Какова роль мотивационно-ценностного компонента в становлении субъектности?

Ценности представляют собой структуры, в которых кристаллизируется обобщенный смысловой опыт социальных групп. Они существуют в трех основных формах: как структуры общественного сознания (общественные идеалы), как атрибут конкретных произведений и деяний, в которых общественные идеалы находят свое воплощение, и как элемент личностной структуры индивидов, принадлежащих к данным социальным группам и более или менее осознанно реализующих эти ценности в своей деятельности. Последние выступают как личностные ценности. Ценности усваиваются в ходе социализации, становясь личностными, через идентификацию с теми или иными раритетными социальными группами. В структуре личности личностные ценности занимают то же место источников смыслообразования и побуждения, что и потребности [112].

Личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. «Они ассимилируются в структуру личности... и в дальнейшем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через потребности человек переживает свои отношения с миром “один на один”, через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому; в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один. Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно изменчивое, то ценности — стабильное, “вечное”, не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное» [Там же. С. 226]. По мнению Д. А. Леонтьева, ценности представляют собой аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными с актуальным напряжением [112]. Поскольку в данном исследовании речь идет о зрелых и поздних возрастах, в которых система ценностей представляется уже сформированной и актуализированной, мы рассматриваем ценности в контексте мотивационной сферы личности. Такая трактовка соответствует подходу, сближающему ценности с понятиями потребности и мотива и подчеркивающему тем самкм их реальную силу [39; 47; 61; 62; 69; 112]. В этом контексте Д. И. Генисаретский [47], приводя мысль А. Н. Леонтьева о существовании своеобразных «узлов», соединяющих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, отождествляет эти «узлы» с ценностными образованиями, задающими основу личности.

Авторы отмечают, что ценности по своему функциональному месту и роли в структуре мотивации относятся к классу источников мотивации (А. Г. Асмолов) или устойчивых мотивационных образований (Е. Ю. Патяева). Мотивирующее действие ценностей не ограничивается конкретной деятельностью или конкретной ситуацией; они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности [112]. В этом контексте представляется важным проводимое во многих работах [69; 215 и др.) различение ценностей — целей жизнедеятельности (или терминальных ценностей), с одной стороны, и ценностей — принципов жизнедеятельности (или инструментальных ценностей), с другой стороны. Функция терминальных ценностей заключается в конкретизации устойчивых мотивационных структур в функционировании конкретно-ситуативных мотивов. Инструментальные ценности выступают в функции «смещения» конкретной деятельности в соответствии с некоторыми устойчивыми внеситуативными принципами поведения.

Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности. Усвоение ценностей рассматривается как движение в двух аспектах. «Во-первых, как движение от ценностей социальных групп (социальное, внешнее) к личностным ценностям (социальное, внутреннее). Это движение традиционно обозначают понятием интериоризации. Во-вторых, как движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях (внутреннее, биологическое), к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности (внутреннее, социальное). Это движение известно под названием социализация» [112. С. 231—232].

В ходе социализации, опосредования индивидуальной жизнедеятельности социальными регуляторами меняется соотношение ценностной и потребностной регуляций. Доминирование ценностной регуляции приводит к тому, что человек начинает в большей мере подчинять свое поведение принципам, устойчивым ориентирам. Для него большую значимость обретает социальная идентичность. При этом его поведение освобождается от подчинения сиюминутным желаниям, а сам он проявляет большую тенденцию учитывать отдаленные последствия своих поступков. При этом доминирование ценностной регуляции над потребностной как следствие прогрессивной социализации представляет собой общее направление развития.

Личностные ценности представляют собой важнейший компонент в характеристике субъектности, поскольку они выступают как отражение субъектом той области существования, через которую происходит выделение им самого себя, своего «Я». Личность как субъект деятельности выделяет и осознает себя через отношение к определенной стороне действительности, определенному содержанию, а тем самым те или иные стороны действительности приобретают для нее смысл. Этим содержанием как раз и выступает система ценностных ориентаций личности, которая характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлений о себе. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции [69]. Система ценностных ориентаций оформляет множество реальных способов существования

Личности в единую структуру, соединяя собственноличное и «внешнее», «объективное» [191].

