ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

Животовская Наталья (г. Минск)

Жизнь может предложить нечто большее, чем просто мимолетные видения мира Истинной Философии.

Олдос Хаксли

1.Эмоции – это энергия.

На ранних этапах осознания своего бытия человек открыл существование мира видимого и мира невидимого. И они бы вполне уживались, существуя параллельно. Но это не возможно. Мистика, инсинуации и эмоции начинаются на стыке двух миров при попытке соединить два противоположных свойства одного и того же мира – тонкого невидимого и материального видимого.

Собственно психология, изучая человека как объект материального мира, своим предметом всегда выдвигала некое не существующее материальное свойство (душа, сознание, психическая реальность), возникающее при взаимодействии человека с миром (внутренней и внешней реальности). Будучи объяснимой в понятиях современного языка, «психэ», тем не менее, не представала перед исследователями как субстанция.

В 1930 г. наука установила факт волновой природы материи. Согласно Луи де Бройлю, электрон (элемент материального мира) имеет волновую часть, что существенно меняет его свойства как частицы. Оказалось, что материя может быть одновременно и частицей, и волной. Если грубо, то эти свойства как раз и пролегают в разных полюсах – видимого и невидимого, оставаясь свойством одного объекта – электрона [1]. Именно это дало начало торжества квантовой теории, которая позволила описать структуру и свойства атомов и выйти на познание света и энергии как невидимой части мира.

Квантовая теория отказалась от представления, что материальный объект имеет строго фиксированный размер (т. е. – занимает определенное положение в пространстве). Волновая функция, по самой своей сути, предполагает возможность наличия электрона одновременно в любой точке пространства. Да, электрон мал, его «грубый» материальный размер rе = 10ˉ²ºсм. Да, электрон бесконечно велик, его «тонкий», нематериальный, волновой размер таков, что он может находиться в любой точке Вселенной. Но тогда, очевидно, по аналогии, это же пригодно для понимания сути любого объекта, в том числе и человека.

Двойственность, состоящая в том, что:

А) материальное и энергетическое тела образуют единую сущность;

Б) грубые и тонкие формы и проявления взаимосвязаны и едины;

В) жизнь протекает и в грубых и в тонких формах, а потому важно достичь их гармонии, является в настоящее время фундаментальным фактом.

Психическое, а значит и эмоции имеют тонкую энергетическую природу с механизмами входа-выхода в человеческом теле. «Все наши чувства и эмоции, - полагал Роджер Уолш, - произрастают из глубинного жизненного потока, текущего сквозь нас». Эмоции являются источником «глубинной жизненности» в нас. «Наша глубинная жизненность есть также источник нашей восприимчивости и нежности. Поскольку мы фундаментально открыты и восприимчивы к жизни, мы оказываемся уязвимыми. Наша мягкая кожа, тонкая деятельность органов чувств, мозга и нервной системы – все это рассчитано на то, чтобы открыть доступ миру. Чувство и эмоция – то, что возникает в ответ на этот вход мира»[14]. Тело – первый «фильтр», через который происходит взаимодействие с миром. В. Джеймс считал, что «Чувствование в грубых формах эмоции есть результат ее телесных проявлений», вне телесных реакций нет эмоций, которые возникают как осознание телесных симптомов[5].

В. Райх, изучая психосоматические расстройства, считал, что в основе всякой сильной эмоции лежит поток энергии. Однако жесткий телесный «панцирь», сформировавшийся как защитная реакция на негативный опыт, не позволяет человеку переживать сильные чувства, ограничивает и искажает их проявление. Подавление или искажение эмоций лишают нас силы (энергии) жить и достигать[15]. Ролло Мэй, исследуя проблему «любви и воли», пришел к выводу, что апатия и безволие, ставшие болезнью поколения, являются следствием эмоциональной ригидности. «Шизоидным поколением» охарактеризовал Р. Мэй современников, имея в виду не психопатологию, а состояние цивилизации - неспособность чувствовать, боязнь близости, отчуждение. Как следствие – хроническая апатия и пустота. Эмоции – это энергия действия, «толчок в спину» и «указатель, импульс к формотворчеству». «Наши чувства, подобно кисти и краскам художника, являются средствами, с помощью которых мы сообщаем миру нечто очень важное. Мы чувствуем в магнетическом поле. Чувствительный человек овладевает умением улавливать чувства окружающих его людей, подобно скрипичной струне, которая реагирует на вибрацию любой другой музыкальной струны»[10].

Так художественно Р. Мэй описал, по сути, энергетический аспект эмоций и чувств. В психологии накоплен богатый арсенал экспериментальных данных регистрирующих эмоциональные реакции. Эмоции (особенно «зашкаливающие») оставляют отпечатки в физическом теле. Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее[15].

