ДЕВЯТЫЙ ВАЛ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В. А.Мазилов, Ярославль

В недавней блестящей статье В. В.Козлов заново пересчитал подходы в психологии (Козлов, 2006). С легкой руки А. Маслоу, такие пересчеты предпринимаются регулярно. Как известно, выдающийся американский психолог в свое время противопоставил нарождающуюся гуманистическую психологию психоанализу, с одной стороны, и бихевиоризму, с другой, что позволило именовать гуманистическую «третьей силой». Вскорости появилась и четвертая – трансперсональная. В пересчете В. В.Козлова таких подходов – волн – оказалось семь. Магическое число. Назовем их.

«Мы можем вычленить, – отмечает В. В.Козлов, – семь базовых парадигм (и одновременно семь волн) в понимании предмета психологии:

Физиологическая,

Психоаналитическая,

Бихевиористическая,

Экзистенциально-гуманистическая,

Трансперсональная,

Коммуникативная,

Интегративная» (Козлов, 2006, с.132).

В. В.Козлов совершенно справедливо пишет: «Вне сомнения, любой психолог, который занимался историей предмета психологии, может не согласиться с выделением семи волн психологии. Многие, наверно, скажут, что первым предметом психологии являлись содержания и акты собственного сознания, и что пальма первенства в вычленении предмета принадлежит интроспективному направлению и философской рефлексии предмета психологии как таковой» (Козлов, 2006, с.132). Как нам представляется, В. В.Козлов прав: с данным пересчетом согласиться трудно. Во-первых, возникает чувство удивления: куда мы должны отнести замечательную школу гештальтпсихологии и «примкнувшего к ней» Курта Левина? Или не менее плодотворный генетический подход Жана Пиаже? Или когнитивную психологию, пожалуй, самую мощную волну в истории психологии минувшего века? Во-вторых, как-то обидно получается, что в отечественной психологии в XX столетии ничего примечательного не было: ведь нельзя же культурно-исторический подход Л. С.Выготского и соратников, школы С. Л.Рубинштейна и Б. Г.Ананьева, деятельностный подход, да, наконец, всю советскую психологию оставить «за бортом». Была такая волна!

Впрочем, это – дело вкуса. Если выделять «с высоты птичьего полета» этапы на пути к интегративной психологии как конечной цели, то расстановка вех, несомненно, дело достаточно произвольное. В конце концов, магическое число может проявить свои волшебные свойства: как известно, оно может внезапно сокращаться до пяти (7-2) и возрастать до девяти (7+2)…

Другое дело, если заниматься выделением волн С учетом истории предмета психологии. Здесь, чтобы не возникло исторических аберраций, полезно помнить о том, что предмет психологии выполняет Различные функции и выделение предмета происходит С различными целями (Мазилов, 2004). К тому же принципиально важно, на наш взгляд, различать Предмет науки и Предмет исследования. Попробуем показать это на примере первой волны[1].

Начнем с того, что отметим: появление научной психологии не было случайным, это было результатом достаточно длительного процесса[2]. В. В.Козлов отмечает: «мы должны предельно хорошо понимать, что метод утонченной интроспекции в течение многих тысячелетий использовался как метод самопостижения в духовных традициях. Все попытки интроспекционистов предолеть ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя, выглядят смешными по сравнению с вышколенными практиками дза-дзень или випассаны. На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология» (Козлов, 2006, с.133). Согласимся с В. В.Козловым: метод утонченного самонаблюдения, несомненно, использовался в различных духовных практиках. Но вряд ли у представителей этих практик была задача Создать научную психологию. Метод важен, но не сам по себе метод создает науку.

В. В.Козлов утверждает: «мы считаем, что началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии – Физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины» (Козлов, 2006, с.133).

С этим заключением согласиться нельзя. Обратим внимание на то, что если бы предметом психологии действительно выступали Физиологические акты и закономерности, то это была бы классическая Физиология. У Вундта задача была иная – создать именно Научную психологию. К вундтовской физиологической психологии мы вернемся чуть ниже и покажем, что предметом первой версии научной психологии было именно сознание, точнее – непосредственный опыт, а методом именно самонаблюдение, точнее – внутреннее восприятие.

В. В.Козлов отмечает: «Можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т.Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал» (Козлов, 2006, с. 133). Представляется, что здесь также мы имеем дело со своего рода исторической аберрацией.

