ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ И В США

Е. Ю. ЛУКАШ

Анализируются основные подходы к пониманию процесса социальной адаптации и их взаимосвязь с творческим процессом; рассматриваются теории, объясняющие взаимозависимость творчества и тревожности как составляющей процесса адаптации; приводятся данные зарубежных исследований в этой области, а также результаты кросскультурного исследования с целью анализа общественного мнения в отношении творчески одаренных детей и проблем, с которыми они могут сталкиваться в процессе адаптации.

Ключевые слова: Социальная адаптация, творчество, тревожность, одаренные дети.

Проблема социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знания, и каждая наука подходит к ее изучению со своих позиций, что обусловливает многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников [7]. В настоящее время существует множество подходов к анализу данного понятия, однако наиболее распространено выделение трех видов адаптации: через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду и изменения себя; через преобразование среды; адаптацию путем самоустранения или ухода из среды [4], [11].

Согласно первому преобладающему представлению адаптация есть приспособление, проявляющееся в конформности, согласии и уступчивости по отношению к требованиям ситуации или окружения. В этом определении существенно то, что адаптация подразумевает изменение себя, своего Я под воздействием внешних факторов. Следовательно, те, кто не соответствует доминирующим в культуре нормам и ценностям, считаются плохо адаптирующимися аутсайдерами или даже умалишенными. В данную категорию нередко попадают творческие личности, не способные или не желающие адаптироваться к существующему стилю жизни и обычаям. В этом случае прослеживается определенное противоречие между творчеством и адаптацией. Если вспомнить первые представления о креативности, то все они по преимуществу фокусировались на патологии творцов, на невротичной природе творческого гения и описывали творческих людей как умственно больных. Подобные идеи могут объяснять

23

Происхождение стереотипов о сумасшедшем художнике или безумном ученом.

Адаптация путем преобразования среды заключается в модификации или изменении окружения в соответствии с потребностями индивида. Данная форма адаптации часто носит вид новаторского, девиантного поведения и сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности и осуществляются нововведения в те или иные области культуры. Данное

05.10.2012


22

Понимание процесса адаптации наиболее близко к деятельности выдающихся людей, которые преобразуют действительность, развивая свои идеи, в дальнейшем влияющие на жизнь множества поколений [3], [4], [7]. Нередко результаты такой новаторской, творческой адаптации оказываются очень полезными для общества в целом, но малая группа или организация, членом которых является творческая личность, всячески ограничивает ее активность вследствие свойственного для всех групп сопротивления новому. В этом случае активность личности с позиций всего общества является адаптивной в положительном смысле, но с позиций малой группы — наоборот, девиантной и дезадаптивной.

Третий вид адаптации представляет собой самоустранение или уход из среды. Этот путь актуализируется тогда, когда два предшествующих типа адаптации не удалось реализовать в связи с невозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и неспособностью изменить или покорить окружающий мир — с другой. У человека может пропасть ощущение собственной ценности либо ценности того, что его окружает. Адаптация путем ухода из ситуации часто встречается среди творческих личностей, когда они чувствуют, что не в силах принять окружающий их мир, но и изменить его тоже не могут. В данном случае творцы нередко уходят в свой внутренний мир, мир фантазии. Они могут продолжать творить, так как творчество является способом выражения чувств и способом адаптации (здесь в наибольшей степени, на наш взгляд, выступает адаптационная функция творческой деятельности), однако личностно человек не совершенствуется, поскольку для оптимального развития необходимо не уходить из ситуации, а стремиться разрешить ее.

Таким образом, для творческих людей адаптация является эффективной, если они могут каким-то образом изменить окружающий мир в сторону большего соответствия их потребностям. Это не обязательно должно быть кардинальное преобразование. Адаптация может выражаться в изменении отношения к творческим способностям конкретного индивида и в создании оптимальных условий для их развития со стороны общества.

