«НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…»

И. Е. ЗАДОРОЖНЮК МОСКВА

Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция Экономической активности. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2003. 436 с.

Приведенный в названии афоризм взят из одной пьесы Б. Брехта 1930-х гг. и в свое время воспринимался многими как истина в последней инстанции. Драматург придерживался в то время марксистских позиций, но заострял их в своем творчестве до крайности.

С тех пор многое изменилось. Во-первых, человечество развило свои производительные силы до той степени, когда хлебом себя оно обеспечить может (другое дело, что еще быстрее развилось производство средств его уничтожения); во-вторых, изменились представления об обществе — и о месте нравственности в нем (иное дело, что появились средства навязывания «лучших» образцов той или иной нравственности носителям других ее образцов). Но проблема «экономика и нравственность» при этом не только оказалась нерешенной — многие ее аспекты предельно обострились.

Еще в самом начале 1990-х гг. академик Д. А. Лихачев неоднократно (хотя и ненавязчиво) подчеркивал: при понижении уровня нравственности до определенного предела экономические законы перестают работать — в том числе и законы рыночной экономики. Ему Поверили, и с достаточными основаниями — тем более что высказанная им истина подтвердилась довольно скоро. Но вот как эту связь хлеба и нравственности, морали и хозяйствования, этики и экономики Проверить, особенно когда проблемы их соотношения или демонстративно игнорируются, или публицистически заостряются до немыслимой крайности, когда в качестве неукоснительных требований реформы предлагаются зачастую «обесчеловеченные» рыночные законы и экономические технологии, когда в общественном сознании доминируют стереотипы типа «все воруют»?

Данную предельно сложную для науки задачу поставили перед собой ведущие специалисты в области экономической психологии Института психологии РАН А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко. Их монография о взаимодействии нравственно-психологических и социально-экономических факторов в изменяющемся российском обществе основана на результатах применения авторских программ в эмпирических исследованиях; по критериям выбора объектов исследования и обоснованности методического инструментария, по основательности выводов и по стилю изложения она сугубо, даже нарочито академична.

И это небезосновательно: тема крайне сложна именно для исследования. Ведь сколь бы ни были точны методики выявления адекватности и релевантности суждений в соответствующих опросах, сколь бы убедительно ни звучали суждения о предпочитаемых нравственных нормах и сколь бы безальтернативно ни обосновывались параметры демонстрируемого поведения — стопроцентной надежности как раз в этом аспекте они обеспечить не могут. Но и не проводить соответствующих самым строгим критериям научности исследований нравственно-психологических

09.10.2012


127

2


128

Аспектов регуляции экономической деятельности, ограничиваясь в этом плане публицистическими восхвалениями (равно как и расплывчатыми прогнозами), тоже нельзя. Уже нельзя!

Учитывая указанную трудность, исходя из того примечательного и значимого факта, что большое внимание к проблемам нравственности является традиционным для отечественной психологии (с. 3), а также обосновывая поистине актуальную необходимость отследить динамику моральных ценностей в ходе радикальных изменений в современном российском обществе (и не только в нем) и продемонстрировать востребованность научного знания в этом плане, авторы взялись за решение весьма объемных и крайне сложных задач и достигли в данном плане значимых результатов.

Отметим два из них: 1) оригинальный и методически взвешенный подход к количественной оценке психологического отношения личности к соблюдению нравственных норм и 2) доказательство того положения, что «феномен отношений нравственности выступает важной детерминантой экономической активности. Отношения нравственности субъекта в значительной степени определяют выбор вида экономической активности, методы и средства экономических целей, а также специфику отношений с партнерами по деловому взаимодействию» (с. 5–6).

Заявленные задачи в основном решены, и они решены в данный момент, когда — если можно так выразиться — с механизмов нравственности были как бы сняты многие скрывающие их завесы идеологического или традиционалистского характера. А также когда вечная тема соотношения хлеба и нравственности, экономики и этики повернулась новой гранью в условиях форсированных экономических преобразований, в первую очередь в условиях последнего десятилетия в России.

