БИБЛИОТЕКА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Л. И. РЮМШИНА

РОСТОВ-НА-ДОНУ

На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000.

Пе тренко В. Ф. И соавт. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики

Толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.

Джерелиевская М. А. Установки коммуникативного поведения: диагностикаи

Прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 1999.

Вся история развития психологии — история изучения возможностей и способности человека жить в этом мире. Поэтому толерантность (от лат. Tolerantia — терпение) — хоть и зарубежный термин, но вполне приемлемый и для нашей действительности. Толерантность характеризует устойчивость человека, терпимость, способность переносить различного рода негативные ситуации. А их в нашей жизни чрезвычайно много. Постоянно угрожающий физический мир, общественные катаклизмы, экологически неблагополучная обстановка, национальные распри и межличностные конфликты — далеко не полный перечень подстерегающих современного человека невзгод.

Ради справедливости следует отметить, что в ракурсе психофизиологического реагирования на неблагоприятные ситуации, толерантность все-таки изучалась, а вот как терпимость, устойчивость по отношению к социальному миру — практически нет.

Однако даже если препятствия и не создаются другими людьми (родителями, учителями и т. п.), то от них зависит приобретение способности их переносить, устойчивость личности к конфликтам, а главное — умение жить в «мире непохожих людей и идей», сохранить собственную ценность и понять непреходящую ценность другого человека. Поэтому первый аспект, связанный с толерантностью, может быть обозначен так: каким образом под влиянием определенных социальных воздействий развивается устойчивость, жизнестойкость личности, терпимость к другим людям. Второй — какими характеристиками наделено сознание такой личности, каков ее внутренний мир, мироощущение и переживания, третий аспект — как благоустраивает такая личность свое социальное окружение, на каких основаниях строит отношения с другими людьми, с макро - и микросоциумом.

Первый аспект связан с обучением и воспитанием и имеет непосредственное отношение к педагогике, второй — к психологии личности и психологии сознания, третий — к социальной психологии. Долгое время ученые так и пытались решать проблему толерантности личности — каждый в своей «научной нише», пока не стало ясно, что все аспекты тесно переплетены. В связи с этим выход в свет «Библиотеки психологии и педагогики толерантности» выглядит вполне современно и актуально.

Одна из первоочередных задач современной отечественной психологии — найти краеугольный камень, ту опорную точку, которая позволила бы приблизиться к решению проблемы толерантности. Вероятно, если бы удалось проникнуть вглубь сознания

09.10.2012


130

Индивида, воссоздать, может быть, даже не осознаваемую самим человеком, сложившуюся у него картину мира, можно было бы прогнозировать его поведение, а также решить извечную, традиционную для нашей психологии проблему внутреннего и внешнего единства сознания и поведения. В русле перспективного на сегодняшний день ценностно-смыслового подхода проблема эта предстает как проблема личностных установок, ценностей и смыслов, ибо именно они, с одной стороны, детерминируют внутренний мир личности, ее ощущения и переживания, с другой — являются мотивационно-регулирующими коррелятами, определяющими реальное поведение личности.

Интерес к смысловой сфере долгое время был сосредоточен в плоскости общепсихологических

131

Исследований. Однако признание за смысловой сферой ведущей роли в определении характера жизнедеятельности в целом, берущее начало в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, позволяет говорить, что в процессе любого взаимодействия людей происходит проявление смыслов и ценностей жизни, стереотипов, коммуникативных установок. От того, каковы они, зависит устойчивость личности к конфликтам, умение признать и принять людей разных взглядов, этносов, культур.

Вышедшие в серии «Библиотека психологии и педагогики толерантности» книги, несмотря на дискуссионный характер, представляют собой вполне законченные, логически обоснованные научные исследования.

Созданная усилиями авторского коллектива книга «Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости» вскрывает сложный пласт российской ментальности, связанный с этническими ауто - и гетеростереотипами восприятия россиянами различных национальностей. Особо приятно осознавать, что сложная социальная и политическая ситуация не озлобили россиян и «несмотря на депрессию в экономической сфере и перманентные кризисы в политической жизни, общественный менталитет большей части российского общества продолжает ориентироваться на демократические ценности» (с. 32). Однако исследование этнических стереотипов является отражением межнациональных отношений и поэтому определенные предубеждения к отдельным этническим группам (евреям, цыганам, чеченцам) все-таки были обнаружены.

Книга «На пути к толерантному сознанию», также вышедшая в этой серии, показывает, как это можно «исправить». Она посвящена историко-эволюционному пониманию толерантности как социальной нормы, определенной устойчивости к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе. Девизом ее могло бы стать название одного из разделов — «Учимся толерантности», а целью — развитие человека будущего, человека, понимающего и принимающего себя и других. Несмотря на то, что в книге поднимается проблема развития толерантности у школьников, предлагаемые в ней программа психологического игрового тренинга, инструмент и организация диагностической процедуры имеют более широкий спектр применения.

В частности, они могли бы использоваться и при развитии коммуникативных установок личности, о которых идет речь в книге М. А. Джерелиевской «Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях».

Одним из ее несомненных достоинств является то, что в ней поднимается один из важнейших вопросов, связанных с изучением внутренней проекции в поведении, —

09.10.2012


130

3


Выбор методического инструментария. Можно полностью согласиться с автором, что систему необходимо изучать только системой, т. е. совокупностью методов; нужна целостная диагностика, дающая возможности параллельного измерения различных уровней функционирования коммуникативных установок.

Сами по себе традиционные психологические методы вряд ли помогут это сделать. Они дают возможность изучить звенья системы по отдельности, отрывая их друг от друга, размыкая цепь и нарушая целостность. Возможно, избежать этого позволит системно-деятельностный подход, на который опирается автор и в русле которого обосновывает необходимость взаимодополнительности диагностических процедур (психосемантических, игровых и традиционных тест-опросников), служащих для выявления одной и той же психологической реальности.

Можно предполагать, что по мере развития проблемы «изменяющейся личности в изменяющемся мире» список конкретных методических приемов и методов тоже будет меняться, увеличиваться, конкретизироваться. Ясно одно: зарождающаяся неклассическая психология (А. Г. Асмолов) раскрывает новые перспективы в изучении личности, обнаруживая новые ресурсы ее толерантности, тем более, что основа этому есть: терпимость — неотъемлемая русская черта.

09.10.2012


131

131 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