ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЪЯСНЕНИИ

В. В.Козлов, (Ярославль)

Характер объяснения в психологии во многом предопределяется традицией европейского теоретического мышления, который стал доминирующим во всем мире как «научно-организованное».

Мы, вне сомнения, не можем утверждать, что это мышление целостно как объяснение психического. Мы уже не раз писали о том, что существуют базовые схемы объяснения, зависимые от парадигмы и представлений о предмете. Мы вычленили 5 базовых парадигм в понимании предмета психологии: физиологическая, психоаналитическая, бихевиористическая, экзистенциально-гуманистическая, трансперсональная. Таким образом, при первом приближении в отношении объяснения психического мы можем вычленить 5 способов моделирования, конструирования психологии.

Вне сомнения, все они являются универсальными способами проблематизации предмета психологии в профессиональном сознании психолога, способом втягивания в мир научного понятия психической реальности как невмещающейся в само научное понятие, как непонятой.

Эта непонятость создает предпосылку для порождения сложнейших теоретических построений как бы знания (незнания).

В эпистемиологическом отношении все 5 способов проблематизации предмета психологии являются попыткой рефлексии некоторой территории психического как разумно охваченной непонятности.

И «нечаянная радость» знания существует как проблематизация и создание теоретической модели «понимания» в тумане искусственной категориальной системы парадигмы психологии. Но когда туман рассеивается – мы видим ту же территорию непонятности, с грустью открыв единственный научный факт, что туман не касался реального ландшафта, а может, закрывал, искажал реальную территорию психического.

Каждый из отмеченных исследовательских парадигм имеет свою границу, свои преимущества и недостатки. Но, несмотря на элементаризм и атомизм многих направлений, они (психологии), всегда находились в условиях выбора: притязать на целостность или отказаться от нее. Возможно, это удастся психологии, если она интегрирует накопленный опыт и если у психологов не исчезнет вовсе тоска по утраченной целостности своей науки.

Интегративная парадигма психологии – попытка построить новую объяснительную модель психологии того уровня целостности, которая повысит ее ценностное и смысловое измерение.

Целостное объяснение подразумевает понимание личности и социальных сообществ как чрезвычайно сложных, открытых, многоуровневых, самоорганизующихся систем, обладающих способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации. Так, существенным моментом, отличающим ее от многих психологий, является ориентация в её практике не исключительно на прошлый опыт индивида, как в психоанализе, и не только на настоящее, как в гештальт-терапии, а на временную целостность человека и социальных сообществ, включающую его прошлое, настоящее и будущее как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах.

Единовременное акцентирование интегративной психологии и на земной, биосоциальной природе человека, и на космической, и на хилотропной, и на холотропной, структурной и энергетической, при опоре на монистическую идею как сущность бытия сознания, является попыткой формирования новой объяснительной модели и методологии психологии.

В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, само распаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

В качестве объекта вычленяется эволюция сознания в самом широком масштабе и вся ее культурная феноменология в материальном, социальном и духовном проявлениях.

Вне сомнения, любой психолог может сказать, что объект слишком глобален и расплывчат, но следует понимать, что вся предметная область в разорванном, фрагментарном аспекте уже существует в теле психологии в разных экспериментальных и теоретических областях,

Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, само развивающееся неструктурированное пустотное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Это понимание справедливо как для онтогенеза, так и филогенеза сознания, как для личности, так для малых и глобальных социальных общностей.

Подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Снимается проблема разделения «душа – тело» психосоматическое единство становится очевидным. В этом смысле принцип целостности является не только исследовательской, но и объяснительной стратегией в психологии.

Целостное объяснение с интегративной точки зрения необходимо для реализации следующих целей:

А) формирования теоретических моделей той глубины, соотносимых бытием человека в мире, которое всегда имеет всецелокупный характер, включая не только функционирование персоны, но и интерперсональных и трансперсональных областей.