Предыстория использования психологического эксперимента в историко-психологической литературе часто получает неадекватное освещение. Г. Фехнер, которого часто называют создателем экспериментальной психологии (П. Фресс, 1966 и др.), на самом деле психологом не был, поэтому создание психологии как самостоятельной дисциплины его не занимало. Г. Фехнер использовал психофизические измерения как средство обнаружения уравнения, верно отражающего отношения между душой и телом. Психофизика, обоснованная Фехнером как средство решения глобальной философской проблемы, была переосмыслена Вундтом (фехнеровское разделение на внутреннюю и внешнюю психофизику было отброшено, сама психофизика стала интерпретироваться в духе психофизиологического параллелизма, тогда как Фехнер придерживался концепции тождества). Последнее обстоятельство служит убедительным доказательством того, что психофизика была включена Вундтом в состав физиологической психологии, а психофизические методы применены к исследованию другого научного предмета. Заслуга Фехнера (перед научной психологией) в том, что психофизические методы были использованы как средство измерения определенных психических явлений. Такое использование эксперимента было продолжено Г. Эббингаузом (H. Ebbinghaus, 1885). Традиционно считается, что важнейшим этапом в развитии экспериментальной психологии являются исследования Г. Эббингауза о памяти. Иногда полагают, что Эббингауз даже явился создателем собственно психологического эксперимента, поскольку впервые он оказался примененным для изучения памяти как психической функции (Ярошевский, 1985). В значительной степени это так, хотя стоит обратить внимание на то, что сам Эббингауз придавал измерению и эксперименту вспомогательное значение. Эббингауз полагал, что психология как дисциплина создается самонаблюдением и наблюдением, в более поздней работе (Ebbinghaus, 1902) изложение экспериментальных результатов попадает в раздел «О частностях» и получают интерпретацию с позиции общих представлений о сознании. В исследовании памяти (Ebbinghaus, 1885) метод эксперимента используется для решения конкретного вопроса, а именно выполняет функцию измерения поведенческих характеристик. Таким образом, мы видим, что в данном случае следует различать предмет исследования и предмет науки.

Другим предшественником экспериментальной психологии был Г. Гельмгольц. Гельмгольц также не был психологом, вопросы собственно психологии его мало интересовали (что, на наш взгляд, было основной причиной, объясняющей, почему у Гельмгольца и Вундта не сложились взаимоотношения), но он для решения конкретно-научных физиологических задач использовал технику функционального эксперимента: установление зависимости какого-либо явления от определенного фактора, т. е. выяснение функциональной связи переменных. Изменение восприятий выступало в качестве индикатора. Техника функционального эксперимента в научной психологии также использовалась впоследствии применительно к Другому предмету.

Вернемся к создателю научной психологии Вильгельму Вундту. В. В.Козлов пишет: «Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 году первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими» (Козлов, 2006, с.133). Обратимся к текстам самого Вундта.

Вильгельм-Макс Вундт (1832-1920) «был одновременно первым психологом и первым мэтром этой новой дисциплины» (Фресс, 1966, с.31). Причем «первым психологом» В. Вундт оказался вполне осознанно. В предисловии к первому изданию «Оснований физиологической психологии» Вундт в марте 1874 года писал: «Предлагаемый публике труд имеет целью ограничение новой области в науке. Я хорошо сознаю, что моя попытка может быть сочтена преждевременною. В самом деле, даже анатомо-физиологические основания излагаемой науки еще не достаточно утверждены, а экспериментальная разработка психологических вопросов едва лишь начата. Но известно, что ориентировка в действительном состоянии науки, хотя бы только возникающей, есть лучшее средство для выполнения существующих в ней пробелов. Чем несовершеннее будет в этом отношении моя попытка, попытка, надо сказать, первая, тем скорее она вызовет труды ее дополняющие и исправляющие. Кроме того именно в этой области решение многих проблем существенно зависит от связи их с фактами, которые на первый взгляд часто кажутся не имеющими сюда никакого отношения, так что только ближайшее рассмотрение этих проблем может показать верный путь к их разрешению» (Вундт, 1880, с. III).

Вундт подчеркивает, что его работа представляет собой опыт соединения двух наук, которые достаточно долго шли различными путями. Физиология имеет задачей изучение жизненных явлений, которые воспринимаются нашими внешними чувствами. В психологии человек непосредственно рассматривает свой внутренний мир и старается привести в связь явления, представляемые этим внутренним опытом. «Мы называем нашу науку физиологическою психологией, потому что она есть психология, изучаемая с физиологической точки зрения» (Вундт, 1880, с.2). В этой науке психологическое самонаблюдение идет “рука об руку” с методами экспериментальной физиологии. “Если иметь в виду главным образом самостоятельность метода, то нашу науку можно назвать экспериментальной психологией, в отличие от психологии, основанной исключительно на самонаблюдении» (Вундт, 1880, с.2). Вундт указывает, что ядром новой науки послужили две области: ощущения, представляющие собой психологический факт, непосредственно зависящий от известных внешних условий, и произвольное движение, факт физиологический, причины которого могут быть познаны только самонаблюдением.

