Диагностика креативности

Как отмечалось в главе 2, интеллект является не единственным аспектом умственной одаренности. Другим важным параметром психологи считают творческие спо


Собности, или креативность. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торранса и Медника.

В соответствии с кубической моделью структуры интеллекта Дж. Гилфорд разработал систему образных и вербальных тестов, или "открытых" задач, для оценки творческих способностей, основанных на выделении специальных факторов. К ним относятся:

•факторы дивергентной продуктивности, которые описывают основные свойства "мышления в разных направлениях" - это различные виды "беглости" и гибкости мысли, разработанности и оригинальности (всего 16 способностей);

•оценивающее мышление или фактор - чувствительность к проблемам, "открытость" новому опыту. В тесте "Приборы" испытуемый должен предложить возможные варианты усовершенствования обычного применения таких приборов, как телефон, тостер и др. В тесте "Видение проблемы" необходимо перечислить проблемы, которые могут возникнуть в связи с обычными предметами, такими, как свеча, дерево и др.;

•конвергентный фактор - семантическое переопределение или переформулировка проблемы. Например, в тесте "Целостное преобразование" испытуемый должен выбрать один из пяти предложенных предметов, которые можно использовать с заданной целью, например, зажечь огонь с помощью одного из объектов: капуста, рыба, часы, пружина и трубка. Ответ: часы.

Время выполнения тестов ограничено, они используются для детей начиная с 10 лет и для взрослых. Приступая к выполнению тестов, очень важно вызвать у детей интерес к заданиям, высокую мотивацию к их выполнению,


Ориентируя на создание множества необычных способов решения проблем. Несмотря на отсутствие отечественной адаптации всех тестов Дж. Гилфорда на дивергентное мышление, система факторов-тестов, определяющих творческие способности, имеет теоретическое значение, так как дает представление целостного видения степени развития умственного творческого потенциала, развернутый "профиль" показателей способностей. Вопросы надежности, валидности и трудности стандартизации тестов обсуждаются в специальной литературе.

В отличие от заданий Дж. Гилфорда наибольшую популярность в нашей стране приобрели Миннесотские тесты творческого мышления, разработанные Е. П.Торрансом (МТТМ). Создавая специальные программы стимуляции креативности, Е. П.Торранс подбирал задачи таким образом, чтобы они оказывались чувствительными к основным творческим операциям (обостренное восприятие недостающих элементов, ощущение трудностей, поиск решений в разных направлениях, формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка гипотез, возможность их усовершенствования и сообщение результатов). Его тесты в миниатюре воспроизводят целостный творческий акт. Широкое применение эти тесты нашли в практике образования во всем мире. Они используются при диагностическом исследовании развития одаренности ребенка; при разработке индивидуальных программ обучения в школе; при оценке эффективности традиционных и новаторских программ обучения; при разработке тренингов по креативности.

МТТМ представляют собой задачи "открытого" типа со множеством решений, время выполнения которых ограничено. Они используются обычно с 5 лет и во всех клас-


Сах школы. Существуют индивидуальное (дошкольники и младшие школьники) и групповое (с 4 класса - небольшие группы до 15 человек, а с 5 класса допускаются группы до 30 человек) предъявление теста. Важная роль в условиях тестирования отводится созданию благоприятного психологического климата и устранению стрессовых факторов. Процедура оценивания направлена на получение четырех количественных показателей ("беглости", гибкости, оригинальности и разработанности) для каждого теста, а также единого показателя креативности - Сг.

Тесты сгруппированы в четыре батареи с двумя эквивалентными вариантами (А и Б): вербальные тесты, образные, вербально-звуковые и тесты действия и движения. Последние две батареи стали использоваться недавно и не получили пока распространения в нашей стране. Примеры вербальных тестов: Задание 1-3: Вопросы и догадки. Общим стимулом является рисунок эльфа, рассматривающего свое отражение в пруду. Ребенка просят за 5 минут задать по этой картинке как можно больше вопросов, далее придумать как можно больше причин этого события и, наконец, перечислить их последствия (на все три теста дается 15 минут). 4: Усовершенствование игрушки. Стимулом служит рисунок надувного игрушечного слона. В инструкции предлагается назвать разнообразные пути изменения этой игрушки (10 минут на выполнение). 5: Необычное использование. Модификация теста Дж. Гилфорда. Необходимо придумать как можно больше возможностей для новых употреблений картонных коробок (10 минут) . 6: Необычные вопросы (о картонных коробках) (5 минут). 7: Невероятные ситуации. Предлагается представить, например, что к облакам прикреплены веревки, которые свисают

46


До земли, и высказать как можно больше догадок и предположений о последствиях этой ситуации (5 минут).

