Бердяев Николай

2. Время и познание. Припоминание. Время, движение и изменение. Ускорение времени и техника, Бердяев Николай
5 января 2022
2. Время и познание. Припоминание. Время, движение и изменение. Ускорение времени и техника Познание связано со временем. Оно есть выход из данного времени. Платон учил о познании как припоминании. Это значит, что познание есть победа над властью времени. Связь познания и времени видна на примере истории, которая есть наука о том, чего нет, что не принадлежит действительности, чего нельзя уже нигде встретить. История не только человека, но и всего мера есть наука о том, что было, но чего уже...
2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное, Бердяев Николай
5 января 2022
2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен номинализм и не благоприятен реализм. Индивидуалистические течения европейской мысли были связаны с номинализмом. Греческая философия не понимала проблемы личности и проблемы индивидуального. Для платонизма индивидуальное существо...
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь, Бердяев Николай
5 января 2022
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегардт особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это Гегелю. Иногда восстание его против Гегеля, против объективного мирового духа, против общего напоминает восстание Белинского, повлиявшего на диалектику Ивана Карамазова у Достоевского[18][18]. Киркегардт был, конечно, гораздо более...
2. Экзистенциальный субъект и объективация. Познание и бытие. Раскрытие существования в субъекте. Объективация и проблема иррационального, Бердяев Николай
5 января 2022
2. Экзистенциальный субъект и объективация. Познание и бытие. Раскрытие существования в субъекте. Объективация и проблема иррационального Гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что и субъект не оказывается бытием, и объект не оказывается бытием. Бытие исчезает и недоступно познанию. Противоположение познания бытию означает выключение познания из бытия. Познающий не есть бытие, ему лишь противостоит бытие, как объект его познания. Но так как познающий не приобщен...
2. Я, ты, мы и оно. Я и объект. Сообщения между "я", Бердяев Николай
5 января 2022
2. Я, ты, мы и оно. Я и объект. Сообщения между "я" Еврейский, религиозный философ Мартин Бубер в своей замечательной книге "Ich und Du" устанавливает основное различие между Ichsein, Dusein и Essein, я, ты и оно[79][13]. Первичное для него отношение между "я" и "ты" есть отношение между человеком и Богом. Это отношение диалогическое или диалектическое. "Я" и "ты" стоят друг перед другом лицом к лицу. "Ты" не есть объект, не есть предмет для "я". Когда "ты" превращается в объект, то становится...
3. Время и судьба. Время, свобода и детерминизм. Время и конец. Время и бесконечность, Бердяев Николай
5 января 2022
3. Время и судьба. Время, свобода и детерминизм. Время и конец. Время и бесконечность Время связано с судьбой и внутренне воспринимается как судьба. Время в конце концов становится проблемой эсхатологической. Христианское мировоззрение, в отличие от мировоззрения индусского и греческого, признает смысл времени. Смысл времени есть смысл истории, истории моей и истории мировой. Существование - в вечности, но, как верно говорит Ясперс, время есть смысл существования. И время понятно лишь через...
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое, Бердяев Николай
5 января 2022
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не может входить в субъекта, как входят в растворенную дверь комнаты. Такого рода реализм не может быть последовательным, он не может быть до конца проведен. Если бы субъект был совершенно пассивен в познании и познание было бы...
4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение, Бердяев Николай
5 января 2022
4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество. Нас может радовать, когда личность меняется, обогащается, возрастает, но нас пугает и ужасает, когда мы личность совсем не можем уже узнать и видим другое лицо, незнакомое вместо знакомого. Личность вечна, всегда остается...
4. Ступени общности в познании. Угасание вещного, объектного мира и раскрытие тайны существования, Бердяев Николай
5 января 2022
4. Ступени общности в познании. Угасание вещного, объектного мира и раскрытие тайны существования Познание бесспорно имеет социальный характер, и этот социальный характер недостаточно еще выявлен теорией познания. - Познание есть сообщение между людьми, установление связи и взаимного понимания. Познание есть выход из состояния замкнутости, из погруженности в себя. Через познание преодолевается разрыв мира, связанный с пространством и временем. В условиях нашего мира именно в познании я...
РАЗМЫШЛЕНИЕ III Я, одиночество и общество // 1. Я и одиночество. Одиночество и социальность, Бердяев Николай
5 января 2022
РАЗМЫШЛЕНИЕ III Я, одиночество и общество 1. Я и одиночество. Одиночество и социальность "Я" - изначально, ни из чего не выводимо и ни к чему не сводимо. Когда я говорю "я", я не высказываю и не предполагаю никакого философского учения. "Я" не есть субстанция метафизики и религии. Ошибочность cogito ergo sum в том, что Декарт хотел из чего-то вывести существование "я", вывести из мышления. В действительности, не я существую потому, что мыслю, а я мыслю потому, что существую. Не "я" мыслю,...
РАЗМЫШЛЕНИЕ II // Субъект и объективация 1. Субъект познания и человек, Бердяев Николай
5 января 2022
РАЗМЫШЛЕНИЕ II Субъект и объективация 1. Субъект познания и человек Немецкий идеализм нанес удары объективизму греческой и схоластической философии, после которых он не может оправиться. Ошибочно думать, что немецкий идеализм, начиная с Канта, подверг сомнению бытие, он подверг сомнению наивно-реалистическое убеждение, что мир объектов есть бытие и бытие есть мир объектов. Это дело начал уже Декарт, но в докантовском рационализме проблема не была поставлена достаточно радикально. Центр тяжести...
РАЗМЫШЛЕНИЕ I // Трагедия философа и задачи философии 1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество, Бердяев Николай
5 января 2022
РАЗМЫШЛЕНИЕ I Трагедия философа и задачи философии 1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и...
РАЗМЫШЛЕНИЕ V Личность, общество и общение // 1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект, Бердяев Николай
5 января 2022
РАЗМЫШЛЕНИЕ V Личность, общество и общение 1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии[107][1]. Я говорю "я" раньше, чем сознал себя личностью. "Я" первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. "Я" есть изначальная данность, личность же есть заданность. Я должен реализовать в себе личность, и эта реализация есть неустанная борьба. Сознание личности и реализация личности...