ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА ПРИ ОСВОЕНИИ НОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бутенко Г. П., Белавина И. Г. (г. Москва)

Не секрет, что в детском рисунке отражается внутренний мир ребенка. Дети рисуют то, что их эмоционально трогает, что произвело сильное впечатление, что находится в фокусе их внимания, и не важно, чем вызвано это внимание страхом или интересом. Важно, что ребенок, рисуя, активно осмысляет то, что привлекло его внимание, отделяет событие или предмет от себя, выносит вовне, проецирует, при этом часто проговаривает это словами, называет, действует с ним тем или иным образом и тем самым осознает, отреагирует и полностью овладевает. Рисунки детей также многолики, как многолики и дети, их рисовавшие. Поэтому интерпретация и анализ детских рисунков являются в некотором роде искусством, требующим наличия профессионализма и большого опыта.

В психотерапевтической практике часто используются проективные детские рисунки для получения знаний об особенностях личности ребенка, его характерологических особенностях, степени тревожности, наличии страхов, проблем со сверстниками, со взрослыми, о самооценке и пр. Известны разнообразные рисуночные тесты, такие как: Несуществующее животное, Моя семья, Дом-дерево-человек и др. Кроме того, рисунок может использоваться в качестве психотерапевтического средства для отреагирования тревожных ситуаций, терапии страхов, снятия комплексов, как средство самовыражения, способ осознания проблемы и самоосознания, и т. д. По характеру рисунков можно судить об общем развитии ребенка и в том числе – о наличии у него навыков рисования.

Однако в данной статье мы не ставим задачу рассмотрения индивидуальных особенностей детей, их характеров и проблем развития, нашедших отражение в рисунках. Хотя в конкретной педагогической работе подобные знания очень важны для своевременного реагирования на возникающие при обучении затруднения и для коррекции различных отклонений. В своей работе мы поставили задачу выявить признаки, которые объединяют рисунки совершенно разных детей в зависимости от степени освоения ими совершенно новой деятельности и тем самым показать, что рисунок может использоваться в качестве диагностического средства успешности освоения этой новой деятельности.

Для этого мы рассмотрели и проанализировали детские рисунки, полученных в рамках психолого-педагогического эксперимента по обучению старших дошкольников (6–7 лет) навыкам работы с компьютером.

Отступление от темы: Сейчас компьютер ни для кого не редкость, и многие дети с раннего возраста учатся им пользоваться. Здесь же мы приводим данные более чем 15-летней давности, исключительно для того, чтобы продемонстрировать новый взгляд на диагностические возможности рисуночной методики. При этом заметим, что этот психолого-педагогический эксперимент проводился в особых, материально-обеспеченных детских садах, укомплектованных спортивно-оздоровительными комплексами, бассейнами, зимними садами, компьютерными классами. Все детские сады, принимавшие участие в эксперименте, были ориентированы на творческое развитие ребенка, могли позволить себе пригласить психологов для проведения занятий с педагогами, провести исследования и стремились поддерживать свой инновационный уровень. Этот инновационный уровень стимулировался и поддерживался московским центром, куда педагогов регулярно приглашали на семинарские занятия и курсы повышения квалификации.

Описание психолого-педагогического эксперимента.

В эксперименте принимали участие дети 6–7 лет, выпускники детских садов разных городов. В общей сложности в исследовании участвовало 12 групп из разных городов (Москва, Нижний Новгород, Самара, Дагомыс) по 8–12 человек в группе – всего более 100 детей. Занятия проходили в компьютерно-игровом комплексе – по 40 минут 2 раза в неделю. Эксперимент имел под собой много разных целей. В данной работе мы коснемся только вопросов возможностей рисунка для дополнительной диагностики успешного овладения новой деятельностью.

Пространство исследования. Компьютерно-игровой комплекс, в котором проводились занятия, имел две смежные комнаты. В одной стояли компьютеры, в другой – находились игрушки, брусья, лестницы для лазания и пр. Первая и вторая обучающие части занятий проходили непосредственно на компьютерах, а третья – экспериментальная – часть проводилась в соседнем помещении – в спортивном зале с игрушками.

Для взаимодействия с ребенком применялась особая Трехчастная методика.

1 часть: Обучающее занятие на компьютере под руководством педагога – в течение 20 минут.

2 часть: Под руководством педагога просмотр и Коллективное обсуждение результатов работы детей – в течение 5 минут. Дети, слушая педагога и сами включаясь в обсуждение, учились пониманию, кто смог выполнить задание правильно, а кто нет, и какие ошибки он допустил в своих действиях. Приветствовалась мягкая позитивная оценка. После занятия педагог делал записи относительно успехов каждого ребенка по овладению компьютером в своем журнале.

