ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ, МИСТИКА И ОСВОБОЖДЕНИЕ

Кудрявцев А. А., (г. Екатеринбург)

Добро и зло есть условные (относительные) аспекты реальности, порожденные человеческим умом. Раздробленность на добро и зло подобна обозначенным полюсам единого мира, фазам дуальной системы воззрения. Это и есть залог (условие) динамики мышления - взаимодействие противоположностей.

Логическое мышление основано на делении мира на части и на сопоставлении одного другому. То есть ум сам создает себе пищу, в утопичных попытках при помощи незамысловатой схемы объяснить феноменальные явления мира, не лежащие в категориях понятий этой схемы.

А добро и зло - это абстрактные (условные) ориентиры для сознания по этому большому многогранному, непредсказуемому и непостижимому миру. А ведь карта местности не есть сама эта местность - не так ли?

Быть может, видя мир через призму своего мышления, мы воспринимаем его проекцию, отраженную от призмы нашего ума? А все образы и ощущения, с которыми мы имеем дело, спроецированы на нашу нервную систему сознанием, фантазирующим по поводу интерпретации пронизывающей нас действительности? Быть может все что мы видим, чувствуем и ощущаем подобно сну или виртуальной реальности и существует в нашем воображении? Данная модель воззрения уже рассматривалась современными учеными квантовой физики, нейрофизиологии, психологии и биологии в рамках Голографической парадигмы (Эксперимент Alain Aspect, Paris, 1982; Публикации и исследования David Bohm, Karl Pribram, Stanislav Grof, Ken Wilber, Lyall Watson, Keith Floyd и др). Им удалось экспериментально доказать иллюзорность грубой материи, которая является нам трехмерной голограммой и набором ощущений нашего восприятия. Голографическая парадигма также сочетается с мировоззрением древних восточных религий. Например, в индуизме существует санскритский термин “майа” (букв. знач. “не то”), характеризующий иллюзорность всей материальной действительности; в тибетском буддизме есть тезис о пустоте “шунията”, как истинной форме всего сущего.

Основываясь на голографической парадигме и мудрости восточной философии, можно обнаружить ряд глобальных вопросов и проблем, стоящих перед современной психологией: “Мистерия истинной природы реальности”, “Проблема поиска наблюдателя окружающей действительности”, “Личностный кризис утопического самопознания”, “Мировоззренческий кризис самоидентификации вследствии смены парадигмы”, “Кризис поиска смысла” и др. Основная сложность этих вопросов состоит в том, что ответы на них лежат за пределами области познания аналитического ума.

Все люди и предметы взаимосвязаны между собой. Об этом так же свидетельствуют последние достижения квантовой физики.

Это же касается и человеческих мыслей, которые, переплетаясь, создают информационное поле Земли или ноосферу (В. И. Вернадский).

Ни один человек не существует отдельно ни от одного другого, их восприятия, переходя в “надличностное”, пересекаются и объединяются в единой области, названной общественным бессознательным (К. Г. Юнг).

На событийный ряд человека, влияет то, во что он верит и о чем склонен думать, являясь отражением его реальности. Комплекс потенциальных предрасположенностей этого событийного ряда – есть поле событий, которое базируется на восприятии человека (его намереньях, мыслях, эмоциях и ожиданиях). Таким образом, на происходящее в окружающем мире можно влиять не только непосредственным физическим вмешательством, но так же намереньем и мыслью, или просто своим состоянием.

Получается, что явления глобального психического пространства (я бы так назвал его): мысли, информация, мысле-образы, эмоции, идеи и различные состояния человека, определяют событийный ряд человека или поле событий. Более того, это пространство, которое не укладывается ни в понятие ‘ноосфера’, и в понятие ‘общественное бессознательное’, нуждается в адекватной классификации, поскольку различные его явления, лежат в различных его слоях.

В наше время большинство людей, так или иначе, объясняют себе окружающий мир при помощи слов, философских и научных концепций, обоснованных логически, принятых на веру или внедренных извне.

