МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ЭТНО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Смирнова А. Е. (Ярославль)

Исследование проведено в рамках Гос. контракта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» П1026 (№236)

На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Рост межэтнической напряженности как на государственном, так и на бытовом уровне является обсуждаемой и разрабатываемой проблемой социальной реальности.

В область межэтнических отношений входят и отношения между группами (соперничество либо сотрудничество) и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них – от позитивных образов до предрассудков Значительный вклад в понимаемые таким образом межгрупповые отношения вносит информация, распространяемая средствами массовой коммуникации и создающая своего рода «вторую реальность» в субъективном мире человека. Отношения между группами могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними, что не раз обнаруживалось в эмпирических исследованиях.

Первым непосредственным детерминантом межэтнических отношений является этничность, она включает в себя три составляющих: потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической безопасности – аффилиативный мотив. Принадлежать к этнической группе - это также способ выделиться, обратить на себя внимание, повысить свою ценность. Этническое самосознание – часть этнического сознания, отражающая восприятие и предоставление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности. В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности или этничности. Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец определяют этническую идентичность как более высокий уровень развития этнического самосознания. При этом они выделяют 2 уровня становления этнического самосознания: 1- представление о своем этносе - ассоциируется с низким уровнем самосознания; 2- этническая самоидентификация - связана с высоким уровнем развития этнического самосознания.

Содержание этничности составляют следующие компоненты: осознание принадлежности своему народу, осознание интересов своего народа, представления о культуре, языке, территории. В структуре этнического образа выделяют установки (стереотипы, предубеждения, предрассудки), ценностные ориентации, психологические универсалии.

Н. М.Лебедева, рассматривая межличностные отношения в межкультурном общении, говорит о том, что групповое членство, в том числе этническая принадлежность, оказывает неодинаковое воздействие на разные по степени близости отношения. На стадии близкой дружбы люди стремятся к такой близости, когда общение протекает в равной степени свободно как на периферийные, так и на самые значимые для личности темы. На этой стадии близости культурные стереотипы разрушаются и происходит свободный обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Д. Кэмпбелл считает, что стереотипы могут быть адекватны в случае совпадения автостереотипов и гетеростереотипов. На становление этнических авто - и гетеростереотипов влияют 3 группы условий:

Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, стереотипов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному стереотипизированию действительности этнической элитой.

Этнический стереотип имеет две стороны – когнитивную (содержание) и аффективную (предубеждения). Установка придает когнитивному элементу стереотипа содержание, направленность и определяет его интенсивность. В начале у человека формируется установка, а затем стереотип наполняется соответствующим этой установке содержанием.

Следующая детерминанта межэтнических отношений, уже неоднократно упоминавшаяся, – этническая идентичность. По мнению Н. Л. Ивановой, социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных параметров, социальная идентичность понимается как сложное целостное личностное образование, имеющее содержательные (предмет идентичности) и формально-динамические (устойчивость, осознанность, выраженность, интенсивность и т. д.) характеристики, она является динамической системой социальных конструктов, т. е. функционирует в форме конструкта, который представляет собой симультанную констатацию сходства и различия. Социальная идентичность конструируется в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности.

По данным исследования Г. У. СолдатовойОшибка! Источник ссылки не найден., к толерантным лицам относятся те личности, этническую идентичность которых можно охарактеризовать по типу «нормы» (естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей, сочетающееся с позитивным отношением к другим этническим группам), либо по типу «нормы» и «этнической индифферентности» одновременно. Группу интолерантных лиц составляют личности с этническим самосознанием по типу «гиперидентичности», у которых наряду с гиперидентичностью в общую межэтническую диспозицию попадала либо «норма», либо «этническая индифферентность», либо и то и другое одновременно.

Более глубокие различия между самосознаниями толерантных и интолерантных лиц можно увидеть при анализе этнических стереотипов. В структуре этнического стереотипа у лиц с преобладанием интолерантных установок значимо увеличен дисбаланс между позитивностью автостереотипа и негативностью гетеростереотипов. Это означает, что у них нередко гипертрофировано стремление к позитивной этнической идентичности, и они пытаются за счет усиления позитивных различий в пользу своей группы придать ей более высокий статус. Интолерантные лица более позитивно оценивают собственную этническую группу и менее положительно, по сравнению с толерантными лицами, другие этнические группы. Это означает, что в их автостереотипах безусловно доминируют позитивные характеристики, а среди представлений, составляющих гетеростереотипы, растет число негативных характеристик. У лиц с преобладанием интолерантных установок, во-первых, расширена зона «аффективности». Это означает, что у них не только больший разброс эмоциональных оценок, но и более высокая эмоциональная вовлеченность в ситуации межэтнической напряженности. Во-вторых, для восприятия интолерантных лиц характерен упор на различия, в данном случае на различия между этническими группами. Другими словами, толерантные воспринимают этнические группы более близкими, а границы между ними более размытыми, чем интолерантные, для которых этнические границы резко очерчены.

Изучив и проанализировав множество теорий, касающихся межэтнических отношений, этничности, этнического сознания и самосознания, детерминант межэтнических отношений мы предлагаем схему межэтнических отношений.

Мы выделили четыре основных группы детерминант межэтнических отношений:

1. Социальный контекст (политические, экономические и религиозные системы общества; нормы и ценности общества) и влияние на межэтнические отношения различных форм средств массовой информации.

2. Социально-индивидуальные характеристики субъектов межэтнических отношений (пол, возраст, социально-бытовые условия жизни данного субъекта, уровень образования, национальность и т. д.)