Ценностные ориентации заключают и выражают личностную значимость определенных социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая в наибольшей степени ценностное отношение к действительности. В особенностях ценностных ориентаций субъекта фиксируются главные и значимые для него аспекты отношения к деятельности и построения отношений. В этом плане в характеристике ценностных ориентаций проявляются содержательные особенности субъектности, отражающие отношение субъекта к предметам деятельности, явлениям, с одной стороны, и представления субъекта о себе, которые выражены в реальных его отношениях к соответствующим явлениям действительности, с другой стороны. В личностных ценностях проявляется та особая специфика духовной сферы жизни человека, которая определяет смысловое содержание субъектности как специфической формы активности человека, а также самоопределение и самостоятельность проявления субъекта как активно действующего. Личностные ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта постольку, поскольку они определяют в значительной степени конкретные мотивы и цели деятельности. Они выступают своего рода регулятором в формировании направленности деятельности, а также, по выражению В. Л. Хайкина, «заказывают» деятельность с целью реализации и воспроизводства «своих» ценностей. «Поэтому ценностные ориентации выступают тем моментом процесса, который предполагает “выход” за пределы осуществления конкретной целенаправленной деятельности и воспроизводство пространства новых субъектных отношений в ней субъекта» [191. '

С. 137-138].

Широта, устойчивость и сбалансированность системы ценностных ориентаций являются стимуляторами субъектности как специфической активности личности в плане самосовершенствования, самоорганизации и самореализации

Субъекта деятельности. Высокая степень эмоционального напряжения отношений субъекта в сфере его ценностных ориентаций определяет выбор им средств самореализации [129].

Иерархия ценностей лежит в основе выбора субъекта в любой ситуации, поскольку ценности имеют смысловую природу [32; 69; 79]. Это важный момент в определении субъектности, поскольку последняя всегда сопряжена с це - леполаганием, выбором целей, следованием этим целям и рефлексией по поводу выбора. Как указывает И. Г. Петров, ценности — это образования, которые, будучи идеально воплощенными по отношению к моему «Я», образуют жизненный смысл [139]. Жизненный смысл — это объективная характеристика отношения объектов и явлений действительности к жизнедеятельности субъекта (см.: [112. С. 168]). Будучи личностью; человек выступает как субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру. Жизненный смысл выступает как отношение между субъектом и явлениями действительности, которое определяется местом этих явлений в жизни субъекта и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данным явлениям. Личность конституции - руется функциями выделения себя из окружающего мира, структурирования своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.

Адекватность осмысления субъектом своей деятельности и жизнедеятельности обеспечивает более высокий уровень их овладения субъектом. Осмысление жизненного опыта на базе сформированных ценностных ориентаций является условием успешной самореализации и саморазвития личности. Тем самым деятельность зрелой личности приобретает перспективную стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов ситуации и сиюминутных импульсивных побуждений.

Таким образом, личностные ценности участвуют в смыс - лообразовании, а осознание смыслов осуществляется благодаря направленной рефлексии субъектом своих ценностных ориентаций. Осознание смыслов участвует в реализации таких параметров субъектности, как самоорганизация и самосовершенствование, и характеризует зрелую личность. «Опосредованное поведение — это всегда поведение зрелой личности. Это подчинение целям, которые стоят перед человеком. Опосредованность формируется, если имеет место осознание не только своих поступков, но и своих мотивов, стоящих за ними. Вместе с тем процесс смыслообразования, выделения целей возможен только при наличии опосредованное™, умения выходить за рамки ситуационного поведения» [75. С. 109]. Система ценностных ориентаций участвует в осознании смысложизненных отношений и самом переживании наличия смысла жизни. Последнее связано с осознанием ответственности за результаты своей деятельности, поэтому для самоактуализирующейся личности характерно интенсивное переживание осмысленности своей жизни. Это заключение определяет необходимость более подробного рассмотрения отношения субъектности и особенностей смысложизненных ориентаций личности.