Каждый из вербальных тестов отражает различные виды творческой активности, главные из них: проявление любопытства, вероятностное прогнозирование, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных отношений (Задания 1-3,7); пути усовершенствования идеи (адаптация, добавление, комбинирование, вычитание и т. д. - 4 Задание); преодоление ригидности мышления (Задание 5, 6).

Рассмотрим примеры образных тестов. Задание 1: "Конструирование картин”. Ребенку предлагается вырезать овальную фигуру из ярко раскрашенной бумаги по форме напоминающую плод боба или капли, приклеить ее к чистому листу и добавить различные линии так, чтобы получилась оригинальная картинка, а затем придумать название к ней или историю (10 минут на выполнение). Задание 2: "Закончи рисунок". Стимулами служат 10 незавершенных фигур, которые нужно дополнить так, чтобы получились предметы или сюжетные картинки, а затем придумать названия к ним (10 минут). Задание 3: "Линии" . Стимуль - ный материал представляет собой повторяющиеся фигуры - 30 пар параллельных линий или кругов. Необходимо завершить эти фигуры до предметов или сюжетов (10 минут).

Согласно Е. П.Торрансу, образные тесты креативности направлены на актуализацию всех четырех направлений дивергентного мышления (в вербальных тестах не используется показатель разработанности): "беглость" мысли, гибкость, оригинальность и усовершенствование. Определенная последовательность задач помогает проявиться тому или иному свойству, отражая либо специфику индивидуальных различий, либо условия конкуренции и конфликта различных свойств мышления в ситуации ограничения вре-


Мени. Инструкция к заданию по конструированию картин максимально ориентирует на необычность (оригинальность) и разработанность создаваемой идеи. Задание на завершение рисунка в большей степени отражает способность к варьированию различными типами ответов или гибкости мышления. Задание «Линии» с наибольшей полнотой дает проявиться "беглости" мысли при дорисовывании множества повторяющихся фигур.

В более поздних работах Е. П.Торранс публикует "Контрольный лист творческой силы", в котором содержится дополнительный качественный анализ творческих приемов решения проблем, встречающихся у одаренных детей. Это использование необычного зрительного образа в рисунках, синтез стимульных фигур, включение в рисунок передачи действия, абстрактность названия картин, эмоциональная экспрессия, необычное цветовое решение, проявление фантазии и др.

Несколько иная концепция лежит в основе разработанного С. Медником теста РАТ (тест отдаленных ассоциаций). Приведем для пояснения несколько схем.

Процесс дивергентного мышления идет следующим образом: есть проблема, и мыслительный поиск следует как бы в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы. Дивергентное мышление это как бы боковое, периферическое мышление, мышление "около проблемы".


48


Конвергентное мышление увязывает все элементы семантического пространства, относящиеся к проблеме, воедино, находит единственно верную композицию этих элементов.

Элементы проблемы???? решение

С. Медник полагает, что в процессе творчества присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющая, точнее деление познавательного акта на эти составляющие описывает его неадекватно.

По мнению С. Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. Но вместе с тем синтез элементов может быть нетворческим и стереотипным, например, соединение черт лошади и человека актуализирует образ кентавра, а не образ человека с головой лошади.

Творческое решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по С. Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном эта-


Пе мыслительного синтеза и, как было отмечено ранее, в широте поля ассоциаций.



Элементы проблемы

image014подпись: оригинальное
решение
ООО


Стереотипное решение



подпись: iподпись: ►Величина отклонения



В соответствии с этой моделью, в тесте отдаленных ассоциаций испытуемому предлагаются слова из максимально удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен предложить слово, увязанное по смыслу со всеми тремя словами. Причем тест строится так, чтобы каждые три слова-стимула имели слово-стереотип, сочетающееся с ними. Соответственно, оригинальность ответа будет определяться отклонением от стереотипа. Исходные слова могут быть трансформированы грамматически, можно использовать предлоги.

Итак, в основе теста RAT лежат следующие предположения С. Медника:

50


1. Носители языка привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой культуре и каждой эпохе эти привычки уникальны.

2. Креативный мыслительный процесс является формированием новых ассоциаций по смыслу.

3. Величина отдаленности ассоциаций испытуемого от стереотипа измеряет его креативность.

4. В каждой культуре существуют свои стереотипы, поэтому шаблонные и оригинальные ответы определяются для каждой выборки.

5. Уникальность выполнения теста RAT определяют ассоциативная беглость (измеряется числом ассоциаций на стимул), организация индивидуальных ассоциаций (измеряется числом ассоциативных ответов), особенности селективного процесса (отбор оригинальных ассоциаций из общего числа связей). Важную роль играет беглость генерации гипотез и вербальная беглость.

6. Механизм решения теста RAT аналогичен решению любых других мыслительных задач.

Ревалидизация RAT на отечественной выборке проведена сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН.

