Проблема диагностики художественных способностей

Нужна ли диагностика способностей к художественному творчеству? Не является ли бессмысленным использование косвенных методов там, где возможно изучение и оценка самих результатов творчества? Есть много аргументов, говорящих о пользе психологической диагностики художественно одаренных детей. Разработка косвенных методов определения художественных способностей кажется наиболее целесообразной, когда дело касается детей и подростков. Подобная диагностика может помочь правильному самоосознанию и выбору соответствующей деятельности, появляется возможность направлять развитие одаренного ребенка, а не ждать, пока талант проявится сам. Возможно, что психический склад ребенка, его мировосприятие близко к художественному, однако он не может проявить себя в творчестве из-за отсутствия интереса и понимания со стороны взрослых. В диагностике способностей ребенка заинтересованы преподаватели художественных дисциплин, она может помочь разглядеть потенциал его развития.

Заметим также, что психологические методы диагностики творческой одаренности помогают оценить эффективность педагогических методов. Изучая способ преподавания, важно понимать, какие качества развиваются у ребенка в первую очередь, направлено ли обучение на воспитание эстетического мировоззрения в целом или же способствует формированию конкретных навыков (таких, к примеру, как реалистическое изображение предметов, соблюдение анатомических пропорций при рисовании фигуры человека). Отметим, что психологические методики обычно достаточно компактны и не требуют от детей специальных навыков в каком либо виде искусства. Мы полагаем, что их использование поможет педагогам, преподающим художе-

122


Ственные дисциплины, лучше разобраться в своих учениках, а также использовать задания, подобные тестовым для развития школьников.

Так же как в теоретическом плане существуют разные подходы к феномену творчества, в плане практической диагностики эстетического развития не существует единого блока методик, позволяющих однозначно судить и давать прогнозы о художественной одаренности ребенка.

На первых порах изучения одаренности в сфере искусства исследователи пытались использовать для диагностики известные методики оценки креативности Гилфорда и Торренса. Однако, как показали специально проведенные исследования, описанные критерии говорят скорее об интеллектуальной креативности, чем о художественном развитии. Выяснилось, например, что художественно одаренные дети, уже проявившие себя в литературе и создавшие сочинения, высоко оцененные экспертами, показывали невысокие результаты по методикам Торренса (М. Е.Каневская). Наиболее характерной особенностью “художественных” детей было стремление к созданию целостного, эмоционально насыщенного образа, при этом такие школьники не ставили перед собой задачи быть оригинальными. В то же время некоторые из самых оригинальных (реже всего встречающихся) ответов не представляли никакой художественной ценности. Таким образом, показатели оригинальности или гибкости (способности к порождению множества вариантов решений) мышления ничего не говорят о художественности рисунка.

Основные методики художественного развития условно можно разделить на две группы: оценивающие восприятие художественных произведений и оценивающие особенности художественного творчества. Понятно, что это


Две взаимосвязанные стороны личности эстетически развитого человека. Люди художественного склада отличаются высокой чувствительностью и эмоциональностью не только по отношению к явлениям окружающего мира, но и к произведениям искусства (реальности, уже преобразованной чьим-то творчеством).

Методики, выявляющие способность понимать настроение и выразительные особенности художественного произведения

Интересным методом диагностики способности понимания художественных произведений являются тесты, использующие прием деформации. Принципиальная схема этих методов заключается в следующем. Человеку предлагают несколько вариантов картины (или стихотворения), один из предъявляемых образцов является подлинником, остальные - видоизмененными, огрубленными и упрощенными копиями, нарушающими принятые принципы искусства. Разработка и валидизация подобных тестов во многом зависят от мнения экспертов в искусстве (что, по-видимому, неизбежно). Такие тесты показывают, насколько вкус индивида совпадает с мнением современных ценителей искусства. Примером хорошо разработанного теста этого типа является тест Мейера.

Следующая группа тестов направлена на понимание образного содержания произведения. Задание заключается в обсуждении художественного произведения. Однако это не традиционный “рассказ по картине”, нацеленный на житейско-бытовой пласт (описание сюжетной сцены), а задание на понимание глубинного содержания, выраженного художником. Для этого подбирается соответствующее произведение. Например, для анализа использовалась (А. А. Ме - лик-Пашаев) картина П. Брейгеля “Праздник”, сюжет кото-

124


Рой (веселье, праздник в деревне) противоречит общему эмоциональному тону (ощущение тяжести, мрачности изображенного). Детям предлагалось описать свое впечатление от картины и сочинить подходящее название. Оказалось, что многим младшим школьникам удалось уловить несоответствие эмоционального тона и сюжета, что выразилось в сочиненных ими названиях “Невеселое веселье”, “Свадьба человека, который уходит на войну”.

Еще одна группа тестов нацелена на изучение эстетических предпочтений детей. В качестве стимульного материала подбирается ряд произведений, варьирующихся по определенному критерию, например, художественной ценности или же стилю изображения (реалистический - абстрактный). Если тестирование массовое, то мы имеем дело скорее с социологическим исследованием и получаем портрет среднего школьника. Индивидуальный опрос дает нам представление о вкусах отдельного ребенка.