ДОВЕРИЕ К СЕБЕ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ С САМИМ СОБОЙ

Гусева Т. С. (Ярославль)

Вопрос доверия в нашей жизни всегда занимал и будет занимать огромное значение. Мы доверяем или не доверяем не только людям, но и политическим партиям, религии, магии, своему спутнику, самому себе...

Феномен доверия традиционно рассматривался в рамках философских концепций. В психологии исследование этого феномена началось сравнительно недавно, и изучение феномена доверия, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, с каждым днем становится все более актуальным. Эта актуальность определяется, прежде всего, тем, что за последние несколько лет в обществе имеет место разрушение устоявшихся норм и ценностей. А это, в свою очередь, способствует появлению негативных тенденций, проблем как в жизни общества в целом, так и отдельного человека в частности. Согласно многочисленным литературным источникам доверие является одним из механизмов гармонизации отношений человека с миром и с самим собой, поэтому изучение данного феномена представляется крайне необходимым.

Каждый человек находится в тех или иных взаимоотношениях с миром и с самим собой. Эти взаимоотношения позволяют ему выстраивать определенную систему ценностей. Но появлению определенного качества взаимоотношений человека с миром и с собой предшествует формирование определенного уровня доверия человека к миру и к себе. Таким образом, доверие выступает в качестве так называемой социально-психологической установки по отношению к миру и к себе.

Доверие к себе представлено в работах многих ученых (Т. П. Скрипкина, Р. Эмерсон, О. В. Голубь, и другие). Оно рассматривается ими, прежде всего, как позиция человека по отношению к самому себе. Эта позиция может выражаться по-разному: от полного принятия себя, самоуважения, осознания ценности своей личности, способности нести ответственность за свое поведение и т. д. до полного недоверия к себе, а значит, зависимости от чужого мнения, поведения, неспособности ставить перед собой цели, самостоятельно их достигать и т. п.

Самопринятие играет очень важную роль в формировании доверия к себе. Принять себя означает полностью раскрыться перед собой, раскрыться во всех проявлениях своей сущности, быть для себя самим собой, без всяких социальных масок.

Принимая себя, человек адекватно осознает наличие всех своих достоинств и недостатков, своих слабых и сильных сторон. Таким образом, принимая себя, человек становится близким самому себе, искренним перед собой. Он перестает осуждать себя за какие-то неверные действия, осознавая свои слабости. Принимая себя, человек все свои мысли, поступки, образ жизни выстраивает в согласии с самим собой. Всецело приняв себя, ему больше не требуется огромное количество энергетических затрат на то, чтобы подавлять свое истинное «Я».

И в результате человек начинает доверять себе: своим мыслям, чувствам, ощущениям, действиям; он начинает доверять первичным импульсам, исходящим от его тела. Человек перестает бояться чужих оценок, мнений, перестает зависеть от них, перестает подстраиваться под них. Приняв себя, доверяя себе, у человека как бы формируется «внутренний стержень», который позволяет видеть себя изнутри, и на котором рано или поздно начинают вырастать его личные позиции в отношении других людей и всего окружающего мира.

К сожалению, большинство людей воспитываются на многочисленных стереотипах, запретах, ограничениях. Человек изначально воспитывается зависимым от других людей. В детстве он зависим от мнения родителей, в юности и зрелом возрасте – от мнения друзей, коллег, авторитетов. Многие люди находятся в зависимости друг от друга. Люди переполняют свое сознание разными мнениями, позициями, оценками, установками в отношении чего-либо. И эти мнения, оценки, позиции и установки часто очень противоречат друг другу. В результате, сознание человека становится настолько переполненным, что создается полный хаос. Человек не знает, чему верить, что правильно, а что нет. Одни говорят о нем одно, другие совсем другое. Это порождает сомнения человека в отношении самого себя, а сомнения, в свою очередь, никуда не исчезают, а, наоборот, с каждым днем продолжают наслаиваться друг на друга. И, кажется, что человек совершенно не знает себя: кто он, зачем он, почему он. Так человек попадает в зависимость от других. Но он не может остановиться и сделать шаг назад, так как боится остаться один, считая, что в одиночестве потеряет себя.

В результате человек в большей степени привыкает ориентироваться и полагаться на чужое мнение. И если кто-то не верит в его способности и потенциал, то, скорее всего, человек не решится на тот или иной поступок. Причиной этому, вероятно, является то, что человек боится не оправдать доверие других людей в отношении себя.

