ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В АНАЛИЗЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Карицкий И. Н. (Москва)

Практика обычно определяется как «материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания» (21, с.503). Практика является, в первую очередь, человеческой (социальной) деятельностью и имеет базовую структуру деятельности. Под деятельностью в этом случае понимается «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей» (21, с.160). Основные характеристики деятельности – субъектная активность, сознательность, целенаправленность, предметность. Всякая деятельность включает в себя субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, результат и сам процесс деятельности.

Понятие деятельности было всесторонне проанализировано философами, социологами, психологами и другими специалистами. В частности, деятельность изучали отечественные философы Г. С. Батищев, Н. С. Злобин, М. С. Каган, И. Т. Касавин, В. Ж. Келле, А. М. Коршунов, В. А. Лекторский, А. Л. Никифоров, А. П. Огурцов, А. А. Пископпель, Ю. К. Плетников, В. Н. Сагатовский, В. С. Степин, Н. Н. Трубников, В. С. Швырев, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и мн. др. Их исследования также учитывали результаты, полученные в немецкой классической философии, в первую очередь в работах И. Г. Фихте и Г. В.Ф. Гегеля, а также тот вклад в исследовании практической деятельности, который был сделан К. Г. Марксом (см.: 2; 3; 4; 5; 7; 9; 10; 11; 14; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 23 и др.).

В течение многих десятилетий анализ деятельности, ее различных аспектов, а также деятельностный подход к различным психическим и социально-психологическим явлениям составляли и продолжают составлять важнейшее направление исследований отечественной психологии. На основе деятельностного подхода были получены существенные результаты, составившие весомое вложение в мировую психологию, а многие идеи деятельностного подхода только осваиваются западными исследователями. Значительный вклад в психологическое изучение деятельности внесли К. А. Абульханова-Славская, Ю. И. Александров, Н. Г. Алексеев, А. Г. Асмолов, М. Я. Басов, А. В. Беляева, П. П. Блонский, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, В. В. Ветрова, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. П. Ерастов, Г. Е. Залесский, А. А. Запорожец, В. П. Зинченко, В. А. Иванников, И. И. Ильясов, А. В. Карпов, В. Т. Кудрявцев, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, Ф. Т. Михайлов, П. Г. Нежнов, Н. Н. Нечаев, В. В. Новиков, Д. А. Ошанин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, В. В. Пономарева, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, Ю. К. Стрелков, Г. В. Суходольский, Н. Ф. Талызина, О. К. Тихомиров, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Уманский, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и мн., мн. др.

Теория деятельности и различные ее аспекты также активно развиваются рядом зарубежных исследователей из многих стран мира: P. L. Bygrave (Австралия), D. Middleton (Великобритания), L. Garai (Венгрия), J. Pàli (Венгрия), B. Forgàch (Венгрия), W. Hacker (Германия), J. Lompscher (Германия), L. Hennig (Германия), N. Engelsted (Дания), J. Mammen (Дания), M. Hedegaard (Дания), S. Veggetti (Италия), C. Tolman (Канада), T. R. Payne (Люксембург), E. Bol (Нидерланды), Яванович (Сербия), M. Cole (США), S. Scribner (США), Y. Engeström (Финляндия), A. Eskola (Финляндия), Y. P. Häyrynen (Финляндия), K. Helkama (Финляндия), T. Järvilehto (Финляндия), B. Sutter (Швеция), K. Amano (Япония), A. Ryle, E. Tobach, V. Saladi, G. Rückriem и другие. Существует Международная постоянная конференция по исследованиям в области теории деятельности (МПКИТД (ISCRAT)), регулярно собираются международные конгрессы по теории деятельности.

Немецкий философ И. Г. Фихте (1762-1814) впервые рассматривал деятельность как всеобщее основание культуры, определяя субъект как чистую самодеятельность, свободную активность, созидающую мир. Более развитой концепция деятельности предстает у другого представителя немецкой классической философии Г. В.Ф. Гегеля (1770-1831). Он рассматривает деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, индуцируемую имманентной потребностью духа в самоизменении. Гегель детально анализирует структуру деятельности и диалектику отдельных ее компонентов, в частности – взаимоопределяемость цели и средства, соотношение цели и результата. Среди важнейших понятий, которые связаны с анализом деятельности, Гегель исследует понятия субъекта, противостоящего ему объекта, субъективной цели, средства, реализации цели. Деятельность есть реализация цели, снятие субъективности цели и ее объективация. Цель в деятельности сохраняет себя, имеет своим результатом саму себя. В качестве ближайших примеров цели Гегель указывает потребность и влечение. Деятельность, по Гегелю, начинается на уровне субъекта как формулировка субъективной цели, как решение. Направленная вовне деятельность представляет собой уже единство субъективной цели и внешней объективности. Деятельность реализуется через внешний объект как свое средство. В объекте цель становится результатом деятельности. Реализованная цель есть положенное единство субъективного и объективного.

