ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО ВЫДЕЛИТЬСЯ ИЗ ТОЛПЫ И ПРОЯВИТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Битус Ирина На сегодняшний момент в имиджелогии нет единого понятия имиджа, и это является одной из актуальных проблем. Имидж понятие многомерное, однако, имеет двойственную природу: социальную и психологическую.

С точки зрения социально-психологической концепции имидж определяется как символический образ субъекта, создаваемого в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Индивидуальный имидж проявляет себя именно в этой плоскости системы общественных отношений.

В соответствии с практикой принятого в имижделогии, индивидуальный имидж – это имидж субъекта, а попросту человека (т. к. существуют имидж группы, организации, товара, предмета, страны и т. д.)

В самом названии индивидуальный имидж заключено его важнейшее свойство, которое состоит в том, что, если рассматривать индивидуальный имидж в качестве символической структуры, то центральное место в ней занимают символы, отвечающие за Индивидуацию, Т. е. выражающие индивидуальные качества субъекта, свойственные только данному лицу, отличающие его от всех других людей, задающие его индивидуальность.

Важность символов состоит в том, что они содержат в себе больше информации, чем обычное слово, действие и т. п. С помощью символов есть возможность подключиться к иным более информационно насыщенным сферам. П. Флоренский говорил, что символ больше самого себя: «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная ил, точнее, растворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет, таким образом, в себе эту последнюю». Политики и государственные деятели стараются подключиться к позитивно окрашенным символам, тем самым, приводя в действие закон подключения, а именно подключаясь к позитивно или негативно окрашенному символу, то сам в ответ становится позитивно или негативно окрашенным. Символы обладают колоссальным объемом информации, поскольку аккумулируют человеческий опыт, отмечая его ключевые моменты. Именно по этой причине человечество порождает символы и сражается за символы разделяющие типы жизнедеятельности и социальные группы. Символы четко отделяют события друг от друга, пространство и время. Символ коллективен, в то время как слово одновременно и коллективно и индивидуально, поэтому символ обладает более высоким статусом, чем слово. Символы редко вступают в противоречие друг с другом, обитая каждый в своей нише. Подобные же столкновения сознательно создаются людьми, искусственно фиксируя сферу применения символов. Символы не складываются в общую грамматику, ее под них подгоняют люди. Символ идеален с точки зрения технологического подхода при построении индивидуального имиджа, все воздействия обязательно опираются на символы.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что символическая природа имиджа, а частности индивидуального, предполагает то, что при построении и функционировании имиджа обязательно общение, социальное взаимодействие т. к. результаты его восприятии всегда разделяются с индивидом с другими людьми. Сама сущность имиджа подразумевает то, что он создается как образ своего «Я» для других.

При построении индивидуального имиджа очень важно насыщать его символами, обозначающими и отвечающими за индивидуальность человека.

Термин «индивидуальность» в Психологическом словаре определяется как неповторимость, уникальность свойств человека. Под индивидуальностью понимается своеобразие свойств человека, проявляющихся в интеллекте, темпераменте, системе убеждений и установок и др. С точки зрения иерархической организации психологических свойств человека, то здесь индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному м личностному уровням, представляя собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, «индивидуальность» - «глубиной» личности.

Единственным способом проявить свою индивидуальность является самореализация. Задача самореализации заключается в необходимости привести свою неординарную, уникальную систему установок в соответствии с основными общепринятыми ценностями, «вписать» ее в общезначимую матрицу значений.

На этом основании строится и создается индивидуальный имидж. Задача заключается в том, чтобы систему своих индивидуальных смыслов убеждений, установок адаптировать, перевести на общепринятый язык значений, дабы сделать форму своего имиджа понятной и распознаваемой другими субъектами. Уникальность как элемент структуры имиджа необходим для полноценности и завершенности всего многосложного конструкта, поскольку имидж без индивидуальных черт личности человека остается лишь шаблоном, «мертвой» маской отражающей лишь стандартные черты. Использование «полуфабриката» имиджа необходимо на начальной стадии создания имиджа. Человек продумывает, простраивает, примеривает на себя различные роли, «маски» и подбирает наиболее подходящую, и только после этого насыщает выбранный образ индивидуальными чертами. По сути, индивидуальный имидж построенный на основе своей уникальности – есть отражение внутренней сущности, натуры человека. Свое уникальное проявление возможно только в процессе самореализации в плоскости социального взаимодействия. При этом как подчеркивал Юнг, самореализация человека в социуме вовсе не должна выражаться в принятии им стандартизированных, «усредненных» качеств. Напротив, для поистине яркой, незаурядной личности самореализация означает максимальное проявление ее уникальности.

Сила индивидуального имиджа определяется наличием и сочетанием трех компонентов: Отличительность, значимость и последовательность. Имидж начинает «работать» и набирать силу, когда сделан выбор во что верить, а затем принимается решение действовать в соответствии с собственными убеждениями. В этот момент человек намеренно выделяет себя из общей массы. Принятие на себя обязательства означает, что действия будут соответствовать словам вопреки возможным неблагоприятным обстоятельствам. Поскольку не все люди могут разделить убеждения другого, следование «своим путем» часто требует мужества и это уже само по себе выделяет из толпы.

В заключение можно сказать, что в сущности, то, как поступает человек исходя из собственной системы ценностей и убеждений и выделяет его из общей массы, потому – что индивидуальный имидж не лакировка, не маска которую надевают, чтобы предстать перед окружающими в более выгодном свете. Это отражение внутренне присущих вам и только вам ценностей и идеалов.

Литература:

1. Перелыгина Е. Б. «Психология имиджа», Аспект пресс, Москва 2004 г.

2. Почепцов Г. «Коммуникативные технологии XX века». Рефл–бук «Ваклер», 2000 г.

3. Макнелли Д, Спик К. Д. «Как выделиться из толпы, или формула персонального брендинга» Москва, 2002 г.