ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Д. В. Ефимова, В. В. Белолипецкий Пензенская государственная технологическая академия, г. Пенза, Россия

DIALOGICAL INTERACTION IN THE PEDAGOGICAL ENVIRONMENT AS A PARAMETER OF

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

D. V. Efmova, V. V. Belolipetsky

Penza State Technological Academy, Penza, Russia

Summary. In article process of dialogue of the teacher, based on abilities to dialogical interaction is considered. The given feature is one of conducting and necessary professional skills trades of the teacher. The plan promoting harmonization of the person of the teacher, the recommendation for effective dialogue is given.

Key words: communication, interaction, orientation, tolerance.

Одним из структурных компонентов педагогической деятельности является коммуникативный компонент, определяющий эффективность педагогической деятельности в целом. Процесс труда учителя складывается из осуществления педагогической деятельности, педагогического общения и самореализации личности учителя. Но вместе с тем труд учителя определяется и его результатами, которые выражаются в уровне обучен-ности (и обучаемости) и уровне воспитанности (и воспитуемости) учащихся, что составляет еще две стороны труда учителя. В каждой из перечисленных пяти сторон труда преподавателя А. К. Маркова выделяет профессиональные знания и умения, психологические позиции и личностные особенности, составляющие «психологический модуль» для каждой стороны труда. Профессионально компетентным является труд, в котором на высоком уровне проявляются все пять сторон педагогического труда, составляющие пять блоков профессиональной компетенции.

Успешное психолого-педагогическое взаимодействие и эффективность образовательного процесса зависят от личности, профессиональной компетенции и культуры самого педагога, его социального самочувствия и статуса в обществе. Заметим, что личные качества педагога могут содействовать или препятствовать продуктивному решению педагогических задач.

Личность преподавателя характеризуется педагогической направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов, которые определяются его убеждениями, взглядами, склонностями, интересами и обусловливают поведение, отношение к профессии и к личности обучаемого. Отсюда можно выявить профессионально значимые качества педагога: педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт. В процессе организации оптимального, грамотного общения у преподавателя развивается способность к рефлексии и такт. Склонность педагога к рефлексии имеет важное значение, так как от высокого уровня рефлексивных процессов зависит фактор повышения терпимости педагога. В основе такой зависимости лежат два механизма:

1. Высокий уровень проникновения в собственное «Я», адекватное познание собственной личности ведут к самовыявлению тех особенностей, которые делают личность терпимой. При выявлении стереотипов социального восприятия, установок и отношений происходит осознание проявлений собственной нетерпимо-

51


Сти. Сочетание самопознания с самоанализом поведения, с результатами межличностного взаимодействия, главным образом негативного опыта, объективно работает на повышение уровня терпимости личности. 2. Нетерпимость во многом обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. С возрастанием уровня рефлексии вероятность формирования жестких установок снижается. Это объясняется тем, что чем более развиты у индивида рефлексивные процессы тем глубже он проникает в собственную личность, тем сложнее оценивается им образ других людей, тем менее стереотипно он воспринимает окружающих. Одним из важнейших качеств, определяющих профессиональную компетентность педагога, является уровень общительности.

Личностные установки и принципы толерантного учителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся. В этом случае следует говорить о профессиональной компетентности преподавателя, состоящей не только во владении знаниями, умениями и методикой преподавания своего предмета, но и в способности находить оптимальные пути эффективного взаимодействия с учащимися на уроке и во внеучебное время на основе организации сотрудничества. Роль учителя и педагога в воспитании толерантной личности учащихся является ведущей. Она подразумевает подготовку педагогических работников к реализации воспитания толерантности, уважения прав человека и демократии.

К сожалению, в нашем обществе пока еще недостаточно развита общая психологическая и толерантная культура, овладение которой позволяет человеку сохранять психическое здоровье, лучше разбираться в себе, своих проблемах и отношениях, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать окружающим людям, создавая психологически комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности.

Реальность свидетельствует, что педагоги чаще демонстрируют адаптивную модель поведения, основой которой является стандартизация внутреннего мира, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм, доминирование консерватизма, авторитаризма, условностей и формально-инструктивных предписаний. В сознании накапливаются безличные формы поведения. Все это приводит к отсутствию непосредственности и индивидуальности, преобладанию негативной оценки себя и окружающих, неуверенности. Альтернативной может служить модель профессионального и личностного развития педагогических работников, фактором которого является внутренняя толерантная среда личности, ее активность, потребность в самореализации, уверенность в себе, высокая самооценка и эмоциональная гибкость.

Педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Она предполагает сформированность всех трех сторон труда учителя: личности (ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы), педагогической деятельности (технология труда учителя) и психологической культуры педагогического общения (климат и атмосфера этого труда).

В структуре педагогической компетентности выделяют две подструктуры: деятель-ностную (знания, умения, навыки и способы педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения).

52


Направления гармонизации личности учителя:

• Воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность и сотрудничество с учащимися. Обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психологической компетентности, прежде всего коммуникативного и толерантного аспектов.

• Психологическое обеспечение условий развития педагогической гибкости.

• Повышение профессионального самосознания, сознание себя личностью, способной проектировать собственное будущее.

• Толерантная культура педагога включает реализацию принципов педагогики толерантности в профессиональном и личностном общении, деятельности и самосознании.

Жизнь современного общества нуждается в новых, свежих идеях, нестандартных решениях, которые могут практически реализоваться за счет «притока» специалистов, готовых трудиться в обновленном обществе. Поэтому современной системе образования необходимо учить жить вместе, воспитывать уважение к чужому мнению, стать базой для формирования нравственности. Изменение общественной жизни требует совершенствования человеческих отношений, развития культуры общения. Рассмотрим различные позиции в определении общения.

Общение означает необходимость понимать и чувствовать другого таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого. Чтобы понять другого, нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, то есть вжиться в его мир. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Е. В. Руденский определяет общение как форму деятельности, осуществляемую между людьми как равными партнерами и приводящую к возникновению «психического контакта», то есть сопереживанию и взаимному обмену эмоциями. В этом случае можно предположить, что толерантность будет выступать в виде эмоционально-чувственных переживаний.

М. С. Каган заметил, что общение может быть и спором идейных противников, но при соблюдении условий, что целью спора является не обмен информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск общей позиции, отчего «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». «Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен явиться не только средством обучения, но и его целью».

Под диалогичностью мы понимаем ситуацию деятельности, в которой субъект - субъектное взаимодействие основано на признании ценностно-смысловой множественности, стремлении к информационному и ценностно-смысловому обмену в процессе познания действительности как объективно многомерной социокультурной реальности.

Диалогичность является адекватным средством воспитания оптимальной толерантности, так как представляет собой процесс дискуссионного общения с целью восстановления, передачи, истолкования, сопоставления различных точек зрения, способствующих идентификации. При этом она обеспечивает самопонимание через понимание «другого», стимулирует эмпатию, рефлексию и актуализирует мировоззренческую толерантность [1].

53


Таким образом, в педагогической деятельности толерантность можно рассматривать в качестве одной из целей образовательного процесса и в качестве средства достижения поставленных задач в учебном и воспитательном процессе.

Важным является то, что диалогическое общение позволяет перейти от эгоцентрической установки к установке на собеседника, что является основой толерантного общения, однако диалог возможен в случае соблюдения правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное состояние. Общение проходит по принципу «здесь и сейчас».

2. Восприятие партнера без оценки его личности.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принятие «инаковости» другого).

4. Общение всегда направлено на нерешенные проблемы и вопросы.

5. Разговор ведется от своего имени, без ссылок на авторитеты.

М. М. Бахтин писал: «Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путем слияния с ним, вчувствования в него. К нему можно подойти и его можно раскрыть – точнее, заставить его самого раскрыться – лишь путем общения с ним, диалогически».

Организация деловых контактов, совместная постановка задач и анализ процесса их решения предусматриваются педагогикой сотрудничества, которая связана с гуманизацией и демократизацией общества, активизацией инициативы и творчества людей, более полным раскрытием личностного потенциала каждого человека.

А. Орлов отмечает, что ценностные ориентации гуманистической педагогики сотрудничества вычленяют три главные личностные установки:

1. Установка на принятие любого ученика таким, какой он есть.

2. Установка на эмпатическое понимание ученика дает возможность полноценного и неискаженного межличностного общения с учеником, возможность оказания помощи ученику там, где она в данный момент больше всего необходима.