Б) строить перспективные проекты трансформации, развития личности и социальных сообществ, опираясь на внутренние ресурсы личности и групп;

В) адекватно психотехнологизировать взаимодействие с клиентом психологической работы. При этом в качестве клиента подразумевается не только личность, не только малые группы, но и большие социальные сообщества и в некотором (может далеком, может не очень) приближении – само человечество как субъект и носитель интерперсонального сознания.

Целостное объяснение является краеугольным камнем не только в познании предмета психологии, но и стратегической отправной точкой построения профессиональной деятельности, исследования.

Объяснение в соответствии с принципом целостности дает возможность вскрыть глубинные связи, раскрыть субстанциональные свойства, сущность и выявить тем самым качественную определенность любого феномена психической реальности, способ его существования и одновременно выстроить адекватную систему воздействия на него и его трансформации.

Существует достаточно популярная схема объяснения в психологии через развитие и процесс формирования.

В дополнение хочется сделать несколько замечаний, которые чрезвычайно важны для нашего объяснения генетического принципа в психологии:

· во-первых, нельзя сводить генетический принцип к линейным зависимостям, когда качество, появившееся после определенного события сводится к событию как причине;

· во-вторых, понимание генетического принципа в терминах субстанции и дискретных объектов представляет собой серьезную эпистемиологическую ошибку. Структурирование реальности сознанием происходит по каналам, которые выходят за границы индивидуальности, и включает все окружающее;

· в-третьих, для генетического подхода важно смещение фокуса внимания от субстанции и объекта к форме, паттерна к процессу, от бытия к становлению. Структура – продукт взаимодействующих процессов, не более прочный, чем рисунок стоячей волны при слиянии двух рек. Согласно интегративному пониманию генетического принципа, Вселенная подобна живому организму, органы, ткани и клетки которого (личность и группы любой сложности) имеют смысл только в их отношении к целому.

Во всех психологических парадигмах важным объяснительным принципом является выяснение причин психической активности – принцип детерминизма или обусловленности. Вне сомнения, мы не можем сводить этот принцип в рамки психологической теории деятельности, согласно которой истоки, причины, детерминанты (как и в бихевиоризме –– истоки поведения) лежат вовне — в мотивах, трактуемых как предмет, или в опредмеченных потребностях.

Принцип обусловленности подразумевает существование не только линейных причинно-следственных отношений «здравого смысла» (как это обнаруживается в любых советских методологических концепциях, начиная с А. Н. Леонтьева, попытках структурного представления деятельности), но и акаузальных взаимосвязей как внутри психики, так и между событиями внутреннего и внешнего мира.

Всегда есть проблема источника и первичной полевой детерминанты психической активности. Топологическое разрешение при этом многообразно:

· совсем далеко - все религиозные системы, духовные традиции, начиная от нижних и верхних миров шаманизма и заканчивая сложными мистическими, эзотерическими системами философии, психологии, физики и других наук, но в которых кардинально всегда есть бинарность Великого Верхнего и Великого Нижнего (Бога и Сатаны, Сил Добра и Зла, Света и Тьмы, Ада и Рая и др.);

· внутри человека – множество духовных, психологических, физиологических, медицинских, нейропсихологических, философских и педагогических и др. систем;

· между человеком и миром – духовные системы, опирающиеся на качество межличностных отношений (священные обязанности служения типа ахимса-гуру, любящая доброта в буддизме, любовь к ближнему в христианстве, сострадание как добродетель в исламе и др.), а также множество философских, социологических и социально-психологических школ и целых направлений типа бихевиоризма. Классический пример такого детерминизма – категория практики марксизма.

Так или иначе, все это многообразие идеи детерминизма не учитывало тот факт, что любой фактор, отнесенный вовне, делает его не внешним по отношению к человеку, а его собственным. Более того - все психические процессы и функции, механизмы и феномены являются продуктами самого сознания или, что еще точнее, привнесенности сознания в «тело в мире».