Известно, что Вундт окончил медицинский факультет, отказался от карьеры практикующего врача, начал заниматься исследовательской деятельностью в области физиологии в Гейдельберге, где он сотрудничал с лабораторией Гельмгольца. Как отмечают историки психологии (Ярошевский, 1985), хотя Вундт и Гельмгольц относились друг к другу с уважением, “тесной дружбы” между ними не было. По нашему мнению, одной из причин такого положения вещей была различная научная мотивация их исследований: Гельмгольца интересовали конкретные научные вопросы физиологии ощущений, а Вундт пытается обосновать новую научную дисциплину – экспериментальную психологию. Уже в ранней вундтовской работе “Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmung” (1862) он рассуждает об экспериментальной психологии, опираясь на результаты собственных экспериментов. Он, ссылаясь на Гербарта, также утверждает, что психология должна быть наукой, но основываясь на эксперименте. Курс лекций Вундта с 1862 года называется “Психология с точки зрения естественных наук”. (С этим будут полемизировать многие: от Брентано, чей основной труд назывался “Психология с эмпирической точки зрения”, до Уотсона, написавшего “Психологию с точки зрения бихевиориста”). В “Лекциях о душе человека и животных” (1863) Вундт излагает свою программу “двух психологий”: физиологической, где допустимо экспериментирование, и психологии народов, где экспериментирование невозможно и где используется исторический метод.

В 1874 году, когда выходит труд Вундта “Основы физиологической психологии” (Wundt, 1874), объем которого в русском переводе превышает тысячу страниц, становится ясно, что новая психология заявила о себе в полный голос.

Вундт отвергает трактовку внутреннего опыта как субстанции. «Последние элементы, из которых самостоятельная психологическая теория выводит все сложные явления в области внутреннего опыта, суть не метафизические предположения относительно сущности души, но лишь непосредственно данные простые факты внутреннего опыта. Так как вся область внутренних явлений представляет характер непосредственности, то элементарные факты этой области тоже должны быть непосредственными. Итак, психология имеет то важное преимущество перед физическими науками, что ее теория совершенно не нуждается в метафизических гипотезах. Психология все более и более будет становиться чисто опытной наукой, тогда как физика, в известном смысле, получает характер гипотетичности» (Вундт, 1880, с.1010-1011). Если психология теперь наука о Непосредственном опыте, то, естественно, основным методом является метод Внутреннего наблюдения. Эксперимент выполняет роль вспомогательного метода. Предмет и метод находятся в тесной взаимосвязи: раз теперь изучается непосредственный опыт, то самонаблюдение должно направляться на то, чтобы исследовать структуру этого опыта. Вундт указывает, что психология находится еще в зачатке: частично по причине сложности явлений внутреннего опыта и сложности их исследования, частично из за вредного влияния гипотез, перешедших в психологию из метафизики. Поэтому в настоящее время, считает Вундт, психология должна сосредоточиться на предварительной работе: «Путем внимательного анализа сложных фактов сознания, психология должна отыскать основные, элементарные явления внутреннего опыта; указав те соединения, в которые вступают эти элементы, и те изменения, которым они подвергаются, психология приготовит почву для будущего синтеза психологических фактов” (Вундт, 1880, с.1011). [ Вундт называет элементы – первичные факты сознания: “На первый взгляд может показаться, что первичными фактами сознания являются различные элементы – ощущение, чувство, воля...» (Вундт, 1880, с.1011). Заметим, что в нашей психологической литературе так и принято считать: Вундт расчленяет сознание на ощущения, чувства, волю. Между тем, Вундт иного мнения: “...действительным элементом всех душевных явлений мы должны признать ту деятельность, в которой первоначально соединены и ощущение и воля. Эта первичнейшая форма психической деятельности есть... побуждение” (Вундт, 1880, с.1011). Действительно, Вундт называл себя волюнтаристом. Вундту, как выясняется, не чужды идеи развития. “Итак, путем исследования произвольных действий, мы нашли, что побуждение есть общий исходный пункт развития как для представления, так и для воли; после этого не трудно убедиться, что, в частности, представления и вообще все сложные явления сознания заключают в себе побуждение как первичный элемент” (Вундт, 1880, с. 1012). Вероятно, для тех, кто по-прежнему считает, что Вундт – “интроспекционист, изучающий замкнутое в себе сознание”, трудно поверить, что он мог так высказываться: “В первичный синтез всегда входит, как содействующий фактор, движение; можно думать, что это движение обусловливается элементарным побуждением...” (Вундт, 1880, с.1012). Иными словами, Вундт многолик, и внутри его системы есть положения, свидетельствующие, что к внутреннему опыту можно подходить по-разному: можно изучать структуру (с этого надо начинать), можно изучать его развитие или, вообще, рассматривать как процесс.

