ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН: ИНТЕГРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Бызова Л. В. (г. Иркутск)

Исследования особенностей социального поведения мужчин и женщин, которые связывались не с физиологическими особенностями лиц, а с культурными представлениями о нормах сексуального поведения, получили распространение в научном мире совсем недавно – лет 30-40 назад. Эти исследования получили название гендерных исследований. Становление их связывают с введением «женской проблематики» во все отрасли общественных наук.

Понятие «гендер» в социальной психологии сводится к тому, что биологическая данность служит основой для дальнейшего социального конструирования пола человека в виде различных форм гендерной идентичности: маскулинной, фемининной или андрогинной. Гендерная идентичность является одной из базовых структур самосознания, она играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции.

Ранние исследователи психологии пола отдавали предпочтение биполярной модели гендерной идентичности: маскулинность-фемининность. Традиционно предполагалось, что маскулинность связывалась с лидерством, агрессивностью, независимостью. Фемининность считалась биологически обусловленной, и ей приписывались такие черты, как пассивность, мягкость, эмоциональность, отзывчивость, поглощенность материнством, отнесенность к частной, а не к публичной сферам.

Начиная с X1X века, под влиянием культурных и экономических факторов, а также технологического развития общества произошла мощная поведенческая трансформация, как у женщин, так и у мужчин и биполярная модель гендерной идентичности была пересмотрена. В своей концепции С. Бем предложила третью форму гендерной идентичности - андрогинную, когда в поведении человека сочетаются как маскулинные, так и фемининные характеристики.

Анализ теоретических концепций гендерной идентичности женщин показал, что, не смотря на разность в понимании данного феномена разными авторами, все они отмечают и общие тенденции в его интерпретации. Гендерная идентичность женщин представляет собой не единое и стабильное целое, а подвижную и изменчивую множественность, которая развивается на протяжении всей жизни под воздействием внешних и внутриличностных факторов. Это развитие идет не равномерно и линейно, а через преодоление кризисов. Трудности формирования гендерной идентичности женщин связаны тем, что проходит она в условиях трансформации традиционного патриархатного общества, а, следовательно, и образа женственности.

В контексте социальной психологии нами изучались формы и содержание гендерной идентичности женщин. Исследуемая группа женщин с помощью диагностики была поделена на группы, основанием деления послужил критерий фемининности-маскулинности. У нас получилось три группы: группа женщин с преобладанием фемининности поведения; с преобладанием маскулинности, с преобладанием андрогинности.

Женщины первой группы по стилю поведения выделяются ярко выраженными чертами поведения, культурально определяемые, как женское. Их поведение характеризуется мягкостью и нежностью во взаимодействии, преданностью, эмпатией, принятием ведомой позиции, поиском сильного лидера, опорой на социальное одобрение, склонностью к проявлению материнского типа отношений с людьми, к опеке слабых, совестливости.

В поведении и стиле деятельности испытуемых второй группы ярко представлены черты, которые культура считает мужскими: властность, способность к самостоятельности и независимости в принятии решений и проявлении активности для достижения своих целей.

Гибкость поведения женщин третьей группы связана с возможностями варьирования мужскими и женскими стилями, дает им баланс между внутренним и внешним контролем поведения и, как следствие, большую эмоциональную удовлетворенность в жизни.

Анализ групп женщин с различной формой гендерной идентичности, показывает, что у них существует значимая разница в поведении, в самоотношении, в представлениях по значимым социальным позициям. Кроме этого, контенет-анализ содержания ответов на неоконченные предложения о понимании сути женщины дал возможность выделения внутри каждой группы с различной формой гендерной идентичности еще по три группы в соответствии с уровнем социально-психологической адаптации (группа с высоким уровнем социально-психологической адаптации; группа с низким уровнем; группа со смешанным уровнем, когда степень адаптации зависит от ситуации). Вне зависимости от формы гендерной идентичности, высокий уровень социально-психологической адаптации у женщин обеспечивается целостным восприятием своей гендерной идентичности, т. е. внешним соответствием форм общения и поведения с внутренним принятием традиционного стереотипа женственности (типы с фемининной формой идентичности) или с его отсутствием (типы с маскулинной формой идентичности). Эта целостность в восприятии собственной гендерной идентичности дает преобладание эмоционально положительного фона настроения. А низкий уровень социально-психологической адаптации характерен для женщин таких типов гендерной идентичности, которые манифестируют определенные паттерны поведения и общения в социуме, но внутренне до конца их не принимают.