3 часть: Собственно экспериментальная – 15 минут после обсуждения отводилось на рисование, которое проходило в спортивно-игровом зале. Педагог под наблюдением психолога давал детям свободную инструкцию: те, кто хочет рисовать, могут нарисовать то, что им больше всего понравилось сегодня на занятиях в компьютерно-игровом комплексе, что им запомнилось. Эти рисунки использовались затем для анализа особенностей каждого ребенка, чтобы подобрать адекватные способы психолого-педагогического воздействия на него в процессе обучения.

Краткое описание характера обучающих занятий (1 часть)

Собственно обучающее занятие на компьютере могло быть разного характера. В начале учебного года всегда давались Игровые задания, через месяц-два прибавлялись занятия По азбуке и арифметике, а в конце обучения (весной) по мере освоения возможностей компьютера добавлялись задачи более Свободного, творческого характера.

1) Игровые задания были построены по типу конструктора. Например, с помощью геометрических фигур (многоугольники, квадраты, круги, треугольники и пр.) в определенной последовательности надо было сложить конкретный предмет или нарисовать героя сказки: домик для поросенка, автомобиль, львенка, Буратино – или построить мост для спасения сказочного героя. При правильно выполненных действиях картинка на экране монитора оживала – в доме зажигался свет, на небе появлялось солнце, звучала музыка, то есть давалась положительная обратная связь.

2) Азбука: На экране монитора появлялся предмет. Ребенку предлагается нажать на клавиатуре букву, с которой начинается название предмета. Действие оценивается компьютером как верное или неверное, затем появляется следующий предмет и т. п.

Арифметика: ребенку предлагается оценить размер предметов: что больше? Или решить арифметическую задачу: сколько будет? Или посчитать число картинок на экране: сколько? и нажать соответствующие клавиши и т. п.

3) Более свободные задания. После того, как дети овладевали навыками рисования на экране, им предлагалось нарисовать или сложить из разных элементов как в мозаике, картину, например, на тему: моря, космоса, витража в окне и т. д.

Конечно же, задания для детей были достаточно легкими, и все дети к концу года по отчетам педагогов-специалистов с освоением навыков работы на компьютере справились, но нас интересовало, прежде всего, отражение в детских рисунках динамики происходящих изменений.

Краткое описание рисунков, полученных в 3-ей части исследования.

В данной статье нас интересуют, прежде всего, рисунки, полученные после занятия в компьютерном классе, во время третьей части занятия. Однако мы не анализируем их на предмет поиска индивидуальных особенностей, по которым педагог может отслеживать уровень включенности каждого ученика в процесс обучения и делать своевременные выводы. Здесь мы анализируем их в массе, по всем участникам, что поможет нам выявить те признаки, которые характеризуют разные стадии процесса освоения совершенно новой деятельности.

Для этой цели психологами дополнительно были проведены три пилотажных исследования сразу после выхода детей из компьютерной комнаты по достаточно закрытой инструкции: «Нарисуй, что тебе сегодня понравилось в компьютерно-игровом комплексе» – в начале учебного года (в самом начале знакомства с компьютером), в середине освоения программы и в конце учебного года.

Классификация рисунков. В общей сложности было получено более 300 детских рисунков, более 100 – за каждое пилотажное исследование (осень-зима-лето). Нужно было найти в них не различительные, а объединяющие признаки. Найти признаки в рисунках, отражающие то общее, что делали дети, а именно – общим для них являлась совершенно новая учебная деятельность по освоению компьютера. Найти признаки, которые могли бы говорить о стадиях овладения детьми этой новой деятельностью, или о ее успешности-неуспешности, или о какой-либо смене в деятельности вообще.

Первоначально в основу классификации рисунков были положены Шесть признаков. Ниже мы приводим наиболее характерные рисунки по каждому из выделенных нами признаков.

1) Если в рисунке присутствует Интерьер спортивно-игровой комнаты (смежной с компьютерным залом) или игрушки и пр., при этом нет и намека на компьютер, мы расцениваем это следующим образом – Новая учебная деятельность еще не захватила внимание ребенка, он пользуется старыми стереотипами и интересами. Это может происходить в силу задержки развития ребенка, трудностей с освоением нового, не готовности к учебной деятельности, неуверенности в себе и пасования перед новым, наличия страхов, уход от необычной ситуации, желание спрятаться, снять тревогу, разрядится и пр. Об этом могут говорить уже особенности каждого индивидуального рисунка, если анализировать их проективные особенности. Например, сильная штриховка, много повторяющихся линий, маленькая фигурка человечка, как в приведенном рисунке говорят о повышенной тревожности ребенка и неуверенности в себе; при этом у фигуры нет опоры, она как бы зависла в воздухе. Здесь есть, где развернуться интерпретаторам, но важно заметить, что этот рисунок – как бабочка на цветке, что может вспорхнуть и улететь – носит характер сиюминутной эмоции от занятия, отвечая на вопрос: «Что тебе понравилось?» Конечно, он носит еще и отпечаток характерологических особенностей ребенка, которые не могут так быстро, как бабочка, исчезнуть. Но для помощи ребенку при включении в новую деятельность нужно обращать внимание Именно на эмоцию, чтобы помочь ее преодолеть (тревогу, страх), а не фиксировать и тем самым – утяжелять особенности его личности и уж тем более – не приклеивать никаких ярлыков. Поэтому рисунки должны всегда анализироваться строго под присмотром психолога, прошедшего соответствующую подготовку.