Словно предчувствуя, что его взгляды будут пониматься зачастую не вполне адекватно, Вундт писал: “Но мы нимало не выиграем в науке, если будем насильственно сводить сложные явления к какой-нибудь простой схеме. Единственная задача психологической теории, в которой можно рассчитывать на успех, – заключается в том, чтобы выработать, по синтетическому методу, психическую историю развития” (Вундт, 1880, с.1012).

Как нам представляется, предысторию научной психологии предельно кратко можно представить следующим образом. Выделение психологии в самостоятельную область внутри философии было связано с дифференциацией философского знания. Х. Вольф, который ввел разграничение психологии на рациональную и эмпирическую (Wollf Ch., 1732, 1734), вовсе не помышлял о выделении психологии из философии, как принято считать (Роговин, 1969). Х. Вольф был философом, реорганизовывал именно философию, а психология рассматривалась как составная часть философского знания и отнюдь не как самостоятельная наука. Эмпирическая психология, по Вольфу, наука именно теоретическая: не только вольфовская, но и последующая эмпирическая психология вовсе не была эмпирической наукой в современном смысле слова. Важно подчеркнуть, что выделение эмпирической психологии не привело к появлению эмпирического метода: самонаблюдение, по Вольфу, оставалось не более, чем возможностью контролировать рациональные построения с помощью опыта. И. Н. Тетенс – вопреки разделяемому многими мнению (Роговин, 1969 и др.) – также не ставил задачи выделении психологии в самостоятельную независимую от философии сферу знания.

Важное значение для развития психологии имели идеи Канта. Проведенный анализ позволяет утверждать, что кантовская критика психологии предопределила ее дальнейшее развитие. Можно говорить о «двойной» программе Канта в отношении эмпирической психологии: первая негативна (критика возможностей психологии, построенная на сравнении с «полноценными» науками о природе), вторая содержит позитивную возможность обоснования психологии как эмпирической науки (на примере антропологии – психология, по Канту, ее составная часть). Первая характеризует психологию как эмпирическую, атомистическую, элементаристскую, основанную на самонаблюдении, в психологии невозможно применение математики и эксперимента (И. Кант, 1786); вторая же содержит возможность обоснования эмпирической психологии не только прагматически, но и через физиологию (И. Кант, 1798). Дальнейшая история психологии (включая В. Вундта) содержит попытки «ответить» на кантовскую критику.

Первую попытку обосновать психологию как науку (в рамках философии) предпринял И. Гербарт. Следуя наукоучению И. Фихте, Гербарт был занят в первую очередь поисками оснований науки. Основание Гербарт находит в фактах сознания. Для расширения возможностей Гербарт предлагает использовать теоретические методы (метод дополнения). Непредвзятый историко-методологический анализ свидетельствует, что обоснование психологии как науки и выделение психологии в самостоятельную дисциплину – различные вопросы, имеющие разные корни и разную логику. В середине XIX столетия они оказались объединены, поскольку отделение от философии явилось средством обоснования научности в глазах научного сообщества. Исследователи конца XVIII – начала XIX столетия не помышляли о выделении психологии в самостоятельную независимую от философии науку. Они представляли ее себе как философскую дисциплину (раздел прикладной метафизики). Соответственно, психология была лишь разделом философии и не использовала самонаблюдения в качестве эмпирического метода. Вопрос о выделении психологии из философии в самостоятельную дисциплину возникает значительно позднее и порождается он не только внутренними процессами в самой психологии, а тесно связан с ее «внешней» историей. Важнейшим фактором, повлиявшим на выделение психологии из философии, явилось широкое распространение и большая популярность позитивизма. В соответствии с контовским законом «трех стадий», психологии для того, чтобы стать наукой, необходимо было разграничиться с метафизикой (философией). Иными словами, психология для того, чтобы стать наукой (в первую очередь, в глазах научного сообщества) должна была обрести самостоятельность (независимость от философии). Эта работа по обоснованию выделения психологии была выполнена В. Вундтом. Психология стала элементаристской, эмпирической дисциплиной, основанной на самонаблюдении. Метод эксперимента реально использовался как вспомогательный. Использование эксперимента имело решающее значение для «внешней» истории выделения, поскольку в середине XIX столетия слово экспериментальный означало принадлежность к науке. Поэтому Вундт акцентировал «экспериментальный» характер физиологической психологии, хотя и признавал ограниченность эксперимента в психологии. Тем самым оказалась выполненной кантовская «двойная программа», поскольку Вундт использовал именно физиологический способ обоснования.

