ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИСС И ЯЗЫКИ СОЗНАНИЯ

Проворов А. М., (Ярославль)

Всякое направление психологической практики, использующее в своем арсенале измененные состояния сознания (ИСС), сталкивается с проблемой описания полученного опыта, проблемой интерпретации этого опыта.

Несмотря на кажущуюся узость сферы применения ИСС специфическими тренингами (например, по холотропному дыханию), они достаточно распространены. Большинство психологических направлений используют в той, или иной степени медитативные практики (в виде визуализаций, сосредоточении на ресурсном состоянии), энергетические практики (в виде различных двигательных, дыхательных упражнений), инсайтные, экстатические переживания (катарсис, завершение гештальта).

В данном случае очень большим потенциалом, на наш взгляд, обладает концепция языков сознания, предложенная В. В.Козловым [21]. В этой концепции выделяется 5 специфичных языков, в которые в филогенетическом развитии «одевалось» человечество, а в онтогенетическом развитии процедуру «обертывания» проделывает индивидуальное свободное сознание каждого человека.

В соответствии с этой концепцией, выделяются следующие языки сознания:

Язык ощущений. Наиболее древний язык. Это язык, на котором новорожденный младенец и мир «разговаривают» друг с другом.
Мир наполнен для младенца шумами и пятнами, но его органы чувств еще не служат ему: он не воспринимает еще отдельные впечатления, не узнает предметы, не выделяет ничего из этого общего хаоса. В генетическом аспекте, по классификации Х. Хэда, это очень похоже на древнюю, протопатическую чувствительность, когда ощущения еще недифференцированы, диффузны, не локализованы ни во внешнем, ни во внутреннем пространстве, и больше отражают состояние.

Язык эмоций. Этот язык возник как средство, позволяющее живым существам определить биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Роль этого языка заключается в стремлении усилить ситуации, в которых возрастает вероятность удовлетворения потребности, и тенденция предотвратить ситуации, в которых возможность удовлетворения потребностей снижена.

Язык образов. Этот язык представляет собой не только способ структурирования реальности в модальностях опыта при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы, но и психологические конструкты такой сложности, как «Я-образ», образ другого в социальной перцепции.
Образ в дальнейшем анализе можно разложить по модальностям опыта на зрительные, слуховые, вкусовые, кинестетические ощущения.

Язык символов. Символ касается глубинных структур психики, он многозначен и многомерен (он проявляется в фольклоре, мифологии, религии, архетипах). Как знаки координации символы отображают тот мир, о котором есть консенсусная договоренность в культуре социального сообщества, и наполняются атрибутивными качествами. Символ всегда указывает, направляет в определенное семантическое поле, при этом имеет свое экспрессивное, эмоциональное содержание.

Язык знаков. Это самый молодой язык. Он является высшей формой реализации сознания, так как осознаваемое мышление обычно сопровождается и формируется в речи (письменной и устной). Язык знаков как форма сознания – это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, свойства предметов, действия и отношения.

Итак, мы обозначили 5 языков сознания. Но для нас в данной статье интересен не сам факт наличия этих языков, а возможность их практического использования.

Языки сознания существуют не как независимые области, а фактически надстраиваются одно над другим. Как было указано выше, язык образов, например, можно разложить по модальностям. Смысл такого разложения состоит во-первых в том, что процесс восприятия таким образом становится более тонким, более богатым и интересным. Мир вокруг становится более «живым». Во-вторых, при «раскручивании» образа проблемной ситуации по модальностям, проще и нагляднее можно определить ту отправную точку, которая послужила толчком к ее возникновению.

На наш взгляд, ту же самую технологию можно использовать при анализе любого опыта, полученного в ИСС, но вместо простого разложения на модальности (т. е. фактически апеллируя исключительно к языку образов), опыт можно «распределять» по языкам сознания, следуя, к примеру, следующему Бланку описания опыта языками сознания:

Здесь полезно сделать еще одно крайне важное замечание. На основе анализа самоотчетов можно сделать следующий вывод: во время прохождения различных дыхательных, шаманских, трансовых, и т. д. техник появляется, как правило, не одна, а несколько тем, или сюжетов. Зачастую на уровне языков знаков, или символов это совершенно независимые сюжеты. Почему-то об этом практически не упоминается в ходе анализа переживаний. Обычно исследователи берут одно самое яркое, или самое важное, на их взгляд, переживание, и начинают работать с ним. В то же время остальные сюжеты, появившиеся в рамках одного процесса не могут, на наш взгляд, играть исключительно ситуативную или второстепенную роль. Любой процесс имеет свою внутреннюю динамику и логику, и в нем нет абсолютно ненужных, обособленных фрагментов. Это целостная система, каждая часть которой играет определенную роль.

Кроме того, достаточно часто встречаются повторяющиеся в нескольких процессах сюжеты, что подтверждает идею взаимосвязанности различных процессов. Тем большая взаимосвязь должна связывать различные переживания-сюжеты в рамках одного процесса.

В силу вышесказанного, бланк одного процесса должен содержать несколько моментов. Во–первых, отдельные сюжеты должны описываемые независимо друг от друга. Во-вторых, на основании этих описаний, составляется общий бланк процесса, в котором указываются те общие и наиболее интересные моменты, которые имели место во всех сюжетах, или в большинстве из них. Таким образом, создается своеобразное общее содержание процесса. В-третьих, общие переживания являются, по сути, наиболее важными моментами для человека на настоящий момент, поэтому им достаточно продуктивно можно пользоваться для дальнейшего анализа. Сначала сам человек должен описать параллели общего содержания процесса и ситуаций, имевших место в его жизни; на что похож этот сюжет, зачем он нужен, и т. д. В дальнейшем этим «общим сюжетом» можно воспользоваться в ходе психокоррекционного процесса.

На наш взгляд, использование такого инструмента достаточно перспективно. Данные о практическом использовании этого инструмента мы опубликуем позже.

Все комментарии и результаты использования предложенного инструмента можно писать на E-mail: An041@yandex. ru.