ИМИДЖ КАК ПОДДЕРЖКА УСТРЕМЛЕНИЙ ДУХА ИЛИ МАСКА ДЛЯ ПУСТОТЫ?

Битус Ирина (г. Минск)

Рассматривая понятие имидж в системе общественных отношений, необходимо понять, что в себя включает это понятие и какова его роль в умении «нравится людям» и почему одни люди более успешны другие менее успешны в этом умении, является ли это умение врожденной одаренностью или результатом целенаправленной, усиленной работы над собой.

Само понятие имидж многозначительное и в то же время очень емкое с крайне нечетким конструктом. Имидж – образ, фасад, установка, мода, роль, маска, амплуа, типаж, репутация и лицедейство. По праву все вышеперечисленное можно отнести к понятию имидж.

Имидж тесно связан с таким понятием как «ролевая игра», которое проявляет себя в общественных отношениях. В свою очередь, под общественными отношениями понимается тип взаимодействий между социальными общностями, возникающие в процессе совместной деятельности. Структура общественных отношений изучается социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и др. виды отношений. В каждом виде отношений человек «играет» в «ролевые игры» обусловленные данным видом отношений и несет на себе определенную имиджевую нагрузку.

В общественных отношениях не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп. Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе положения занимаемого каждым человеком в социальной системе, сочетанием определенных статусов и ролей. Общественные отношения носят безличный характер, и их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных статусов и ролей.

Социальный статус – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений, а социальная роль - есть правило поведения, которое всегда несет печать общественной оценки т. е. одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а, прежде всего, определенный вид деятельности. Указывая на роль, мы идентифицируем человека с группой, «относим» к определенной социальной группе. При этом каждый человек выполняет несколько ролей: отец, игрок в футбол, бухгалтер и т. д.

Можно сделать вывод, что имидж тесно взаимодействует с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», играя при этом многообразные роли в человеческой культуре, и аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения, которые в свою очередь являются предметом изучения отдельной дисциплины – имиджелогии. А имиджмейкер – это профессионал, специалист по коммуникационным технологиям, основной задачей которого является моделирование максимально эффективного и рационального образа: политических и коммерческих структур, событий, фигурантов. Основные ресурсы творчества имиджмейкера – порок и добродетель, одобряемые и неодобряемые роли в системе общественных отношений. Имидж – понятие сугубо социальное и является элементом культуры, поэтому проявление имиджа можно встретить во всех сферах общественных отношений: в политике, экономике, искусстве, моде и т. п.

Поскольку каждый человек включен в систему социальных отношений, он играет определенные социальные роли и имеет осознанно или нет, свой уникальный, индивидуальный имидж и даже если имиджа как бы нет, отсутствие имиджа это тоже определенный имидж. «Умение правиться» является фундаментом для создания привлекательного имиджа, и, вне всякого сомнения, привлекательная внешность является значительной предпосылкой для этого. Красивым людям легче создавать эффект личного обаяния, психологи убеждались на основе многочисленных экспериментов, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми, первое впечатление о других людях складывается по их внешности. Однако благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к созданию привлекательного имиджа. Необходимо желание и умение наилучшим образом самовыразить свои сильнейшие личностные качества. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении дарования «нравиться людям», тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности. Тем более, когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству. Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности проявляется стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий ее на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или «звездой». Подъемная сила этого субъективного фактора наглядно представлена на примере Мадонны, которая уже более 20 лет успешно реализует себя на подмостках мировой профессиональной поп-сцене. При скромных природных дарованиях, но благодаря воле и жесточайшей самоорганизации, она добилась того, что занесена в книгу рекордов Гиннеса как одна из самых высокооплачиваемых особ в мире. Бесспорно, ее обаяние - изумительная грань ее таланта имиджирования. Ее ошеломляющий сценический успех обусловлен тем, что она на редкость цельная личность, избирательно использующая различные варианты своего имиджа. В этом у нее талант от Бога. И в первую очередь от самой себя. Она смело ломает сложившиеся стереотипы, одержима в достижении своей цели. Каждый свой сценический образ она психологически продумывает, при этом главное – это полная свобода своего личностного самовыражения и все это делается на высочайшем профессиональном уровне.