Таким образом, человек губит свои способности, зарывает свой талант, не позволяет раскрыться своему потенциалу, своим ресурсам. Все это происходит потому, что человек сам себе не доверяет, он сам не верит в свои силы и способности. Он часто соглашается с мнением других, не зная себя, не зная своего истинного «Я», будто не понимая, что он сам может и хочет на самом деле.

И действительно, оказывается, что человек совершенно не знает самого себя. Как же ему быть? Как ему избавиться от того рабства, в которое он сам себя заключил?

И здесь самым главным является принятие себя, заглянуть вглубь себя, обратиться к своему «Я», полностью раскрыть свое «Я» перед собой, прислушаться к своему внутреннему голосу. Увидеть в себе те качества, тот потенциал, те ресурсы и возможности, которые на самом деле есть. При этом важно быть предельно искренним с собой, настоящим, без фальши, лести и масок.

И только увидев себя таким, человек может стать близким самому себе, он может раскрыть перед собой всю свою сущность. Человек может доверять себе, а значит, он может полюбить себя.

Доверяя себе, человек является свободным: он независим и невозмутим в принятии решений, совершении каких-то поступков и т. д., в противном же случае, он не может быть самим собой, так как зависим от других.

Эта зависимость является очень характерной для нашего общества, когда человек не чувствует себя в безопасности, так как в мире господствует жестокая конкуренция, криминал, безграничная погоня за властью, престижем, большими деньгами. Человек вынужден защищаться и постоянно укрепляет свою защиту (как правило, такой защитой является увеличение дистанции между собой и другими или различные социальные маски, которые увеличивают дистанцию между «Я» - социальное и «Я» - реальное).

Все это не позволяет человеку прислушиваться к своему внутреннему голосу, быть открытым и искренним, иначе он будет слаб и уязвим, а значит, этим может кто-то воспользоваться.

В результате человек вынужден постоянно носить маски, создавая для себя напряжение, которое, в свою очередь, влечет за собой негативные эмоции и переживания. Таким образом, в теле человека формируются зажимы, не позволяющие свободному протеканию энергии по всему телу.

Маски, которые человек носит постоянно, зажимы, которые формируются в результате этого, способствуют подавлению индивидуальности человека; истинная его сущность глубоко подавляется. В результате человек не знает себя, своего подлинного «Я», что и приводит к зависимости его от окружающих людей и событий.

Возможность осознать и проработать сформировавшиеся зажимы и блоки дает телесно-ориентированный подход. Его главной целью является облегчение самовыражения с помощью мобилизации энергии тела и возвращения ее природных качеств. Это приводит к свободе телодвижений, свободе от мышечного напряжения, раскрепощает тело, освобождает зажатую в блоках энергию. Таким образом, человек не только получает сознательный «доступ» к своему телу, возможность прислушаться к его импульсам, но и возможность избавиться от испытываемой отчужденности. В результате человек становится более чувствительным к себе, к своему телу, он начинает видеть и осознавать каналы взаимодействия со своим телом. Он чувствует и понимает импульсы, исходящие от тела. Он становится ближе к себе, начинает раскрываться перед собой, открывать в себе что-то ценное и сокровенное, чего раньше не знал и не испытывал.

Человек начинает вести диалог со своим телом, возобновляется или появляется вновь доверие к знакам и сигналам тела, актуализируется творческий потенциал человека. Он начинает познавать себя, каждый раз открывая что-то новое. Это путь к подлинному «Я». Путь, на котором человек начинает принимать себя во всех своих проявлениях.

Таким образом, с помощью грамотно подобранных и специальным образом организованных телесно-ориентированных техник человек получает возможность встать на путь формирования или восстановления доверия к себе. С помощью этих техник человек обретает истинное «Я», принимает его, обретая гармонию с самим собой и со своим телом. Благодаря этому, а также раскрытию своего творческого потенциала, человек получает уникальную возможность развития уверенности в себе, чувства самоценности, доверия к самому себе.

Принимая себя, доверяя себе, человек находится в согласии, в гармонии с самим собой. Он внутренне спокоен и невозмутим, так как внутри него есть этот «стержень», есть то внутреннее ядро, которое позволяет ему быть уверенным в своих силах и возможностях, позволяет ему быть самим собой.

Таким образом, доверие к себе является главным условием гармоничных отношений личности с самим собой. Доверяющая себе личность способна воспринимать и принимать себя как целостный субъект, для которого характерным является самоуважение, независимость ценностей, искренность перед собой и открытость себе и своему личному опыту.