ПРОБЛЕМА МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ У ЖЕНЩИН В ПСИХОЛОГИИ

Бызова Л. В. (Иркутск)

В современном обществе перед множеством женщин встаёт вопрос, каким образом они могут в обществе отстаивать собственные интересы и наиболее конструктивно использовать свои возможности для личностного развития. Использование старых традиционных форм социального женского поведения не всегда приносит им эмоциональное удовлетворение. Поэтому большое количество женщин делают попытки воспользоваться новыми возможностями для самореализации. При этом неудачные попытки часто вызывают у женщин сложные негативные чувства. Известный психолог И. Кон отмечает, что отношения женщины с обществом не лишены проблем.

В процессе своего воспитания женщины формируют определённые представления о себе и о дозволенном. От этого зависит, смогут ли они воспользоваться предоставленными им в настоящее время новыми возможностями, не испытывая при этом чувства вины и тревоги. В нашем обществе мы наблюдаем множество негативных факторов, влияющих на гендерную идентификацию.

Концепции социальной психологии указывают на то, что основные гендерные различия в поведении и социальных ролях вызваны не столько биологическими различиями между мужчинами и женщинами, сколько благодаря культуре и социализации. В массовом сознании гендерные стереотипы являются социальными нормами.

Во всех древних текстах сознание человека обозначается как недифференцированное, т. е. не имеющее пола, не зависящее от пола. Позднее начинается постепенное расчленение мира на полярности (мужское и женское, инь и ян, хаос и космос, свет и тень). Сначала расщепление происходит на телесном уровне, а затем на уровне эго. Ребенок впервые получает дифференциацию на уровне телесной идентификации. А затем уже определенные качества тела заставляют смотреть наше сознание на мир из определённых качеств энергии и из определённых качеств материи, что и является основой формирования полового самосознания.

Стереотипы гендерного поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола, а затем развиваются и наращиваются на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает настолько глубокое проникновение в самосознание личности, что является интегрирующим началом всех звеньев самосознания.

Дальнейшее развитие личности идет по пути формирования полового женского эго личности и полового мужского эго личности, т. е. идет дальнейшая гендерная специализация: статусная, материальная, социальная и духовная.

В основании традиционной системы воспитания, социализации пола лежит так называемое первичное разделение труда между мужчиной и женщиной. Общество с патриархальной системой ценностей определило совершенно разные условия существования для мужчин и женщин. Оно закрепило за мужчинами право на "внешнюю" деятельность, на освоение мира и господство над ним. А за женщинами - право на рождение и воспитание детей, на обустройство дома, быта. Женщины оказывались подчиненными мужскому авторитету, были объектом мужской власти.

Содержание категорий маскулинности и фемининности считались строго дихотомическими, взаимоисключающими. Дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности—фемининности в традиционной системе воспитания исторически отличалась следующими характерными чертами:

- мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

- эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;

- мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов.

До X1X века обществом поощрялось наличие и демонстрация у мужчин маскулинного поведения и фемининного поведения у женщин, которое соответствовало зависимому положению от мужчин (отца, мужа). Фемининные проявления мужчины и маскулинные проявления женщины считались патологией и мощно репрессировались системой социализации. Кроме этого, существовала раздельная система инициации, являющаяся важным фактором гендерной идентичности.

Традиционный порядок изменился в связи с буржуазными революциями. Новые революционные законы отменили всевластия мужчины над женщиной, и заявили о свободе и равенстве всех перед законом. Положение женщин в обществе изменилось, произошли перемены в оценке их роли в обществе, в их статусе. Исчезновение абсолютного социального доминирования мужчин, изменило и основной фактор полового неравенства - разделение труда. Взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равноправными, многие социальные роли и занятия вообще перестали разделяться на «мужские» и «женские». В России участие женщин в промышленном труде, в образовании и управлении возрастало еще и благодаря необходимости и принудительности в общественнополезном труде после Великой Отечественной войны. Все это привело к тому, что женщины начали на себя принимать исторически не свойственные им эволюционные роли, т. е. стало происходить смещение поведения женщин в сторону маскулинности. Кроме того, ставшие общими системы образования и инициации, усиливали индифферентность в половом отношении, что нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии. В связи с этим социализация начала принимать бесполый характер, появилась размытость в возникновении полового самосознания. Подобное переструктурирование ролевых функций и ролевой активности, способствовало возникновению феномена маскулинного поведения женщин в социуме.