Адаптация творческих личностей характеризуется также еще одной специфической чертой, а именно ощущением тревоги, наиболее свойственным людям искусства. Необходимо отметить, что ощущение тревоги является одной из основных проблем современного общества и выступает неотъемлемой частью процесса адаптации любого человека, не только творческого. Большинство ученых (например Ф. Б. Березин, Н. Д. Левитов) считают, что возникновение тревоги свидетельствует о нарушении адаптации и активирует адаптивные механизмы [1], [6]. Однако роль тревожности в процессе адаптации творческого человека обладает определенной спецификой, которая представлена в первую очередь в психодинамических подходах и философии экзистенциализма.

Она анализируется также и в психологии, особенно в психоанализе. З. Фрейд утверждал, что тревогу вызывает подавленная энергия либидо. Чтобы избавиться от тревоги, человек начинает творить, тем самым сублимируя сексуальные инстинкты в творчестве [22]. В дальнейшем ученики и последователи З. Фрейда (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм,

24

А. Адлер, О. Ранк) отошли от его ортодоксального взгляда на причину тревоги и переместили ее в социально-психологический контекст. Они считали источником тревоги

05.10.2012


22

Особенности окружения человека и выдвигаемые по отношению к нему требования [8], [11]. Таким образом, согласно взглядам этих ученых, тревога возникает в процессе адаптации к окружающему миру и творческие люди стремятся справиться с ней при помощи искусства.

ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ И В США

Современные теории и подходы к пониманию сущности творческого процесса и особенностей развития творческой личности не менее тесно связывают тревожность и творчество. Так, известный американский психолог, работающий в области психологии одаренности, М. Ксикзентмихалий написал книгу под названием «Между скукой и тревогой» [18], в которой он представил свою теоретическую модель творческого процесса (см. рисунок).

Согласно данной модели, когда человека окружает бесчисленное множество возможностей и он ощущает на себе их давление, не будучи способным воспользоваться ими, то данное состояние переживается как тревога. Беспокойство присутствует, когда уровень способностей выше, но недостаточно высок, чтобы соответствовать актуальным возможностям. Состояние, способствующее творчеству, характеризуется оптимальным сочетанием способностей и возможностей, но как только способности начинают превышать реальные возможности, человеку становится скучно. И, наконец, человек с большими способностями и малыми возможностями их применения переходит от состояния скуки вновь к состоянию тревоги.

М. Ксикзентмихалий указывает, что с эмпирической точки зрения существует ряд ограничений в этой модели, которые заключаются в том, что состояние, способствующее творчеству, не зависит полностью от объективной природы возможностей или объективного уровня способностей. Оно определяется восприятием своих способностей и возможностей для их реализации. Тем не менее эта модель дает интересное представление о взаимосвязи творчества и тревоги с акцентом на роль тревоги как сигнала о нарушении баланса между способностями и возможностями.

В теории польского психиатра и психолога К. Дабровски делается акцент на эмоциональное развитие творческой личности (цит. по [40]). Наблюдая за своими творчески одаренными пациентами, К. Дабровски сделал вывод, что им

25

Свойственны интенсивный внутренний конфликт, самокритика и тревожность. Он считал эти симптомы неотделимой частью развития творческого человека, утверждая, что

05.10.2012


22

4


Внутренний конфликт и тревога играют развивающую роль и не являются знаком дезинтеграции. В его теории постулируется тот факт, что полноценное развитие всех способностей связано с разрушением существующих психологических структур с целью формирования структур высшего порядка.

