Ключевой фактор – креативность. Рутина и творчество

Для большинства задач, которые Вы решаете, Вам не требуется особая креативность. Вы применяете ваши знания и навыки и с их помощью добиваетесь — в идеале — желаемого результата. Такой способ работы называется рутиной. Он надежен и эффективен. Если Вы, будучи консультантом, искали бы новые и креативные решения перед каждой встречей с клиентом, от своего места Вы избавились бы очень быстро. Но одной только рутины недостаточно. Во времена стремительных перемен и жесткой конкуренции мы все меньше можем полагаться на стандартные решения. А как лично Вы поступаете, когда не можете продвинуться в решении какой-либо важной проблемы:

Спрашиваете своего начальника (своих коллег, друзей) о том, что Вам делать;

Пытаетесь сделать что-нибудь совсем безумное, а потом ждете, что из этого выйдет;

Очень напряженно думаете, не находите подходящего ответа и ничего не делаете;

Заносите свою проблему в список «Невыполненные дела» и посвящаете себя другим, разрешимым вопросам;


Ключевой Фактор - Креативность

Передаете ее своим сотрудникам и составляете из их предложений некое решение, которое Вам хоть чем-то нравится;

Оправляетесь в отпуск или берете больничный?

Или же Вы пытаетесь найти новое решение другим путем — нехоженым, нестандартным? Решение, которое тем не менее отвечало бы тем же самым требованиям, что и решение «рутинное». Именно такие решения и называются креативными, способность их находить — креативностью, а техники, помогающие в поиске решений, —техниками креативности. Креативные идеи полезны, однако не только тогда, когда Вы начинаете «буксовать» в своей рутине. Во всех важных вещах, которые Вы делаете, вполне целесообразно искать творческую альтернативу. И если продолжить пример с консультантом, наверняка было бы оправданным разработать новые, креативные ответы на возможные возражения трудных клиентов, чтобы держать их (ответы, разумеется) наготове на случай необходимости.

Итак, подытожим основные признаки креативной идеи:

Она должна быть найдена в стороне от Ваших привычных мыслительных «тропинок»;

Она должна быть впоследствии увязываема с «рутинным мышлением». Она должна «работать». Изолированная идея может быть и новой, и оригинальной, но она не креативна.

Отредактировал И Опубликовал На Сайте Р П S S I ( И П S О і J


Рутина И Творчество

Пример: Чем Отличается Креативная Идея От Других Решений?

Проблема: Некоторые любители вина недовольны бутылкой объемом 0,75 л, поскольку она им предписывает, сколько им следует пить. Если они выпивают менее трех четвертей литра, то остаток им приходится или выливать, или приберегать «на потом». А если им хочется выпить чуточку больше, то они вынуждены откупоривать новую бутылку.

Конвенциональное (Стандартное) Решение: Вы предлагаете продавать вино в бутылках различного размера.

Изолированное, Оригинальное Решение: Вы предлагаете продавать вино в виде порошка. Тогда каждый сможет самостоятельно определить, сколько он хочет выпить и в какой концентрации.

Креативное Решение: Вы предлагаете упаковывать вино в мешки из мягкого искусственного материала. И использовать клапан для того, чтобы воздух не проникал внутрь мешка, а его содержимое можно было сцеживать с точностью до капли. Жесткая и стабильная внеш-няя упаковка придаст мягким мешочкам необходимую опору.

Если Вы пьете вино, то это креативное решение, возможно, покажется Вам знакомым. На самом деле уже многие крупные винодельческие предприятия предлагают свою продукцию именно в таких «бурдюках».

Это обращает наше внимание на одно неизбежное обстоятельство: креативные идеи сегодняшнего дня завтра превращаются в рутину. Разумеется, если они действительно были хороши...


Ключевой фактор - креативность

Креативный прыжок


Эдвард де Боно является изобретателем не только бесчисленных техник креативности, но и «латерального мышления»: он разработал модель, наглядно изображающую взаимосвязь конвенционального и креативного образов мышления. Он обращает наше внимание на то, что многие творческие идеи обретаются

Нелогичным образом, в определенной степени противоречащим «правилам», но тем не менее кажутся лежащими на поверхности или логичными. Из этого, по мнению де Боно, часто делается

Ложный вывод о том, что креативная идея вовсе не является таковой, а могла быть найдена и при помощи обычного (т. е. логического) мышления. Но этот вывод де Боно оспаривает. Он сравнивает наше мышление с рекой, которая течет по своему широкому руслу. Для того чтобы покинуть это русло, нам требуется сделать «креативный прыжок». Этот, как правило, абсолютно нелогичный и часто слегка «безумный» мыслительный прыжок сначала ведет нас в неизвестность. И из этой неизвестности через боковой «рукав» нам следует найти обратную дорогу в «основное русло» нашего мышления. Свое

Опубликовал На Сайте Р й Е S S I ( И П S О І J


Рутина И Творчество


Креативное мыслительное движение мы полностью завершим только тогда, когда сделаем боковой «рукав» в определенном смысле «судоходным» для нашего мышления. Если мы один раз отважились на такой «креативный прыжок» и такой непривычный способ мышления оказался полезным, то мало-помалу он станет рутиной. В последующем наше мышление без труда, привычными путями будет доставлять нас в ту самую точку, которую мы обнаружили когда-то при помощи «креативного прыжка». Эта модель лежит в основе целого ряда креативных техник.

Ключевой фактор – креативность. Рутина и творчество

В Результате Этот МыслительНый Процесс Становится Для МыШления Привычным


Ключевой Фактор - Креативность