Методологический анализ показывает: психология как самостоятельная дисциплина была конституирована методом научной интроспекции, который был основным методом научной психологии: для того, чтобы говорить о том, что научная психология была создана методом эксперимента, который заменил интроспекцию, нет оснований. Более того, научный эксперимент и научная интроспекция появляются в психологии фактически одновременно, поэтому о «смене» одного метода другим говорить не приходится уже по этой причине.

Проведенный методологический анализ позволил выделить несколько качественно различных форм метода интроспекции. Рассматривается предыстория методов научной психологии – варианты методов, использовавшихся в донаучной и философской психологии. Показано различие между философской и психологической интроспекцией. Декарт обосновал лишь «идею» метода: была создана принципиальная возможность для эмпирического исследования сознания, но конкретные эмпирические исследования сознания появились значительно позднее, уже в рамках научной психологии. Действительно, для эмпирического изучения сознания необходимо сконструировать психологический предмет исследования. Если сознание как объект эмпирического исследования философию не интересовало, то для психологии такая перспектива представлялась заманчивой.

Выделены следующие формы интроспекции: 1) философская интроспекция; 2) интроспекция в философской (эмпирической) психологии; 3) интроспекция в научной психологии. Показано, что научная интроспекция могла возникнуть только благодаря опыту предшественников: работы Г. Гельмгольца могут послужить хорошим примером. Подготовительный этап сделал возможным использование метода самонаблюдения как научной интроспекции. Характерным отличием научной интроспекции является ее теоретическая «нагруженность» (у Гельмгольца она была научно-физиологической, поскольку он не был психологом и решал свои конкретно-научные задачи). Этот метод был использован Вундтом, но, поскольку последний пытался обосновать новую «область знания» (Wundt, 1874) – физиологическую психологию – был переосмыслен: физиологическая нагруженность заменилась на психологическую.

Использовавшиеся психологами варианты метода самонаблюдения несут на себе печать теперь уже психологической нагруженности. Анализ метода самонаблюдения в концепциях В. Вундта, Ф. Брентано, Г. Эббингауза, Э. Титченера, О. Кюльпе, Н. Аха, У. Джемса и др. позволил обнаружить: при том, что идея метода является общей во всех анализируемых подходах, собственно метод и конкретные технические процедуры получения эмпирических сведений существенно различаются. Различия столь существенны, что ни о каком этапе классической интроспекции, как это полагал Э. Боринг (E. Boring, 1953), говорить не приходится. Так, согласно В. Вундту (Wundt, 1874), интроспекция должна применяться в сочетании с физиологическим экспериментом. Стандартизованная процедура эксперимента позволит сделать интроспекцию более систематической, упорядоченной, приблизив тем самым, к идеалу строгого научного метода. Интроспекция должна направляться на постижение структуры непосредственного опыта, описывать элементы, из которых построено сознание. Ф. Брентано полагал, что интроспекция должна быть направлена на фиксирование актов сознания. Задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не содержание сознания, а связанные с ним акты. Последние должны описываться испытуемым целостно. С точки зрения Брентано, принятая в лабораториях В. Вундта интроспекция искажает реальные процессы сознания, которые следует тщательно наблюдать в их естественном течении и составе. По Брентано, интроспекция должна изучать сознание в его «целостности» и «доподлинности», предполагающей выявление интенции. Э. Титченер считал, что интроспекция должна быть аналитической, направленной на изучение структуры сознания. Обычное самонаблюдение легко впадает в «ошибку стимула», которая выражается в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом. Научно-психологический анализ следует очистить от предметной направленности сознания. Для этого необходимо изгнать из языка интроспекции «значение» и говорить исключительно об элементах, из которых складывается опыт. В Вюрцбургской школе интроспекция использовалась в форме систематического экспериментального самонаблюдения. Метод систематического экспериментального наблюдения, состоял в том, испытуемый должен был описать весь процесс умственной деятельности. Широко использовались специальный метод перерыва, ретроспекция. Испытуемых просили сделать объектом самонаблюдения не результат, а процесс, включая подготовительные этапы. У. Джемс: в интроспекции должны открываться не «элементы сознания», не его «атомы», а целостности – «поток сознания».