2) На рисунке изображен Компьютер (один или несколько), но его экран – пуст.

Подобные рисунки говорят о том, что новая учебная деятельность в той или иной степени захватила внимание-интерес ребенка, однако все еще продолжается стадия ориентировки в новой деятельности. Содержание самой деятельности еще никак не отражается на рисунке. Но ребенку уже нравится заниматься в компьютерном классе, он мысленно «не убегает» в другую комнату.

3) На рисунке (слева) отображено Содержание задания, которое буквально пять минут назад ребенок выполнял в компьютерном зале (например, считал предметы на экране).

4) Ниже – на рисунке отображено содержание задания, но изображенное на мониторе компьютера (нарисуй петрушку, сосчитай предметы).

Напомним, что детей просили нарисовать то, что им понравилось. Это значит, что детали, попавшие в рисунок, являются для ребенка важными, а вовсе не случайными, он выделяет их в окружающем мире и, следовательно, осознает или пытается осознать, и с помощью рисунка в том числе.

В третьем случае гораздо больше внимания ребенком было уделено именно содержанию задания: Сосчитай сколько овощей и нарисуй их на экране. То что счет происходит на компьютере – для ребенка не так важно, хотя схематично здесь показан и экран, и клавиатура, то есть сам компьютер присутствует в поле сознания. Однако высказывание самого ребенка: «Я люблю считать» – говорит о том, что для него большую важность имеет именно процесса счета, и не так важно проходит ли он с помощью компьютера или без него. Вместе с тем надо отметить, что компьютер уже достаточно освоен и не мешает процессу счета – ведь, если представить себе, с какой точки нарисован рисунок, становится ясно, что ребенок сидит очень близко, он как бы находится в компьютерной среде.

По сравнению с этим рисунком, рисунок номер 4 отличается точкой рассмотрения, он нарисован как бы издалека – видны ножки, компьютер стоит на полу, в то время как на рисунке 3 – ясно, что ребенок сидит близко перед экраном. Однако и 3 и 4 случай объединяет то, что для детей важно Само содержание задания – оно отражено на экране монитора: нарисуй петрушку, сосчитай предметы. При этом компьютер не является пугающим или отвлекающим фактором, он включен в деятельность и идет процесс активного овладения им.

5) На рисунке изображен Человек за компьютером или его руки на клавиатуре, при этом фигуры самого человека может и не быть. Поле внимания-интереса ребенка по мере освоения деятельности становится все более широким, захватывает новые участки, и ребенок помещает в рисунок себя.

Это стадия осознания себя в процессе управления реальностью, в данном случае – компьютером. В рисунке появляются управляющие, действующие элементы, например, руки, постепенно появляется динамика движений.

(Надо отметить, что поскольку детей в течение года все время просят что-нибудь нарисовать, то постепенно дети совершенствуют и свои навыки рисования. Язык рисунка, как известно из терапевтической практики, является лучшим средством для общения с ребенком, а иногда – и вовсе единственным.)

6) На рисунке помимо компьютера(-ов) Изображен педагог или группа детей, или педагог с группой детей.

Такие рисунки мы расцениваем как показатель завершающей стадии обучения по программе. В поле внимания-интереса появляются, отражаются и тем самым осознаются взаимодействия с другими по ходу решения задач – появляется Система активного взаимодействия (со средой) с другими, занятыми той же деятельностью. Этому немало способствует 2 этап занятий – коллективное обсуждение. Надо отметить, что рисунки, сфокусированные на содержании заданий, в половине случаев присутствуют и в начале обучения (поскольку в группе всегда примерно половина детей сконцентрирована на содержательном обучении – все законы статистики говорят за это). А вот количество рисунков, сфокусированных на активном взаимодействии со средой, в нашем эксперименте к концу обучения увеличилось в 10 раз!

Это говорит не только о хорошо построенном психолого-педагогическом взаимодействии и в результате – о хорошей социализации детей, но и о том, что рисунок в состоянии показать Изменения в социализации ребенка, отражая поле его внимания-интереса.

Для дальнейшего анализа рисунков шесть критериев были объединены в три большие группы.