Таким образом, в результате анализа данных были определены 9 групп женщин различающихся по формам гендерной идентичности и уровнем адаптации в социуме.

В данной статье нам представляется интересным сравнить группы женщин с различными формами гендерной идентичности, в контексте традиционной социальной психологии с описаниями гендерной идентичности женщин в русле интегративной психологии, предложенной профессором В. В. Козловым

Систему интеракций и отношений, обусловленных статусно-ролевыми идентификациями в социальных сообществах, автор определяет как интерперсону. Социальная интерперсона формирует базовые представления человека о мире, систему образов и языка, верований, приоритетных знаний и умений, обычаев, форм трудовой и празднично-обрядовой жизни, системы фольклора. Заложенные в ней традиции регулируют половые, возрастные, семейные, клановые, национальные, трудовые, межпоколенные отношения, ценности и установки. То есть она является носителем нормативно-ценностных установок, возникающих в рамках культуры. Таким образом, интерперсона социальная – это интегрированная коммуникативная социальная среда, обеспечивающая формирование и функционирование личности с одной стороны, с другой – регулирующий и контролирующий все возможные ее формы активности.

Все формы поведения человека обусловлены архетипами, т. е. элементами коллективного бессознательного, обозначающими суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики. Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии социального бессознательного, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира..

Анима и Анимус - в юнгианской психологии являются одними из архетипических конструктов, выражающими женское и мужское начало в интерперсональном бессознательном.

Профессор Козлов В. В. рассматривает в своей концепции 4 архетипа Анимы, условно названные Евой, Еленой, Софией и Марией. Кроме того, каждая архетипическая реализация Анимы имеет три аспекта, три качества энергии, три способа манифестации, которые в буддийской психологии обозначены гунами – сатьва, раджас, тамас: сатьва - уравновешенное, духовное, светлое, гармоничное, благое начало, раджас - подвижное, страстное, вовлеченное, деятельное, стремящееся начало, тамас - косное, инертное, темное, деструктивное, разрушительное начало. Таким образом, он вычленяет 12 форм возможных гендерных проявлений Анимы.

Анима Мария. Данная форма проявления женского начала связана с высшими чувствами и качествами сущности женщины, которые вызывают как трепетный восторг, так и страх. Эти проявления связывают как с божественным, так и с темным началом в зависимости от типа энергии, который и указывает на тип гендерной идентичности.

Мария-сатьва. В этом типе женского поведения проявляется самая чистая форма человеческой любви, благородной, божественной безусловной любви к ребенку.

Мария - раджас. Данный тип женского поведения реализуется через духовный поиск. Женщина выступает как хранительница традиции и ее высших ценностей. Полная эмоциональная вовлеченность вне критики, преданность служению, бескорыстная отдача идее и идеалу, моральному принципу вне всякой логической аргументации является отличительным качеством этих женщин.

Все истории, связанные со священным служением женщин этого типа имеют следующие закономерности: право инициации в традицию принадлежит мужчине; сам основатель и носитель традиции – мужчина; контроль за реализацией главных принципов и достижения базовых состояний традиции принадлежит мужчине.

Мария-тамас. Деструктивная духовность женщины – архетипический образ чрезвычайной сложности и, на мой взгляд, в нем отражается вся глубина и неоднозначность характера Анимы Марии.

