НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Солдатенко Н. Г. (Рига)

Процесс восприятия другого человека, его понимание не является механическим действием, начинающимся с воздействия внешнего стимула на органы чувств. Этот процесс предполагает активность как субъекта перцепции, так и её объекта. В отличие от восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений, которые являются пассивными объектами восприятия, человек воспринимается другим как единая система, включающая в себя не только внешность, но и потребности, намерения, мотивы. Кроме того человек – динамическая система. Одно произнесённое им слово, жест, поступок могут мгновенно изменить возникшие прежде представления о нём. С другой стороны, воспринимающий имеет определённые цели, задачи восприятия и понимания объекта – другого человека. Следовательно, этот процесс предполагает взаимную активность.

Активность всегда направлена на решение какой-то определённой задачи, достижение цели: «Абсолютно спонтанной активности не существует (постулирование её равнозначно идеализму), во-первых, потому, что субъект активности всегда должен учитывать характер объекта, на который она направлена, и присутствие такого объекта, хотя бы на больших пространственно-временных расстояниях, необходимо для инициации акта... Во-вторых, любое внутренне обусловленное состояние субъекта, порождающее тот или иной вид активности, само является следствием пусть и очень далеко отставленной во времени и пространстве прошлых взаимодействий субъекта со своим окружением.» [3, 29-30].

Процесс общения с другими людьми, их восприятие и понимание, как активное действие так же предполагает наличие определённой цели: поговорить о событиях, имеющих для партнёров какую-то значимость, решить деловую задачу, оценить способности и возможности и партнёра для последующего взаимодействия. Элементы поведения партнёра, его внешний облик соотносятся с ранее усвоеными представлениями о взаимосвязи поведенческих, эмоциональных, внешних характеристик человека.

Внешние наблюдения осознаются и, по определению Л. С.Выготского, «переживаются». Таким образом, содержание восприятия определяется внешними и внутренними факторами. К внешним факторам А. Н.Леонтьев относил такие свойства объектов, как интенсивность их воздействия на органы чувств, их новизна и необычность, даже занимаемое ими пространственное место. К внутренним факторам были отнесены: интерес к данному объекту, эмоциональная окрашенность, наличие волевого усилия и активная апперцепция [2, 246].

Познание другого человека определяется не только его внешними данными, но также и установками, стереотипами, эталонами, сформированными в процессе его предыдущего опыта общения с этим человеком. Таким образом, через «внешнее» изменяется «внутреннее».

Применительно к профессиональному общению, взаимодейтсвие с партнёрами меняет внутренний опыт субъекта, который в последующих ситуациях восприятия другого фиксирует внимание на тех характеристиках объекта, которые значимы для субъекта.

Автором были проведены исследования профессиональных особенностей восприятия и понимания другого человека представителями трёх профессий: учителями, врачами и творческими работниками (художниками, артистами и писателями). Каждая группа состояла из 70 респондентов. Исследование проводилось в Риге, Латвия. Во время семинаров повышения квалификации представители этих профессий в группах от десяти до пятнадцати человек участвовали в исследованиях. Во время сеанса исследования в группу входила женщина в возрасте 30-ти лет и в течении трёх минут молча прохажилась перед аудиторией, а затем выходила.

Затем, используя метод «свободных характеристик» респонденты различных профессиональных групп описывали эту женщину. Через двадцать минут в аудиторию входил мужчина такого же возраста, как и женщина. Респонденты давали описания мужчине, используя тот же метод.

Отметим отметим только некоторые показатели описания незнакомых для аудитории людей.

Таблица № 1.

Некоторые особенности восприятия незнакомого человека представителями разных профессиональных групп

Как свидетельствуют результаты таблицы, учителя значительно чаще предполагают наличие негативных черт характера у незнакомых людей. Это такие характеристики, как: несамостоятельный, надменный, безответственный. К позитивным характеристикам были отнесены – честный, откровенный, доброжелательный, нежадный, романтичный. Учителя чаще других отмечают отрицательные черты характера – 33%, врачи – 11%, творческие работники- 12%. Положительные черты характера чаще всего отмечают творческие работники – 57%. Реже других отмечают положительные характеристики учителя – 32%.

Профессиональная деятельность учителей включает в себя не только образовательные задачи, но и воспитательные. Трудности педагогической работы, в основном, связаны с наличием у учеников негативных черт характера. Поэтому представление о наличии у человека негативных черт характера распространяется не только на детей, но и на взрослых. У врачей и творческих работников встреча с незнакомыми людьми в профессиональной деятельности не саязаны с воспитательными моментами. Им необходимо установить доброжелательные отношения с партнёрами по общению. Воспринимая их (партнёров) с положительной стороны, представители этих двух профессий – врачи и творческие работники – предоставляют партнёрам так называемый «аванс доброжелательности», который будет служить основой эффективного общения. Вредные привычки учителя отметили только в 6% случаев, творческие работники – ни разу. Врачи вредные привычки отметили в 18% случаев. Но, как правило, эти вредные привычки, в отличие от учителей, связывались с проблемами здоровья. Например: «Очевидно, много курит, жёлтый, нездоровый цвет лица», или «не соблюдает режим, мало бывает на воздухе, сероватый оттенок лица». При описании внешнего облика наиболее часто респонденты обращали внимание на глаза. Чаще всех цвет глаз, форму, выразительность отмечали творческие работники – 63%. Творческие работники чаще также отмечали лицо. На втором месте по частоте описания лица – медицинские работники. Но в этом случае также проявились профессиональные ососбенности восприятия. Если творческие работники описывали просто форму лица, или характеризовали его как «вдохновлённое», «задумчивое», то врачи определяли его в соответствии с предположениями о состоянии здоровья объекта перцепции: «нездоровое лицо», «лицо несколько портят мешки под глазами».