Монография состоит из четырех разделов, касающихся теоретического анализа процессов взаимодействия психологических и социально-экономических феноменов в ракурсе отношений нравственности, ценностных аспектов экономического сознания личности и группы, феноменов психологической дистанции и доверия, выступающих факторами экономической активности, задач и результатов измерения отношения личности к соблюдению нравственных норм и моральных аспектов различных типов корпоративной культуры. Книгу заключает 50-страничное приложение, содержащее стандартизированную программу исследования, методики, бланки, описание деловых игр, опросники — короче, весь инструментарий исследования. Далеко не лишняя, скажем так, предосторожность: авторы тем самым предлагают возможным оппонентам проверить выводы своей монографии — крайне взвешенные и изложенные в сугубо академическом стиле, но провоцирующие на дискуссии и даже на острую полемику.

В первом разделе обсуждаются теоретические вопросы и обосновывается выбор проблематики исследования. В ней представлены на обсуждение типология взаимодействия психологических и экономических факторов, модели нравственной регуляции экономической активности, постулируется правомерность выделения количественных показателей психологического отношения к соблюдению нравственных норм. Авторы пишут: «Нравственность выступает важной детерминантой экономической активности. Отношения нравственности в значительной степени определяют выбор вида экономической активности, методы и средства достижения целей, а также специфику отношений по деловому взаимодействию» (с. 57). Такое определение позволяет им идентифицировать психологию нравственной регуляции экономической активности как

09.10.2012


127

Отрасль экономической психологии, а психологию деловой этики трактовать в качестве научной дисциплины.

Но работа носит и более широкий междисциплинарный характер, охватывая в той или иной мере практически всю палитру социальной психологии и этики, а также экономической теории, социологии и ряда других дисциплин. В этом плане особенно интересна результирующая таблица о соотношении субъект-объектных и субъект-субъектных отношений нравственности (с. 68).

Пять глав второго раздела (написанные в соавторстве с Н. А. Журавлевой) анализируют параметры и особенности Динамики экономического сознания российских предпринимателей, ярко проявившиеся в 1990-е гг. Дается уточненное его определение: под ним, «включая самосознание, мы понимаем социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности и т. п. о различных

129

Явлениях экономического содержания (экономических объектах)» (с. 117). В качестве социально-психологического феномена его можно трактовать как результат взаимодействия личности с присущими ей многочисленными индивидуально-психологическими характеристиками и социально-экономической среды с постоянно (а в условиях современной России предельно резко) меняющимися параметрами. Поэтому столь значимы и интересны, а также прогностически надежны результаты анализа динамики, присущей экономическому сознанию предпринимателей на материале трех срезов: 1994, 1997 и 1999 гг. — соответственно «романтического» (между первой и второй датами) и «зрелого» (между второй и третьей датами) периодов. В новый век отечественные предприниматели вошли с уже устоявшимся сознанием, пройдя испытания «огнем» шумного успеха, холодной и отрезвляющей «водой» уроков кризиса 1998 г. и «медными трубами» попыток контролировать власть.

Они выдержали их в качестве ключевого экономически активного слоя! Именно поэтому мы позволим себе не согласиться с выводом о том, что «посткризисное» состояние экономического сознания предпринимателей «не может функционировать продолжительный период, так как не способствует успешным результатам предпринимательской деятельности» (с. 114). Если иметь в виду малый бизнес (на что вскользь указывают авторы) и уроки конкретного кризиса (именно 1998 г.), то это, конечно же, справедливо. Здесь уместна расширительная трактовка «посткризисности», соотносимая нами с известной пословицей «Страшен сон — да милостив Бог» (для предпринимателя предельно тесно коррелирующей с другой пословицей — «На Бога надейся, а сам не плошай»). Пропала боязнь самого страха, отрицательно связанная с эйфорией слепой удачи, — предпринимательством начали заниматься люди, знающие, за что они берутся, и умеющие делать дело, а не искать фавора. В этом плане «посткризисное» предпринимательское сознание — всерьез и надолго.

Вполне вероятно, что авторы более полно видят ситуацию. А если так, то данная часть исследования должна продолжаться, и, судя по заключению книги, будет продолжаться. Но и в качестве отправного пункта надо давать ему самые высокие оценки.

В целом раздел о Феноменах психологической дистанции и доверия Отличается очевидной новизной в плане уточнения содержания соответствующих понятий (и даже пересмотра их определений) и соотношения между ними (доверие правомерно характеризуется как один из основных компонентов психологической дистанции). Но

09.10.2012


127

Важно не только это: авторы в ходе эмпирического исследования вознамерились «проверить алгеброй гармонию» — и эта попытка им удалась.