При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак). Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника.

Выделив основные физические проявления эмоций (реакции кожных покровов - тепло, холод, покалывания; передача на расстоянии), можем констатировать их сходство с энергетическими проявлениями.

Если эмоции – это энергия, то для их изучения логично использовать знания физики – и для изучения механизмов, и для измерений. В настоящее время существует немало приборов, позволяющих так или иначе регистрировать эмоциональные состояния. Например, так называемые «детекторы лжи». Они регистрируют изменения кожно-гальванической реакции и электропотенциала кожи во время волнения, страха и других эмоциональных реакций. Существуют альтернативные способы замера эмоций человека, например, «фотографии» ауры (энергетического поля человека), по цвету которой можно определить эмоциональное состояние. Для регистрации эмоционально-эфирного поля используются специальные устройства, как, например, экран Кильнера. «Электрическое свечение» тела человека зафиксировано приборами, изготовленными на «эффекте Кирлиана» (по имени советского фотографа, обнаружившем его в 30 –е годы), основанном на свечении предметов в токе высокой частоты. «Эффект Киpлиана» состоит в том, что если поместить проводящие ток тела в мощное электромагнитное поле с длинной волны из УВЧ-диапазона, то они начинают излучать слабое свечение. Свет, излучаемый ионизированными молекулами вокруг тел, и фиксируется на фотографиях. Основанный на эффекте Кирлиана, появился метод оценки эмоционального состояния человека по яркости и окраске излучения пальцев рук в сильном высокочастотном электрическом поле.

Наблюдаемое сближение физики и психологии дает поле для интересных исследований на «стыке» наук. Особенно интересными становятся исследования психического физиками, пришедшими в психологию. В частности, в интересах нашей темы, приведем теорию Марка Пальчика[11]. Человек (точнее, его некое эталонное состояние) - целостная равновесная система, соответствующая понятию «энергия Ци» китайской философии или «свет» (квант света) квантовой физики. Когда человек находится в состоянии внутренней гармонии, в нем присутствует энергия Ци. В результате сильного внешнего воздействия человек теряет эмоциональное равновесие (происходит эмоциональный раскол), что представляет собой распад Ци (в физике – фотон, например) на 2 противоположных полюса – Инь-отрицательного (электрон) и Ян-положительного (позитрон). Человек проявляет и осознает одну составляющую (положительную или отрицательную эмоцию), вторая уходит в бессознательное. Смысл терапии состоит в преодолении раскола и возврате в цельное состояние Ци.

По аналогии с физикой: энергия не существует вне движения. Распространение фотона, если на него не действует сильное внешнее поле, представляет собой «последовательность спонтанных процессов распада на виртуальные электрон-позитронные пары с их последующей аннигиляцией». Виртуальные пары не вступают во внешние взаимодействия, потому ненаблюдаемы. Так же происходит аннигиляция квантов энергии Инь и Ян. По мнению ученого, виртуальные кванты энергии Инь и Ян могут эволюционировать, как и элементарные частицы, аналогом эволюции которых может быть изменение параметров движения – скорости и направления. В реальной жизни все намного реальнее, и распад энергии вызывает «страдание» (эмоции). Решение проблемы – или быстрое восстановление целостной Ци при распаде, или недопущение виртуальному расколу стать реальным, что достигается авторскими методиками, инициирующими процесс аннигиляции энергий Инь и Ян, называемый автором «трансформацией» энергии.

Итак, будучи энергией, эмоции:

- всегда находятся в движении, по сути – всегда есть, но могут не наблюдаться в состоянии виртуального распада (когда нет сильного внешнего воздействия). Мы не беремся утверждать, что эмоции всегда присутствуют как субстанция, но возможно – как некое подвижное энергетическое «тело», «фильтр»;

- осознаются нами и являются «сигналами», «реакциями» при взаимодействии с внешним миром (нет взаимодействия – нет эмоций);

- при сильном внешнем воздействии происходит распад на полярные составляющие, равно присутствующие, но не одинаково осознаваемые;

- являются «силой», приводящей к дезинтеграции (при распаде энергии) или развитию (при трансформации).

2. Двойственность эмоций.