Отношение к поведению этих женщин в социуме амбивалентно: во всех культурах они вызывали стремление к уничтожению (костры инквизиции), одновременно предельное уважение, обращение к ним в самые экстремальные ситуации жизни и по самым важным человеческим проблемам. Считается, что они связаны с черной магией, темным волшебством, где сам чудодейственный ритуал связан оскверненными желаниями и потребностями: злобством, местью, коварством, вероломством, насильной любовью.

Анима София реализует различные поведенческие формы женской мудрости. Эти женщины описаны в сказках, легендах, мифах (Миневра, София – Деметра, Елена (Василиса) премудрая, Персефона). Анима София реализуется в трех типах гендерной идентичности, в трех энергетических аспектах.

София-сатьва. Реализация поведения этой формы связана с открытостью, служением, с передачей конструктивного опыта, с земной, но прозорливой мудростью, с глубоким интуитивным знанием жизни, с моральным поведением,

София - раджас. Второй аспект Софии – раджас – аспект проявленности женской мудрости в жизнь людей. Это наиболее частый типаж реализации женщины в социальном пространстве. Это воспитательницы в детских садах, учителя в образовательных учреждениях, служение которых связано с бескорыстным сохранением и передачей традиций, знаний, умений, навыков, способов приспособления к жизни на земле, среди людей.

София–тамас. Персонификации косной, темной, деструктивной, разрушительной энергии Софии, когда место знания используется ею в корыстных целях, ее активность ограничивает личность, умаляет ее возможности, тормозит развитие, лишает позитивного будущего, искажает качества и свойства, лишает силы.

Анима Елена. Описание поведения женщин типа Елены, как в мифологии, так и в юнгианской психологии, достаточно однозначно – это синтез красоты и непостоянства. Отношение мужчин к Елене крайне амбивалено: от обожествления и признания до полного презрения, ненависти и уничтожения. Анализ гендерных типов идентичности данного архетипа дан в трех аспектах.

Елена–сатьва. Многоформность и многоаспектность, предельная гибкость и искренность женского поведения отражены в этом типе. Женщины такого типа могут сопереживать любому живому существу и проявить искреннее соучастие и поддержку. Она понимает и поддерживает мужчину в любом обличии.

Елена–раджас. Женщины с таким типом поведения проявляют естественность в тотальной эмоциональной вовлеченности в любые отношения. Аспект раджас выражается в страсти, вожделении и одновременно неустойчивости и быстрой смене желаний, интересов, влечений.

Елена-тамас. Поведение даннго типа женщин связана с самыми низменными проявлениями человеческой природы: измена, порок, злословие, гадливость, клевета, интриги, подлость и лживость

Анима Ева. Аспект Евы является наиболее выраженным естественным природным аспектом поведения женщины. Ева - праматерь человеческого рода, жена Адама, в глубинной психологии отношение к ней однозначное и достаточно примитивно-негативное.

Ева-сатьва. Поведение данного типа женщин связано с осознаванием ее органической духовной близостью к мужу, для которого она служит соответствием и дополнением. В европейском мышлении обозначение Евы ассоциируется с косной животной энергией женщины, увлекающей мужчину со столбовой дороги прогресса, духовного пути и творчества. Но именно Ева рожает детей, несмотря на политические, экономические, экологические промышленные или военные катаклизмы, которые всегда сотрясали социальный мир.

Ева-раджас. Поведение этих женщин связано с прагматичным использованием своих природных данных. Она использует энергию мужчин для того, чтобы получить его материальные ценности, воспользоваться статусным положением, получить интеллектуальное удовольствие. Продажность женщин такого типа поведения искусно закамуфлирована в социальные формы и инструментирована в сложные ритуалы, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие алгоритмы. Их действия и взаимоотношения всегда имеют умысел.

Ева –тамас. Поведение представительниц данной группы, как правило, связано с достаточно грубой и разнузданной чувственностью. Их часто называют злой ведьмой, или консервативной стервой, или сексуальной самкой.