Это касается предложенной ими методики измерения доверия личности другим людям, выделения на ее основе типологии доверия, включающей несколько типов: «максималистов», «понимающих людей» и «эмоционально доверяющих людей», «доверяющих по тождеству и расчету» (с. 228–229 и др.), в соотношении с социально-демографическими особенностями носителей этих типов (стоит ли подчеркивать прогностическую значимость соответствующих результатов?). Это можно сказать о тщательно выверенном распределении различных социальных групп по «кругам» психологической близости к предпринимателям (сколь просты результаты соответствующих таблиц на с. 204 и 205 — и сколь большой и сложный труд вложен в добычу приведенных цифр!). Это относится и к зафиксированному количественно распределению оценок уровня доверия предпринимателей к разным видам организаций (с. 256, 259, 263). Поэтому столь убедительны и интересны выводы относительно феномена доверия в отношениях внутри предпринимательской среды, а также между предпринимателями и их социальным окружением — в первую очередь государственными организациями. Конечно, уровень доверия между ними значимо различен, но важны детали: предприниматели-москвичи доверяют гос-организациям больше, чем их товарищи (позволим употребить этот термин в исконном его смысле — близкие по роду занятий люди) из других регионов (хотя уровень доверия к своей среде у тех и других примерно одинаков). Предприниматели-женщины тоже высказывают более настороженное отношение к госорганизациям по сравнению с мужчинами (что, на наш взгляд, мало удивительно: женщин в госорганах меньше, да и главные роли они играют реже — откуда в таких условиях взяться доверию к, так сказать, «гендерно чуждой» среде?) (с. 265).

130

Четвертый раздел монографии обосновывает авторскую методику создания шкал, измеряющих Отношение личности к соблюдению нравственных норм (ОСНН), и анализирует результаты ее применения. Они значимы — и по степени надежности, и по уровню востребованности исследователями, причем не только психологами и экономистами. И вывод о том, что «организация (заметим от себя: успешная предпринимательская деятельность «на выходе» имеет именно эффективную по всем параметрам организацию) с ее особой культурой и психологическим климатом формирует у своих работников определенное отношение к нравственным нормам» (с. 382), при всей своей прозрачности весьма далек от тривиальности, даже с учетом признания авторов в том, что выявление соответствующих закономерностей — дело будущих исследований. Релевантность и практическая пригодность полученных результатов (как и результатов, фиксирующих «посткризисное» состояние экономического сознания) уже налицо. В этом, и именно в этом — актуальная ценность всей монографии.

В качестве рекомендаций (или критического замечания) хотелось посоветовать авторам расширить круг источников, а некоторые уточнить (так, на с. 95 название работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) именуется усеченно и неправильно «Теория капитала и денег»). Из зарубежных источников безусловный и первостепенный интерес вызывает монография А. Этциони «Моральное измерение. Навстречу новой экономике» (Etzioni A. The moral dimension. Toward a new economics.

09.10.2012


127

5


N. Y.; L.), первым изданием вышедшая в 1985 г.

Не смеем упрекать авторов в забвении работ лауреата Нобелевской премии по экономике Д. Канемана — он получил ее, когда работа уже была дописана. Моральным аспектам экономического поведения в трудах обоих авторов уделяется первостепенное внимание.

Второй массив источников — русская классическая литература. Она ждет исследования связи уровня морали и стиля хозяйствования. И здесь на ум приходят повесть Г. Успенского «Власть земли» — блестящий социально-психологический этюд о взаимозависимости производственных (ведение сельского хозяйства) и нравственных факторов, а также рассказ Н. Лескова «Отборное зерно», где речь идет о наивно-агрессивном мошенничестве, подрывающем самые основы продуктивных экономических инициатив.

Как-то В. И. Ленин, не чуждый стремлению понять психологические детерминанты экономической политики, в анализе работ Л. Н. Толстого отметил, что тот отразил в них момент, когда в России все перевернулось и только укладывается... Если посмотреть на экономическую историю страны в довольно широкой перспективе, то окажется, что в ней трудно обнаружить период, когда бы все не «переворачивалось и укладывалось»...

Именно поэтому есть основания придать рассматриваемой монографии некий обобщенный смысл и ожидать от авторов дальнейших исследований по избранной ими теме.

09.10.2012


13

13