Из сказанного выше двойственность вытекает как следствие взаимодействия и свойство материи. В физике она также известна как «поляризация», так называемый «биоэлектретный эффект» [8]. Под последним понимают неизвестное ранее электрическое свойство живой ткани, в основе которого лежит естественная (спонтанная) электрическая поляризация. Как показали исследования, изменение плотности этой поляризации является достаточно тонким индикатором изменений обмена веществ в организме, которые могут происходить при сильных эмоциональных воздействиях. Не является ли естественная электрическая поляризация аналогом аннигиляции виртуальных пар квантов? Классическая наука и психологи-практики неизменно отмечают факт двойственности и противоречивости эмоций, так или иначе, разводя их по шкале «+» и «-». Чем ближе состояние к «0» («ровности», «равностности»), тем вероятнее мы отмечаем низкую эмоциональность или состояние «без эмоций». Чем выше пик переживаемых эмоций («пиковые», «шоковые» эмоции), тем вероятнее впасть в состояние «захваченности» эмоцией, «помутнения рассудка», приводящие к истощению. Не редко происходит очень быстрый поворот с пика «+» на пик «-». Чем больше «волны», тем больше противоречий и страданий у человека. Не так важно, какого заряда полюс. Большее значение имеют интенсивность и острота («пиковость») переживаний. Стресс, вызванный радостными переменами, может оказаться даже сильнее, чем стресс от неприятностей. Например, по шкале стрессовой нагрузки событий, разработанной американскими учеными Т. Холмсом и Р. Реем, крупные личные достижения в большей степени подвергают риску здоровье человека, чем трения с руководителем [4].

Однако полностью избежать двойственности, на наш взгляд не возможно, поскольку сама система «единства и борьбы противоположностей» является эволюционным механизмом (сравнить с процессом аннигиляции в квантовой физике). Если, конечно не искать идеального состояния в «небытии», избегая страданий, как надеялся А. Шопенгауэр. Эмоции являются хорошей сигнальной, адаптивной и побудительной подсистемой, не мыслимой вне полярностей. «В самом общем виде функция эмоции может быть характеризована как индикация плюс-минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности», - писал А. Леонтьев, делая акцент на необходимости взаимодействия [9]. Все гипотезы об эмоциях «выражают факт зависимости эмоций от соотношения (противоречия или согласия) между «бытием и долженствованием»«. В этом контексте эмоции, на наш взгляд, являются вторым «фильтром» постижения мира человеком.

Двойственность восприятия подкрепляется в ментальном механизме. Если эмоции «различают» на уровне ощущений, то разум закрепляет различие в понятиях. Человеческий разум по существу своему способен воспринимать лишь разности явлений, но не их действительную сущность. «В мироздании каждому предоставлено право брать из даров Космоса все, что в нем имеется. «Да» и «Нет» должны исходить от нас самих. Но между «Да» и «Нет» находится нулевая точка, переход которой человеческим сознанием в одну сторону дает…истину, переход в другую – ложь», - писал ученик Н. Рериха А. И.Клизовский [7]. «Абсолютный Свет есть Абсолютная Тьма и наоборот. В действительности нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло – близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их… и они оба умрут… Для того, чтобы получить бытие, оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметом умозрения, потому в уме смертного они должны быть разделены», - размышляла Е. П.Блаватская [2]. «Там, где существует двойственность, как и раньше, один видит другого; восприемлет его запах и вкус… Однако там, где все обрело сущность своего собственного «я», кого и каким образом можно увидеть? Каким образом и чей запах можно ощутить? Каким образом и чей вкус?» [3]

Противоположности – это абстрактные понятия из области мышления, что и обусловливает их относительный характер. Противопоставление возникает в тот самый момент, когда мы сосредоточиваем внимание на любом единичном понятии. Мистики покидают пределы мира интеллектуальных понятий и благодаря этому создают относительность и полярное соотношение всех противоположностей. Они видят, что хорошее и плохое, удовольствие и боль, жизнь и смерть – не абсолютные категории, а только две стороны одной и той же действительности. Все противоположности полярны, а значит, едины. Понятие динамического равновесия – это не неподвижное постоянное равенство, а динамическое чередование двух крайностей. Наилучшее выражение оно получило в символике архетипической пары противоположных начал: ИНЬ и ЯН. Китайские мыслители называли это единство, лежащее в основе ИНЬ и ЯН, - Дао, и рассматривали его как процесс, приводящий к чередованию этих начал: «То, что позволяет явиться то мраку, то свету, есть Дао». Пример объединения противоположных концепций в современной физике можно видеть на субатомном уровне, где частицы одновременно разрушимы и не разрушимы, где вещество одновременно дискретно и непрерывно, а сила и вещество являются лишь двумя аспектами одного и того же. На уровне атома материя имеет двойственную природу: она проявляется и в виде частиц, и в виде волн. Конкретная ситуация проявляет тот или иной аспект. Двойственность материи и излучения оказалась поразительным и непонятным свойством природы, создав многие «квантовые коаны», лежащие в основе квантовой теории [6].