1 группа (интерьер или пустой экран) – означает Начало вхождения и ориентировки в новой деятельности: «Я люблю играть, или мне нравится компьютер, но я пока не знаю, что с ним делать».

2 группа (содержание задание, задача, образ нарисованного героя – на экране или без экрана) – означает нахождение ребенка в процессе активного освоения деятельности: «Я люблю считать, рисовать…»

3 группа (в рисунке элементы управления и взаимодействия с другими) – означает, что деятельность достаточно освоена (задания в общем-то были достаточно просты, как видно из их описаний), часть внимания ребенка, освободившись, фиксирует уже следующие элементы значимого окружения: «Мы все вместе делаем в классе нечто интересное».

Интересно, как по мере освоения новой деятельности рисунок отражает смещение фокуса внимания: интерьер, содержание заданий, взаимодействие с окружающими. А также по мере освоения в ситуации и в деятельности увеличивается количество деталей, отраженных на рисунке. Все это можно наблюдать в процессе анализа изменения рисунков каждого конкретного ребенка на протяжении года, однако из-за большого объема информации мы вынуждены ограничиться здесь рассмотрением только суммарных данных.

Приведем суммарные данные по всем испытуемым, полученные с учетом деления рисунков на три классификационные группы.

1. Стадия ориентирования (на рисунке – интерьер, или пустой экран, или и то и другое, при этом нет элементов содержания учебных заданий и нет элементов активного управления ситуацией) может у разных детей наблюдаться в течение разного времени. Но если она отражена в рисунках в течение длительного времени, это сигнализирует о замедленном включении в деятельность, а может и о замедленном развитии ребенка вообще. В нашем случае из 104 человек – только у одного ребенка в конце года на рисунке присутствует всего лишь пустой экран монитора, этот ребенок так и не смог в силу особенностей своего развития активно освоить новую деятельность, что соответствует наблюдениям педагогов.

2. Стадия активного обучения Сопровождается рисунками, отражающими конкретное содержание задач, которые пятью минутами раньше решал ребенок, например, считал предметы, рисовал сказочных героев и т. д. Эта стадия представлена более равномерно в течение всего года и варьирует около середины выборки.

3. Стадия активного управления компьютером и взаимодействия с другими – свидетельствует не только о процессе успешного освоения новой деятельности, но и об успешной социализации. В поле внимания-интереса помещены активные действия и с компьютером и с другими. Не забывайте, что подобные рисунки получены в ответ на инструкцию психолога: «Что тебе сегодня понравилось в компьютерно-игровом комплексе?» При рассмотрении диаграмм, построенных по суммарной таблице классифицированных рисунков, можно наглядно увидеть, как по мере освоения новой деятельности меняется фокус внимания-интереса ребенка, отраженный в рисунке. Что хорошо подтверждает тот факт, что рисунок может служить дополнительным критерием степени усвоения пройденного материала и степени социализации ребенка.

В начале года, когда деятельность на компьютерах еще не была достаточно интересна и освоена, примерно в половине случаев дети рисовали себя на брусьях, играющими в разные игры или делали невыразительные, полные тревоги и неопределенности рисунки. По мере прохождения обучения число таких рисунков заметно снизилось, и к концу года практически сошло на «нет». В то же время к концу года количество красочных, наполненных различными элементами рисунков значительно увеличилось, что лишний раз подтверждает тот факт, что психолого-педагогические занятия, выстроенные по определенной схеме, приводят к развитию адекватной самооценки, активного положительного эмоционального настроя, оптимистического мировосприятия, то есть способствуют успешной социализации детей. Об этом же свидетельствуют и данные отчетов педагогов за год, которые в силу их большого объема и неструктурированности мы привести здесь не в состоянии.

Выводы. Полученные данные однозначно свидетельствуют о том, что использование проективно рисуночной методики с закрытой инструкцией: «Нарисуй, что тебе понравилось?» после обучающих занятий, может являться хорошим диагностическим средством. Она показывает, включен ли ребенок в процесс обучения и на какой стадии освоения материала он находится, что он запомнил, эмоционально отразил и вынес из прошедшего урока. Рисуночная методика может служить также хорошей подсказкой педагогу относительно успешности его метода преподавания материала. И при дальнейшем рассмотрении она может служить показателем изменения ценностных ориентаций ребенка и успешности его социализации.

Литература

1. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. – М.: Издательство института психотерапия, 2005.

2. Беллак Л., Эбт Л. и др. Проективная психология: Пер. с англ. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2002.

3. Джиннотт Хейм. Групповая психотерапия с детьми: Теория и практика групповой психотерапии: Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007.

4. Дилео Джон. Детский рисунок: Диагностика и интерпретация: Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007.

5. Тейлор Кэтрин. Психологические тесты и упражнения для детей: Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007.

6. Экслайн Вирджиния. Игровая терапия: Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2007.