Сравнивая этот подход к анализу типов женского поведения с анализом типов женского поведения в классической социальной психологии, нам представляется достаточно наглядным представить данные в виде таблицы:

Анализ гендерной идентичности женщин с точки зрения социальной и интегративной психологии

Таблица 1

Типы гендерной идентичности, отнесенные нами к фемининной форме, отличаются тем, что их поведение характеризуется традиционно женскими проявлениями: принятием ведомой позиции, смирением, преданностью, искренностью, опорой на социальное одобрение, а значит гибкостью и многоформностью.

Поведение, характерное для типов отнесенных к маскулинной форме гендерной идентичности, определяется такими качествами, которые культура определяет как мужские: лидерство, проявление активности для достижения своих целей, способность к самостоятельному выбору.

Стиль поведения женщин с андрогинной формой идентичности характеризуется тем, что он соединяет в себе возможности мужского и женского способов поведения в социальном поле: они эффективно используют природные данные для достижения прагматичных целей.

Из таблицы видно, что в столбце с высокоадаптивными типами не включена Анима Ева не в одной из своих воплощений. Этот факт объясняется, скорее всего, тем, что, не смотря на то, что Ева является наиболее выраженным естественным природным аспектом поведения женщины, в современном социуме насаждаются иные символы женского поведения. С обложек модных журналов, на мировых подиумах, в рекламных роликах про хорошую жизнь на нас смотрят высокие, худощавые с агрессивным макияжем «эталоны» женской красоты с соответствующим поведением.

Практически все типы, имеющие способы реализации поведения тамас вошли в группу низкоадаптивных. Исключение составил тип Мария тамас. На наш взгляд, это связано тоже с особенностями современного социума.

Баба Яга, ведьма, колдунья, шаманка - вот мифологические персонификации этого типа, которых всегда боялись не только во всех архаических культурах, но которые и в современных технологизированных сообществах навевают ужас. Это наиболее грозная и могущественная фигура, отражающая и глубинные страхи человека, и самые сокровенные чаяния. В обществе к ним отношение не однозначно. Если общество нормативно – то подобное женское поведение наказывается. В случае, когда в обществе нет порядка, ценности не определены, слабая власть, то члены общества обращаются к таким женщинам за поддержкой, за некоторой иллюзией стабильности. Таким образом, уровень адаптации женщин с данным типом гендерной идентичности зависит не от ее установок, а от установок социума.

Смешанный тип поведения включает в себя все виды Анимы, Поскольку манифестация способа поведения связанного с энергией раджас востребована социумом, оно не может быть низкоадаптивным. Тип гендернй идентичности София – сатьва, соотнесенный нами со смешанным типом адаптации, несмотря на то, что является эталоном морального поведения женщины, подавляется и девальвируется в современном обществе.

Высокоадаптивные типы поведения связаны с тем, что эти женщины искренне проявляют соучастие мужчине или ребенку, старику или идее; вне критики бескорыстно сохраняют и передают традиции, знания, умения, навыки.

Низкоадаптивные типы поведения женщин связаны с деструктивной, разрушительной энергией, используемой в корыстных целях, тормозящей развитие, лишающей силы других.

Смешанный тип поведения содержит признаки как одного, так и другого типов. В зависимости от ситуации женщины этой группы могут демонстрировать в поведении реакции то высокоадаптированного, то низкоадаптированного типов.

Интересным, с нашей точки зрения, может быть дальнейшее исследование механизмов социальной адаптации женщин и их связи с глубинным архетипическим представлением о женской сущности. Является ли социальная адаптивность компенсацией, т. е. подавлением женской природы; или ее развитием, т. е. умением ответить на вызов современности и требованиям социума.

Литература:

1. Козлов, В. Интегративная психология. М., 2007 - с.675.

2. Бем, С. Трансформация дебатов о половом неравенстве / С. Бем // Феминизм и гендерные исследования. - Тверь, 1999. – С.68-83.

3. Бызова, Л. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин – канд. диссертация - Ярославль, 2007.