Поляризация эмоциональных проявлений стимулировала активный поиск рациональных приемов регуляции эмоций, выход которых из-под контроля угрожает и внутренней психологической устойчивости человека, и стабильности его общественных связей. Способность противостоять страстям и не поддаваться непосредственным побуждениям, несогласующимся с требованиями разума, во все века считалась важнейшей характеристикой мудрости. Многие мыслители прошлого возводили ее в ранг высшей добродетели. Например, Марк Аврелий полагал нестрастие, проявляющееся в переживании человеком исключительно разумных эмоций, идеальным состоянием души. И хотя одни философы, подобно стоику Марку Аврелию, призывали подчинить эмоции разуму, а другие советовали не вступать в безнадежную борьбу с естественными побуждениями и подчиниться их произволу, ни один из мыслителей прошлого не был равнодушен к этой проблеме, так же, как все религии и духовные учения. Эразм Роттердамский утверждал, что «существует один-единственный путь к счастью: главное познать самого себя; затем делать все не в зависимости от страстей, а по решению разума» [4].

Мир столкнулся с нашим третьим «фильтром» - разумом. Эволюция шла от простейших к человеку, усложняя организацию устройства взаимодействия с миром – от простой формы-тела к простыми отражательным реакциям и далее – к эмоциям и чувствам. Венцом эволюции стал разум.

3.Эмоции в эволюции

Эмоции возникли на определенном этапе развития живых существ, усложняясь в процессе эволюции от простых поведенческих схем «реакция-стимул» наших предков к высшим формам (направленным поведением, связанным с переживанием более тонких эмоций и чувств, например, эстетических, нравственных). Рефлекторное поведение, простые реакции использовались веками. Вполне естественно, что в какой-то момент, человек, находящийся на более высокой стадии развития, но по той или иной причине не способный воспользоваться высшими формами поведения, инстинктивно возвращается к примитивным актам поведения. Они обладают огромным энергетическим зарядом. Для примитивного существа важны были не усовершенствования, не усложнения действия, но его сила, что отражает способ преодоления трудности путем задействования сильных и многочисленных движений всего тела, вместо движения небольшого, но верного и точного (осознанных направленных действий). Эмоция подавляет усложненные и часто ненадежные формы поведения и заменяет их множеством простых действий, ценность которых ограничена, но надежность несомненна. Она подменяет качество количеством («пиковость» проживания) и на мгновение создает иллюзорное ощущение силы. Такое регрессивное поведение наблюдается у человека в состоянии сильной эмоциональной «захваченности». Человек, охваченный эмоцией, становится как бы ниже самого себя: психическое состояние, образование, моральное воспитание могут существенно меняться под влиянием эмоции. Исследователи отмечают любопытный случай человека, который в эмотивном состоянии начинал снова говорить на местном наречии.

Возвращение назад связано также с уничтожением проблемы, поставленной внешними обстоятельствами. Стимуляция действия является сама по себе частью действия. Так, для существа, не имеющего речевой функции, вопрос не является стимуляцией к сложному действию, вопрос — ничто, его не существует. Это происходит и при аффективной реакции, когда исчезают вопросы приличия или благопристойности, а также многие другие социальные проблемы; это способ разрешения вопроса путем его ликвидации. Поведение животных полностью зависит от эмоций, которые дают возможность инстинктивному разуму «производить тот выбор между имеющимися на лицо представлениями, который со стороны производит впечатление суждения и умозаключения». Эволюция психики человека привела к развитию эмоционального сознания и появлению речи, понятий – развитию разума. Дальнейшее развитие, вероятно, связано с развитием интеллекта и утончению эмоционального разума, что становится возможным только в союзе эмоций и разума, а это уже другое измерение – духовное. По мнению П. Д.Успенского, «в душе человека нет ничего, кроме эмоций и не верно противопоставлять «интеллектуальное» «эмоциональному». Между интеллектом и эмоцией нет резкого различия, ибо интеллект являет собой «интеллектуальную эмоцию», сначала личную (любознательность), но потом переходящую в жажду знания ради знания. Таков же путь эволюции и эмоций – от личных к сверхличным (нравственное чувство, духовность). Духовность не противоположна «интеллектуальности» или «эмоциональности». «Это только их высший полет, слияние интеллекта с высшими эмоциями». «Интеллект одухотворяется от эмоций, эмоции – от интеллекта». «Если мы будем рассматривать эмоциональную природу человека как заключенную в себе самой, как служащую жизни, не служа познанию, то мы никогда не поймем ее истинного содержания и значения» [13]. Признаком роста эмоций, по его мнению, является освобождение их от личного элемента, пристрастности. Только отойдя от себя, от своей личной точки зрения, мы начинаем постигать мир, как он есть. В этой связи для наглядности он приводит в пример систему упражнений ума с разноцветными кубами Хинтона, смысл которой - приучение сознания смотреть на вещи не с личной точки зрения. Куб, вмещающий в себя N-ое количество маленьких кубов - как человечество. Изучить куб мы можем, изучив все составляющие его кубы во всех осях. Люди, у которых есть только одна или две глубокие привязанности, подобны людям, изучающим куб с одной или двух точек зрения или только своей (эгоист). Изучить человечество, значит изучить его с точек зрения всех индивидуумов, составляющих его. Такой подход предполагает одновременно эмоциональную подвижность (умение тотально проживать эмоции), и не «захваченность», что дает возможность чувствовать, но не только с личной точки зрения (не только за себя, но и за других).

