§ 8. ДОВЕРИЕ К СЕБЕ - ЭМПИРИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ

Как было показано рядом авторов, человек не беспристрастно отражает внешний мир и различные его обстоятельства, он отражает мир субъективно, т. е. вместе с ценностями и смыслами, которыми наделяет различные свойства объектов и объекты в целом. Человек одновременно обращен не только в мир, но и в себя, по-разному отражая различные свойства, качества, переживания в собственном внутреннем мире, что дает основание говорить о существовании феномена доверия к себе, связанном с выбором целей и в конечном счете — с активностью человека, проявляемой в разных сферах жизни. В этой связи эмпирическая гипотеза состояла в том, что в разных сферах жизнедеятельности человек проявляет различную степень доверия к себе, что детерминировано многими обстоятельствами. Но в целом феномен доверия к себе есть интегративное образование субъектности, имеющее определенные качественные параметры. Поскольку доверие к себе есть частный случай феномена доверия, он обладает теми же формально-динамическими признаками — мерой, избирательностью и парциальностью. Это можно пояснить следующим образом: каждый раз, делая выбор, ставя перед собой цель или обнаруживая ее, принимая какое-то решение, человек обнаруживает определенное доверие к себе, которое проявляется в том, что человек себе доверяет (это определяется субъективной значимостью определенной сферы жизни, определенной ситуации, в которую человек актуально включен и внутри которой он предполагает совершить поступок или проявить какую-либо активность) и его доверие имеет определенную меру, во многом детерминируемую приписываемыми себе возможностями.


В связи с выдвинутыми предположениями было проведено специальное эмпирическое исследование, цель которого — доказать гипотезу о существовании доверия к себе как особого явления субъективной реальности, связанного с другими внутриличност - ными феноменами, но несводимого к ним.

Разрабатывая программу исследования, мы руководствовались следующими положениями. Во-первых, доверие человека к себе имеет определенный эмпирический оптимум, относительно устойчивый для каждого конкретного человека. Он формируется в течение всей предыдущей жизни человека, способствует сохранению относительной целостности человеческой личности и является полидетерминированным. Во-вторых, существующий эмпирический оптимум, который мы назвали индивидуальной «разрешительной системой», приобретает относительную стабильность лишь у взрослой личности, способной полноценно брать на себя ответственность за собственные поступки, за содержание своей жизни, а потому сформированный, относительно постоянный уровень доверия к себе можно считать показателем зрелости личности. Последним обстоятельством и был продиктован выбор объекта в этой части исследования.

В исследовании приняли участие 143 взрослых человека в возрасте от 27 до 58 лет. Выборка была разнородной: учителя школ, мастера производственного обучения ПТУ, программисты, студенты заочной формы обучения РГПУ.

Поскольку до сих пор доверие к себе как относительно самостоятельный феномен личности не выделялся, на данном этапе исследования не было создано специального опросника, направленного на измерение уровня развития доверия к себе у различных людей, а был лишь сконструирован методический прием, направленный на выявление способности человека рефлексировать разную степень (или меру) доверия к себе в различных областях жизни.

Первое и основное предположение сводилось к тому, что если люди действительно рефлексируют (т. е. отражают, что могут в разной мере доверять себе в разных областях жизнедеятельности, самостоятельно на себя полагаться), то это и будет служить доказательством гипотезы о том, что основными формально-динамическими параметрами доверия к себе являются мера, избирательность и парциалъностъ.

Второе предположение состояло в том, что если доверие к себе как субъектный феномен личности существует как особая, относительно независимая от других внутрисубъектных феноменов реальность, то применение процедуры факторного и корреляционного анализа с использованием полученных показателей и показателей других известных внутриличностных феноменов, логи


Чески связанных с уровнем доверия к себе, должно продемонстрировать как наличие такой реальности во внутриличностном пространстве, так и ее относительную независимость от других внутриличностных образований.

Согласно предложенной теоретической модели доверия к себе как субъектного образования личности, названный феномен наиболее тесно связан с внутренним контролем (локус-контролем), некоторыми шкалами самоотношения личности и в конечном счете — с уровнем самореализации личности в разных сферах жизни, но к ним несводим.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, эксперимент проводился в два этапа.

