КАРТА УРОВНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МНОГООБРАЗИЯ РАЗВИТИЯ

Дворникова Ж. К. (Минск)

«…когда определенное число людей достигает определенной степени развития, развивается и весь род человеческий. Мы не знаем, сколько человек необходимо для этого скачка, - но точно знаем, что это так».

Пауло Коэльо «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала».

«…..ведь вовсе не так уж важно узнать о себе все или, как можно больше, ведь человек сотворен не только для обретения мудрости, но и для того чтобы пахать землю, ждать дождя, сеять пшеницу, собирать урожай, печь хлеб».

Пауло Коэльо «Одиннадцать минут».

В наше время огромное количество людей становится участниками различных психологических семинаров, занятий, тренингов. Можно много говорить о причинах, особенностях и тенденциях данного явления. С одной стороны – это разнообразие требований, предъявляемых сегодня человеку внешним миром: интенсивность и темп жизни, обилие информации, разнообразие стандартов и ценностей, необходимость действовать в соответствии с обстоятельствами, доказывая свою состоятельность и многое другое. С другой стороны – это требующие своего разрешения внутренние проблемы: поиск своего места в жизни, самоутверждение, реализация, преодоление собственных ограничений, кризисы и потери «себя», ревизии ценностей, потребность в трансценденции, прояснение своей миссии…

Психологические практики имеет долгую историю – элементы шаманских культовых действий, сакральные эзотерические элементы религиозной и церковной жизни. Современный интеллектуальный рынок предлагает огромное количество «психологических технологий». Это НЛП, психосинтез, психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ, телесноориентированные техники и т. д. Их использование помогает человеку приблизиться к достижению личного и социального благополучия, формировать желательные свойства и качества, продуктивно выстраивать отношения с окружающими, регулировать свои психические процессы, раскрывать свой глубинный потенциал.

Вместе с тем, многие посетители разнообразных семинаров и тренингов часто слабо представляют, что именно побуждает их к участию в том или ином мероприятии, зачем они его посещают и каков будет результат. И если в процессе работы с психологом или психотерапевтом проясняется и формулируется, прежде всего, запрос клиента, то участники тренингов часто «путешествуют» с одного семинара на другой, движимые ощущением в себе неких позитивных перемен, имея при этом, зачастую, смутное представление о процессах происходящих внутри их. Многие, пытаясь удовлетворить свой запрос и разобраться в своем состоянии и проблемах, начинают изучать психологию, примыкают к различным духовным учениям, погружаются в разнообразные религиозные течения, перескакивая с одного на другое, ищут ответы, перечитывая огромное количество литературы и находя часть ответов там, часть ответов здесь.

Отчасти, причиной такого поведения может быть то, что «…. часто мало известно, на каких методологических позициях разработана та или иная техника, каким образом та или иная процедура воздействуют на клиента, каковы ее психологические механизмы, каковы ожидаемые результаты и соответствует ли она поставленной цели. Сомнительна правомерность использования психотехник и целостных психотехнологий без ясного научного понимания содержания, механизмов и степени воздействия их на психику и деятельность клиента» [1, C. 3].

Целью данной статьи является обоснование целесообразности создания укрупненной карты уровней интеграции, предназначенной, в основном, участникам тренингов личностного роста и позволяющей определить свое исходное психологическое состояние и целостную картину многообразия вариантов развития.

Среди многообразия предлагаемых программ личностного роста выделим тренинги c использованием интенсивных интегративных психотехнологий.

Под тренингом понимается метод перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Он определяется как процесс создания новых функциональных образований (либо развития уже существующих), управляющих поведением, либо как «группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности» [2, С. 81], «…групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития» [3, С. 21]. Участник тренинга личностного роста – объект «тренинговых» воздействий выступает как субъект своей психической деятельности, как личность развивающаяся, самосовершенствующаяся, несущая ответственность за свои изменения, свой рост. Контекст, с которым работают в группе, – интерперсональный, (внутриличностный).

«Интегративные интенсивные психотехнологии (ИИПТ) – объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, открытое пространство концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни» [4, С. 24].

Интеграция – это осознание конфликтов между фрагментами сознания и открытое, оценивающее принятие того, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению, и было не рефлексируемо. Буквально это слово означает объединение в целое каких-либо частей, элементов. Для эффективной самореализации любой системе, в том числе и человеку необходимо согласованное взаимодействие всех ее уровней, подструктур и элементов.

Интегративный подход предлагает не бороться с миром (что человек делает, порождая фрагментарность сознания), а принять его полностью, тем самым, достигая целостности осознания. При этом усилия человека сосредотачиваются на осознании конфликтов в своем сознании и путей их интеграции. При достижении целостности внутренняя конфликтность исчезает сама собой, а человек осознает свое существование в целостности своего сознания. Интегративный подход, реализуясь на уровне технологии, создает ИИПТ, «...которые не уводят человека от материального мира, а повышают его адаптивность и эффективность в каждой конкретной ситуации» [1].