Психическое пространство представляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур персоны, интерперсоны, трансперсоны, между которыми существует энергоинформационное взаимодействие. Характер этого взаимодействия определяет паттерны отношений человека с окружающим миром и с самим собой.

В дополнение нам хочется отметить еще несколько важных замечаний.

1. Детерминизм имеет нелинейный характер во временном отношении, то есть на любой психический феномен влияет не только прошлый опыт, не только актуальное состояние в настоящем, но и перспективное будущее. Неравновесное состояние системы (кризисное) способно воздействовать на линейную область; на внутреннем плане влияет на причину.

2. Любой человек выстраивает модель интерпретации из своего состояния. Например, в депрессивном состоянии склонен интерпретировать происходящие вокруг события из точки своего состояния; при многих кризисных состояниях воспоминания прошлых событий превращаются в фантастический синтез реальных событий с воображаемыми, который, по мнению клиента, «правильно» объясняет его состояние. Содержание интерпретаций обуславливается актуальным состоянием системы и искажает линейную область; степень искажений связана, в первую очередь, с интенсивностью эмоциональных переживаний.

3. Одним из проявлений принципа обусловленности является нелинейная смысловая связь между интрапсихическими переживаниями и событиями окружающего мира, названная К. Г. Юнгом акаузальным объединяющим принципом или синхронистичностью. Появление в жизни клиента таких значимых совпадений свидетельствует об активации спонтанной трансформационной способности психики, которую следует поддерживать и катализировать в психологической работе. Явления синхронистичности могут способствовать обретению человеком новых смыслов и новому пониманию реальности.

4. Содержательно одинаковые проблемные состояния могут обуславливать различные направления развития системы – от личностного роста и духовного совершенствования до социальной девиации и идентифицированности личности со статусом социального аутсайдера. Раскрытие кризисного состояния в его положительном векторе подразумевает для клиента потенциальную возможность очищения через опыт страдания, возможность алхимического процесса трансформации индивидуальной психики, личности, на социально полезные цели и деятельность.

5. Содержание психологической работы и модель детерминации во многом определяется направлением, психологическим или психотерапевтическим мифом, в котором работает специалист. Это содержание конструируется синтезом личного опыта, образования и внутренних убеждений специалиста. Клиент способен ассимилировать практически любую концепцию психологической работы, но лишь в том случае, если она полностью разделяема специалистом. Обуславливая процесс психологической работы соответствующим мифом, мы способствуем формированию альтернативных энергоинформационных взаимодействий между элементами и подсистемами психической реальности клиента. И как это ни странно: «По вере вам и воздастся». Часто концепция является убедительной не в силу научности или ментальной изысканности, а по причине внутренней веры в нее специалиста. Поэтому, наверное, работа баптиста или священника в хосписе часто выглядит намного убедительнее, чем работа психолога.

Интегративная методология предполагает привлечение к анализу находок и достижений тех психологических, философских, психодуховных традиций и подходов, которые наиболее продуктивно работают в конкретной феноменальной области психологии.

Интегративная психология предлагает механизмы развития психологического знания, в качестве которых выдвигаются: взаимодействие между всеми волнами психологии, интегративный диалог альтернативных подходов, традиций, школ и критическое рефлексивное позиционирование.

Интегративный подход – это творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях.

Главной целью психологии мы видим в том, чтобы воссоединить целостную ткань психической реальности и выстроить многомерную интегративную парадигму современной психологии.

Все пять психологий, на которые мы указывали выше, представляют собой:

1. теорию, методологию как систему принципов, методов исследования предметов науки и культуры исследования

2. психотехнического воздействия на этот предмет

3. представителей парадигмы, которые являются носителями этой волны.

Интегративная психология выбирает всю психическую реальность в качестве предмета проблематизации и объяснения. Что касается уровневой организации психической реальности, при первом приближении нами выделяются персона, интерперсона и трансперсона, которые полностью охватывают возможную феноменологию человеческой психики, начиная от физиологических и соматических до трансперсональной как в индивидуальной, так и в групповой формах.