Подводя итог рассмотренным выше теориям и представлениям о взаимосвязи творчества, адаптации и тревоги, следует отметить, что, несмотря на определенные различия, все они указывают на стимулирующую роль тревоги в процессе творчества. Продуктивным является подход Л. И. Божович, выделяющей адекватную и неадекватную тревожность [10]. Экзистенциальная тревожность творческих личностей является адекватной, поскольку именно благодаря их способности не только переживать тревогу, но и признавать ее в себе они могут творить и самореализовываться, а следовательно, адаптироваться. В случае, если тревога чрезмерна и носит социальный характер, т. е. обусловлена завышенными или заниженными требованиями по отношению к человеку, отсутствием оптимальных условий для жизнедеятельности (как в теории М. Ксикзентмихалия), она является неадекватной и препятствует развитию творческого потенциала. Нам представляется, что именно стремление преодолеть свою тревогу, вызванную несоответствием внутреннего и внешнего мира, лежит в основе адаптации творчески одаренных личностей путем преобразования среды. Ощущение внутреннего дискомфорта между видением того, каким должен быть окружающий мир, и реальностью, порождающее тревогу, заставляет творческого человека изменять среду, что далеко не всегда позитивно воспринимается окружением.

Однако можно задаться вопросами: в какой степени эмпирически подтверждаются представленные выше теоретические положения связи тревожности и творчества? Действительно ли тревога сопутствует творчеству и является частью процесса социальной адаптации творческого человека? Действительно ли творческие личности, будучи более склонными к тревожности, испытывают большие трудности адаптации по сравнению с остальными людьми?

Анализ результатов различных исследований не дает четкого ответа на эти вопросы. Большинство работ, охватывающих интеллектуально одаренных детей и взрослых, свидетельствует, что они в целом адаптированы не хуже, а нередко даже лучше по сравнению с обычными людьми [5], [13], [26] [34], [35], [39]. Результаты обследований творчески одаренных личностей не столь однозначны. Часть авторов сообщает о том, что творческие дети успешно адаптированы в современном обществе ([27], [48]), однако большинство свидетельствует об обратном [12], [27], [30], [38].

В данном контексте целесообразно рассмотреть исследования, направленные на изучение зависимости уровня адаптивности от уровня одаренности. В своей совокупности они указывают на то, что проявления тревоги и адаптивности детей и взрослых с так называемой нормальной одаренностью принципиальным образом отличаются от особенностей детей с особой одаренностью. Если первые принципиально лучше приспосабливаются к окружению, чем обычные дети (недалеко ушедшие от статистической нормы), то особо одаренные дети и взрослые характеризуются резким снижением адаптационных характеристик. Иначе говоря, связь одаренности и адаптивности (а значит, в той или иной мере и тревожности) криволинейная, что и показано во многих исследованиях [26], [29], [36]. Однако большинство данных исследований было проведено с интеллектуально одаренными детьми и взрослыми.

26

05.10.2012


22

Творческая одаренность изучена в меньшей степени, а в нашей стране аналогичные исследования практически не проводились.

Исследования, направленные на анализ склонности творчески одаренных детей и взрослых к проявлениям тревоги, в большинстве своем сообщают о повышенной эмоциональности, чувствительности и тревожности среди творчески одаренных людей по сравнению с нетворческими личностями [14], [19], [25], [30], [31], [37], [41]. Так, согласно результатам исследования С. Е. Марчант-Хэйкокс и Г. Д. Вилсон [31], среди художников значительно чаще встречается высокий уровень тревожности, чем среди контрольной группы нетворческих респондентов. В исследовании А. М. Людвига [30] было выявлено, что повышенная тревожность более распространена среди представителей творческих профессий, чем среди нетворческих.

Однако в некоторых работах указывается на отсутствие высокой тревожности среди творческих личностей [15], [16], [21], [42]. Так, Л. М. Баттсворт и Г. А. Смит [16] Протестировали студентов музыкальных отделений и факультетов психологии при помощи методики Кеттелла (16-факторный анализ личности). Результаты свидетельствуют о большей стабильности и меньшей тревожности студентов музыкального отделения по сравнению со студентами-психологами. В аналогичном исследовании А. М. Уолкер с соавт. [42] обнаружили, что выдающиеся художники менее тревожны, чем выдающиеся, но не творческие личности.