Дальнейшее развитие научные представления о деятельности получили в работах философа, социолога и экономиста К. Г. Маркса (1818-1883). Марксова концепция деятельности непосредственно восходит к представлениям Гегеля. Принципиальную особенность человеческой деятельности Маркс видел в первую очередь в ее производственном характере. По Марксу, труд есть процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует и регулирует обмен веществ между собой и природой. Воздействуя на природу и изменяя ее, человек вместе с тем изменяет свою собственную природу. В процессе производства люди воздействуют не только на природу, но и также и друг на друга, соединяясь для совместной деятельности и для взаимного обмена деятельностью. Продукт труда есть труд, овеществленный в предмете труда, в продукте труда происходит опредмечивание труда. Это опредмечивание совершается в самой производственной деятельности. При этом в процессе деятельности происходит опредмечивание не единичного труда, а всеобщих общественных форм человеческой жизнедеятельности: «предмет труда есть … опредмечивание родовой жизни человека». По Марксу, действительность должна рассматриваться как человеческая чувственная деятельность, как практика. Только в непосредственной практической деятельности действительность предстает перед человеком и соединяется с ним, присваивается человеком. Сущность человека тождественна его деятельности. В практической деятельности рождается сознание человека и все его представления и знания. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей…», – пишет К. Г. Маркс.

Таким образом, И. Г. Фихте, Г. В.Ф. Гегель и К. Г. Маркс рассматривают деятельность в нескольких отношениях. Во-первых, деятельность непосредственно является предметом научного рассмотрения и в ней выделяются различные структурные моменты: субъект, его характеристики, объект, его предметная сторона, цель, факторы, формирующие цель, средства, условия, процесс деятельности, результат, – и их взаимосвязи. Во-вторых, деятельность является методологическим принципом, объясняющим: бытие субъекта (Фихте), бытие абсолютного духа и его форм проявления (Гегель), общественное бытие и сознание (Маркс). Хотя анализ деятельности, осуществленный Фихте, Гегелем и Марксом важен во многих отношениях, он совершенно недостаточен для конкретно-психологического исследования феномена деятельности и его психологической реконструкции на теоретическом уровне. Вместе с тем основные положения этого анализа послужили для отечественной философии и психологии исходным звеном в дальнейшем анализе деятельности и формировании деятельностного подхода, на основе которого исследовались различные психические, социально-психологические и социологические явления.

Одной из наиболее разработанных общепсихологических концепций деятельности в отечественной психологии является концепция А. Н. Леонтьева (1903-1979), в основе которой лежат идеи культурно-исторической теории Л. С. Выготского (1896-1934). Теоретико-методологическими основаниями этой концепции являются следующие положения: представление о предметной деятельности, опосредствующей взаимодействие субъекта и объекта; представление о деятельности как единстве процессов преобразования и отражения действительности; представление о единстве внешних и внутренних форм деятельности, формировании внутреннего через интериоризацию внешнего; представление о единстве индивидуального и социального в деятельности; представление о генезисе тех или иных психических форм через формы деятельности (2; 4; 9; 10; 11; 17; 20; 23).

А. Н. Леонтьев в целях психологического анализа деятельности также предложил схему ее структуры. Он различает понятие деятельности вообще и «особенные деятельности», «каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта». Главное, что отличает одну деятельность от другой – это различие предмета деятельности, который придает ей определенную направленность. Сужая понятие мотива, далее А. Н. Леонтьев определяет предмет деятельности как ее действительный мотив, или мотив как тот предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность. Мотив всегда отвечает той или иной потребности субъекта. Основными составляющими отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действие – это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. подчиненный сознательной цели. Деятельность не является простым сложением составляющих ее действий. Разные действия могут осуществлять одну и ту же деятельность, и разные деятельности могут включать в себя одни и те же действия. Тот же самый процесс, рассмотренный со стороны его мотива, выступает как деятельность, со стороны его подчинения цели – как действие или совокупность действий. Всякая цель имеет свои условия достижения, что обусловлено конкретной предметной ситуацией. Это – операционный аспект действия. Цель, данная в определенных объективно-предметных условиях, есть задача. Способ осуществления действия является операцией. Следующий, более низкий, уровень анализа деятельности составляют психофизиологические механизмы, которые составляют материальную основу выполнения операций человеком (10, с.110; 11, с.153-165).