С этими тремя подсистемами взаимодействует индивидуальное свободное сознание, наполняя содержанием, проблематизируя ряд отношений между глобальными подсистемами или отношение и напряжение внутри самих систем.

Каждая глобальная система (персона, интерперсона и трансперсона) имеет три класса компонентов (материальные, социальные и духовные).

Таким образом, при втором приближении мы можем вычленить девять базовых конструктов, имеющих системные связи между собой, своей целостностью, являющиеся как предметом исследования, так и воздействия и трансформации:

Персона – Эго-материальное, Эго-социальное, Эго духовное

Интерперсона – формы социального сознания и бессознательного и их реализации на уровне материальных, социальных и духовных носителей. Интерперсона материальная (предметно материальное оформление социальных статусов и ролей). Интерперсона социальная – система интеракций и отношений, обусловленная статусно-ролевыми идентификациями в социальных сообществах. Интерперсона духовная – система морально-этических и экзистенциальных ценностей и норм социальных сообществ.

Трансперсона - Трансперсона материальная (предметно-материальные изображения духовной атрибутики – начиная с медного крестика и примитивных янтр заканчивая монастырскими комплексами и пирамидами), Трансперсона социальная (социальное оформление духовных традиций и религий – начиная от бинарных отношений между гуру и учеником, заканчивая социальной организацией мировых религий), Трансперсона духовная (истые трансерсональные переживания, имеющие нуминозный и сакральный характер как индивидуального (например саттори), так и группового характер (групповой индуцированный религиозный экстаз).

Все девять подструктур имеют уникальную и очень сложную системную организацию, требующую каждый раз специального анализа, как на структурном, так и на процессуально-динамическом аспектах. В ближайшее время мы хотим предпринять попытку конспективного описания всех 9 подсистем. Что, на наш взгляд, и явится интегративным объяснением психической реальности.

При этом мы четко осознаем, что, несмотря на любые состояния человека (экстаз, грусть, депрессия), несмотря на интеллектуальный или культурно-образовательный уровень, половую, расовую или этническую идентичность - все время мы имеем своим предметом индивидуальное свободное сознание.

Мы имеем дело как профессиональные психологи всегда на уровне субъектности целостное, абсолютно недифференцированное сознание, которое во многих смыслах не нуждается ни в каких объяснениях и которому вообще-то глубоко индифферентно, каким образом мы расчленяем саму психическую реальность и само сознание.

Неважно, какую свою непонятость мы рожаем, и какие содержания по поводу психической реальности при этом формируются.

То ли это конструкции фрейдовские - Ид, Эго и Суперэго, или теория поля, или деятельностный подход…

То ли мы вычленяем юнгианские архетипы, включая достижение Самости и путь индивидуации.

Сама психическая реальность при этом не меняется и, самое главное, не меняются ни поведение, ни эмоциональные состояния и отношения личности, функционирование психики.

Содержание объяснения меняется, некий текст понимания-непонимания, но сама суть, сам предмет психологического объяснения не меняется.

В чем тогда смысл бесконечной дифференциации нашей науки?

В нахождении таких моделей объяснения, которые обладали целостностью, силой, простотой и интеллектуальной красотой

С одной стороны, мы вроде бы заявляем интегративный подход, интегративную психологию, которая теоретически и практически должна воссоздать всецелостность и всесвязность сознания. И мы обозначаем некий путь, некую стратегию. С другой стороны, мы уже имеем факт – каждый человек, кто читает этот текст и тот, который не читает и который спит – все время мы имеем факт того, само сознание уже целостно и не требует никакого объяснения.

И по большому-то счету никуда стремиться не надо. Почему? Потому что цель уже присутствует здесь и сейчас, присутствует от первого вдоха до последнего выдоха – целостность и полная интегрированность сознания. По большому счету мы смотрим на мир оттуда, куда мы стремимся.

Психология, которая исследует сознание – это попытка дифференцировать, расчленить предмет, который уже целостен. Но, с другой стороны, любая рефлексия, любое понимание, любое самопонимание строится на дифференциации, на расчленении реальности.

