КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ ТЕЛЕСНОСТИ

Конференция была проведена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 04-06-85071.

20–21 октября 2004 г. в Москве прошла конференция «Междисциплинарные проблемы психологии телесности». Ее организаторами выступили Московский гуманитарный университет, Государственный университет природы, общества, человека «Дубна», факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт философии РАН, Институт культурологии РАН, Ассоциация телесно-ориентированных психотерапевтов. В работе конференции приняли участие философы, социологи, культурологи, представители различных психологических специальностей, психотерапевты — всего

Более 120 человек. С докладами выступили 34 участника — в основном москвичи. По

1 Материалам конференции опубликован сборник докладов.

Открывая конференцию, сопредседатель оргкомитета Т. С. Леви отметила, что в

Последние годы в нашей стране возрос интерес к проблемам телесности. Параллельно в

Различных направлениях психологической науки, философии, культурологии,

Психотерапии работали авторы, порой не знающие друг о друге, но разрабатывающие по

Сути идентичные, взаимодополняющие идеи. Накоплен огромный практический опыт,

Нуждающийся в «вербальной проработке». Смысл

133

Конференции — формирование единого, многоликого пространства психологии телесносности, интегрирующего различные направления психологии и гуманитарного знания, науку и практику. Центральный вопрос конференции состоял в осмыслении понятия «телесность», взаимосвязи телесного и духовного.

Начиная свой доклад «Психология на качелях между душой и телом», В. П. Зинченко Предложил в качестве эпиграфа и к конференции, и к проблеме телесности взять строки И. Бродского, написанные в 1963 г., т. е. в то время, когда психология прочно забыла о душе, а на тело смотрела патологоанатомическим взглядом:

Поэта долг — пытаться единить Края разрыва меж душой и телом. Талант — игла. И только голос — нить. И только смерть всему шитью пределом.

Далее В. П. Зинченко перешел к размышлениям о душе, отталкиваясь от проблематики телесности, в функциональном и феноменологическом аспектах. Живое движение тела имеет отношение к движениям души. Задача одушевления тела симметрична задаче овнешнения души. Для обсуждения путей одушевления тела и овнешнения, «оплотневения» души должно быть привлечено пространство Между, в котором бы находилось нечто, относящееся в равной степени и к душе, и к телу, но не было бы ни тем, ни другим, точнее, было бы плотью и души, и тела. «Живое движение» — как минимум посредник между душой и телом, может быть, даже и «седалище» души или душа души.

05.10.2012


132

На сессии «Вопросы телесности в философии и культурологии» состоялся ряд ярких докладов, вызвавших большой интерес собравшихся.

Доклад В. В. Подороги Был посвящен теме «История репрезентации телесных образов». Он отметил, что историческое время несет в себе телесную репрезентацию. Тело — это культурный конструкт. Для европейской культуры характерно картезианское мышление, стремящееся к абсолютно управляемому телу, телу-машине. В таком подходе сказывается острая нехватка витальности, сложившаяся в культуре. В докладе «Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя» С. С. Хоружий Рассмотрел ступенчатую структуру духовных практик, выстроенную как последовательная аутотрансформация человека во всем многообразии его энергий — духовных, психических и телесных. Он проследил восхождение по «духовной лестнице» как путь тела, составив ее соматическую карту.

П. Д. Тищенко И Л. П. Киященко Обратили внимание собравшихся на угрозу телесной самоидентичности человека со стороны современных технологий и необходимость трансдисциплинарного диалога, возможного при условии перевода дисциплинарных знаний на язык повествований жизненного мира.

И. М. Быховская В своем выступлении отметила, что исторически закрепленная рационалистическая традиция противопоставления «человека телесного» и «человека духовного» ведет, с одной стороны, к «телесному негативизму», а с другой — к своего рода соматизации человека. По сути и первый и второй подходы имеют единую основу — априорное исключение телесного бытия человека из социокультурного пространства.