Общее строение деятельности, предложенное А. Н. Леонтьевым, является важнейшим аспектом ее системно-структурного анализа, хотя и не единственным. В зависимости от целей и задач конкретного исследования, она может быть уточнена в тех или иных моментах или предложены иные ее расчленения и стороны рассмотрения. Таким образом, наряду с субъектом и объектом деятельности, целью, средствами, условиями, процессом деятельности и ее результатом, А. Н. Леонтьев указывает на такие структурные компоненты деятельности как потребность, мотив, предмет деятельности, действия, задачи, операции, психофизиологические механизмы. Эта схема деятельности при соответствующих уточнениях и коррекциях является одним из методологических моментов анализа психологических практик.

Как уже было отмечено, всякая практика является деятельностью. Логическим основанием для вычленения практической деятельности обычно является разделение деятельности на духовную (нематериальную) и материальную. Тогда материальная деятельность рассматривается как практическая, а духовная – как деятельность в сфере идеального. Иногда духовную деятельность не совсем точно (сужая понятие) называют теоретической (см., напр.: 11, с.153). При этом основным определением идеального остается его определение как представителя одного материального объекта в другом, а точнее – представителя его всеобщей природы (5, с.235).

Такое разделение деятельности на практическую и духовную вполне адекватно до определенного уровня. Вся внешняя, чувственно-предметная деятельность рассматривается как материальная, практическая. А внутренняя – как духовная, идеальная. Но сложности в разнесении деятельности на практическую и духовную возникают уже в попытках определения таких видов деятельности как педагогическая, политическая, управленческая, рекламная, журналистская, художественная, психопрактическая (психологическая практика) и т. п., поскольку материальная сторона деятельности является здесь только опосредствующей стороной для идеального содержания. Педагог привносит в умы студентов представления, понятия, теории. Живописец, писатель или режиссер выражают в своих произведениях идеи, представления и отношения. Деятельность управляющего или политика состоит отнюдь не в непосредственно материальных актах управления, а опирается на различного рода интересы и ценности людей. Журналист также апеллирует к ценностям и интересам, формируя общественное мнение или заостряя восприятие тех или иных социальных явлений. Реклама информирует о товарах и услугах и формирует потребности, точнее, направляет их на определенные продукты (т. е. мотивирует в смысле А. Н. Леонтьева). Психопрактическая деятельность связана с воздействием на субъективное психическое содержание личности.

Еще одна трудность вышеприведенной трактовки практической (как материальной) и духовной (как идеальной) деятельности состоит в отношении ее к ныне достаточно широко употребляемым словосочетаниям «духовная практика», «психодуховная практика», «духовно-практическая деятельность», «психодуховная терапия», «психодуховная медицина», «ментальное целительство» и подобным. Простое решение проблемы может состоять в определении этих сочетаний как некорректных. С другой стороны, они широко используются и отражают некоторую реальность. Эта реальность включает в себя такие явления как духовный, личностный и профессиональный рост, психологическая помощь, психотерапия, психологическая коррекция, аутотренинг, медитация, визуализация, визионерский опыт, аффирмация, молитва и мн. др.

В то же время в самой дефиниции практической деятельности (практики) как «деятельности по освоению и преобразованию природных и социальных объектов» содержится возможность и несколько другой трактовки. Как уже было сказано, всякая деятельность включает в себя два основных момента, связующих субъект и объект. Первый из них – это воздействие субъекта на объект, его изменение, и второй – восприятие объекта субъектом, представленность, отражение объекта в субъекте. (Здесь мы отвлечемся от представленности и субъекта и объекта в самом процессе деятельности, хотя оно и составляет самое существо процесса, для простоты оставляя для рассмотрения только его крайние моменты.)

Но характер связи между субъектом и объектом деятельности по преобладанию одного из этих моментов (воздействие и восприятие) может быть различным. Именно по характеру связи между субъектом и объектом деятельность может быть разделена на практическую (в деятельности преобладают воздействие, изменение, преобразование объекта) и познавательную (в деятельности доминируют отражение, восприятие, познание объекта). Другими словами, момент воздействия субъекта на объект, если он является ведущим, конституирует деятельность как практическую. А момент отражения объекта в субъекте, если он составляет основное содержание деятельности, определяет ее как познавательную. Этим мы отходим от обычных соотнесений практической деятельности как материальной и противопоставления ей духовной деятельности. В то же время такое уточнение понятий делает их более операциональными и устраняет известные трудности при характеристике тех или иных видов деятельности.