Также в ряде исследований выявлено, что по сравнению с интеллектуально одаренными личностями творчески одаренные люди более тревожны, эмоционально лабильны и импульсивны [17], [20], [24], [28], [32], [35], [43].

Таким образом, несмотря на противоречивые данные, большая часть исследований свидетельствует о распространенности тревожности среди творчески одаренных людей. При этом многие ученые указывают на социальную природу тревоги, возникающей в процессе адаптации.

В нашей стране аналогичные исследования выполнены в единичных случаях (например, В. Н. Дружининым и Н. В. Хазратовой), и они не дают ясной картины о склонности креативных людей к высокой тревожности и о степени распространения данного явления среди творчески одаренных личностей в России [5].

Проведенное нами исследование имело целью выяснение вопросов о том, какие представления о творческих личностях и особенностях их адаптации присутствуют в современном обществе. Существуют ли отличия во мнениях между культурами разных стран или представления об особенностях развития и адаптации творческих детей и взрослых универсальны?

Мы попытались ответить на эти вопросы в проведенном нами методом анкетирования кросскультурном исследовании. Цель исследования заключалась в анализе общественного мнения об особенностях адаптации творчески одаренных детей. Дети в качестве объекта исследования были выбраны нами потому, что сведений об особенностях их адаптации явно недостаточно, а ведь именно для них в первую очередь проблема социальной адаптации наиболее остра. По сравнению со взрослыми они более открыты внешнему воздействию, как положительному, так и отрицательному; в большей мере им приходится адаптироваться к требованиям общества; в случае неудачи именно они сильнее переживают трудности адаптации. Общественное мнение является фактором, отражающим эффективность адаптации той или иной группы (в данном случае творчески одаренных детей) в социуме. Оно, с одной стороны, определяет собственно особенности адаптации творческих детей (поскольку от доминирующих в культуре представлений зависят

05.10.2012


22

6


27

Конкретные действия, предпринимаемые в государстве), с другой — выступает в качестве социального зеркала, в котором отражается положение творчески одаренного ребенка в обществе. Таким образом, анализ общественного мнения выступает одним из наиболее эффективных способов не только изучения особенностей адаптации творчески одаренных детей в современном обществе, но и определения непосредственного отношения людей к представителям данной категории. Кросскультурное исследование, в свою очередь, позволяет путем сравнительного анализа делать обобщения относительно характеристик адаптации творчески одаренных детей и тем самым способствует раскрытию специфики их адаптации в нашей стране. Соединенные Штаты были выбраны нами потому, что данная страна признанно является наиболее институциализированной в плане стремления к адаптации креативных личностей.

Наше исследование было выполнено в Приморском крае (Россия) и в штате Коннектикут (США). В исследовании приняли участие 1484 человека в возрасте от 17 до 64 лет: 949 жителей России и 535 жителей США. В российской выборке мужчины составили 23 %, женщины — 77 %, в американской — мужчины — 36 %, женщины — 64 %.

Анкета «Творчески одаренная личность в современном обществе» состояла из 20 вопросов закрытого типа, которые были сгруппированы в следующие категории:

1. Оценка актуальности проблемы творчески одаренных детей, условий их жизни и особенностей процесса адаптации (вопросы 1–4).

2. Выявление представлений о повышенной чувствительности и тревожности среди творческих детей и об особенностях психологических проблем, с которыми они могут сталкиваться в жизни (вопросы 5–10).

3. Анализ необходимости, с точки зрения общества, создания дополнительных
условий для полноценного развития творческих способностей детей (вопросы 11–13).

4. Демографические характеристики (вопросы 14–20).

Анкета распространялась анонимно среди преподавателей творчески одаренных детей; преподавателей, профессиональная деятельность которых не связана с творчеством; родственников и друзей творчески одаренных людей; людей, никаким образом не связанных с творчеством.