На сессии «Клиническая психология» прозвучало пять докладов, в большинстве своем представляющих кафедру нейро - и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

В. В. Николаева И Г. А. Арина Рассмотрели предметное содержание термина «психология телесности». По их мнению, оно не совпадает с традиционным пониманием термина «психосоматика», который целиком отнесен к области патологии; таким образом и за рамками научного анализа оказалась обширная область психосоматических проявлений в норме. Кроме традиционных двух аспектов развития — физического и психического — должен быть выделен еще один аспект — психосоматическое развитие, рассматриваемое в логике культурно-исторической концепции развития психики Л. С. Выготского. Был сформулирован ряд методологических принципов психологии телесности.

А. Ш. Тхостов, Д. А. Бескова Проанализировали телесность как пространственную структуру, изложили результаты экспериментального изучения границ телесности. Е. Т. Соколова Раскрыла особенности репрезентации телесности у патологически нарцистической личности. И. А. Соловьева и С. Н. Матевосян В докладе «Психодиагностический потенциал телесного образа Я в работе с лицами с нарушениями половой идентичности» выделили четыре типа телесного образа Я, характерных

134

Для лиц с нарушениями половой идентичности.

О. Г. Мотовилин, основываясь на исследованиях жизненной ситуации больных сахарным диабетом, высказал мнение, что важнейшей задачей психологии телесности является изучение этой ситуации, которая определяет как особое развитие психической сферы, так и динамику самого заболевания.

На сессии «Проблемы телесности в общей и социальной психологии» прозвучали выступления представителей различных направлений психологической науки.

05.10.2012


132

В докладе Н. Д. Гордеевой Были представлены результаты экспериментального исследования движения, свидетельствующие, что биодинамическая ткань живого движения одновременно является и его чувственной тканью. Полученные данные позволяют пересмотреть классическую проблему внутреннего и внешнего в двигательных актах и, возможно, признать относительность и условность этой оппозиции.

Л. Б. Филонов Изложил результаты экспериментального исследования лжи по телесным проявлениям, которые позволяют диагностировать ложь во всех ее видах по соотношению телесных изменений с индивидуальной нормой. Н. А. Ананьева Сформулировала принципы распознавания личностных особенностей по воспринимаемым телесным признакам. В докладе А. Н. Строкиной «Рабочая поза как объект междисциплинарного исследования» на основе экспериментальных исследований был сделан вывод о том, что субъективные оценки изменения мышечной активности испытуемых являются более тонким индикатором чувствительности, чем данные электромиографии. Типологические особенности представлений о теле и душе, их взаимосвязи были освещены в докладе Н. Л. Нагибиной И А. В. Миронычевой.

На сессии «Вопросы телесности в психологии развития и психологической практике» наряду с теоретическими докладами были представлены развивающие программы.

Б. Д. Эльконин В докладе «Самоощущение, опосредствование, становление действия» говорил о том, что обращение к представлениям о самоощущении (внутреннем чувстве, чувстве себя) продиктовано необходимостью нового самоопределения культурно-исторической концепции и теории деятельности. Соответственно, должны быть заново положены их центральные концепты — опосредствование и действие. Необходимым моментом совершения действия является то, что его объектом оказывается не только внешний мир, но и сам действующий. Ощутимая телесность является основанием чувства себя. Далее докладчик остановился на рассмотрении условий возникновения самоощущения.

Значимости чувствительности к себе для развития личности был посвящен доклад Т. С. Леви «Психология телесности в ракурсе личностного развития». По ее мнению, человеческая телесность есть одухотворенное тело, проявляющееся в движении и форме, и выражающее культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Понятия «тело» и «телесность» отличает мера жизненности. Она рассмотрела закономерности изменения восприятия телесности в процессе онтогенеза, культурно-исторические причины возникновения конфликта «душа — тело», представила программу развития личности студентов-психологов, основанную на телесно-ориентированных методах. О. В. Лунева Рассмотрела показатели телесности в структуре социального интеллекта и возможности его развития с помощью телесно-ориентированных методов. А. Г. Лидерс Остановился на телесных аспектах тренинга личностного роста для подростков.