Первый этап был посвящен созданию методического инструментария, способного служить ориентировочным средством для обнаружения рефлексивным способом различной степени (или меры) доверия к себе у разных людей в разных сферах жизни. Мы сочли возможным ограничиться самоотчетами испытуемых, потому что, как показывает опыт наиболее видных исследовате - лей-эмпириков в области психологии личности, самоотчеты являются наиболее адекватным способом, позволяющим проникать в мир внутриличностных смыслов и переживаний человека. Для подтверждения последнего положения приведем цитату из работы А. М. Эткинда, написанной еще в 1983 г.: «...Если ему (психологу. — Т. С.) нужен инструмент проникновения в субъективную реальность, личностные смыслы, систему отношений его испытуемых, то вряд ли какие-либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты» [341, с. 111].

Первоначально каждым членом группы экспертов (4 человека) независимо друг от друга были составлены перечни значимых сфер жизни, а затем отобраны те из них, которые вошли во все составленные перечни. В результате был создан перечень из 11 наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека (см. прилож. 1).

Затем испытуемым было предложено ответить на вопрос: «В какой мере я доверяю себе в каждой из обозначенных сфер жизнедеятельности в соответствии со шкалой:

Полностью доверяю; скорее доверяю; частично доверяю; частично не доверяю; скорее не доверяю; полностью не доверяю?»

Проведение опроса по названному критерию показало, что испытуемые действительно отмечали разную степень доверия себе


В предложенных в перечне сферах жизни. Таким образом, можно констатировать, что мера, избирательность и парциальность являются основными формально-динамическими качествами в проявлении доверия к себе. Здесь же отметим, что, как показывают наши эмпирические данные, испытуемые хорошо рефлексируют уровень доверия к себе в той или иной сфере жизни, а уровень или меру недоверия к себе — в значительно меньшей степени. Данное обстоятельство показывает, что доверие/недоверие — это единая шкала и определенный уровень доверия (т. е. неполное доверие) автоматически означает определенный уровень недоверия.

Для выявления меры доверия к себе в результате всей предварительной работы был составлен бланк методики из 11 пунктов, соответствующих разным сферам, в которых индивид может иметь разную меру доверия к себе (см. прилож. 1). Для доказательства гипотезы о том, что доверие к себе является самостоятельной психической реальностью субъективного мира личности, использовался метод факторного анализа. Одной из важнейших задач на этом этапе исследования был поиск достаточно репрезентативного перечня уже известных показателей, входящих в субъективный мир человека. Поскольку явление доверия к себе ранее не выделялось и, соответственно, не проводилось исследований, позволяющих с достаточной степенью надежности указать на связи данного феномена с другими известными внутриличностными образованиями, мы провели дополнительные исследования с той же выборкой испытуемых, используя следующие хорошо известные методики:

Опросник уровня субъективного контроля УСК (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. — М., 1993);

Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантелеев. — М., 1993);

Методика измерения уровня самоактуализации личности (Ю. Е. Алешина, JI. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).

В результате проведенного исследования из полученных данных была составлена матрица из 42 шкал, отражающих содержание каждой из использованных методик. При этом 12 шкал составляли показатели уровня доверия к себе, 11 из которых соответствовали показателю доверия к себе в каждой из выделенных сфер жизнедеятельности, а 12-я шкала (SUM) представляла собой суммарный показатель по составленной нами методике.

Матрица с данными была подвергнута факторному анализу, экстракция факторов осуществлялась методом главных компонент.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число факторов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число факторов

График значений выделенных факторов Анализ данных, представленных на графике, свидетельствует

0 наличии четырех наиболее сильных факторов, имеющих, соответственно, вес: 7,53; 4,34; 2,96; 2,63. Как видно на графическом изображении, увеличение числа анализируемых факторов нецелесообразно.