Придерживаясь этой точки зрения, мы полагаем, что эмоции – отдельный способ получения новых знаний (конечно в связке с другими элементами механизма познания). Личностное развитие человека напрямую зависит от его эмоционального развития. Мотивы поступков людей становятся осмысленными лишь после того, как начинают диктоваться эмоциональным сознанием. Разум различает и оценивает. Но это лишь холодный компьютер. Эмоции создают ток и разность потенциалов, предоставляя разуму материал для исследования. Оценка не возможна без эмоциональной вовлеченности, если под «эмоцией» понимать расщепленную на противоположные заряды энергию. Мудрость жизни проявляется не в созерцании философских истин и не в уходе в небытие (0-состояние), а в осознанном проживании: испытать все ситуации, ощутить все эмоции, совершить все возвышенные и ничтожные дела для того, чтобы душа обрела мудрость всей жизни. Мысль осознается и познается через эмоцию, она не может быть познана, не будучи прочувствованной. Активность ума – это активность эмоций. Отклоняя мешающие чувства, мы одновременно отклоняем сам ум. Но только посредством активности ума мы можем познать мудрость. Так считали буддийские мастера, ближе всех подошедшие к современной проблеме регуляции эмоций.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее.

1. Эмоции имеют энергетический аспект. Это делает возможным изучение их двойственной природы, применяя опыт квантовой физики.

2. Двойственность является необходимым инструментом познания, что необходимо учитывать в разработке методов регуляции эмоций.

3. Эмоции, являясь источником энергии, в то же время могут привести к обесточиванию живой системы, поэтому регуляция – это не сведение эмоциональности к «0», а поиск механизма балансирования в крайних позициях «+» и «-» и быстрого восстановление целостности системы в случае «взрывов».

4. Возникнув на эволюционном этапе, эмоции являются предпосылкой дальнейшей эволюции в связке «эмоции-разум».

5. Выбор методов регуляции зависит от расставленных акцентов и связей в системе «человек-мир, субъект-объект», где эмоции являются элементом механизма познания, по-разному интерпретированному исследователями. Так или иначе «набор» элементов примерно одинаков: «внешний объект», «тело», «эмоции», «ум», «деятельность», «связи».

Различные методы регуляции как поиск способов усовершенствования эмоциональной жизни человека предполагаем рассмотреть отдельной темой.

Литература.

1. Барыкин О. В., Барыкин В. Н. Психология перемены привычек // Мн.:Ковчег, 2004.- 319 с.

2. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Т.2 // М.: ЭКСМО; СПб.: Мидград, 2007.- 1360с.

3. Брихадараньяка Упанишада 4,5,15. Пер. А. Я.Сыркина // М.,1992.

4. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. – 189 с.

5. Джеймс У. Психология. М.1991.- с.135.

6. Капра Ф. Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма // М.:София, 2008. – 416 с.

7. Клизовский А. И. Основы миропонимания новой эпохи // М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. - 816с

8. Кулин Е. Т. Биоэлектретный эффект //Мн.: Наука и техника,1980. – 215с.

9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции» // М.:МГУ, 1971. - 369.

10. Мэй Р. Любовь и воля // М.:Винтаж, 2007. - 288 с.

11. Пальчик М. Я. Квантовая модель эволюции личности // Новосибирск: Новое книжное издательство, 2007. - 368 с.

12. Пьер Жане. Шоковые Эмоции // М.2004.

13. Успенский П. Д.Tertium organum. Ключ к загадкам мира // М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 432с.

14. Уолш Р. Основания духовности // М.:»Академический Проект», 2000.

15. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты // СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 704 с.