Г. Г. Филиппова Отметила необходимость выделения в структуре репродуктивной сферы женщины не двух (физиологической и психологической), а трех составляющих: физиологической, телесной и психологической. Телесная составляющая включает внешние половые признаки и соответствующие половому статусу строение тела и систему движений. У женщин с нарушениями репродуктивной функции проблемы телесности выражены необыкновенно остро. Она высказала мнение, что телесно-ориентированная психотерапия должна стать обязательной составляющей медико-психологической помощи по проблемам нарушения репродуктивной сферы. А. Ю. Харитонова Рассмотрела особенности телесности женщин с проблемами зачатия и

05.10.2012


132

Вынашивания и рассказала о позитивных результатах коррекции репродуктивной сферы женщины, проводимой с помощью телесно-ориентированной психотерапии и медитативного танца.

135

На сессии «Вопросы телесности в психотерапии» прозвучало восемь выступлений.

О нарушении изначального баланса трех сфер существования человека — «ума», «чувств», «телесных ощущений и импульсов» в результате доминирования «ума» и параллельного «замораживания» чувств и блокирования телесных импульсов говорил В. Ю. Баскаков. Он рассмотрел задачи и специфику танатотерапии, заключающейся в моделировании смерти через ее символическое представление.

Т. М. Буякас И В. А. Михеев В докладе «Духовно-телесный опыт в инициальной терапии» подчеркнули, что существует тело, к которому относятся как к вещи, которое «имеют», и тело как динамическая форма, через которую человек являет себя, свое существо в мир, обнаруживая свою подлинную природу. Они подчеркнули особую значимость умения обнаружить «поток чувственного опыта», чувственный «телесный смысл», показали единство духовно-телесного опыта в экзистенциально-инициальной психотерапии. Психологическому анализу понятия «телесность» было посвящено выступление Е. Э. Газаровой. Она также считает, что телесность не тождественна телу (соме — биологическому организму). Телесность — результат деятельности триединой природы человека и потому — «дочерний» феномен. Это объективно наблюдаемое и субъективно переживаемое выражение и свидетельство вектора совокупной энергии индивида. Она представляет собой материальный, видимый аспект души. Н. Д. Линде Раскрыл значимость телесных аспектов в эмоционально-образной психотерапии. Л. А. Киселева В выступлении «Биосинтез как способ личностного роста и целостного развития человека» остановилась на принципах терапевтической работы в биосинтезе.

В ряде докладов проводилась параллель между экспериментальными исследованиями движения и психотерапевтическими практиками. Н. А. Сахарова Осуществила сравнительный анализ характеристик моторных полей в биосинтезе и особенностей живого движения по данным отечественной экспериментальной психологии. Она подчеркнула общность ряда положений биосинтеза и психологической теории деятельности.

В. М. Девишвили Показал принципиальное сходство ряда положений современной психотерапии, результатов исследования психомоторики и методик применяемых в русской традиции (скоморошестве). Он отметил, что здоровье и ощущение души в русской традиции начиналось с ощущения тела, причем существовало два однокоренных слова, обозначающих принципиально разное: тело — безжизненная плоть, и тель — живой, чувствующий человек.

В. Б. Березкина-Орлова Посвятила свое выступление этике прикосновения, обратив внимание собравшихся на значимость прикосновения в телесной психотерапии и этических принципах его использования.

Конференцию завершило заседание «Круглого стола».

Прозвучавшие на конференции выступления показали, что:

1) телесность, или телесная составляющая человека («живое тело», плоть, тель, динамическое тело — по терминологии разных авторов), представляет собой особый феномен и является специфическим предметным полем для психологических исследований;

05.10.2012


132

5


2) проблемы телесности должны изучаться в культурологическом контексте с позиций культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности;

3) междисциплинарными проблемами «пространства телесности» являются, в частности, проблема чувствительности к себе, взаимосвязи внешнего и внутреннего, телесных аспектов родительства, психологии здоровья; существенное место среди междисциплинарных проблем занимают вопросы телесности в развитии человека;

4) изучение проблем телесности имеет как методологическую, теоретическую, так и
большую практическую значимость;

5) «пространство телесности» синтезирует усилия различных наук в познании
человека и способствует «собиранию» в единое целое самого человека.

Т. С. Леви

Москва

1 См.: Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. 520 с.

05.10.2012


132

132