Ротация осуществлялась методом нормализованного «уаптах»— вращения [318]. В результате ротации была получена упорядоченная факторная матрица, давшая основание для содержательной интерпретации факторов. Были приняты следующие критерии вхождения переменной в фактор: факторный вес > 0,3;

Наибольшая величина факторного веса при двойных вхождениях.

Из табл. 1 видно, что 4 выделенных фактора не имеют ни одного двойного вхождения. Это обстоятельство является свидетельством того, что каждая из используемых методик измеряет самостоятельную независимую реальность. При этом в фактор

1 вошли показатели, измеряющие уровень самореализации личности; в фактор 2 — показатели, соответствующие рефлексируе - мому уровню доверия к себе в разных областях жизни; в фактор 3 — показатели различных шкал самоотношения и в фактор 4 — показатели уровня субъективного контроля. Таким образом, полученные данные позволяют сделать общий вывод о том, что переменные из составленного нами перечня значимых сфер жизни оценивают самостоятельную, цельную (о чем свидетельствует высокий





Факторный вес), независимую от других переменных, включенных в исследование, реальность. Следовательно, гипотезу о существовании внутриличностного образования — доверия к себе — можно считать доказанной.

Однако, как известно, сама по себе математическая процедура факторного анализа не может служить основанием для вывода о том, что выделенные нами показатели уровня доверия к себе, а также полученный суммарный показатель измеряют пространство именно доверия к себе. Поэтому встал вопрос о надежности и валидности наших измерений.

В связи с поставленными в исследовании задачами нас в большей мере интересовала содержательная и операциональная природа исследуемого явления. Поэтому для проверки надежности используемого методического приема был выбран способ оценки синхронной надежности, позволяющий проверить взаимную согласованность пунктов в опросе с помощью коэффициента Крон - баха [216, с. 70], который по всей выборке испытуемых оказался довольно высоким (= 0,765).

Для прояснения валидности полученного суммарного показателя уровня доверия к себе было проведено дополнительное специальное исследование, где суммарный показатель доверия к себе (SUM) был скоррелирован со всеми шкалами используемых в исследовании трех личностных опросников: самоотношения, самореализации и УСК, (N= 143,/? < 0,05). По всем методикам корреляции подверглось 30 шкал. Результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа между суммарным показателем уровня доверия к себе и шкапами личностных методик, включенных

В исследование Отмеченные корреляции значимы при р < 0,05


Из табл. 2 видно, что суммарный показатель уровня доверия к Себе на статистически значимом уровне положительно коррелирует со следующими шкалами методики уровня самоактуализации: шкалой компетентности во времени, р = 0,2175 (по условию методики характеризует способность субъекта жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть жизнь целостно);

Шкалой поддержки, р = 0,3489 (измеряет степень независимости ценностей и поведения). «Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля» [6, с. 93]. Данный показатель является косвенным свидетельством того, что оптимальный уровень доверия к себе является показателем зрелости личности;

Шкалой ценностных ориентации, р = 0,3489 (по условию методики измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности). Видимо, это можно считать доказательством нашего предположения о том, что овладение определенным уровнем доверия к себе связано со способностью к самоорганизации собственной жизни;

Шкалой спонтанности, р = 0,3832 (измеряет способность спонтанно выражать свои чувства). Данный показатель свидетельствует о том, что человек, доверяющий себе, не боится искренне выра-

I II (криикши 177


Жать свои чувства, ибо он ориентирован на самооценку, а не на оценку себя окружающими людьми;

Шкалой самоуважения, р = 0,392 (измеряет способность субъекта ценить свои достоинства). Данный показатель можно считать доказательством того положения, что уровень доверия к себе отражает уровень самоценностного отношения личности к себе;

Шкалой самопринятия, р = 0,2316 (измеряет уровень самопри - нятия вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков). Этот показатель служит еще одним подтверждением высказанного выше положения о связи уровня доверия к себе с самоценностным отношением;

Шкалой представления о природе человека, р = 0,1953 («свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную и не считать дихотомии мужественности-женственности, рациональности-эмоциональности и т. д. антагонистическими») [6, с. 94]. В зарубежной психологии неоднократно высказывалась мысль о том, что доверие является детерминантой оптимизма и пессимизма [368, 378].