Интегративная психология – это попытка отрефлексировать сознание самое себя, объяснить сознанию, чем оно сущностно является. По большому счету, задача эта, если не пиковая, невозможная, то, в крайнем случае, очень трудно достижимая.

Самая, наверное, большая и окончательная попытка, которую мы совершаем в этом мире, это попытка, чтобы нас поняли в этом мире. И когда это случается – а это именно случается, - мы как раз и испытываем самое глубокое удовлетворение от своего существования.

Чем вызвана интегративная психология? Она вызвана желанием, чтобы нас поняло больше людей.

Интегративная психология – это попытка встать над психологией, над полем психологии. Потому что когда мы стоим на каком-то участке психологии (бихевиоризма, когнитивизма или психоанализа) мы всегда рассматриваем другие участки или как враждебные, как не свои. Это вызывает у психолога чувство собственности, идентификации, слияния с определенным объяснением в науке и чувство протеста, сопротивления другим пониманиям.

В современной психологии существуют две противоположные тенденции – интеграции и дифференциации.

Дифференциация связана не только с тем, что существует огромное количество теорий, школ, со своими исследовательскими и объяснительными принципами, понятийным аппаратом. Не меньшая дифференциация происходит на уровне воздействующих методов - практики.

Эта тенденция приводит к отчужденности и претензии на автономность в обладании правдой, истиной в понимании психологии, индивидуальной или коллегиальной: «Я обладаю правдой!», «Мы обладаем правдой». Эти законы существования Эго и группового сознания трудно преодолеть и освободиться от этой тенденции мы не можем, ибо такова природа эго и группового самосознания.

В этой ситуации мы можем совершать героическую попытку:

· встать над психологическими теориями, одновременно рефлексируя, понимая и принимая все теории;

· сущностно представлять, обладать в умениях и навыках методами психологии. Любая ситуация психологической помощи требует особого психотехнического оснащения. Психолог просто должен обладать всеми технологиями для того, чтобы в трудовой ситуации иметь любой инструмент эффективного взаимодействия с клиентом.

Горе многих психологов в том, что они ограничены в теории и в методе. У них нет внутренней свободы рассматривать теории, технологии, практики, методы просто как инструменты для работы. Психолог всегда ограничивается тем, что он имеет на уровне теории и практического метода. Когда-то кроманьонец взял орудие, адаптировал его под себя и ограничил себя этим орудием.

Психолог уже не кроманьонец, но закономерность работает. Психолог ограничен содержанием теории и свойствами своего «орудия» - исследовательского или воздействующего метода.

Мы, в некоторой степени, призываем к безграничности. В этом отношении интегративная психология одновременно является:

А) теоретической парадигмой, но парадигмой открытости знанию, многомерного и целостного представления о психической реальности;

Б) глобальной системой методов исследования и воздействия, которая соотносима со сложностью самой психической реальности.

Интегративная психология в практическом приложении это огромный операциональный стол, на котором мы можем найти любой инструментарий, необходимый, достаточный для разрешения проблемных ситуаций клиента и, что не менее важно, для самого психолога.

Когда я говорю о том, что будущее психологии в интеграции, я понимаю на самом деле, что это не столько моя истая галлюцинация и мое желание, а сколько объективная необходимость, которая связана с эволюцией человеческого самосознания и, особенно, с эволюцией самой психологии.

На мой взгляд, психология уже настолько расчленена, что при дальнейшей дифференциации потеряет смысл.

В современном мире нет ни одного человека, который может постигнуть психологию в ее содержательном отношении. Это касается не только истории психологии, но и ее категориального аппарата, смыслового пространства и предмета, начиная с психофизиологии и заканчивая трансперсональной психологией.

Тем более, психологи излагают свой текст настолько разным языком, что трудно не только «человеку с улицы» (по выражению А. В.Юревича), но профессионалу понять излагаемые смыслы.

