НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Само существование народного календаря как земледельческого теряет всякий смысл, если его погрешность превышает один-единственный день. В народе говорят: «День упустишь — годом не наверстаешь», «Не дорог час временем, а дорог час улучкой». При «переводе примет» на юлианское летоисчисление они оказались жестко связаны с одной датой, а не «размыты» по календарю. Так, например, если 25 марта в средней полосе России день ясный, солнечный — к урожаю яровых, особенно гречи, а если выпадет дождь — к урожаю ржи. Если утром 10 апреля (но не 9 и не 11) восход солнца в туманной дымке — год хлебородный, а если восход ясный— перепахивай уже засеянное озимое поле и засевай яровиной. Каждый раз в один-единственный день, в течение нескольких часов поутру, крестьянин принимал решение, какие культуры он будет сеять и каким образом. И горе ему и его семье, если он ошибется.

Народный календарь был более точным, чем юлианский \ хотя последний считался грандиозным научным достижением своего времени. Как известно, юлианский календарь допускает значительные ошибки: его год длиннее тропического на 11 минут 14 секунд, погрешность в одни сутки накапливается за 128,2 года, или, усредненно, каждые 400 лет образуется расхождение в трое суток. В 325 году, когда юлианский календарь был принят для всего христианского мира, весеннез равноденствие приходилось на 21 марта, летнее солнцестояние — на 22 июня, зимнее солнцестояние — на 22 декабря.

По юлианскому календарю в X веке $:и явления наблюдались соответственно 16 марта, 17 июня и 17 декабря (погрешность в пять суток), в XVI веке— 11 мар* та, 12 июня и 12 декабря (погрешность в десять суток). Реформа календаря, проведенная в нашей стране в 1918 году[18], когда была ликвидирована шестнадцативе - косая погрешность юлианского календаря, возвратила календарную ситуацию IV века: соответствующие астрономические явления снова пришлись на те же даты, что и го времена Никейского собора.

Несмотря на все погрешности календарей, навязанных крестьянину, он ухитрялся соотносить важнейшие астрономические даты с праздниками и днями святых п, опираясь на эти даты, пользовался установленными веками приметами.

Следует подчеркнуть, что народный календарь — всегда местный, приуроченный к данной структуре хэ-

Ства. Так, например, описанные выше приметы на 10 апреля касались в средней полосе России урожая рнн. В Германии другие заботы — в этот день рекомендуется сеять лен и горох. А в средней полосе России разные огородные овощи полагалось сеять 18 апреля. Указания календаря касались не только посевов, но и содержания скота. В Белоруссии (Минская губерния) ка 9 апреля выгоняли скот в поле. Чисто местное значение примет так важно, что в сборнике сельскохозяйсг - Бе шых пословиц, поговорок и примет[19] (такие сборники называются месяцесловами) выделяются не только приметы русских, белорусов, малороссов (украинцев), башкир, киргизов, татар, чувашей[20], мордвы, черемисов, но и приметы жителей двадцати одной губернии (Виленской, Волынской, Костромской и т. д.), а также области Еойска Донского, западных и южных губерний, Урала и Сибири. Кроме того, приводятся пословицы и приметы семнадцати национальностей, населяющих Европу.

Естественно, есть в календаре дни или месяцы, на которые никаких примет не приходится или эти приметы не сельскохозяйственные. Так, например, у многих народов существует предрассудок, что майские браки бывают несчастными. Украинцы говорят: «Женишься в мае — спокаешься, весь век промаешься»; русские: «В мае добрые люди не женятся», «И хотел бы жениться, да май не велит»; англичане: «Майская свадьба — готовый гроб»; французы: «Если добрые люди правду говорят— плохие женщины замуж выходят в мае». Надо отметить, что таких дней меньшинство — не более 7* или 7з из 365.

Весь народный календарь построен на одной-един - ственной идее — все надо делать вовремя, не торопясь и не затягивая, как об этом говорят поговорки: «Кто отстал? Скорый. Кто дошел? Спорый», «Тихо едешь — беда догонит, шибко пойдешь — беду догонишь».

Когда же возник тот русский календарный стиль, который отражен в месяцесловах? Когда произошло совмещение дат народного календаря, отмеченных сельскохозяйственными приметами и наблюдениями русского крестьянина, с датами юлианского календаря? Согласно многочисленным исследованиям, слияние произошло только в XVI—XVII веках. А что же до этого? Календарь был сам по себе, а порядок работ — по старинке. После слияния народного календаря с юлианским в силу погрешности последнего приметы начинают терять свое значение, так как постепенно сдвигаются во времени. Что же касается поправок — любого рода устных преданий, которые могли вносить люди, го они сохраняются в памяти одного-двух поколений не более шестидесяти лет. А это значит, что внук, слышавший поучения деда, став сам дедом, уже неточно передает их своему внуку.

К концу XVII века календарь имел погрешности, а к XX веку, когда сдвиг календаря оказался по отношению к XVI веку трехдневным, народный календарь уже не выполнял своей культурно-хозяйственной функции. Его приметы были верными только в пяти процентах: случаев. В наилучшем положении оказалось народонаселение окраин и глухих мест, малознакомое или совсем не знакомое с юлианским календарем, продолжающее вести свои собственные простейшие астрономические подсчеты. Поэтому совсем неудивительно, что чуваши Поволжья были искусниками в деле предсказания погоды и прочих важных для сельского хозяйства явлений.

Таким образом, широкие слои населения России располагали астрономическими знаниями с самых древнейших времен. Славянские племена имели собственную, ниоткуда ке заимствованную, в практических целях употреблявшуюся календарную систему, смятую наступлением цивилизации.