Теоретической основой ИИПТ является интегративная психология, «седьмая волна» в развитии психологии. В качестве центральной категории в интегративной психологии употребляется понятие «сознание», имеющее широкое смысловое поле, не замыкающееся только на понятии индивида. Сознание характеризуется всеобщностью, множественностью уровней, состояний, форм, открытостью и самодвижением. В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

«Мировозренческим оком интегративной методологии является принцип целостности, который подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации. Интегративная методология исходит из постулата, что человек – существо целостное, то есть самостоятельное, способное к саморегуляции и развитию, а … человечество подобно живому организму, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в их отношении к целому» [5, С. 80].

Психосоматические заболевания, неврозы, личностные кризисы, внутренние и внешние конфликты, невозможность реализации и творчества, сложности межличностного взаимодействия рассматриваются в интегративной психологии как различные среды реализации сознания в личности, имеющие в самих себе реальный потенциал преодоления их негативного аспекта и развития в свою противоположность.

В соответствии с принципом целостности, любые психологические или социально-психологические трудности клиента несут двоякий смыл: с одной стороны, они являются признаками нарушения целостности функционирования психики, с другой – актом ее восстановления.

Исходя из положений и принципов интегративной психологии, целесообразно разработать карту целостностей или уровней интеграции, которая, отвечая запросам, как участников различных психологических программ, так и их ведущих, была бы удобна, понятна и практична в использовании, отражая многообразие, поступательность и динамизм путей продвижения человека к большей целостности и интеграции. Эта карта может быть полезна опытным участникам тренингов, осознанно выбравшим путь целостности и интеграции; участникам тренингов, отмечающим в себе определенные изменения и пытающимся понять, что с ними происходит; людям, пришедшим на тренинг с несформулированным запросом или желающим что-то улучшить в своей жизни, решить проблему. Такая карта-путеводитель по уровням интеграции должна содержать и известные карты сознания, с пояснением мировоззрения и научных взглядов их авторов, а также особенностей проблемных полей, ими охватываемых. В ней должны присутствовать понятные опознавательные признаки, позволяющие человеку определить свое исходное психологическое состояние, особенности этапов и возможных вариантов дальнейшего развития, давать представление о результате, достижимом при выборе той или иной психотехники, а также подтверждать существование движения к целостности. Движение по любому выбранному пути – движение к целостности. «Никогда мы не бываем ближе к свету, чем в те моменты, когда темнота кажется беспросветной» [6, С. 196].

Целесообразность и необходимость такой карты уровней интеграции обосновывается исходя из следующих положений.

1. Любая система психологии и психотерапии исходит из необходимости интеграции, воссоздания в гармоническом единстве всех осознанных и неосознанных сил и способностей. Способность к интеграции опыта является основным критерием психического здоровья. Низкая способность к интеграции ведет к формированию деструктивных реакций личности и в крайних выражениях - к социальной девиации и психопатологической симптоматике.

2. Положениями интегративной психологии [1].

Психика человека это сложная многоуровневая саморегулирующаяся система, открытая для взаимодействия с другими системами и способная производить новые структуры и способы организации.

Личность является формой проявления психического и имеет фрагментарную структуру, и между фрагментами различных областей и уровней существует конфликтное напряжение.

За демонстрируемыми личностными проблемами стоят более глубокие неосознаваемые структуры (гештальты, системы конденсированного опыта, целостности психической реальности, субличности и т. п.). Они являются своеобразными паттернами связи индивидуальной психики с окружающим миром и несут определенный личностный смысл.

Многоуровневость психики подразумевает и многоуровневость проблемных состояний и кризисных явлений. То или иное кризисное состояние, осознаваемое клиентом и являющееся для него проблемой можно рассмотреть как незначительную часть мощной энергетической структуры, проходящей через все уровни психического.

Целостность личности подразумевает учет всех ее проявлений: биогенетических, социогенетических, персоногенетических, интерперсональных и трансперсональных.

Обусловленность процесса психосоциальной работы соответствующим мифом, способствует формированию альтернативных энергоинформационных взаимодействий между элементами и подсистемами психической реальности клиента.

Сонастроенность человека с положительными состояниями обеспечивает его высокой степенью энергии, доступом к творческим ресурсам, эффективными навыками саморегуляции, проявления в социуме.

Каждый человек обладает тенденцией к саморазвитию и потенциальностью, интенцией к целостности, большей свободе.

3. Положениями В. А. Файвишевского о бессознательных мотивах смыслообразования [7, С. 221]. По мнению В. А. Файвишевского, имманентно присущими психике человека механизмами, лежащими в основе смыслообразования - является стремление быть ориентированным в окружающей среде, пространстве и выделять в нем ориентиры. Это одна из самых фундаментальных мотиваций, формирующих поведение животных, широко проявляющаяся и у человека. В отношении субъективной, интрапсихической реальности действует тот же инстинкт ориентировки, тот же неосознаваемый поиск опорных ориентиров, то же неосознаваемое стремление организовать эти ориентиры в иерархически структурированные системы, которые существуют в отношении объектов внешней реальности. Предположение о такой неосознаваемой потребности Файвишевский выводит из того, что она должна порождаться тягостным субъективным состоянием, близким к невротическому, при неупорядоченности этих процессов. Он считает, что эта потребность первобытного человека в организации своих психических процессов способствовала формированию речи, потребности ориентироваться в таких категориях, как время и мироздание, зарождению у этноса интереса к своему прошлому, проявляющемуся в создании мифов о происхождении, дающих чувство ориентированности в будущем. Устойчивость мифов и религий на всех этапах развития общества и культуры по большей части состоит в том, что они помогают привести в порядок (в систему) совокупность субъективных интрапсихических впечатлений о мире и своем месте в нем.