Приведем несколько примеров.

«Выбор является знаком божественного происхождения человека и его предельной свободы.

Человек – единственное избыточное существо во Вселенной.

Он свободен и избыточен в мыслях, в чувствах, в поведении.

Избыточность означает беспредельный выбор в мышлении, в поведении, чувствах.

Важно понимать, что прямо сейчас ты можешь выбрать в качестве объекта своего осознания любой предмет реальности.

Ты можешь думать о чашке, из которого прямо сейчас пьешь чай...

Ты можешь думать о Боге или метакосмичнской пустоте…

Ты можешь думать о свом ребенке или о проблеме когито Декарта…

Ты можешь быть в неге воспоминаний о первой встрече с любимым человеком, присутствовать в здесь и сейчас или погрузиться в мечтания о будущем…

При этом ты можешь впадать в ярость, в полную удовлетворенность бытием или тоску…

И заполнить свое мышление и чувствование любым поведением…

Ты можешь – это признак избыточности и свободы человека.

И если ты говоришь – не могу – значит, ты забыл свое происхождение и свою природу. (В. В.Козлов, Психолог как духовный наставник.// SIA «IZDENICIBAS NAMS UADZET», Рига, 2006)

«Основы теории гомеостаза групповой деятельности операторов включают в себя концептуальную теоретико-множественную модель функционально избыточной оргструктуры СУ ЧМК, устанавливающую расширение области гомеостаза за счет резервов живучести группы, понятийный аппарат описания функционально избыточных оргструктур, метод выявления (метод анализа) и метод использования функциональной избыточности для обеспечения гомеостаза деятельности группы.» (В. М.Львов, «Основные категории механизмов регуляции групповой деятельности»)

«Понимание символа выступает как результат того, что "Я" оказывается в ситуации его понимания. Если "я" говорю, что я долго или много лет, или всю жизнь не мог что-то понять, то это не означает, что "я" постепенно понимал и, наконец, смог понять, а означает, что происходил переход "Я" из ситуации в ситуацию, ни одна из которых не являлась "ситуацией понимания". Понимание наступает тогда, когда "Ты" попадаешь в эту ситуацию. И, следовательно, эти ситуации по необходимости дискретны по отношению друг к другу, ни одна не возникает из другой и не переходит в другую. По-видимому, понимание может быть приурочено к той или иной из чередующихся ситуаций человеческих состояний сознания, и можно абстрактно предположить ситуацию "минимального понимания", подобно тому как можно предположить ситуацию "максимального знания". Ибо знание как таковое является актом не дискретным, а процессуальным, то есть, описывая процесс, который мы, задним числом, методологически абстрагируем, мы можем его представить и как процедуру этой абстракции» (M. K. Мамардашвили, А. М. Пятигорский Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., Школа "Языки русской культуры", 1997)

«Проблема сознания и, соответственно, тот базовый теоретический конструкт, в котором она репрезентируется на уровне научного исследования (то есть сама категория сознания) обладают, как известно, рядом специфических и даже уникальных особенностей гносеологического плана. Эти особенности, будучи глубоко различными по содержанию, имеют, однако, один так сказать «общий признак» - все они так или иначе затрудняют научное исследование данного феномена, а иногда – и ставят принципиальные преграды на его пути.» (А. В. Карпов, «Категория сознания с позиций метасистемного подхода»).

«И когда-нибудь, прохладной и прозрачной ночью луна осветит притихшую в ожидании Землю лишь с тем, чтобы напомнить всем оставшимся и отставшим, что все это игра. Лунный свет воспламенит сны в их спящих сердцах, и вы снова будете втянуты в то, чтобы ответить на самые жалобные молитвы, и вы окажетесь прямо здесь, прямо сейчас, недоумевая, что бы это значило на самом деле — пока вспышка понимания не пробежит по вашему лицу, и все будет кончено. Затем вы возникнете, как сама луна и будете напевать эти сны в своем собственном сердце; и вы возникнете, как сама Земля и будете славить всех ее благословенных обитателей; и вы возникнете как само Солнце, светящее в бесконечность и слишком очевидное, чтобы его нельзя было увидеть; и в этом Едином Вкусе первобытной чистоты, без начала и без конца, без входа и выхода, без рождения и смерти, все это предельно сбывается; и шум поющего водопада где-то вдалеке — это все из оставшегося, что может рассказать нам эту сказку ясной прохладной ночью, так прекрасно умытой в лунном свете, только так, и снова только так.» (К. Уилбер, «Очи Духа»)