3. Установка на открытое, доверительное общение с учащимися.

Доверие учителя порождает доверие учащегося, способствует равноправному диалогу. Значимость педагогического общения возрастает по мере усиления роли человеческого фактора, требований к уровню подготовки молодежи, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе. Профессиональное общение приобретает еще большее значение в создании психологически комфортного климата, а через это и более эффективного решения задач обучения. Но вместе с тем результаты исследований показывают, что в современной педагогической системе продолжают действовать авторитарные методы взаимоотношений педагогов с учащимися (97 % педагогов считают свои отношения в коллективах «ровными» и даже «дружескими», в то время, как только 42,8 % учащихся признают, что могут «свободно высказывать и защищать свою точку зрения» на занятиях). Не стоит забывать, что важнейшими чертами педагогического мастерства, способствующими формированию толерантности учащихся, являются установление и поддержание отношений доверия и доброжелательности, основанные на взаимном сотрудничестве, когда уважение гармонично сочетается с требовательностью.

В педагогическом, как и любом другом, процессе монолог изначально обречен на неэффективность, только диалогическое общение позволяет перейти от эгоцентрической установки к толерантной установке на собеседника. Общение может быть и спором идейных противников, но при соблюдении условий, что целью спора является не обмен

54


Информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск общей позиции, взаимовыгодной ситуации для всех участников.

Профессиональное, педагогическое общение представляет систему знаний, приемов, умений и навыков социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся с помощью коммуникативных средств, содержанием которого является обмен информацией, эмоциональными состояниями, оказание воспитательного воздействия. Причем педагог выступает как организатор этого процесса, управляя им и создавая оптимальные условия для развития учащихся, формирования их личности, обеспечения благоприятного эмоционального климата обучения, нейтрализующего возникновение психологических барьеров общения.

Педагогическое общение выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений в системе «учитель-ученик», как обогащение нравственным опытом воспитывающей личности. Теоретический анализ психологических подходов к общению позволил определить, что при формировании толерантности коммуникативная сфера имеет существенное значение. Поэтому одним из направлений формирования толерантности является развитие коммуникативности.

Итак, уважаемые педагоги, помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе; относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь; не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир единственный; больше общайтесь с разными людьми, ведь взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы; будьте реалистами, не ждите легкости в процессе самоизменения, а главное, не ожидайте, пока изменятся окружающие люди; если вы заинтересованы в продуктивном общении с учениками, сотрудниками, родственниками, друзьями, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе лицом хорошей стороной; делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может вам навязать толерантные отношения, и, если вы считаете их малоэффективными и психологиче ски не готовы их принять, это ваше право; помните, что самые важные идеи очень медленно завоевывают признание (в педагогике на реализацию инновационных идей уходит 15–20 лет), будьте готовы к тому, что коллеги могут не совсем понимать вас [2].

CПисок используемой литературы:

1. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. – М.: Академический проект, 2004. – 240 с.

2. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова. – М.: Академический Проект, 2004. – 176 с.

3. Adler, A. What life should mean to you / A. Adler. – Boston: Little, Brown, 1931. – P. 148.

55


Список использованной литературы:

1. Коулман, Джеймс С. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора. Экономическая социология / Джеймс С. Коулман. Электронный журнал, Www. ecsoc. msses. ru, – Том 5. –№ 3. – Май 2004.

2. Фукуяма, Ф. Социальный капитал / Ф. Фукуяма // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. – М., 2002.

3. Blau, P. M. Exchange and power in social life / P. M. Blau. – N.-Y.: John Wiley, 1964.

4. Coleman, J. S. Foundations of social theory / J. S. Coleman. – Cambrige: The Bellhop Press of Harvard College, 1994.

5. Putnam, R. The Prosperous Community. Social Capital and Public Life / R. Putnam // The American Prospect, 1993. – Vol.4. – № 13. – P. 1–8.;

6. Putnam, R. Bowling Alone: America’s Declining Social Capital / R. Putnam // Journal of Democracy, 1995. – Vol. 6. – № 1. –P. 65–78.

7. Schiff, M. Social capital, labor mobility and welfare / M. Schiff // Ration Soc, 1992. –Vol. 4. – P. 157– 175.