ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Самаль Е. В. (Минск)

На современном этапе развития общества и науки важнейшей проблемой обозначена проблема соотношения личности и индивидуальности как важного условия саморазвития и самосовершенствования человека. Делается акцент на развитии личностных способностей, как в плане социализации, так и в плане развития индивидуальных возможностей, становление способности быть плодотворной личностью и полноценным субъектом своей жизни сочетается с признанием ценности собственной индивидуальности. Формирование активной жизненной позиции предоставляет каждому человеку возможность и способность выбирать то, что в дальнейшем улучшит качество его жизни и, следовательно, жизнь людей вокруг него.

Начиная с конца ХХ века, прослеживается тенденция гуманизации не только образования, но и всех сфер жизнедеятельности человека. Все более актуальными становятся такие категории человеческого существования как свобода выбора, креативность, аутентичность, индивидуальность самовыражения, успешная самореализация и т. п. Сущность понятия «гуманизация» отражает тенденцию увеличения интереса и уважения к роли личности в любых системах жизнедеятельности, а также организацию условий деятельности, таким образом, которая позволяла бы поощрять развитие каждого отдельно взятого человека (Акиндинова И. А., 2000).

Исходя из пяти основных постулатов гуманистической психологии, сформулированных Д. Бьюдженталем (Бьюдженталь Д., 1963), мы можем рассматривать человека как целостное существо, наделенное множеством возможностей и способностей по факту своего существования, а именно:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих: изучение его частных проявлений не позволяет понять его в целостности. Следовательно, человек уникален не в проявлении частных своих характеристик, а в их совокупности, целостности. Своеобразие черт характера, сплетенных в одно единое целое, обеспечивает человеку индивидуальность и неповторимость.

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений: человек и его проявления не могут быть объяснены теорией, не принимающей в расчет межличностный опыт. Следовательно, только в процессе межличностных взаимодействий человек способен раскрыть свою уникальность, осознать, принять ее и увидеть возможности для ее воплощения в деятельности и общении.

3. Человек осознает себя и не может быть понят наукой, не учитывающей его непрерывного, многоуровневого самосознавания. Следовательно, процесс «встречи с самим собой» постоянен, он способствует не только самоосознаванию и самопринятию, но и самоактуализации – раскрытию собственных потенциальностей, постижению подлинного «Я».

4. Человек имеет выбор и не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он сам творит свой собственный опыт. Следовательно, человек несет ответственность за свою жизнь, он обязан чувствовать себя хозяином своей судьбы.

5. Человек интенциален: он обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл. Следовательно, человек способен выстраивать свою жизнь по собственному замыслу, отслеживая и корректируя планы и достижения.

По мнению С. Л. Рубинштейна, каждый человек не только отличен от других, но он сам в различные моменты живет и действует на различных уровнях и достигает различных высот. И чем больше возможности человека и уровень его развития, тем более значительной бывает амплитуда таких колебаний (Рубинштейн С. Л., 1998).

С точки зрения У. Джемса, человек – это познающее существо, мыслящий субъект, изменчивость которого отражается в понятии «трансцендентальное Я». Благодаря трансценденции человек осознает себя в каждую секунду своего существования. «…В часы нашего бодрствования, несмотря на то, что одно состояние сознания умирает, постоянно заменяясь другим, все же это другое состояние сознания среди познаваемых объектов находит своего предшественника и, усматривая в нем неостывшую живость, благоволит к нему, говоря: «Ты мое, ты – часть того же сознания, что и я». Каждая позднейшая мысль, обнимая собой и познавая предшествующие мысли, является конечным преемником и обладателем их содержания. Благодаря подобному фокусу, когда зарождающаяся мысль немедленно подхватывает исчезающую и присваивает себе ее содержание, в нашем сознании образуется связь между отдаленнейшими элементами нашей личности. Кто обладает последним по времени элементом сознания, обладает и предпоследним, ибо обладающий обладателем обладает и обладаемым» (Джемс. У., 1991, с.31).

В данном высказывании У. Джемса отражается идея постоянного саморазвития человека на основе самосознания и самопознания. В состоянии самосознавания, как подчеркивает П. Успенский, мы обретаем истинное знание о самих себе. Человек должен знать, что он имеет и чего не имеет. «…Человек должен ясно понимать свое положение, свои недостатки и свои возможности, а также иметь страстное желание выйти из нынешнего своего состояния, – либо же проявлять большой интерес к новому, незнакомому состоянию, к которому он должен будет придти в результате изменений» (Успенский П., 1973).

Только в этом случае человек способен к самотворению, саморазвитию. Иными словами, саморазвитие человека связано с осмыслением себя, своих возможностей, с постижением уникальных сторон своего «Я», т. е. собственной индивидуальности.

Б. Г. Ананьев, обобщая различные подходы к трактовке индивидуальности в естественных, общественных и гуманитарных науках, настойчиво подчеркивал, что индивидуальность — это единственная в своем роде интеграция природных и социальных характеристик, обнаруживаемая у каждого отдельного и совершенно конкретного человека. И наиболее значимые признаки человеческой индивидуальности, по его мнению, это целостность, обособленность, автономность, неповторимость, наличие у человека внутреннего Я, творчество (Ананьев Б. Г., 1980).

Если сопоставить выше перечисленные значимые признаки человеческой индивидуальности с характеристикой самоактуализирующейся личности в теории А. Маслоу, то мы можем отметить их поразительное сходство. В качестве черт самоактуализирующейся личности у А. Маслоу (1997) выступают эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, естественность; служение; автономность, воля и активность; свежий взгляд на вещи; мистические и высшие переживания; чувство общности; глубокие межличностные отношения; демократичность; философское чувство юмора; креативность; руководство в жизни бытийными ценностями.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что самоактуализирующаяся личность – это личность признающая и ценящая собственную индивидуальность, стремящаяся к раскрытию ее и воплощению в деятельности и общении. Самоактуализирующаяся личность – это личность понимающая, что в основе ее индивидуальности лежит богатейший потенциал, заложенный природой, и нуждающийся в востребованности. И долг каждого человека и перед самим собой, и перед обществом – находить или создавать условия для актуализации заложенного потенциала в социально приемлемой форме.

В. Н. Мясищев, выделяя в структуре психического два базисных образования – процессуальное и потенциальное, указывает на два важных момента для успешного раскрытия потенциала человека. Во-первых, в любой момент определенная часть потенциального способна включиться в процесс жизнедеятельности человека, обеспечив ему, таким образом, рост и развитие. Во-вторых, такая тенденция человека к росту и развитию возможна только благодаря формирующейся у него в процессе жизнедеятельности системе отношений с различными сторонами объективной действительности и с собственной индивидуальностью (Мясищев В. Н., 1995).

Таким образом, новый век продолжает развивать идеи гуманизма, соотнося процветание человека, в первую очередь, с его внутренними достижениями – признанием и расцветом индивидуальности на основе заложенного потенциала, постоянного стремления к самосовершенствованию на основе понимания и видения собственного предназначения и жизненного смысла, позитивного самовосприятия. Наличие таких внутренних достижений способно обеспечить человеку и внешние достижения в виде активной жизненной позиции, признания и авторитета в группе, коллективе, успешной профессиональной деятельности и благополучной семейной жизни. Идеал современного человека – это самоактуализирующаяся личность, способная к творению себя и окружающей действительности.