Полученные результаты свидетельствуют как о сходстве, так и о различиях в представлениях граждан двух стран. Так, большинство российских и американских респондентов (86 и 90 % соответственно) считало, что творчески одаренные дети — это будущее страны, и проблема условий их жизни очень актуальна как для американского, так и для российского общества. Российские респонденты более однозначно высказывались в отношении неспособности творческих детей самостоятельно реализовать свои таланты при отсутствии какой-либо помощи (79 против 56 % среди американцев). Половина опрошенных российских участников исследования уверена, что данная категория детей труднее адаптируется к окружающей действительности, в то время как в американской выборке лишь треть респондентов придерживалась такого же мнения, а треть считала, что они адаптируются легче.

Наиболее яркие различия во мнениях получены относительно второй группы вопросов. Большинство российских респондентов уверено, что творческие дети в большей степени чувствительны к различным негативным воздействиям (73 %), более склонны к проявлению беспокойства и тревоги (64 %) и сталкиваются с большим

05.10.2012


22

Количеством проблем в своей жизни по сравнению с обычными детьми (55 %). В американской же выборке половина респондентов утверждает прямо противоположное:

28

Творческие дети не более других чувствительны к негативным воздействиям (53 %), не склонны к проявлению беспокойства и тревоги (51 %) и не сталкиваются с большим количеством проблем в своей жизни (48 %). Тем не менее обе группы опрошенных считают, что основными проблемами, которые дети с творческими способностями могут иметь в своей жизни, являются непризнание их таланта (46 и 59 % в русской и американской выборке соответственно) и трудности в общении с людьми (37 и 32 %). Российские респонденты к основным проблемам относили также зависть окружающих (51 против 27 % среди американцев). В обеих группах преобладало мнение, что причины всех психологических проблем творчески одаренных детей — их индивидуальные особенности (55 и 62 % в русской и американской выборках соответственно).

Существенные различия были обнаружены при ответе на вопрос о достаточности существующих условий для развития творческих способностей детей: 87 % российских респондентов уверены, что этих условий недостаточно, и лишь 55 % американцев придерживались такого мнения. Поэтому 87 % россиян и только 41 % американцев считают необходимым предпринимать специальные меры для преодоления тех психологических трудностей, с которыми сталкиваются одаренные дети. Две трети российских респондентов и одна треть американцев уверены в целесообразности создания школ для творчески одаренных детей, где они обучались бы общеобразовательным дисциплинам и развивали свои способности.

Полученные данные свидетельствуют о наличии определенных различий в общественном мнении в отношении творчески одаренных детей в США и в России. Несмотря на одинаковое понимание важности проблемы адаптации творческих детей и их неспособности развить свои таланты самостоятельно, российские респонденты больше американцев уверены в необходимости создания дополнительных условий для успешного развития таких детей. Это вызвано недостаточностью адекватных институциональных механизмов их адаптации в нашей стране (нехваткой школ для творчески одаренных детей, фактическим отсутствием программ по выявлению творческих способностей детей в общеобразовательных школах, а также неразвитой системой психологического консультирования одаренных детей, их родителей и учителей). Большее распространение мнения о тревожности, повышенной чувствительности и наличии проблем в жизни творчески одаренных детей отличает нашу страну от Соединенных Штатов. Эти различия могут быть объяснены наличием более благоприятных условий для развития всех способностей детей в США. Основное отличие, по нашему мнению, заключается в том, что в Америке существует гораздо больше программ в обычных школах, направленных на выявление и развитие всех, включая творческие, способностей детей. Это способствует не только успешной адаптации, но и снижает тревогу, которая в нашей стране нередко имеет чисто социальный характер и вызвана отсутствием адекватных условий для развития способностей детей. В России есть специальные школы для творчески одаренных детей, но только в крупных городах. Аналогичная ситуация со спецшколами имеется и в США, но наличие программ в обычной общеобразовательной школе предоставляет американским детям больше преимуществ по сравнению с нашими детьми.

