ГРАФИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАЗНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

О. Г. ОГЛОБЛИНА

Продемонстрировано отсутствие межиндивидуальных и межпрофессиональных различий графических представлений об эмоциях у студентов 20–22 лет, что обусловливает наличие устойчивого образного ряда графических репрезентаций эмоций.

Ключевые слова: Графическая репрезентация, базовые эмоции, профессиональные различия.

Известно, что одно и то же произведение изобразительного искусства вызывает у каждого зрителя свой ряд эмоций, но в этом ряду есть нечто общее — момент сопереживания. В противном случае каждое произведение имело бы очень узкий круг почитателей, а не служило бы миллионам людей на протяжении веков. Эта универсальность языка эмоций и составила предмет нашего исследования. Другими

134

Словами, мы стремились выявить устойчивый образный ряд графических репрезентаций эмоций, который может служить общей основой при восприятии и оценке одних и тех же художественных произведений разными людьми независимо от времени, в котором они живут, от индивидуальных и культурных различий между ними.

Мы изучали, как взрослые люди (студенты старших курсов) вербализуют свои представления об эмоциях в повседневной жизни, как структурируют свои знания о них и что включают в графическую презентацию эмоций. Такого рода исследование для детей 9–16 лет описано в работе В. В. Подпругиной и И. В. Блинниковой [4].

Визуализация как форма ментальной репрезентации эмоциональной ситуации обусловлена как семантически (представлением об объектах — образах окружающего мира), так и опытом собственных переживаний. Подобная двойственная природа отражена в работах А. В. Запорожца [3], Л. М. Веккера [1] и Л. Я. Дорфмана [2].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для анализа были выбраны представления о четырех базовых эмоциях: Радости, Печали, страхе, гневе.

Испытуемые. Исследования проводились в выборках студентов двух высших учебных заведений Москвы. Группы студентов художественно-графического (назовем их «художники») и музыкального (назовем их «музыканты») факультетов Московского педагогического государственного университета (МПГУ) расценивались как выборки людей, имеющих сравнительно большой опыт эмоционального восприятия произведений искусства и репрезентации своих эмоций, третья группа (студенты-психологи) представляла собой людей с углубленным пониманием жизненных ситуаций, обладающих высоким уровнем психологической зрелости. Четвертую группу составили студенты физкультурного факультета МПГУ; «спортсмены» служили группой сравнения для трех первых, потому что студентов-спортсменов можно рассматривать как людей

05.10.2012


133

Профессии, которая требует высокой физической и эмоциональной нагрузки, но не предполагает большого опыта вербальной и графической репрезентации эмоций.

Всем испытуемым (по 30 человек в группе) в возрасте 20–22 лет (группы 1–3) и 17–19 лет (группа 4 — 20 человек) предлагалось графически на бумаге выразить четыре указанных выше эмоциональных состояния. В группах 1–3 85 % составляли девушки, в группе 4 — юноши.

Основываясь на гипотезе о наличии межиндивидуального и межкультурного постоянства эмоций, мы сформулировали следующую Задачу Исследования: выявление закономерностей в художественных репрезентациях базовых эмоций, свидетельствующих о существовании в эмоциональных представлениях как инвариантных компонентов, так и компонента индивидуального опыта.

Материалы. Белый лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, фломастеры.

Процедура. Во время эксперимента студенты сидели по одному за столами. Испытуемым было предложено отобразить указанные выше эмоции на листе бумаги. Перечень эмоций был предъявлен каждому реципиенту индивидуально на листе бумаги в разном порядке. Лист был разделен на четыре равные части. На выполнение каждого рисунка выделялось 10 мин. Испытуемые сами выбирали, какими карандашами, фломастерами выполнять рисунок, и могли использовать все возможные цвета либо один цвет, исходя из собственного желания и настроения.

Инструкция. «Вам необходимо нарисовать четыре эмоции так, чтобы посмотревший на рисунок посторонний человек мог понять, какую эмоцию вы имели в виду. Работу можно начать с любой эмоции, а также располагать ее в любой части листа бумаги. Время ограничено; после того, как вы услышите слова: «Переходите к следующей

135

Эмоции», — подпишите рисунок и перейдите к следующей эмоции по вашему выбору».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Мы выявили четыре категории графических репрезентаций базовых эмоций, свидетельствующие о существовании в эмоциональных представлениях людей как инвариантных компонентов семантического характера, так и компонентов собственных жизненных переживаний.