У каждого человека имеется совокупность индивидуальных субъективно значимых ценностей, организованных в иерархическую систему по степени их субъективной значимости относительно некой высшей ценности, как главного ориентира. Наличие такой системы есть субъективно-личный «смысл» бытия, а сохранение или достижение главного ориентира системы (доминирующей ценности) – личная цель. Исчезновение этого ориентира (физическое, либо вследствие обесценивания, или даже в результате достижения цели и обеспечения ее прочности) влечет за собой распад всей системы, когда равно значимым или равно незначимым становится все.

При столкновении и взаимодействии с вытесненными в бессознательное отрицательно заряженными фрагментами личной биографии, т. е. биографическим слоем бессознательного, мотивация на ориентацию приводит к стремлению человека разобраться и сориентироваться в отношении новых, осознаваемых частей своего «Я», нахождению их места и взаимодействию с ними, т. е. их интеграции, выработке новых смыслов, упорядочивающих новое знание себя как целого.

Столкновение с перинатальными или трансперсональными переживаниями, как с некими неупорядоченными, часто противоречащими представлениями человека о себе и мире также активизирует мотивацию ориентации. Но на этих уровнях бессознательного оно представлено по большей части в символическом виде, поэтому ориентация приводит к появлению духовных смыслов, ценностей и целей, и выстраиванию их иерархии.

Предельные переживания единства со всем сущим очевидно могут выводить человека за рамки обусловленности бессознательной мотивацией ориентации т. к. приводят к осознанию этих мотивов и дают переживание безопасности. После таких предельных переживаний, когда человек, как бы получает предельное знание о мире и своем месте в нем, он способен принимать равнозначность и равноправность смыслов.

4. Идеями и картами сознания, представленными в работах К. Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, С. Грофа, К. Уилбера. К. Г. Юнг понимал под интеграцией следующее:

А) осознание конфликта между фрагментами сознания;

Б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.

«Печальная правда заключается в том, что жизнь человека состоит из комплекса неуловимых противоположностей – дня и ночи, рождения и смерти, счастья и страдания, добра и зла. Мы не уверены даже в том, что какое-то одно будет преобладать над другим, что добро победит зло или радость – боль. Жизнь это поле битвы. Оно всегда существовало и всегда будет существовать, будь это не так, жизнь подошла бы к концу» [8, С. 79].

Смысл интеграции заключается в том, чтобы та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась: «….если две конфликтующие противоположности сходятся вместе, то результат входит в большую целостность» [9, С. 163].

Психологического индивида Юнг рассматривает как некую целостность, «психика – это целое, в котором все со всем связано» [10, С. 90], а целостность соответствует здоровью. «….достижение сознательной целостности можно рассматривать как цель или назначение жизни» [9, С. 162].

Итальянский психиатр Р. Ассаджиоли, заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Он разработал собственную систему, особое направление практической психологии, и назвал ее психосинтезом. Его подход нацелен на пробуждение целостности и формирование новой, более широкой структуры отношений в психике человека [11].

С. Гроф создал яркую и методологически корректную карту психики - расширенную картографию бессознательного на основе тридцатилетнего опыта изучения феноменов, измененных состояний сознания. Его расширенная картография психического вбирает в себя не только большинство картографий западной психологии, но и соответствует практически всем известным восточным, в том числе мистическим, картографиям [12].

К. Уилбер создал целостную картину эволюции человеческого сознания и описал многоуровневый спектр психической реальности, который объединяет весь доступный и возможный человеку опыт самопереживания, представляя личность, как многоуровневую манифестацию Самости. Его концепции включают в единый континуум личностное развитие, духовное и мистическое [13].

Список использованной литературы:

1. Козлов В. В., Бубеев Ю. А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. М., 1997.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.

4. Козлов В. В. Практика свободного дыхания. Ярославль, 1992.

5. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Санкт-Петербург, 2006.

6. Рам Дасс. Надежды и ловушки духовного пути. Духовный кризис. Сборник статей под редакцией С. Грофа. М., 1995.

7. Файвишевский В. А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности. Бессознательное. Сборник статей т.1 Новочеркасск, 1994.

8. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

9. Сэмёюэлз Э. Шортер Б. Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., 1994.

10. Юнг К. Г. Божественный ребенок. М., 1997.

11. Ассаджоли Р. Психосинтез. «REFL – book», 1994.

12. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994.

13. Уилбер К. Интегральная психология. М., 2004.