3. Комплекс социально-психологических детерминант межэтнических отношений (этническая идентичность, этническая аффиляция, этнические стереотипы, этническая толерантность).

4. Непосредственные отношения между субъектами межэтнических отношений (близость отношений).

В условиях повышения полиэтничности современного российского общества все чаще встает вопрос о специфике межэтнических взаимодействий, становлении толерантных систем взаимоотношений разных этносов в рамках одной территориальной культуры. Наиболее остро данный вопрос встает в рамках школы, так как дети, являясь представителями разных национальностей и носителями различных культур, обычаев и национально-социальных установок, зачастую еще не могут быть готовы к успешной интеграции, и поэтому возникают различные виды межнациональных напряженностей, что требует особого внимания и соответствующего сопровождения.

Мы рассматриваем межэтнические отношения как отношения между группами и отношения к группам (представления о них – от позитивных образов до предрассудков). На межэтнические отношения влияют множество факторов, таких как социальный контекст взаимодействия (политическая, экономическая, религиозная системы общества); нормы, ценности, идеалы взаимодействующих культур; социально-индивидуальные особенности взаимодействующих сторон (пол, возраст, уровень образования, социальные условия жизни, национальность). Очень важное место в детерминации межэтнических отношений занимают социально-психологические компоненты: этничность, включающая в себя потребность в этнической принадлежности, позитивной этнической идентичности, этнической безопасности, осознание принадлежности своему народу, соблюдение интересов своего народа, представления о культуре, языке, нормах и ценностях своего народа; этнический образ, содержащий в себе установки, стереотипы, предубеждения, предрассудки, ценностные универсалии и психологические универсалии. Этнические стереотипы важно рассматривать в двух направлениях – автостереотипы и гетеростереотипы. Также социально-психологическим детерминантом межэтнических отношений является этническая идентичность как позитивное сочетание представлений о своем этносе и этнической самоидентификации. Тесно связанным с этнической идентичностью выступает следующий детерминант межэтнических отношений – этническая толерантность, которая в научной литературе рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры. Толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Иными словами, она не должна сводиться к конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, защищающей собственные интересы и ценности и одновременно уважающей позиции и ценности других людей. Основой толерантного отношения к представителям других этнических групп является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным отношением к другим этническим группам. Она представляет некоторый баланс толерантности по отношению к собственной группе и другим этническим группам.

Практическая значимость проведенного анализа основных социально-психологических детерминант межэтнических отношений заключается в рассмотрении таковых в зависимости от различных личностно-социальных факторов (пол, национальность, условия воспитания, полиэтничный состав группы). Также были рассмотрены и дополнены теоретические материалы по тренинговой работе с подростками с целью повышения уровня этнической толерантности, разрабатываемые Н. М.Лебедевой, Г. У.Солдатовой, Т. Г.Стефаненко, В. Ю.Хотинец, А. П.Оконешниковой, И. А.Снежковой, Г. В.Залевским, в частности, разработан и апробирован тренинг этнической толерантности для подростков реальной малой полиэтничной группы.

В работе приведено системное описание этнического конфликта как вида отклонения этнической идентичности (Г. У.Солдатова, Т. Г.Стефаненко) в подростковой группе, выявлены показатели, изменяющиеся в условиях возникновения этнического конфликта: этническая идентичность, этническая толерантность, этническая конфликтность, социальная и общая тревожность. На основе результатов диагностики этнического конфликта разработана программа урегулирования, успешно проведенная на группе подростков, между которыми возникла межэтническая напряженность, переросшая в этнический конфликт.

Существует множество подходов и моделей для описания межэтнических отношений, мы, проанализировав множество из них, решили обратиться к модели «лотос» трансформационного коучинга Питера ВрицеОшибка! Источник ссылки не найден., в которой основной идеей является описание двух базовых противоположностей: стабильность и изменения; направленность на цель, сила и ориентация на отношения. Рассматривая этно - социальные процессы общества в рамках этой модели мы опираемся на основные концептуальные позиции, заложенные Питером Врице: базовые противоположности образуют основы центровки из которых вытекают основы действия.

Стабильным полюсом в межэтнических взаимоотношениях являются социально-индивидуальные характеристики субъектов межэтнических отношений (пол, возраст, социально-бытовые условия жизни данного субъекта, уровень образования, национальность и т. д.), а на полюсе изменений находится социальный контекст (политические, экономические и религиозные системы общества; нормы и ценности общества) и влияние на межэтнические отношения различных форм средств массовой информации. Вторая противоположность образуется между непосредственными отношения между субъектами межэтнических отношений (ориентация на отношения) и социально-психологическими детерминантами межэтнических отношений - этническая идентичность, этническая аффиляция, этнические стереотипы, этническая толерантность, как четкая этническая направленность.

Этно - социальные процессы и межэтнические взаимоотношения будут являться гармоничными и сбалансированными по данной модели, когда напряжение между полюсами будет равномерным и развивающимся. Реализация становления баланса возможна через основы действия: 1 - внимательность к окружающему миру, к его изменяющимся тенденциям, к индивидуально-личностным особенностям субъектов межэтнического взаимодействия; 2 – осознание, рефлексия и принятие всех компонентов межэтнического взаимодействия; 3 – направленность на познание; 4 – компоненты выражения себя в межэтническом взаимоотношении. Эти основы действия являются базовыми при урегулировании и коррекции отклонений межэтнических взаимоотношений.