Мадонна – живой пример удачно созданного имиджа, при этом внутренне она полностью соответствует тому, что демонстрирует публике. Она глубоко и по настоящему искренна в том, что она делает. Ее скандальные шоу, частая, кардинальная смена имиджа, эксперименты с музыкальными стилями – это все ее духовный поиск, внутреннее стремление быть другой, открыть новые грани себя, при этом все это уникально и талантливо укладывается в коммерческую «упаковку» и сочетается с тем, что необходимо публике в данный момент. В одном из своих интервью в самом начале своей карьеры она говорила, что всегда точно знала, чем хочет заниматься, она точно знала чего хочет, и это дало ей возможность направить весь свой внутренний ресурс на достижение своей цели. При этом она обладает огромными лидерскими качествами, несомненно, она харизматический лидер, т. е. лидер от природы или божьего предназначения. Публика – это зрители. Психология массового созерцателя требует яркой образности и, что очень существенно, выброса эмоциональной энергии. Перед зрительской аудиторией преуспевает тот, кто доставляет публике удовольствие в виде эмоционального экстаза.

Мадонна стала больше, чем поп-дива с многомиллионными гонорарами. В первую очередь это яркая Личность и духовный лидер, поскольку в человеческом обществе господствует масса, т. е. количественная посредственность, а людям нужна свобода. И лишь при признании приоритета Личности в человеческом многообразии возможно ее духовное самодвижение. Ключевым моментом в успешно созданном имидже Мадонны является то, что она внутренне полностью соответствует ему.

В большинстве случаев имидж публичных людей искусственно создается и «навешивается» на Личность. Несомненно, что выбрав правильные модели поведения и овладев технологиями общения, возможно создать привлекательный имидж, но без внутренней искренности, эмоциональной подкладки он не будет работать. Будет существовать разрыв между избранной моделью поведения и личными возможностями ее реализации. Т. е. внутренние установки человека не ложатся на роль которой он хочет соответствовать, это в первую очередь приводит к психологическому дисбалансу Личности, и человек не может осознанно принять на себя определенную роль, которая в свою очередь помогла бы персонифицировать поведение. Такое не соответствие приводит не к внутренней психологической дисциплине, а внутреннему противостоянию и конфронтации навязанному имиджу. Определенный ролевой статус обязывает к соблюдению целого ряда правил общения, как артист, однообразно и механически играющий в различных ролях, не удостаивается аплодисментов, так и субъект общения, который не соответствует выбранному имиджу, статично исполняющий свои роли не вызывает к себе неподдельного интереса. Без чего на привлекательный личный имидж наивно рассчитывать. Вам просто не будут верить. Умелое использование критериев выбора моделей поведения вкупе с истинным вхождением в свои жизненные роли – одно из фундаментальных положений в создании имиджа и имиджелогии. Выбрав определенный имидж и желание ему соответствовать не в коем разе не предполагает какой-либо бесчувственности, стандартизации человеческих действий т. е. отсутствие в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, искренности. Без всего этого поведение будет не чем иным, как движением людей-манекенов, а это опасно тем, что выбирая определенные модели поведения, входя в социальную роль и выстраивая определенный имидж, все это может лишиться главного своего предназначения: быть сферой самореализации Личности и ее духовного самосовершенствования.

Обаяние и «умение нравиться» - это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям, интуиция на ожидания людей. В этом случае самопознание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа.

Духовно здоровые личности быстрее добиваются успеха в создании привлекательного имиджа и в «умении нравиться». Чтобы достичь при жизни полной самореализации, необходимо ставить перед собой высоковзлетные цели и постоянно поддерживать в себе стремление к их достижению. Создаваемая таким образом «энергетика духа» безотказно воздействует на психику человека, вызывая к жизни скрытые резервы его организма. Целеустремленность духа оказывает стимулирующее воздействие на волевой механизм. Волевое напряжение придает Личности жизненный оптимизм. И она, преодолевая трудности, не ломаясь при неудачах, достигает своей цели. Однако духовность сама по себе не гарант успеха личности. Быть обаятельным – своего рода мужество. Ибо требуется непрерывная работа над собой.

В заключении можно сделать вывод, общество не может существовать без объектов имиджа. Сама природа и общество задают стереотипы имиджей, а от индивида требуется лишь усвоить их доминанты. Строго им следовать или грамотно нарушать, тем самым, создавая новые имиджи или их грани. «Умение нравиться», обаяние – это элементы успешного, привлекательного для людей имиджа. Нелегкое дело – очаровывать людей! «Эффект личного обаяния» теоретически – достояние каждого. Однако его обретение – результат огромных усилий над самим собой. Цена их во многом определяется наличием или отсутствием определенных способностей личности. Чем меньше их дано от Бога, тем больше надо приложить усилий для эффекта личного обаяния.

Литература:

1. Борисов Б. Л. «Технологии рекламы и PR». Москва, 2001г.

2. Браун Л. «Имидж» - практическое пособие. С.-П., 1996г.

3. Талайко С. В. «Социальная психология» курс лекций. Минск, 2002 г.

4. Шепель В. М. «Имиджелогия. Секреты личного обояния». Москва, 1994 г.