Вот пять языков пяти профессоров психологии. Кто прочитал, думаю, сделает вывод о правильности наших предположений.

На мой взгляд, чтобы не потерять сущность и смысл психологии, необходим следующий шаг – интеграция - интеграция тела психологии.

Существует красивый шаманский миф об инициации. Для того, чтобы получить тело сновиденья, тело духовных путешествий, нужно пройти процесс смерти-возрождения в нижних мирах. Физическое тело должны разорвать, разбросать голодные духи и затем склеить новое качество, тело шамана, тело путешественника в духовных измерениях бытия.

Шаманская инициация является абсолютно точной аналогией того, что происходит и должно произойти в психологии.

Тело психологии разорвано и растащено. Голодные духи – гештальтпсихология, бихевиоризм, НЛП, дианетика, когнитивизм, психоанализ и множество других больших и малых хищников – даже перечислить не хватит ни времени, ни возможности. И, если психология хочет пройти свою инициацию, пробрести новое качество целостной, стройной науки, которая имеет свой предмет и свое видение, то пора появиться новым магам, которые бы смогли «склеить» ее новое тело.

В Новом Завете сказано «Аминь, аминь, глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на землю не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ. (Иоанн, гл. 12, ст.24)

Если следовать евангельской мудрости, психология должна пережить смерть школьной автономности и возродиться в интегративном многообразии теории и метода.

И всем представителям разных школ психологии мы можем сказать только одно: умрите, чтобы возродиться в лоне бесконечной глубины мудрости Духа, целостном, интегративном видении реальности. Сделать шаг назад, впасть в ересь первичной чистоты души, когда приходит понимание О. Мандельштама, выраженное в его гимне естества:

Ни о чем не нужно говорить,

Ничему не следует учить,

И печальна так и хороша

Темная звериная душа:

Ничему не хочет научить,

Не умеет вовсе говорить

И плывет дельфином молодым

По седым пучинам мировым. (1908 г.)

Мы уже имеем пять базовых парадигм, которые объемлют возможную феноменологию психического от элементарного ощущения до представлений об Универсуме. В исламе существует пять религиозных обязанностей, пять ключей к тайному знанию, пять главных молитв и пять раз повторяемая священная клятва.

Как известно, Hieros gamos (священный брак) обозначался числом пять, так как он представлял собой союз принципа неба (три) с принципом Великой Матери (два).

Нам важна иерогамия пяти базовых форм психологии.

Пусть пентаграмма психологии светит, как пятиконечная звезда – символ целостности человека.

Интегративность и интегративная психология могут стать универсальной моделью мира и, в конце концов, интегративным мировоззрением: без эпилептоидной ограниченности, без войн и чувства превосходства, без территориальных, идеологических, теологических, национальных и так далее противоречий.

В конце концов, за 50 лет дальнейшего воплощения интегративного антропологического проекта в человеческой цивилизации можно было бы сделать скачок, который длился десятки тысяч лет, в том числе и в культуре, и в экономике и так далее и так далее. Только с одной предпосылкой – если бы доминировало интегративное мировоззрение.

И, собственно, пиковая цель интегративного проекта – это реализация через механизмы и институты социализации интегративного мировоззрения.

Психология по своей сути всегда находится в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Интегративная психология выражает ее стремление вырваться из косной тюрьмы воплощенного существования школьной психологии к свободе над парадигмами и формами психологии.