Огромное количество информации, открывшееся ныне широкой общественности, позволяет трактовать происходящее тысячами концептуальных схем, часто противоречащих друг другу. Кто-то занимается трактовкой происходящего, кто-то нет, но в представления об окружающей действительности имеет каждый.

Люди обладают мировоззрением, основанным на базовых знаниях и ценностях, привитых обществом, а их мировоззрение, в свою очередь ‘обладает’ ими, ограничивая реальность человеческого восприятия событиями, вписывающимися в трактовку мировоззрения субъекта и не нарушающих ее ‘целостности’. (То есть бесконечно многообразный мир предстает перед человеком в том единственном виде, в котором субъект его интерпретирует и желает воспринимать.)

При помощи слов, знаний и логики современный человек вполне может попытаться объяснить себе весь окружающий мир, обозначив, какие события могут случаться в нем, а какие нет, тем самым (образно говоря), поместить свое сознание в ограниченную сферу ментальных понятий, схем, ярлыков и стереотипов, которой свойственно укрепляться в восприятии с течением времени. Данный тип мировоззрения характерен, в основном, для материалистов и ученых, работающих на классическую науку и его может быть вполне достаточно для решения задач социального существования, но не для создания чего-то принципиально нового.

Стоит понимать и помнить, что логическое мышление является лишь инструментом, но никак не абсолютной реальностью. Например, фантазия, так хорошо проявляющаяся у детей, относится к нелогичной области восприятия.

На протяжении всего времени в общественном сознании человечества оставалось место для веры в нечто сверхъестественное и необъяснимое. Не ошибочно назвать веру одной из базовых потребностей человечества. Потребность верить во что-либо определяется подсознательным стремлением человека высвободить фантазию из ментального плена убеждений.

Суеверие можно описать, как принятие на веру недоказуемых событий (или недостоверной информации).

Раньше, скажем, во времена древних славян, когда не было такого обширного количества общедоступной информации для интерпретации окружающей действительности, в сознании этноса преобладало мифологическое мышление, основанное на народных верованиях и приметах. Мировоззрение человека того времени, не ограниченное сложными концептуальными схемами было способно воспринимать реальность весьма эластично. Мир для человека древности был загадкой, событийный ряд был менее ограниченным, где находилось место для проявления различных феноменов. Так, к примеру, человек, заблудившийся в лесу, мог вполне реально видеть леших и прочих ‘мистических’ персонажей (объектов своего верования), а затем подпитывать своими галлюцинациями народные поверия.

Туда же можно отнести народные приметы, которые в свое время были придуманы, в попытке объяснить и упорядочить окружающую действительность (как и современная наука). Причем весьма вероятно, что когда человеку ничего не мешало верить в достоверность своих умозаключений, события которые он предсказывал при помощи народных примет, вполне могли происходить с ним.

С течением времени народные приметы, передаваемые из поколения в поколение, становятся частью самобытной культуры, утрачивая свою смысловую актуальность подобно полупустому пакету с прокисшим молоком. Сейчас же приметы и суеверия больше похожи на патологические ассоциативные связи между событием и его весьма сомнительным следствием.

Наука в такой-то мере тоже суеверна, ибо, если идти по цепочке рассуждений любой теоремы к ее началу, у истока всегда будет аксиома. Таким образом, можно прийти к тому, что все человеческое знание построено на серии допущений.

Понятие мистификация образовано от слова мистика, которое характеризует все необъяснимые и непознанные явления. Мистификация – это придание очевидному значения таинственного и непостижимого. Но если рассмотреть более внимательно внешне очевидные и понятные вещи, то можно заметить что все не так тривиально. Каждый предмет и явление имеет глубокую суть: свою причину, историю и структуру с бесчисленным количеством различных связей (от молекулярных, до причинно-следственных), которые расходятся бесконечно далеко в многомерном пространстве и таким образом связаны со всеми явлениями. Таким образом, каждое проявление имеет мистическую природу непостижимого, как и сама Вселенная. Прямым доказательством вышеупомянутого, является тот факт, что человечество в настоящий момент не обладает доказанными знаниями, которые бы объясняли происхождение человека и мира, в котором мы живем.

