таблица 8 Распределение респондентов по степеням игровой зависимости в группах с наличием и отсутствием опыта азартных игр, N (%)

Данные, представленные на рис. 7, демонстрируют ту роль, которую играет увлеченность человека игрой. С увеличением уровня зависимости возрастает доля респондентов, отметивших повышенную увлеченность иг-рой. Более половины респондентов, не зависимых от игры (51,5 %), отме-тили повышенную увлеченность игрой. В группах различной степени зави-симых доля увлекающихся респондентов существенно возрастает: с 66,7 % при легкой степени до 89,1 % при умеренной и 88,4 % при выраженной степени игровой зависимости.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 7. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах Высокую увлеченность игрой или ее отсутствие.

Противоположную тенденцию демонстрирует характер связи тяже-сти зависимости от онлайн-игры и выраженности суицидальных проявле-ний (рис. 8). С утяжелением степени зависимости возрастает доля респон-дентов, указавших в своих ответах на наличие суицидальных мыслей. В группе с отсутствием зависимости таких респондентов было 7,6 %, при слабой степени зависимости – 12,5 %, умеренной – 17,2 %, а при выражен-ной – уже около 1/3 (33,3 %).

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 8. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах Наличие суицидальных мыслей в анамнезе.

При сравнении степени влияния на развитие зависимости от онлайн-игры таких моментов, как случаи злоупотребления алкоголем и наркоти-ками (рис. 9), выяснилось, что прием наркотических средств способствует более интенсивному погружению в игровую зависимость. Из числа всех опрошенных респондентов на случаи злоупотребления алкоголем указали 25 %, а на злоупотребления наркотиками – 12,3 %. При изучении распре-деления этих респондентов по степени зависимости от онлайн-игры выяс-нилось, что доля злоупотребляющих алкоголем в группе независимых рес-пондентов в 2 раза больше, чем злоупотребляющих наркотиками (26,6 и 13,9 % , соответственно). В группе со слабой степени зависимости наблю-дается противоположная картина: доля респондентов, злоупотребляющих наркотиками, более чем в 2 раза больше доли лиц, злоупотребляющих ал-коголем (33,3 и 15,6 % – соответственно). В 4-й группе их доли практиче-ски выравниваются и различия находятся в пределах статистической погрешности.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ОN-LINE-ИГРЫ

Рис. 9. Распределение респондентов, отметивших в своих ответах Наличие в анамнезе алкоголизма или наркомании.

Заключение

Из приведенных данных следует, что зависимости от онлайн-игры подвержены люди молодого возраста в среднем (22,9 ± 0,3) года. 75 % из числа опрошенных в возрасте до 25 лет. В нашем исследовании не выявлено зависимости развития стадии зависимости от возраста. Существенное влияние на развитие игровой зависимости оказывает игровой стаж, с увеличением которого утяжеляется степень зависимости.

Статистически значимыми предикторами для определения степени зависимости от онлайн-игры стали среднее время, затрачиваемое респон - дентом на онлайн-игры ежедневно (p < 0,001), наличие опыта игры на платных серверах (p < 0,05), отношение к онлайн-игре (p < 0,001). Доля респондентов, ответивших, что они тратили реальные деньги во время он-лайн-игры, устойчиво увеличивалась с возрастанием степени зависимости.

Показатели социального статуса, семейное положение, образование, специальность, наличие или отсутствие детей существенного влияния на развитие зависимости от онлайн-игры не оказывают. Выявлена устойчивая тенденция снижения доли зависимых в группах респондентов с высоким ежемесячным заработком. Из сказанного следует, что наличие возможно-сти транжирить время увеличивает вероятность развития зависимости от онлайн-игры.

С большей вероятностью развивалась зависимость у респондентов, вовлеченных в игру друзьями или коллегами. С развитием степени зави-симости нейтральная оценка онлайн-игры устойчиво снижается, а замет-ную динамику демонстрирует положительное или отрицательное отноше-ние к игре. Респонденты со слабой и выраженной степенями зависимости с трудом могут прекратить игру. Участие в азартных играх в анамнезе сни-жает вероятность ухода в зависимость от онлайн-игры, а повышенная ув-леченность игрой такую вероятность повышает.

Литература

1. Азартная игра – разновидность патологической зависимости и ее лечение методом духовно ориентированной психотерапии в форме целеб-ного зарока / Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, Е. В. Волгушева, Р. В. Мизе-рене // Вестн. психотерапии. – 2005. – № 13 (18). – С. 130–140.

2. Войскунский А. Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Г. Войскунский // Психол. журн. – 2004. – № 1. – С. 90– 100.

3. Евдокимов В. И. Методические аспекты диагностики развития ин-тернет-зависимости / В. И. Евдокимов, О. В. Литвиненко // Вестн. психоте-рапии. – 2008. – № 25 (30). – С. 68–74.

4. Евдокимов В. И. Научно-методические аспекты развития и лече-ния патологической зависимости от азартных игр / В. И. Евдокимов, В. В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2007. – № 20 (25). – С. 57–71.

5. Зайцев В. В. Патологическая склонность к азартным играм: мето-дология, распространенность, диагностика и лечение / В. В. Зайцев, В. И. Евдокимов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 2. – С. 67–74.

6. Козлов В. В. Психология игровой зависимости / В. В. Козлов, А. А. Карпов. – М. : Психотерапия, 2011. – 332 с.

7. Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики : автореф. дис. … канд. психол. наук / Литвиненко О. В. ; [Всерос. центр. экстрен. и ради-ац. медицины им. А. М. Никифорова МЧС России]. – СПб., 2008. – 20 с.

8. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. … канд. мед. наук / Лоскутова В. А. ; [Новосиб. гос. мед. акад.]. – Новосибирск. 2004. – 23 с.

9. Мильчакова В. А. Характеристика больных игроманией, обратив-шихся за медико-психологической помощью в МИРВЧ / В. А. Мильчакова, Н. В. Советная // Вестн. психотерапии. – 2006. – № 17 (22). – С. 111–120.

10.Рыбалтович Д. Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д. Г. Рыбалтович, В. В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2011. – № 40 (45). – С. 23–34.

11.Рыбников В. Ю. Распространенность компьютерной игровой за-висимости среди населения мегаполиса / В. Ю. Рыбников, О. В. Литвинен-ко, В. А. Юренкова // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. – 2008. – № 4. – С. 72–76.

12.Шайдулина А. Ф. Особенности клиники и лечения пациентов с патологической склонностью к азартным играм и компьютерной зависи-мостью : автореф. дис. … канд. мед. наук / Шайдулина А. Ф. ; [С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева]. – СПб., 2004. – 20 с.

13.Янг К. С. Диагноз – интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Internet. – 2000. – № 2. – С. 24–29.

УДК 159.923.2 : 616.89