За этим разнообразием вариантов одного метода скрывается важная проблема. В психологии конца XIX века ее называли проблемой интроспективного апперципирования. Возникновение научной интроспекции было связано с выделением особого «пласта» сознания, подлежащего описанию и анализу. Иными словами, возникновение психологии как науки связано с выделением специфического научного предмета. До Вундта предмета научной психологии просто не существовало, ибо он принципиально не отличался от философского. Вундт сделал предметом психологии непосредственный опыт. Сразу же возникла задача различения внутреннего восприятия и интроспекции как более строгого и направленного метода. Именно на этом этапе можно говорить о возникновении научной интроспекции как эмпирического психологического метода. К интроспекции как научному методу разными авторами предъявлялись различные требования: их строгость была различной. Ограничения происходили по двум направлениям: содержательному и временному. В первом случае выделялся определенный аспект анализа: Брентано требовал, чтобы описывалось не содержание опыта, но сами акты. Титченер полагал, что обращение к предметной стороне сознания является «ошибкой стимула», поэтому требовал от интроспекции описания именно характеристик психических явлений. Во втором случае речь шла об использовании ретроспекции. Здесь исследователь были более единодушны: возможность ретроспекции в структуре интроспекции была признана еще Д. С. Миллем (1845). Собственно говоря «чистая» интроспекция была теоретически возможна лишь у Вундта, когда задания имели достаточно элементарный характер, предполагающий описание в «момент совершения». Усложнение заданий и особенно обращение к описанию в самонаблюдении не структуры, а функции сделало ретроспекцию необходимым (даже основным) методом. В Вюрцбургской школе это предполагалось самой методикой систематического экспериментального самонаблюдения (закончив очередной этап, испытуемый должен был описать все происходившее). Впрочем, и Титченер, который в теории признавал ограниченное значение ретроспекции, на деле использовал ретроспекцию очень широко (для описания воздействия стимула, занявшее 1,5 секунды, требовался зачастую двадцатиминутный ретроспективный отчет). Естественно, что для того, чтобы получить необходимые для исследователей отчеты, требовался устойчивый навык. Все научные психологи, использовавшие метод интроспекции настаивали на том, что испытуемый должен быть «тренированным» (в вундтовской лаборатории испытуемого, который выполнил менее 10000 интроспективно проконтролированных реакций, не считали надежным источником информации). Тренировка была необходима, чтобы научиться описывать именно то, что представляет для этих психологов максимальный интерес. В Вюрцбурге акцент был сделан на теоретической подготовке испытуемого: там испытуемыми были в основном профессора психологии. Не случайно, что в ходу был термин «редактирование протоколов»: теоретическая подготовка исследователя избавляла от необходимости длительных упражнений.

Проведенный анализ показывает, что в рамках так называемой интроспективной психологии могут быть выделены и описаны различные варианты метода. При том, что идея метода остается общей, наблюдаются ярко выраженные различия, которые касаются как содержания метода, так и конкретных процедур. В аспекте содержания могут быть выделены такие разновидности: структурная интроспекция (Вундт, Титченер), самонаблюдение акта (Брентано), функциональное самонаблюдение (Бэн, Эббингауз, Джемс), процессуальное самонаблюдение (Вюрцбургская школа). При этом несомненны более тонкие различия: Вундт более либерален к «ошибке стимула», чем Титченер, поток сознания менее специфичен, чем направленность на решение определенной задачи и т. д. Сами исследовательские процедуры являются производными от определенной модели изучаемого психического явления.

В целом можно констатировать, что исследование использования метода интроспекции в первые десятилетия развития научной психологии позволяет сделать следующие выводы:

· само возникновение научной психологии было конституировано

· не методом эксперимента, а методом интроспекции (если позволительно отделять метод от других факторов);

· сам метод интроспекции в научной психологии приобрел характерную специфику, выражающуюся в теоретической нагруженности;

· могут быть выявлены и описаны различные варианты метода интроспекции, использовавшиеся исследователями в этот период;

· эти варианты различаются в первую очередь направленностью на исследование структуры, функции, специфики акта или протекания процесса;

· эти варианты метода различаются спецификой технических исследовательских процедур;

· исследовательские процедуры, используемые ученым, зависят от модели изучаемого явления (изучается течение, взаимосвязь представлений; направленность на достижение определенной жизненной цели; решение задачи и т. д.);

· использование метода эксперимента имеет на первых этапах развития научной психологии чисто вспомогательный характер, роль ведущего метода принадлежит интроспекции.

