Бессознательное в музыкальной деятельности

Реферат

В статье рассматриваются восемь работ, посвященных психологическим особенностям музыкальной деятельности (восприятию и творчеству). Шесть из них опубликованы во втором томе сборника "Бессознательное: природа, функции и методы изучения", а две рукописи были получены редакцией позже.

Всех авторов объединяет идея о фундаментальной роли бессознательного в музыкальной деятельности, которая трактуется ими в рамках психологической концепции установки Д. Н. Узнадзе. Однако конкретное толкование содержания бессознательного в музыкальной деятельности человека и обращение в связи с этим к понятию установки школы Узнадзе у разных авторов различается, порой даже полностью не соответствует теории установки (например, М. Г. Арановский, Г. В. Воронин).

Ближе всех к концепции и теории установки, за исключением статьи представителя этой школы Г. Н. Кечхуашвили, является работа А. В. Назайкинского. В ней он пытается обосновать идею об "универсальности" действия установки в музыке.

Вывод

К сожалению, в сравнении с возможностями, которые предоставляет теория установки для изучения природы музыкальной деятельности, до сих пор слишком мало сделано для исследования простых и более сложных музыкальных явлений и тем более сложных системных образований.

Шаги исследования

  1. Изучение роли установки в восприятии характера музыкального произведения (Д. Бусурашвили).
  2. Исследование взаимодействия сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве (М. Г. Арановский, А. И. Климовицкий, А. П. Милка).
  3. Изучение проявления национального в музыкальном творчестве Стравинского в свете общей теории сознательного и бессознательного психического (Л. И. Долидзе).
  4. Исследование функции стилевой модели в творческом процессе Бетховена с точки зрения общей теории сознания и бессознательного психического (А. И. Климовицкий).
  5. Определение психологических предпосылок функциональности в музыке (А. П. Милка).
  6. Исследование природы восприятия музыки (Н. Д. Тавхелидзе).
  7. Изучение влияния музыки на направленность визуального восприятия (Р. Ш. Эсебуа).

Ключевые особенности бессознательного, установки и музыки

Бессознательное

  • Фундаментальная роль в музыкальной деятельности
  • Не осознается человеком
  • Может проявляться в виде установок, интуиции, творческого вдохновения

Установка

  • Психическое состояние готовности к определенной деятельности
  • Формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой
  • Определяет восприятие и реакцию на музыкальные стимулы
  • Может быть как простой (например, ладовая установка), так и сложной (например, стилевая установка)

Музыка

  • Искусство, которое воздействует на человека на разных уровнях, включая бессознательный
  • Содержит в себе определенные закономерности и универсалии
  • Может служить источником творческого вдохновения и самовыражения

Взаимосвязь между бессознательным, установкой и музыкой

  • Установки являются проявлением бессознательного в музыкальной деятельности
  • Музыка может формировать и изменять установки
  • Бессознательное определяет многие аспекты музыкального восприятия и творчества, такие как:
  • Предпочтения в музыке
  • Способность воспринимать и интерпретировать музыкальные произведения
  • Эмоциональные реакции на музыку
  • Творческие процессы, такие как сочинение и исполнение музыки