В первую категорию вошли рисунки, изображающие эмоции в виде символов лицевой и жестовой экспрессии (жестово-мимическая экспрессия — ЖМЭ): улыбки, лица с различным выражением, фигуры с поднятыми руками, торчащие волосы и т. д.). К этой категории рисунков принадлежат изображения всех четырех эмоций на рисунках студента-художника (рис. 1А), изображения радости на рис. 1В и 1Г.

Во вторую категорию вошли рисунки с образной символикой (ОС). Это символические элементы, коррелирующие с данной эмоцией. Здесь Радость Часто изображалась в виде солнца, цветка, Страх — в виде черепа, смерти с косой, непроходимого леса, Гнев — в виде разряда молнии, Печаль — в виде дождя, свечи, дороги, осени. В образах-символах закрепляется и усиливается наиболее значимое, общее в восприятии исходного явления, нивелируется все индивидуальное.

Печаль Студенты-художники чаще всего (отличительная особенность!) изображали в виде одиноких фигур.

05.10.2012


133

Символы многозначны и одновременно могут иметь множество смыслов. Например, «смерть с косой» встречалась и как символ Страха, и как символ Печали.

Дорога в работах студентов-художников и психологов изображалась как символ Печали, а у студентов-музыкантов в 10 % случаев — как символ страха. При беседе выяснялось, что это страх перед ближайшим будущим после окончания вуза.

Цветок испытуемые рисуют и как символ Радости, и как символ Печали, но в зависимости от эмоциональной окраски меняется характер изображения. Цветок, развернутый вверх, — Радость, цветок с согнутым стеблем — Печаль.

Образная символика (солнце, цветы, дождь, тучи) при изображении радости и печали использована в рисунке студентки музфака (рис. 1Б).

В первую и вторую категорию рисунков вошел круг объектов, через которые эмоция может быть выражена без передачи личных переживаний автора.

В третью категорию вошли изображения личностно значимых ситуаций и предметов (индивидуальный образ), вызывающих эмоции. Радость — отдых на море, мыльные пузыри, найденная монетка и т. д. Гнев — руки, сжимающие решетку, разлетающиеся камни и т. д. Печаль — дерево без листьев, плачущее дерево, падающие камешки, море с плывущими лепестками — парусными лодками — и т. д. Рисунки студентов-художников отличались большей фантазией и поэтичностью. Личностно значимая ситуация представлена при изображении Страха На рис. 1Б (зачетка с плохими оценками) и на рис. 1В (одинокий человек в сжатом пространстве).

К четвертой категории были отнесены абстрактные изображения эмоций. Для выражения Радости Использовались линии и спирали, направленные вверх, в разные стороны, штриховые композиции с включением округлых форм. Страх Изображали различными штрихами, острыми углами, черными и красными квадратами. Печаль Ассоциировалась с округлыми линиями, округлыми телами. Примеры абстрактных изображений эмоций показаны на рис. 1.

Студенты-художники использовали абстракции при изображении страха в 33 % рисунков, Гнева — в 48 %, Радости — в 15 %, Печали — 25 %. Психологи — соответственно — 29, 27, 5 и 13 %. Музыканты почти не прибегали к абстракциям при изображении всех четырех эмоций, как

136

И спортсмены (у них исключение составило лишь изображение Гнева: 15 % рисунков).

Примеры абстрактных изображений эмоций представлены на рис. 1В (Печаль, гнев), рис. 1Г (Страх, гнев), на рис. 1Д (четыре эмоции).

Анализ данных позволяет отметить следующее.

Самая высокая степень инвариантности обнаружена в изображении Радости У студентов обоих вузов: 70–80 % рисунков категории ЖМЭ и ОС.

Характерно, что Страх В меньшем числе случаев изображался через образ-символ (11 % рисунков художников и музыкантов и 7 % — психологов). Индивидуальные ситуации Страха Художники изображали в 31 % случаев, музыканты — в 66 %, психологи — в 32 %. На основании этих данных можно заключить, что образы, связанные со Страхом, более индивидуализированы, что подтверждается и практикой клинических исследований.