Человечество на протяжении всей истории пыталось объять необъятное в рамки привычного мышления, чем и по сей день занимается наука в утопических попытках объяснить необъяснимое. Суть проблемы в том, что та абсолютная ‘истина’, которую человек ищет на духовном пути, не лежит в категории относительного аналитического мышления человека, при помощи которого он ее пытается постигнуть.

Рассматриваемый ряд вопросов, является особо актуальным для человека, стремящегося к осознанию и расширению мировосприятия; для человека, который живет в обществе, где авторитетная классическая наука, закрывая глаза на многомерность и непостижимость окружающего мира, питает общественное мировоззрение узкими взглядами на широкую действительность.

Человек всегда стремится сознательно или бессознательно воплотить в действительность (или высвободить) свое психическое состояние, в чем содержится глубинный смысл человеческой реализации. Высвобождение потенциала интенсивно происходит в творческих состояниях сознания (будь то танец, игра на инструменте, рисование или любая импровизация), которым всегда присуща определенная степень погружения в транс. Когда человек входит в творческих процесс, логическое мышление уступает главенствующую роль иррациональному аспекту восприятия. В таком состоянии человек, находясь в связи с надличностной областью психики (С. Гроф, 2000г.), способен спонтанно выражать идеи и образы, проходящие через его восприятие. Данный процесс можно охарактеризовать как созидательный катарсис или спонтанное освобождение через творчество. Его основными критериями является расслабленность ума, выражение спонтанно проявляющихся переживаний, непривязанность к продукту творчества (актуализация самого процесса), отсутствие оценки процесса, погружение в измененное состояние сознание. Данный процесс должен быть грамотно организован опытным психотерапевтом, имеющим опыт трансперсональных переживаний.

В обществе людей, чьи головы забиты огромным количеством непрактической информации; кто не знает, что ему действительно нужно для счастья; большинство из которых не могут расслабиться без интоксикации или секса - особо актуально освобождение ума от ложных умозаключений привязанности к процессу мышления.

Только ослабив хватку вечно голодного ума, стремящегося ежесекундно обрабатывать информацию, человек может достигнуть творческого состояния, в котором он может выражать и реализовывать потенциал. Это состояние достижимо не теоретическим, но практическим путем. Ниже приведены актуальные психотехники для освобождения ума:

Медитативные техники: практики расслабления; практики концентрации и фокусировки ума; Бахкти – йога (пение мантр).

Дыхательные техники: холотропное дыхание; ребефинг; вэйвэйшн; свободное дыхание, ДМД.

Телесно-ориентированные техники: хатха-йога и танатотерапия; тантрические практики; танцевально-двигательная терапия.

Творческие техники: арт-терапия; импровизация на музыкальных инструментах; динамическая импровизация.

Процессуальные техники: шаманские практики путешествий и перевоплощения; практики разотождествления; йога сновидений.

Высвобождать свое состояние можно различными способами и все они дополняют друг друга. Наряду с возможными альтернативами катарсиса, хочется выделить творческую реализацию и ее ряд преимуществ: экологичность, созидательность, продуктивность, не говоря уже о положительном психотерапевтическом эффекте и доступности.

Библиография:

1. A. Aspect, Nature, To be or not to be local, 2007.

2. D. Bohm, "The Special Theory of Relativity," Routledge Publishers, 1996

3. Pribram, Karl Brain and perception: holonomy and structure in figural processing. 1991.

4. Stanislav Grof, Beyond the Brain: Birth, Death And Transcendence In Psychotherapy 1985.

5. С. Гроф, “Надличностное видение”, М., 2000