Суммарный итоговый уровень доверия к себе на статистически значимом уровне положительно коррелирует со следующими шкалами методики исследования самоотношения личности:

Шкала самоуверенности, р = 0,438 (из всех шкал имеет самый высокий коэффициент корреляции) — данная шкала по условию методики «задает отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать» [224, с. 13]. Данный показатель дает возможность выдвинуть предположение о том, что уровень доверия к себе является внутриличностным коррелятом уверенного поведения;

Шкала саморуководства, р = 0,3262 (показатель близкий к ин - тернальности, однако, по мнению автора методики, имеющий собственную специфику, заключающуюся в том, что «здесь имеется в виду чувство субъекта по поводу управляемости и предсказуемости собственного «Я») [224, с. 15]. Доказывает предположение о том, что доверие к себе означает овладение человеком собой, своей сущностью;

Шкала самопринятия, р = 0,2071 (показатель, отражающий чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным отношением к себе);

Шкала самопривязанности, р = 0,2876 — данный показатель характеризует личность как положительно принимающую себя, «даже с оттенком некоторого самодовольства» [224, с. 18], свидетельствует о самодостаточности;

Шкала внутренней конфликтности, р = —0,2332 — имеет единственную отрицательную значимую корреляцию с уровнем дове


Рия к себе. Это показатель, связанный с тенденцией человека к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на фоне негативного отношения к себе.

Отметим, что из всех включенных в исследование шкал лишь шкала внутренней конфликтности имеет отрицательную значимую корреляцию с суммарным показателем уровня доверия к себе. Следовательно, как и ожидалось, внутренняя конфликтность снижает уровень доверия к себе.

Суммарный уровень доверия к себе в методике локус контроля на статистически значимом уровне положительно коррелирует лишь со шкалой интернальности в области достижений (р = 0,2278). Данное обстоятельство получило дополнительное подтверждение в показателе значимой корреляции доверия к себе и шкалой ценностных ориентации в методике, измеряющей уровень самоактуализации.

Хотя показатель интернальности в области неудач и не является статистически значимым, важно, что из всех сравниваемых шкал это вторая шкала, где имеет место отрицательная корреляция. Другими словами, этот показатель свидетельствует о том, что чем ниже уровень доверия к себе, тем сильнее выражена тенденция к самообвинению в неудачах и неприятностях.

Итак, полученные и описанные нами показатели корреляционных связей суммарного показателя уровня доверия к себе с показателями других личностных методик позволяют приблизиться к пониманию психологической природы исследуемого явления. Полученные показатели корреляционных связей уровня доверия к себе с некоторыми свойствами, измеряемыми посредством других личностных методик, являются свидетельством выдвинутого предположения о том, что оптимальная мера доверия к себе является показателем зрелости личности. Особо следует отметить, что самая высокая корреляция была обнаружена между уровнем доверия к себе и уровнем самоуверенности личности. Видимо, это действительно близкие понятия. Однако для подтверждения последнего предположения требуется проведение дополнительных эмпирических исследований.

Все другие описанные выше значимые положительные корреляции в целом могут служить подтверждением выдвинутых теоретических гипотез о том, что человек, доверяющий себе, — это человек относительно независимый, ориентированный на достижения, позитивно себя принимающий, т. е. относящийся к себе, к своей субъектности как к ценности. Значимая корреляция между уровнем доверия к себе и показателем шкалы компетентности во времени свидетельствует о том, что человек, доверяющий себе, умеет учитывать прошлый опыт и соотносить его со своими пла - - ами на будущее. Это обстоятельство можно считать эмпирическим подтверждением гипотезы, полагающей, что доверие выполняет функцию связи прошлого, настоящего и будущего в единый процесс жизнедеятельности.

Проведенное эмпирическое исследование позволило констатировать, что доверие к себе является относительно самостоятельным субъектным феноменом личности, несводимым к другим известным внутриличностным феноменам, но взаимодействующим с ними. Таким образом, существование относительно самостоятельного субъектного феномена личности — доверия к себе — можно считать эмпирически доказанным.