Изображения Печали Инвариантны. Печаль очень часто выражалась образами-символами (у художников — 33 %, у музыкантов — 49 %, у психологов — 46 %, у спортсменов — 28 %). Наибольшая часть рисунков, символизирующих Печаль,

05.10.2012


133

4


Приходится на дождь и слезы. По-видимому, трактовка этого эмоционального состояния не имеет ни возрастных, ни профессиональных различий. В виде индивидуальных ситуаций Печаль Выражали музыканты (40 % случаев) и спортсмены (30 % случаев).

Для эмоций Радости И Печали Студенты обоих вузов предпочитали рисовать что-то конкретное.

Категорию «абстракция» можно интерпретировать, по мнению некоторых исследователей, и как образы-символы эмоций. Мы не согласны с этой точкой зрения, так как полученные нами результаты изображения Страха Показали, что в равной степени высок процент рисунков из категории «индивидуальный образ» и рисунков категории «абстракция»: у художников был 31 % рисунков из первой категории, а у психологов — 32 %; рисунков-абстракций было 33 % у художников и 29 % — у психологов. Скорее мы согласны с Л. Я. Дорфманом [2], который объясняет появление непредметных штриховок попыткой изобразить внутреннее состояние при переживании эмоций, а не их внешнее проявление.

Для третьей и четвертой категорий рисунков характерны изображения эпизодов личных переживаний и внутреннего состояния человека (абстрактное выражение) при передаче тех или иных эмоций.

Для внешнего проявления эмоций больше подходят рисунки первой и второй категорий (ЖМЭ и ОС).

Среди рисунков студентов-художников, как упоминалось выше, по сравнению с рисунками психологов, чаще встречаются абстрактные изображения, являющиеся, по нашему мнению, попыткой непосредственного выражения эмоций. Возможно, этот факт указывает на развитое у художников профессиональное качество более смело, свободно и раскованно решать художественные задачи. Высокий процент абстрактных выражений эмоций у этих групп испытуемых, вероятно, указывает на их бóльшую психологическую зрелость по сравнению со спортсменами.

2. Имеет место инвариантность пространственных предпочтений внутри
изображений различных эмоциональных состояний.

Радость Передавалась направленностью линий на рисунках вверх и вправо, при этом на всех рисунках художников тела изображались округлыми, а страх изображался посредством острых углов, замкнутых пространств, линий, направленных вниз и вовнутрь. Печаль Изображалась в виде замкнутых пространств, плавных, округлых линий. Для рисунков Гнева Отбирались острые углы, чаще всего отмечалось движение линий наружу (лишь в 10 % рисунков — вовнутрь). Иногда линии были направлены вниз.

3. В нашем исследовании наблюдалась инвариантность использования цвета в
рисунках.

137

Рис. 1. Графические изображения четырех базовых эмоций (радость, печаль, гнев, страх) пятью из 90 испытуемых студентов (А, В, Г, Д — студенты IV курса художественно-графического факультета МПГУ, Б — студентки IV курса социально-психологического факультета Московского открытого социального университета)

05.10.2012


133

5


ГРАФИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАЗНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

В рисунках, соответствующих Радости, чаще имело место сочетание желтого, красного и зеленого цветов. Для Печали, как правило, выбиралась холодная гамма: голубой, синий, фиолетовый цвета, иногда в сочетании с серым. Гнев Испытуемые представляли сочетанием красного и черного цветов. Рисунки Страха Выполнялись черным, коричневым, синим и красным цветами в виде как незакрашенных контуров, так и полностью заштрихованных пространств и плоскостей.

138

ВЫВОДЫ

05.10.2012


133

6


1. Исследование выявило инвариантные структуры графических репрезентаций
базовых эмоций в виде рисунков категорий жестово-мимической экспрессии и образов-
символов, а также в использовании цветовых и пространственных композиционных
предпочтений в этих рисунках.

2. Получены данные, свидетельствующие о том, что у взрослых людей в рисунках-репрезентациях эмоций бóльшая роль принадлежит компонентам индивидуального опыта переживаний, чем семантическим образам-представлениям об эмоциях.

3. Результаты работы позволяют утверждать, что специальное обучение музыкантов и художников предопределяет более богатый образный ряд, а также широкий спектр выразительных средств, используемых ими при графической презентации эмоций.

1. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования.

М.: Смысл, 1997.

3. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.:

Педагогика, 1986.

4. Подпругина В. В., Блинникова И. В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся
общеобразовательной школы и школы искусств // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 3. С. 31–44.

Поступила в редакцию 4.X 2005 г.

05.10.2012


160

160 ЗА РУБЕЖОМ