Профессиональные различия в представлениях об увлечениях и интересах объектов восприятия проявились следующим образом: учителя предполагали увлечения в образовательной сфере, например, «в школе увлекалась химией». У врачей представления об интересах и увлечениях объектов восприятия касались различных областей, даже к еде – «любит сладкое, сама готовит».

У творческих работников увлечения и интересы воспринимаемых незнакомых людей носили литературно-описательный характер и ничем не объяснялись. Приведём пример описания незнакомой женщины, известной актрисой театра и кино: «Романтичная, сентиментальная женщина. Очень любит гулять по берегу моря одна, поэтому ездит в Юрмалу под вечер, когда пустеет пляж. Возвращаясь домой, она зажигает свечи, усаживается в кресло и берёт вязание. У неё двое детей, которые располагаются у ног матери, и под звуки негромкой музыки каждый занимается своим делом: дети играют, мать вяжет. Никогда не повышает голос. Любит театр и часто его посещает».

Таким образом, воспринимая одного и того же человека, представители разных профессий фиксируют разные признаки, те, которые могут быть им необходимы в общении с этим человеком. Врачам бывает очень сложно установить правильный диагноз, они ответственны, если неправильно определят заболевание и лечение, поэтому их внимание привлекают даже не особо выраженные для людей других профессий признаки, такие как цвет лица, нездоровый вид глаз, носа.

У творческих работников характеристики семейного положения (которые в данном случае не приводятся), увлечений в большинстве случаев не соответствовали реальности. Можно предположить, что приписывая объектам восприятия романтичность, сентиментальность, художественный вкус, представители этой группы проектируют, создают образ своего желаемого слушателя.

Исследование показало, что субъективный образ восприятия незнакомого человека и приписывание ему определённых характеристик побуждается и направляется профессиональной деятельностью респондентов.

Когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного в социальной психологии определяется как атрибуция. В данном случае имеет место только первая составляющая атрибуции – понимание и объяснение поведения других людей. Это явление изучали Ф. Хайдер, Э. Джонс и К. Девис, а также Г. Келли. Были выделены различные виды атрибуции, основными их них являются: диспозиционная, каузальная, ситуационная. Приписывание незнакомым людям определённых личностных, поведенческих и эмоциональных характеристик относится к диспозиционной атрибуции, когда игнорируются ситуационные факторы, а гораздо чаще используются при описании людей термины, означающие общие характеристики без отнесённости их к конкретным ситуациям. В данном случае респонденты использовали характеристики: «самостоятельный», «честный», не указывая, когда эти свойства личности проявляются у воспринимаемого объекта. При диспозиционной атрибуции также часто игнорируются демографические и ролевые особенности. Но они имеют место при каузальной атрибуции – объяснение причин того или иного поступка, или личностного свойства. В исследовании же профессиональных особенностей восприятия имели место ролевые характеристики, так как на основе их осуществлялось приписывание. В проведённом исследовании представители профессиональных групп испытывали значительные трудности восприятия незнакомых людей, так как не слышали их голосов, не наблюдали каких-то действий, жестов, ярко выраженной мимики, эмоциональных проявлений. Им сложно было представить этих людей в какой-то другой ситуации и даже лругой одежде. Дефицит восприятия всех выше перечисленных компонентов представители профессиональных групп пытались воссоздать сами. Именно здесь наблюдалось больше всего ошибок по сравнению с реальностью. Оба объекта восприятия – мужчина и женщина – преподаватели ВУЗа. Им приписывались различные профессиональные роли. Мужчине – бухгалтер, инженер, работник отдела кадров. Возможно, это объясняется тем, что испытуемые обращали внимание на руки мужчины и отмечали «длинные пальцы», руки «нерабочего человека, даже высказывали предположение, что «мужчина играет на фортепиано. Обращали внимание и на тёмный, строгий костюм мужчины.

Женщина определялась как домохозяйка (чаще всего эту роль ей приписывали творческие работники), учительница, воспитательница, продавщица. Женщина, в соответствии с требованием эксперимента (также, как и мужчина) ходила на сеансы всегда в одном и том же наряде, в её случае это было вязанное трикотажное платье. Ранее уже приводился пример, как на основе этого факта, одной из респонденток было высказано предположение об увлечении женщины – вязании.

Различия в приписывании ролевых функций и личностных свойств можно объяснить не только профессиональными особенностями субъектов восприятия, но и их личностными особенностями: наличием у них стереотипов восприятия, навыков общения, а также мотивации приписывания - на сколько интересно им познавать другого человека, и насколько им интересен конкретный объект восприятия.