Известны ли пути расширения сферы применения категории «субъект» в области психологических исследований?

Тенденция к расширению подходов к объяснительному применению категории субъекта проявила себя в психологических исследованиях субъекта самодеятельности и субъекта самосознания.

Так, в своих трудах, посвященных проблемам развития,

В. П. Зинченко подчеркивает роль самостоятельного действия или акта творческой самодеятельности, в которых субъект созидается и определяется [79]. Автор утверждает, что акты творческой самодеятельности включают в себя то, что субъект может сделать не только с окружающими предметами (понимаемыми в самом широком смысле слова), но и с самим собой. Самодеятельность является важной характеристикой субъекта наряду с такими, как самоопределение, самопонимание. Так А. Г. Асмолов отмечает, что «изучая личность как субъект деятельности мы исследуем то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя» [17. С. 88]. Как указывает С. К. Бондарева, самодеятельность (делание себя) является высшей уровневой оценкой характеристики человека как субъекта, важнейшим показателем которой является не только действенная активность последнего как носителя и обладателя ее, но и свойство воспроизведения субъекта на новом уровне [31].

В целях раскрытия понятия самодеятельности субъекта как его самостоятельного состояния в его особой структурно-содержательной и сущностной характеристике (в том числе в ряду других саморефлексирующих свойств индивида) С. К. Бондырева вводит понятие субъекта вуза. Само положение вуза — особого коллективного субъекта — определяется его ролью: места получения особых знаний и умений (которые могут быть использованы студентами для саморазвития и личностного роста), а также учебного заведения, где учатся отношению к делу, к людям, к себе (уже тем, что получают ключ к совершенствованию себя как специалиста). В контексте субъекта вуза самодеятельность получает особое по своему содержанию и функциональной нагрузке значение. Она в значительной степени включает в себя самоопределение, самопонимание и многие другие характеристики, определяющие степень социальной и индивидуальной зрелости человека (притом, что они в разной степени постоянно взаимосвязаны и постоянно дополняют друг друга, и в этом отношении самодеятельность одновременно является важнейшим моментом в характеристике самоопределения на соответствующем уровне последнего) [31].

Содержательная характеристика субъекта вуза позволяет автору раскрыть смысл самодеятельности, творческого субъектного отношения к деятельности, преобразовательной ее направленности. Последнее определяется степенью «дела - нья себя» субъектом, принципиально на новом уровне воспринимающим действительность; степенью подготовленности себя как профессионального деятеля, как субъекта, творящего преобразования в своей практической жизни, а также характером воспроизводства субъекта в себе, по отношению к себе как к личности, не просто готовой ставить задачи, но и способной реально осуществлять себя в определенных сферах деятельности, выполняя определенные цели, задачи, осуществляя свои потребности [31].

Не менее интересные подходы к изучению феномена субъектности наметились в психологических исследованиях субъекта самосознания. Исследователи этого направления рассматривают «овладение» индивидуальным сознанием, основополагающим принципом развития личности, становления субъекта. Личность, овладевшая самосознанием, признается компетентной, способной самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу, определять направления своего развития [30; 92; 113; 149). Человек является субъектом своего самоизменения постольку, поскольку он является субъектом своего самосознания. Дело в том, что, решая задачи самосовершенствования, субъект сталкивается с тем, что сущность его связана не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с решением противоречий в жизни и деятельности. Субъект сам представляет собой некоторую специфическую систему, которая никогда не совпадает с объективной реальностью. Активность субъекта связана с постоянным разрешением противоречия между той сложной живой системой, которую представляет он сам, включая его цели, мотивы, притязания, и объективными (социальными и др.) системами и проявлется в нем. В порядке разрешения этого противоречия субъект выступает как субъект самосознания. Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим Я» [154.

С. 280).

Субъект самосознания формируется и развивается в неразрывном взаимодействии с общественным сознанием. Общественное сознание определяет основы и параметры формирования самосознания индивида, но лишь субъект в силах направлять процесс становления самосознания, определять структуру и содержание взаимодействия с окружающим миром. Механизм, который позволяет субъекту постепенно вычленять свое содержание из общественного сознания, описывает Е. В. Шорохова: «Научное понятие о своем внутреннем мире по своему психологическому механизму, основываясь на непосредственном факте самовосприятия, возникает благодаря тем же процессам абстрагирования и обобщения, при помощи которых возникают все остальные понятия. Особенность состоит в том, что обобщенное, абстрагированное знание в нем непосредственно слито с переживанием индивидуального бытия субъекта. Это может быть понятие о субъекте вообще, о “Я” другого определенного человека, но и вместе с тем это и представление своего индивидуального “Я”, восприятие своей реальности, своего познавательного и действенного отношения к миру» [200. С. 356]. Знание и переживание непосредственно связаны в самосознании: из всей совокупности психических явлений актуальной, наиболее прочной становится только та часть, которая важна в определенных объективных условиях, согласуется с представлениями субъекта о себе.

У разных личностей существуют разная мера развития, мера интегративности, самоопределения и самосознания. Для одного типа личности в ситуации необходимости решения задач развития и саморазвития по мере развертывания онтогенеза нужна актуализация ее рефлексивных способностей, для другого — организационных, для третьего — организационно-смысловых. В этом случае личность как субъект самопознания осуществляет рефлексию и саморегуляцию своей активности, не утрачивая своей способности к постоянному изменению, постоянному неравенству самому себе. Это неравенство самому себе, стремление выйти за свои пределы В. А. Петровский называет «надситуативной активностью» [141]. Этот автор считает, что господствующий в психологии взгляд на человека как существо адаптивное ограничивает возможности понимания его как субъекта активности. В поведении человека существует множество форм поведения, не согласующихся с принципом «сообразности», т. е. непрерывного извлечения пользы для действия, повышения уровня адаптации и т. п. (например, поведение в условиях риска, повышенной опасности). Напротив, человек нередко пытается оспорить самого себя, выйти за рамки установленных отношений, преодолеть границы своего «Я».

В. А. Петровский полагает, что именно в фактах активно - дезадаптивного выхода человека за пределы изведанного и заданного проявляется собственно субъектность, тенденция человека действовать в направлении самоиспытания, оценки себя как «свободной причинности» [141].

Изучение человека как трансцендирующего, изменяющегося существа с потенциально бесконечными возможностями приближает к пониманию сущности человека, состоящей в постоянном неравенстве самому себе. По мнению Б. С. Братуся, именно это соотнесение, напряжение, разность потенциалов есть важнейшее условие существования


Личности, собственно то, что и придает существованию истинный смысл, энергию и масштаб [33]. В этой связи понятие «надситуативная активность», раскрывающее понимание движения деятельности как ее саморазвития и фиксирующее факт существования таких тенденций, в которых субъект возвышается над ситуацией путем преодоления ситуативных ограничений, определяет одну из основных особенностей субъекта — способность субъективного осуществления в ситуации движения деятельностей. Именно в соотношении с надситуативной активностью реализуются такие субъективно определяющие моменты, как целеобразование, смыслообразование, смыслостроительство [112].