Таким образом, основное подразделение деятельности – это различение в ней двух видов деятельности: практической и познавательной. В то же время если рассматривать историческое развитие человеческой деятельности, то понятно, что человек изначально является практическим существом: вся человеческая деятельность на первоначальных этапах исторического процесса представляет собой практическую деятельность, знания имплицитно включены в практику и лишь существенно позднее возникает специальная деятельность по формированию знаний как таковых в «чистом» виде. Но и на этих более поздних этапах знания имеют смысл только как практические знания, которые постоянно востребованы практикой. И только современное общество может себе «позволить» существование «знаний» (теорий, концепций, представлений), действительно не имеющих отношения к живой жизни и даже навязывать их жизни. Тем не менее, в реальном историческом движении теория является частью практики, а с момента, когда начинают формироваться специальные виды деятельности по выработке знаний (научная деятельность, в первую очередь, хотя и не только), эти деятельности имеют объективный, социально детерминируемый смысл лишь постольку, поскольку значимы для практики. Значит, в генезисе все виды человеческой (социальной) деятельности вырастают из практики (из производственной, в первую очередь) в результате акцентуации и развития ее отдельных моментов: там, где продолжает доминировать в той или иной форме момент преобразования действительности, речь идет о видах практики, там, где налицо преобладание отражения действительности, мы имеем дело с видами познания (7).

Педагогическая, политическая, управленческая, рекламная, журналистская, художественная, психопрактическая деятельности являются практическими, т. к. ведущим моментом в каждой из них является воздействие субъекта на объект, его преобразование или изменение поведения и деятельности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие личности школьника и студента, их воспитание и образование. Политическая и управленческая деятельность преобразует на том или ином уровне социальные структуры. Журналистская формирует мнение, возбуждает интерес, вводит в круг общественного достояния новые факты. Рекламная индуцирует желательное потребительское поведение. Художественная деятельность создает новые смыслы, идеалы, представления, воздействуя ими на общественное сознание. Художественная деятельность в лице отдельных своих представителей может иметь также значительный познавательный потенциал, реализуемый художественными средствами. Психопрактическая деятельность направлена на преобразование внутриличностных связей и межличностных отношений, а также при необходимости на работу с внеличностным психическим содержанием.

В отличие от них научная деятельность (если не брать ее прикладной аспект) по преимуществу является познавательной, в ней познавательная составляющая превалирует над преобразованием предмета познания. Сама работа по преобразованию (развитию) концепции или теории является не деятельностью по воздействию на теоретические конструкции, а деятельностью по уточнению содержания теоретических построений в аспекте их более полного соответствия отражаемой реальности. Наука и философия являются специально организованной познавательной деятельностью. Другие сферы знания (обыденное, нравственное) являются результатом стихийного опытного взаимодействия с реальностью.

Духовная практика – это специально организованная практическая деятельность, направленная на духовный рост человека. Здесь важнейшим моментом является понятие духовной сферы человека. Ее определение в значительной мере обусловливается мировоззренческими основаниями, на которые опирается тот или иной исследователь. В частности, в советский период духовную сферу зачастую редуцировали до ментальности или творчества. С другой стороны, ни одну тысячу лет экспертами в этой области признавались различного рода духовные деятели. Вероятно, их понимание духовной области является наиболее адекватным. Для начала достаточно признать, что эта сфера наличествует в человеке, хотя ее научная экспликация и представляет серьезные трудности. В настоящее время в научной плане сферу духовности осваивает трансперсональная психология, а ее практическое содержание представлено многочисленными духовными практиками, в том числе психотерапевтическими, личностного роста и др. (7; 8; 13).

Таким образом, практика (практическая деятельность) в самом общем виде может быть определена как деятельность по осуществлению воздействия на объект и его изменение. Это воздействие на объект совершается путем выделения его предметной стороны, которая становится предметом деятельности. Практика является социальной, сознательной, субъектно-активной, целенаправленной, поскольку таковы характеристики человеческой деятельности. Подчиненным моментом практики является ее познавательный аспект, который выполняет ориентировочную и контрольную функции практической деятельности. Общая структура деятельности является также и общей структурой практики (более подробно см. в (7)).

Литература:

1. Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

2. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. ГаЛьперин П. Я. Введение в психологию. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999.

4. Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990.

5. Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991.

6. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. – М.: Логос, 2004.

7. Карицкий И. Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. – М.; Челябинск: Социум, 2002.

8. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

9. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: Когито-Центр; Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

10. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). – М.: Смысл, 2001.

11. ЛеОнтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1983.

12. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М.: Наука, 1999.

13. Мазилов В. А. Методология психологической науки. – Ярославль: МАПН, 2003.

14. ОбЩая психология / А. В.Петровский, А. В.Брушлинский, В. П.Зинченко и др. – М.: Просвещение, 1986.

15. Олешкевич В. И. История психотехники. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

16. ПлАтонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. – М.: Высшая школа, 1977.

17. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В.Брушлинского. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

18. РуБинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989.

19. Современная психология: Справочное руководство. / Отв. ред. В. Н.Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1999.

20. ТрАдиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н.Леонтьева / Под ред. А. Е.Войскунского, А. Н.Ждан, О. К.Тихомирова. – М.: Смысл, 1999.

21. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С.Аверинцев, Э. А.Араб-Оглы, Л. Ф.Ильичев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1989.

22. Юревич А. В. Психология и методология. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

23. ЯрОшевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.