Совместное обучение показывает, что девочки в детском возрасте намного лучше социализированы, они более успешны в обучении, чем мальчики, чаще занимают ведущие места в руководстве школы, в студенческие годы также многие женщины более успешны, чем их сверстники мужчины. На уровне образовательных систем, пока нужно усваивать готовые знания, девочки намного более универсальны и долго доминируют, пока учатся в образовательных средах. Это происходит потому, что первичная активация у женщин происходит в левом полушарии, которое связано со словесно-логическим мышлением. У мужчин первичная активация происходит в правом полушарии, поэтому их инфантильность достаточно высока. К 14-16 годам девочка имеет хорошее половое самосознание и хорошо развитую личность. К началу юношеского возраста уровни сформированности личности мужчины и женщины выравниваются.

Но затем женщины попадают в социум, в котором патриархальная структура хоть и изменена, но все же сохраняется. В этом обществе ожидания от женщин другие, и накопленные знания всей системы социализации могут быть не востребованы в мужском обществе. Женщины в мужском сообществе начинают терять свои приоритеты. Для того чтобы этого не произошло женщине необходимо в мужском сообществе менять традиционные фемининные формы поведения.

Таким образом, одной из базовых проблем современной женщины становится то, что она стремится реализоваться по «мужскому типу», т. е. стремится быть активной, подчинять себе ситуации, события и людей. Кроме того, огромный расход энергии возникает при воспитании детей, ведении домашнего хозяйства, распределении времени на хобби и поддержании физической формы. В этих условиях основной проблемой, мешающей социальной самореализации женщин является незнание или неосознавание своей гендерной роли и паттернов женского поведения.

В настоящее время существует несколько стратегий социально-психологической адаптации женщин. К одной из форм социально-психологической адаптации относится адаптация по мужскому типу. Это высокомаскулинные женщины, которые склонны проявлять агрессивность, настойчивость, конкурентность, жесткость, авторитарность и независимость, то есть качества, связанные с мужским типом интеллекта и реагирования. Эмоциональная жесткость и прагматизм позволяют им быть принятыми в мужское сообщество. Такие женщины очень многого добиваются в социальном плане, но сильно теряют в женском плане, потому что с такими женщинами трудно жить мужчинам, чаще они растят ребенка одни.

Другая форма адаптации - чисто женская адаптация. Женщины выходят замуж, рожают детей, живут в семье, обслуживают мужа и детей, одновременно зарабатывают деньги и т. д. Этот способ адаптации редко предполагает достижения высот социальной пирамиды. Чаще они выполняют свойственные эвлюционно и исторически женские функции в системе социализации, образования, воспитания.

Третий способ женской социализации – способ серединный, соединяющий женские ролевые функции и мужские, которые женщины могут использовать в зависимости от ситуации.

Многие исследователи [1,2,5 ] приводят данные о том, что низкомаскулинные женщины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Тогда как высокомаскулинные женщины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Женщины с андрогинным типом личности отличает более богатый набор полоролевого поведения.

Таким образом, следует сказать, что, начиная с X1X века, произошла очень мощная поведенческая трансформация, как у женщин, так и у мужчин. С изменением традиционной формы воспитания появилась размытость в формировании полового самосознания, а вместе с этим наряду с традиционным фемининным поведением женщин и маскулинным стало возможным появление феноменов маскулинного поведения женщин и фемининного поведением мужчин в социуме.

Исследования показывают, что следование традиционным стереотипам, которые разграничивают маскулинность и фемининность как две противоположные модели поведения снижают адаптационные возможности мужчин и женщин, препятствует достижению межличностной гармонии и самооценку их во всех сферах жизни. Поэтому в обществе стали появляться новые способы адаптации, которые не существовали ранее.

Литература:

1. Ворник Б. М., Говорун Т. В. Роль стереотипов в возникновении сексуально-психологических дисгармоний // Материалы научно-практич. конф. сексопатологов «Проблемы современной сексологии и сексопатологии» М., 1996. С. 26-27.

2. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии. // Психологический журнал Т. 22. 2001. №3 с. 100 – 115.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2003.

4. Козлов В. В., Павленкова Н. А. Кризис маскулинности – комплекс Адониса // Социальный психолог. Журнал для психологов. 2002. №1. С. 43 – 49.

5. Кон И. С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М.: Наука, 1991.

6. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: «Речь», 2005. – 96с.