Человеческие паттерны ухаживания (human courtship patterns)

Человеческие паттерны ухаживания (human courtship patterns)

Ухаживание представляет собой ин-т, посредством к-рого холостые люди и/или их родственники включаются в установление отношений, имеющих целью заключение брака. Об-ва различаются по той степени, в к-рой доминирующая роль в ухаживании отводится родителям или самим партнерам по будущему браку. Родители могут осуществлять как опосредованное влияние на выбор супруга(и), так и прямое — иногда путем угроз лишения необходимых материальных благ. Они могут реализовывать контроль опосредованно, через выбор места жительства или школы либо путем привития ценностей, к-рыми впоследствии будут руководствоваться их дети в своем выборе друзей и брачных партнеров.

В колониальной Америке наличие сильной индивидуалистической традиции и отсутствие прочной сети отношений родства сообща привели к ослаблению родительского контроля, даже несмотря на то, что родители в этой стране были на вершине своего влияния в тот период времени. Ухаживающие стороны сравнительно мало контактировали со своими партнерами за пределами родительского дома, что отчасти усиливало влияние родителей. Когда в XIX в. начали назначаться свидания, молодые люди стали видеться друг с другом наедине и смогли решиться выйти за пределы родительских оценок и суждений.

Продуктом соц. изменений, происшедших в XX в., стали встречи в местах отдыха и развлечений, на к-рых каждый из кандидатов в супруги мог общаться сразу с неск. партнерами, что не вызывало к.-л. обязательств по отношению к любому из них. Независимо от своей формы и функции, традиция назначать свидания в том виде, как она существовала на протяжении первой половины XX в., постепенно сошла на нет. Холостые мужчины и женщины сегодня в большей степени ориентированы на групп. общение, способствующее познанию друг друга скорее как товарищей, нежели как будущих брачных партнеров.

Предполагается, что пары проходят через 5 последовательных стадий в своем продвижении от первоначального контакта к заключению брака. В ходе стадии начального контакта незнакомые люди предоставляют о себе необходимые сведения, чтобы позволить друг другу определиться в том, достаточен ли вызываемый противоположной стороной интерес для оправдания последующих встреч. В ходе второй стадии они устанавливают связь, основывающуюся не на стереотипных восприятиях, а на понимании друг друга как уникальных личностей. Они переходят на третью стадию — дружбы, когда у них начинает возникать сильное чувство взаимной симпатии и расположения, а затем к четвертой стадии близких отношений, когда они достаточно раскрываются друг перед другом, чтобы доверять свои секреты. Наконец, они достигают состояния заключения союза, опирающегося на сравнительно полное понимание и принятие друг друга. Хотя об-ва или отдельные пары могут сокращать эти стадии, в них остаются представленными стадии выбора партнера, возникновения привязанности и заключения договора, к-рые яв-ся фактически универсальными.

Изучение сексуальной стороны ухаживания позволило установить, что даже в эпоху относительного доминирования родительского контроля колониальные мужчины и женщины, связанные брачными обязательствами, достигали высокого уровня интимности. Несмотря на определенные различия, существующие в аттитюдах мужчин и женщин, большинство молодых людей рассматривают сексуальность как форму выражения близости во взаимоотношениях и ценят ее прежде всего за возможность установления челов. отношений в противоположность эксплуатации.

Широко распростр. практикой ухаживания тж стало сожительство. Исследователи дают сожительству различные определения, общим знаменателем к-рых служит объединение в пары, связавшие себя единой жизненной ситуацией без юридич. или религиозных на то санкций, вплоть до разлучения или вступления в брак.

Сожители имеют тенденцию к бимодальному распределению, осн. масса их представлена молодежью, но существует постоянно растущая доля более старших по возрасту людей, выбирающих этот стиль жизни. Вероятно, в силу своей молодости сожители, как правило, имеют более низкий уровень годовых доходов, чем супружеские пары. Кроме того, пары сожителей характеризуются меньшей религиозностью, в основном живут в крупных городах и чаще уже состояли в браке по сравнению с встречающимися или супружескими парами.

Ожидаемый более высокий процент вступления в брак для живущих вместе пар в противоположность тем, к-рые не живут вместе, не был обнаружен. Тж не было обнаружено более высокой вероятности супружеской успешности у сожительствующих пар по сравнению с супружеским опытом пар, к-рые просто встречались до своего вступления в брак. Напр., сожители сталкивались с супружеской неверностью с не меньшей вероятностью, чем просто встречавшиеся до своего вступления в брак. Кроме того, после своего вступления в брак они испытывали примерно те же самые проблемы и примерно с той же вероятностью имели нетрадиционные половые роли с более высоким эгалитаризмом.

Несмотря на то что две трети или более сожительствующих пар в последующем не вступают в брак, подавляющее большинство таких пар выражает желание вступить в брак, если не с их нынешним партнером, то с кем-нибудь др. когда-нибудь в будущем. Поэтому добрачное семейное образование следует рассматривать не как альтернативу браку, а скорее как определенную разновидность ухаживания для всех возрастных групп, за исключением пожилых людей, к-рые могут предпочитать сожительство вступлению в брак по экономическим и иным соображениям.

См. также Культурные различия, Обряды перехода

Р. Б. Стьюарт