Тест имеет две модификации для детей и для взрослых.

В тесте речемыслительной креативности (РМК) применяются следующие индексы:

1) отношение числа ответов к количеству заданий;

2) индекс оригинальности - сумма индексов оригинальности отдельных ответов, отнесенных к общему числу ответов (индекс оригинальности отдельного ответа - обратная величина по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке);


3) индекс уникальности ответов равен отношению количества уникальных ответов к общему числу ответов.

Проблема повышения прогностической ценности психологических тестов традиционно решается путем повышения их валидности и надежности (например, использование “батареи” тестов вместо отдельных субтестов), применения комплексных оценивающих процедур, включающих и другие методы диагностического обследования: анализ эффективности освоения детьми развивающих программ обучения; экспертное оценивание учащихся учителями, воспитателями, родителями; оценка продуктов деятельности и результатов конкурсов и олимпиад.

Другой подход к диагностике одаренности предлагается в работах Л. С.Выготского по проблемам возрастного развития ребенка. Диагностические принципы этого направления основаны на динамической точке зрения и теории возрастной психологии в противоположность статической психометрической традиции тестирования интеллекта и креативности. Задачу диагностики составляет “... определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития... Таким образом, исследуя что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Однако эта научная идея, воплотившись в методе планомерного формирования умственных действий и понятий (П. Я.Гальперин), не вышла за пределы экспериментальных лабораторий в решении практических задач диагностики развития. Безусловно, переход от фиксирования только реального уровня развития и интерпретации количественных оценок к применению более


Трудоемких диагностических формирующих процедур, раскрывающих как достоинства, так и недостатки развивающегося интеллекта, выявляющих внутренние психологические причины (барьеры), которые мешают ребенку быть креативным, высоко интеллектуальным и иметь высокие достижения, требует определенных усилий со стороны психоло - гов-практиков. Но это направление в исследовании диагностики динамики развития детской одаренности снимает проблему соотношения диагноза и прогноза и открывает путь к культурному преобразованию “слабости в силу, а недостатков в способности”. Исходя из этих позиций, было выполнено исследование по созданию психологических условий продуктивности решения дивергентных задач (модификация теста Е. П.Торранса “Конструирование картин”) дошкольниками и младшими школьниками. С этой целью был разработан формирующий эксперимент, позволяющий показать динамику возникновения многократного появления идей в решении дивергентных проблем у детей. Благодаря диагностической методической процедуре, при которой измерение и формирование выступили в единстве, удалось вскрыть основные психологические препятствия на пути развития креативности у детей (см. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1995).

Подведем некоторые итоги по поводу всего многообразия тестов интеллекта и креативности.

Все интеллектуальные тесты и тесты креативности можно условно проранжировать по шкале "регламентированность - свобода" поведения испытуемого в ходе тестирования. Очевидно, на полюсе регламентированности окажутся групповые тесты скоростного интеллекта с закрытым


Ответом[1]. В этих тестах жестко ограничено время выполнения теста, число заданий, способы их выполнения, общение с экспериментатором, множество возможных ответов и их оценка. Менее жестким вариантом являются индивидуальные тесты интеллекта типа шкалы Д. Векслера. В этих тестах (в ряде субтестов) множество ответов не фиксировано, хотя решение категоризируется как верное или неверное. В вербальных тестах время не регламентировано, возможны более свободные отношения с экспериментатором.

В тестах Д. Гилфорда и Е. П.Торранса существуют лимиты времени и фиксированы виды операций, но "смягчено" общение с исследователем (в тестах Торранса) - исследование проводится в форме игры, и, наконец, предусмотрено неограниченное множество ответов испытуемого: любой оригинальный ответ принимается.

В варианте Когана-Воллаха отсутствует ограничение времени, вводится игровая ситуация, исключается мотивация достижений и социального одобрения.

Отечественная методика "Креативное поле" (автор - Д. Б.Богоявленская), по замыслу ее создателя, ставит испытуемого в условия минимальной регламентации.

Крайним вариантом полной свободы является творческая деятельность в нерегламентированной ситуации.

По определению Ж. Пиаже, интеллект есть способность адаптации к трудным условиям (в том числе - новым). Следовательно, интеллект активизируется в той мере, в какой условия тестирования будут максимально жесткими с точки зрения требований адаптации.


Креативность проявляется в той мере, в которой ситуация является менее "жесткой" с точки зрения ограничительных требований к деятельности испытуемого.

Следовательно, и корреляции тестов скоростного интеллекта с тестами креативности будут определяться сходством-различием ситуаций тестирования. Чем более свободна тестовая деятельность испытуемого, тем будет выше корреляция теста с "идеальным" тестом креативности и чем более регламентирована деятельность испытуемого, тем больше будут корреляции данного теста с "идеальным" тестом интеллекта.