Пороги зрительных восприятий, Шапарь В.Б.

На расстоянии, хотя и не очень отчетливо, можно различить:

Однако точность определения зависит и от прозрачности воздуха, и от остроты зрения, и от опыта смотрящего.

Пороги определяют только качество ощущения (как отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы). Качество же восприятия (как отражение этих предметов и явлений в совокупности их различных свойств) зависит от опыта, умения видеть именно то, что в данном случае надо увидеть.

Ощущение и восприятие — составляющие психических познавательных процессов личности. Каждый из нас без затруднений видит, слышит и ощущает то, что вокруг нас. А как же слепоглухонемые люди?

Слепоглухонемая от рождения кандидат психологических наук Ольга Скороходова научилась воспринимать скульптуру, слушать музыку, писать стихи:

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

— Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос ласковый, живой,

Но слова без звука — чувства трепетанье —

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова

Так, как любят запах нежного цветка.

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука...

Продолжим разговор о восприятии. Речь пойдет о зрении. У человека редко оба глаза одинаковы, обычно один из них является ведущим.

Глядя одновременно на близкие и далекие предметы, прикройте ладонью сначала один, а потом другой глаз. Как только вы закроете ведущий глаз, все резко сдвинется в сторону, когда же вы проделаете то же самое с другим глазом, картина останется почти неизменной. Таков способ определения ведущего глаза (рис. 1).

image001

Рис. 1. Каждому человеку полезно знать, какой глаз у него ведущий

Целостность восприятия

Видя главное, мы не замечаем деталей. Ряд линий воспринимается как узор, характер которого обычно определяется какой-либо одной его частью, организующей все целое, как на рис. 2. Мы ведь привыкли читать слева направо. Араб, читающий справа налево, увидит на этом рисунке иной узор.

image002

Рис. 2. Хотя этот рисунок не закончен, мы видим, что здесь нарисовано

Почти каждый, посмотрев на рис. 3, я, увидит треугольник. Дело в том, что при любом восприятии прежде всего бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали; благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки видимого объединяются в фигуру (рис. 3, Б).

image003

Рис. 3. Отдельные линии и точки объединяются в целое

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. Целостность музыкального образа в нашем сознании проявляется при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Разговаривая по телефону, мы слышим не все буквы, но вряд ли кому-либо это мешает. Да и в обычной речи мы ведь не произносим всех букв слова. Вот как звучит просьба подать полотенце:

— Даить, пжаста, п'лтенц.

Это тоже одно из проявлений целостности восприятия. Иногда две-три недосказанные фразы обобщаются и воспринимаются как законченная мысль. Произведение искусства заставляет нас активно, творчески воспринимать его, воссоздавать целое по деталям. Этим оно отличается от протокола или фотографии.