Мой друг профессор Владимир Александрович Мазилов назвал психологию шизофренией.

И наверно он во многом прав, так как психология изобилует истыми галлюцинациями, которые называют психологическим теориями – сны наяву.

Нам хочется напомнить, что ни университетский, ни кандидатский ни даже диплом доктора психологических наук не делают психолога.

Психолог это, прежде всего Человек, основная функция которого в создании теплой эмоциональной атмосферы, эффективной поддерживающей среды, где клиенту легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, мира в душе, понять смысл своего существования, разрешить свой коан жизни и распаковать базовые ценности бытия в мире.

Можно провести всю жизнь, занимаясь разного рода тренингами, семинарами, конференциями, писать книги и статьи по психологии и это не даст никаких принципиальных изменений для того, чтобы родиться в духе и обладать тайной жизни, быть чистым зеркалом онтологического смысла человеческого существования.

Психолог как зеркало, взглянув на которое человек может увидеть свою сущность, свое предназначение и свою омрачненность.

Есть проблема профессиональной деформации во всех гуманитарных специальностях, в том числе психологии и психиатрии. Это та ситуация, когда профессионал становится «спящим в квадрате», начинает на реальность, людей, другого, смотреть через концептуальный мираж.

Забывая о том, что человек всегда больше, чем теория, а самые важные жизненные вопросы не освещаются наукой – здесь психология несостоятельна.

Любая концепция несостоятельна и любое понимание неполноценно.

Григорий Палама, великий реформатор исихазма XIV века, в своих «Триадах» сказал, что если бы духовное развитие, духовное совершенствование не было предзаложено, если бы богочеловечество уже не содержалось в человеке, оно было бы невозможно.

То, что предзаложено, – это индивидуальное свободное сознание, открытое активное пространство энергии, откуда мы творим мир с отношением – переживанием – смыслом, в том числе и психологию.

Ученик спросил учителя, переправляясь с ним в лодке через реку: «Учитель, как мне познать Бога?», – «Познать Бога? Прыгай!», – «Но я же не умею плавать!», – «Прыгай!». Ученик прыгнул в воду, учитель схватил его за волосы и держал под водой, пока тот не начал задыхаться. Учитель выдернул его, нахлебавшегося воды, и спросил: «Чего ты хотел там, под водой, больше всего?», – «Воздуха, учитель, воздуха!», – «Когда твоя жажда познать бога будет столь же сильной каждый миг, как тогда, когда ты желал воздуха, ты будешь иметь шанс, и твой путь может завершиться успехом».

Важно понять, что быть психологом – значит иметь все время потенциал к пробуждению, неистовый мотив, бесконечную неудовлетворенность и понимание неудовлетворительности знания.

Понимание того, что ни Фрейд, ни Гроф, ни Уилбер не раскроют твой смысл жизни.

Понимание того, что ты сам должен родить свою танцующую звезду – свое понимание жизни, себя, других – свою психологию.

Именно такой психолог, становится духовным наставником, который может внятно ответить на все вопросы человеческого существования и передавать своим клиентам глубинные смыслы бытия в мире.

Ты отдаешь свою волю и энергию психологическому объяснению, когда чувствуешь свою ничтожность перед событиями жизни – не там и не у тех родился, получил не то образование, тебя окружают не те люди…

Ты начинаешь перекладывать свою ответственность за свое поведение и характер теории психологии и говорить, что у меня эдипов комплекс, внешний фокус контроля или низкая самооценка и потому я так делаю, так сложилось, так строятся взаимоотношения.

Ты молишься авторитетам, когда теряешь веру в свои силы и проклинаешь науку, когда не можешь взять личную ответственность за свои неудачи.

Пойми – нужно не теоретизировать жизнь, а жить, что судьба, психология, душа – это ты.

И посмотри в очи своего рождения, жизни и смерти честно – все ты и только ты.

В этом смысл интеграции и интегративного понимания.

Ты и только ты.

Венеция-Гамбург, 2008