В физиологической психологии В. Вундта эксперимент использовался лишь как вспомогательное средство, позволяющее контролировать и стандартизировать самонаблюдение, остававшееся основным методом. Тем не менее Вундт полагал, что физиологическая психология может называться экспериментальной (для того, чтобы отличать ее от тех концепций, которые используют только самонаблюдение). Вундт придавал таким замечанием большое значение, поскольку использование метода эксперимента являлось своего рода гарантией «научности» и отвечало на известное критическое замечание Канта в адрес эмпирической психологии. Необходимо отметить, что Вундт постоянно подчеркивал «психофизиологичность» эксперимента и его ограниченную роль для психологии в целом (W. Wundt, 1883, 1902, 1913).

Вундтом были разработаны специальные требования к проведению эксперимента:

Наблюдатель должен по возможности сам определять наступление подлежащего наблюдению явления.

Наблюдатель должен, поскольку возможно, схватывать явления напряженным вниманием и прослеживать таким вниманием их во время протекания.

Нужно, чтобы каждое наблюдение в целях подтверждения его данных можно было многократно повторять при одинаковых условиях.

Необходимо планомерное качественное и количественное изменение условий протекания изучаемого процесса.

Итак, автором программы, которая позволила психологии институализироваться в качестве самостоятельной науки, выступил В. Вундт. Историки психологии, изучавшие этот вопрос, выделили целый комплекс причин, обусловивших эту институализацию. Среди них и использование специфических методов, и развитие смежных наук, и требования практики, и, разумеется, выделение предмета, позволяющего заявлять о несовпадении с философией, от которой психология и мечтала отделиться. Мощным фактором, стимулировавшим интерес к проблеме автономности психологии, явилась знаменитая работа О. Конта, посвященная классификации наук. По О. Конту, психологии не нашлось места в системе наук на том основании, что психология представляла собой не науку, а метафизику. Напомним, что согласно Конту, знание проходит следующие ступени: мифология, метафизика, позитивная наука. Таким образом, обязательными требованиями для разработки программ построения психологии как самостоятельной науки явились как отчетливо артикулированный отказ от метафизики, так и объявление психологии наукой опытной, эмпирической, позитивной. В крайнем случае можно было поставить задачу разработки новой “научной метафизики”. Итак, благодаря заслугам В. Вундта, психология в последней четверти девятнадцатого века становится самостоятельной научной дисциплиной. Существовали альтернативные программы постоения психологии как самостоятельной науки (Ф. Брентано, И. М. Сеченов), но “отцом” научной психологии стал В. Вундт. Физиологическая психология была принята научным сообществом, т. к. все требования были выполнены. Психология была опытной наукой, использующей измерение и эксперимент. Психология имела свои собственные законы, не сводимые ни к физиологическим, ни к каким иным. Вместе с тем, благодаря психофизиологическому параллелизму психология была приближена к естественным наукам. Все вместе настолько отличало физиологическую психологию от философии, что выделение состоялось. Психология стала самостоятельной.

Такова краткая предыстория первой волны (как уже отмечалось, здесь нет возможности останавливаться на анализе других волн в психологии).

Весь путь психологии – путь обретения истинного предмета психологии. Известный методолог и историк психологии М. Г. Ярошевский цитировал автора статьи в «Британской энциклопедии»: «Бедная, бедная психология. Сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание и теперь испытывает тревогу по поводу поведения» (Ярошевский, 1996, c.5). В этой шутке «есть доля шутки» – психологии свойственно драматизировать ситуацию, т. к. внутренний мир человека значительно богаче «одномерных» психологических теорий, что неизбежно «бросается в глаза» и вызывает тревогу у исследователей психического. Вместе с тем все эти утраты можно рассматривать и как обретения, поскольку движение к более глубокому пониманию психического есть явный прогресс: вместе с каждой утратой очередного предмета становится ясно, что, конечно же, психическое есть только что «утраченное», но и, несомненно, нечто сверх того. Поэтому правомерен взгляд на историю психологии как на обретение наукой своего подлинного предмета. Истинный предмет психологии – психе (как внутренний мир человека) во всей ее сложности и многомерности. Психе, которая проявляется и в психофизических и психофизиологических феноменах, с одной стороны, и в трансперсональных, с другой. Все наработанное стараниями нескольких поколений научных психологов за столетие развития этой замечательной науки должно быть вписано в новое понимание предмета психологии. Каковы главные требования к этому новому пониманию, в основных чертах уже известно (Мазилов, 2003). Прообраз нового понимания можно увидеть в юнговской трактовке психе. Может быть разработан вспомогательные методологический аппарат построения теории предмета (Мазилов, 2004)…