К тому же американцы, говоря об одаренных, имеют, видимо, в виду не столько особо

05.10.2012


22

8


Одаренных, сколько нормально одаренных детей (система выявления которых и организация механизмов их адаптации, как уже упоминалось, более развиты). В России же одаренность по бытовым представлениям значительно ближе к пониманию особости, необычности феномена, что также

29

Отражается в представлении о мистическом характере одаренности и, следовательно, во мнении о больших трудностях адаптации и повышенной тревожности у людей, обладающих этим даром.

Таким образом, представление о связи творчества и тревоги, о тревожности, возникающей в процессе адаптации творческих детей, и о больших трудностях на пути их адаптации не является универсальным и зависит от условий, созданных для данной категории детей. Необходимо проводить дальнейшие исследования в этом направлении. Возможно, различение социально индуцируемой и личностно экзистенциальной тревоги, присущей творческим людям, позволит глубже понять причины обнаруженных в нашем исследовании отличий.

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

2. Битюцкая Е. В., Худобина Е. И. Интеллект как фактор социальной одаренности //
Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Щадриков. М.;
Самара: Изд-во РПО, 2000. С. 121–124.

3. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение? // Социол. исслед. 1990. № 2. С. 41–49.

4. Дерманова И. Б. Типы социально психологической адаптации и комплекс неполноценности //

Вестн. С.-Пб. ун-та. 1996. Сер. 6. Вып. 1. № 6. С. 59–68.

5. Дружинин В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных
достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности / Отв. ред. Д. Б.
Богоявленская. М.: Мол. гвардия, 1997. С. 161–185.

6. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность / Сост.

В. М. Астапов. СПб.: Питер, 2001. С. 78– 88.

7. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1999. № 3. С. 104–114.

8. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

9. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и

Стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1998.

10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

11. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999.

12. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2003.

13. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Канд. дис. Кострома, 2002.

14. Andreasen N. C., Click L. D. Bipolar affective disorder and creativity: Implications and clinical management // Comprehensive Psychiat. 1988. V. 29. P. 207–216.

15. Barton K., Cattell H. Personality characteristics of female psychology, science and art majors // Psychol. Rep. 1972. V. 31. P. 807–813.

16. Buttsworth L. M., Smith G. A. Personality of Australian performing musicians by gender and by instrument // Pers. and Indiv. Differences. 1994. V. 5. P. 595–603.

17. Csikszentmihalyi M. Creativity: Flow and the psychology of discovery and invention. N. Y.: Harper Collins, 1996.

18. Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety: Experiencing flow in work and play. San Francisco: Jossey-Bass, 2000.

19. Csikszentmihalyi M., Getzels J. W. The personality of young artists: An empirical and theoretical

05.10.2012


22

9


Exploration // Brit. J. Psychol. 1973. V. 64. P. 91–104.

20. Csikszentmihalyi M., Rathunde K., Whalen S. Talented teenagers: The roots of success and failure. N. Y. : Cambr. Univ. Press, 1993.

21. Feist G. J. Creativity in art and science students. Unpubl. raw data. 1989.

22. Freud Z. The problem of anxiety. N. Y.: Norton, 1936.

23. Gallucci N. T., Middleton G. E., Kline A. The independence of creative potential and behavioral disorders in gifted children // Gifted Child Quart. 1999. V. 43. P. 194–203.

24. Gardner H. The arts and human development: A psychological study of the artistic process. N. Y.: Wiley, 1973.

25. Getzels J. W., Csikszentmihalyi M. The creative vision. N. Y.: Wiley, 1976.

26. Gross M. U. Social and emotional issues for exceptionally intellectually gifted students // Neihart M. et al. (eds.). The social and emotional development of gifted children. Waco: Prufrock Press, 2002. P. 19–29.