Интегративная психология заявляет о себе все громче. На наш взгляд, разработка интегративной психологии настоятельно требует создания интегративной методологии психологии. Разработка отдельных вопросов методологии (даже таких важнейших для психологии как проблема предмета, метода, объяснения и т. д.) взятых самих по себе не позволяет принципиально изменить ситуацию в методологии. Это привело к выводу, что методологические проблемы должны решаться в комплексе, что ставит на повестку дня разработку интегративной методологии. Под интегративной методологией понимается общая методология психологии как непротиворечивая концепция, трактующая проблемы предмета, метода, объяснения, теории и т. д. в их взаимосвязи. Вне учета подобной взаимосвязи не может быть достигнуто существенное дальнейшее продвижение в разработке этих (и многих других) важнейших методологических вопросов современной психологии. Прогресс в разработке тех или иных методологических вопросов приводит к необходимости возвращения на новом уровне к новому анализу уже обсуждавшихся вопросов. Это предполагает наличие некоторой общей модели, что автор называет интегративной методологией (или концепцией общей методологии психологии). Интегративная методология предполагает построение общей методологической концепции, в которую должны быть включены методологические концепции предмета психологии, ее метода, психологической теории, объяснения и т. д. Может быть предложена рабочая модель общей методологии.

Интегративная психология интенсивно развивается. Но реальная интеграция разных школ, научных подходов еще впереди. Если эта интеграция действительно начнет осуществляться, она породит не просто волну – это будет настоящий девятый вал. Он еще впереди.

Литература

Вундт В. Основания физиологической психологии. М.: Типогр. М. Н. Лаврова и Ко., 1880. 1040 с. Козлов В. В. Интегративная психология – возврат к предмету психологии // Методология и история психологии: Научный журнал. Т.1. Вып.1, 2006, с. 132-146. Козлов В. В. Седьмая волна в развитии психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т.2: Предмет психологии. Ярославль, 2004, с.185-206. Мазилов В. А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН, 1998. 356 с. Мазилов В. А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль: МАПН, 2001. 112 с. Мазилов В. А. Стены и мосты. Ярославль: МАПН, 2004 Мазилов В. А. Методологические вопросы психологии. Ярославль: МАПН, 2005 Робинсон Д. Н. Интеллектуальная история психологии. М.: Институт философии, истории и теологии им. Св. Фомы, 2005. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Экспериментальная психология/Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып.1, 2. М.:Прогресс, 1966, с. 15-98. Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.:Мысль, 1985. 575с. Ярошевский М. Г. Наука о поведении: Русский путь. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 380 с. Ebbinghaus H. Grundzüge der Psychologie. Bd. 1. Leipzig: Veit, 1902. XIV, 694 S. Ebbinghaus H. Ueber das Gedachtnis: Untersuchungen zur experimentellen Psychologie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1885.IX, 169 S. Wundt W. Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung. Leipzig; Heidelberg: Winter, 1862. XXXII, 451 S. Wundt W. Vorlesungen über die Menschen und Thiereseele. Leipzig:Boss, 1863-1864. Bd.1.XIV, 491 S.; Bd.2. VII, 463 S. Wundt W. Einführung in die Psychologie. Leipzig: Voigtlander, 1911. VIII, 129 S. Wundt W. Elemente der Völkerpsychologie: Grundlinien einer psychologischen Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Leipzig: Kröner, 1913. XII, 523 S. Wundt W. Grundriss der Psychologie. Leipzig: Engelmann, 1896. XVI, 392 S. Wundt W. Grundzüge der physiologischen Psychologie. Leipzig: Engelmann, 1874. XII, 870 S. Wundt W. Grundzüge der physiologischen Psychologie. 3 umgearb. Aufl. Leipzig: Engelmann, 1887. Bd. 1. XII, 544 S.; Bd. 2. X, 562 S. Wundt W. Grundzüge der physiologischen Psychologie. 5 Aufl., völlig umgearb. Leipzig: Engelmann, 1902. Bd. 1. XV, 553.S.; Bd.2. VIII, 686 S.; Bd.3. IX, 796 S.