27. Hoff E. V., Carlson I. Shining lights or lone wolves? Creativity and self-image in primary school children // J. Creat. Behav. 2002. V. 36. N 1. P. 17–39.

28. Jamison K. R. Touched with fire: Manic-depressive illness and the artistic temperament. N. Y.: Free press, 1993.

29. Janos P. M., Robinson M. N., Lunneborg C. E. Markedly early entrance to college: A multi-year comparative study of academic performance and psychological adjustment // J. Higher Educ. 1989. V. 6. P. 496–518.

30

30. Ludwig A. M. The price of greatness. N. Y.: Guilford, 1995.

31. Marchant-Haycox S. E., Wil son G. D. Personality and stress in performing artists // Pers. and Indiv. Differences. 1992. V. 13. P. 1061–1068.

32. Neihart M., Olenchak R. F. Creatively gifted children // NeihartM. et al. (eds). The social and emotional development of gifted children. Waco: Prufrock Press, 2002. P. 165–175.

33. Richards R. L. Creativity and bipolar mood swings: Why the association? // Shaw M. P., Runco M. A. Creativity and affect. Norwood: Ablex, 1994. P. 38–54.

34. Robinson N. M., Noble K. D. Social-emotional development and adjustment of gifted children // Wang M., Reynolds M., Walberg H. Handbook of special education: Research and practice. 1992. V. 4. P. 57–76.

35. Rost D. H., Czeschlik T. The psychosocial adjustment of gifted children in middle childhood // Eur. J. Psychol. Educ. 1994. V. IX. N 1. P. 15– 25.

36. Runco M. A., Pritzker S. R. Encyclopedia of creativity. San Diego: Acad. Press, 1999.

37. Russ S. Affect and creativity: The role of affect and play in the creative process. Hillsdale: Erlbaum, 1993.

38. Schaefer C. E. A five year follow-up study of the self-concept of creative adolescents // J. Gen. Psychol. 1973. V. 123. P. 163–170.

39. Schneider B. H. The gifted child in peer group perspective. N. Y.: Guilford, 1987.

40. Silverman L. K. Counseling the gifted and talented. Denver: Love Publ. Comp., 1993.

41. Simonton D. K. Scientific genius: A psychology of science. N. Y.: Cambr. Univ. Press, 1988.

42. Walker A. M., Koestner R., Hum A. Personality correlates of depressive style in autobiographies of creative achievers // J. Creat. Behav. 1995. V. 29. P. 75–94.

43. Udvari S. J., Schneider H. Competition and adjustment of gifted children: A matter of motivation // Roeper Rev. 2000. V. 22. P. 212–216.

44. Yau C. An essential interrelationship: Healthy self-esteem productive creativity // J. Creat. Behav. 1991. V. 25. P. 154–161.

Поступила в редакцию 17.II 2003 г.

05.10.2012


22

10



ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ И В СШАРО ССИИ СКО-БРИТАНСКИИ

ПОСТВУЗОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

СУ



05.10.2012

Программа «ІГРАКІИЧЕС КАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Основная цепь уебной программы — подготовка магістров международного уровня — MA (Master of Aits) in Counselling: — і обпасти управления персоналом, организационной гипнологии, индивидуального и семейного психологического консультирования.

Данный образ ов ягельный продукт является единственной в России программой по консультированию, которая официально признана ведущим западным (британским) университетом — University of Manchester.

Принимаются лица с высшим образованием. Программа особенно по лезна тем специалистам, которые планируют поступить в аспирантуру или уме работают над кандидатской диссертацией. В озможно посещение отдельных курсов по выбору.

Вступительные испытания: собеседование по специальности и тестирование по английскому языку Обучение платное. Прием заявлений до 29 августа 2004 г.

Дополнительную информацию можно получить по телефонам: (095) 564 85S2 и437 9886;факс: (095) 434 7547. E-mail: [email protected] es. in; Vfebsite: Www. msses .ni


20

1


20