ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ С ПОЗИЦИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

А. Е. СОЗОНТОВ

На основе общих принципов гуманистической психологии выделяются положения, характеризующие своеобразие ее подхода к здоровью. Раскрывается природа, основные предпосылки и характеристики здоровья человека, анализируются факторы, препятствующие достижению здоровья, обозначаются пути, ведущие к здоровью. Дается краткая характеристика основных направлений эмпирических исследований здоровья в гуманистической психологии.

Ключевые слова: психология здоровья, внутренняя сущность, индивидуальность, самопознание.

Психология здоровья — новая активно развивающаяся область прикладной психологии. Сегодня признано наличие психологической составляющей большинства заболеваний — их психосоматический характер [2]. Именно с признанием психосоматического характера болезни и здоровья человека связана значимость становления новой области прикладной психологии.

Пока не сложилось единого представления о предмете, целях и задачах психологии здоровья. Существующее многообразие ответов на вопрос о психологической природе человека обусловливает решение конкретных проблем разными авторами на основе соответствующих исходных предпосылок. Это можно отнести и к проблеме здоровья в контексте психологии. Сегодня существуют

93

Поведенческая психология, рассматривающая проблему здоровья как проблему здорового поведения, когнитивная психология, обращенная прежде всего к проблеме здоровых познавательных структур человека, и многие другие направления в психологии. Один из значимых современных подходов к проблеме здоровья развивается в контексте гуманистической психологии.

Гуманистическая психология складывается как альтернатива бихевиоризму и психоанализу, приоритетное внимание здесь уделяется изучению именно здоровой личности и условий, способствующих ее развитию. В рамках этой широкой ориентации фактически представлено несколько различающихся направлений, главными из которых являются человекоцентрированное и экзистенциальное [1], [3].

Обозначим основные общие принципы гуманистической психологии.

1. Идея двойной детерминации человека: Человек, с одной стороны, — «дитя
общества», он социален по своей природе. Выживание, эволюция человека возможны
только в обществе — через взаимодействие с другими людьми. Однако «изначальный»
человек рассматривается не как Tabula Rasa [9]. Он не является чистым листом бумаги, на
котором культура пишет свои письмена [5], [13]. Человек не только продукт общества, но
и «дитя природы», и как природный продукт он уникален и неповторим.

2. Постулирование наличия специфической внутренней природы человека,
характеризующей его уникальность
. Сторонники человекоцентрированного направления
(К. Роджерс, А. Маслоу, С. Джурард, Э. Шостром и другие) предполагают присутствие в

09.10.2012


92

Человеке изначальной сущности или потенциала, раскрывающегося при соответствующих условиях [8]. Сторонники экзистенциального направления (В. Франкл, Дж. Бюджентал, Р. Мэй и другие) утверждают, что в человеке нет изначально заданной сущности, она обретается им в процессе жизни. Однако специфической особенностью человека является внутренне присущая ему мотивация к росту, «поиску здравого» [1], [3].

3. Утверждение позитивного характера внутренней природы человека.
Представители человекоцентрированного направления полагают, что эта природа
конструктивна, обладает собственной динамической силой и «жаждет» актуализации [6],
[8]. Представители экзистенциального направления придерживаются позиции, что
внутренняя природа человека носит не «безусловно-позитивный», а «условно-
позитивный» характер, отмечая, что пороки и зло представляют такую же часть
человеческой природы, как и добродетель [1]. Прогрессивное устремление изначально
более сильно, являясь основной движущей силой личностного роста, однако в итоге все
зависит от собственных выборов человека.

4. Подход к человеку как субъекту. Человек рассматривается как находящийся в
постоянном процессе становления, активный творец собственной жизни. Он обладает
принципиальной свободой выбора, осознанного или не вполне осознаваемого. Человек
несет ответственность за свои выборы, которые совершает в каждый момент жизни.
Отказ от выбора, неспособность его совершить связываются с предательством человеком
собственной сущности, способствующим, в частности, развитию заболеваний [3], [9].

Проблема здоровья представляет собой проблему первостепенной значимости для гуманистической психологии. Она разрабатывает целостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляются взаимосвязанными и более того, оказываются связанными с высшими ценностями, целями, потребностями человека. В рамках данного подхода ставится вопрос о природе и предпосылках здоровья и болезни через рассмотрение сущности, специфики человеческого существования, а именно: проблемы выбора, критериев

94

Этого выбора, условий, способствующих и препятствующих личностному росту, проблемы отношений человека и общества. С развитием здоровой личности связывается физическое выживание человеческого рода в современном мире, где стремительный технологический и экономический прогресс во многом сочетается с забвением духовной стороны жизни.

Выделенные основные принципы гуманистической психологии определенным образом преломляются в подходе к проблеме здоровья. Его своеобразие иллюстрируют следующие положения.

• Со здоровьем человека напрямую связаны выборы, которые он осуществляет. Основной предпосылкой выбора, способствующего достижению здоровья, является опора на собственную внутреннюю сущность — «голос» своего аутентичного Я, что предполагает умение его вычленить, прислушаться к нему и следовать ему, осуществляя выбор. Подход к здоровью гуманистической психологии — это субъектная позиция, в основе которой лежит доверие присущему каждому человеку стремлению к росту, способности выбирать то, что улучшит качество его жизни, быть ответственным за себя и свое развитие.

• Путь достижения здоровья не прост. Его сложность связана с рядом факторов, среди которых важнейшее значение имеет система отношений «личность — общество».

09.10.2012


92

Общество может как способствовать, так и препятствовать здоровью человека. Негативное социальное влияние связано с возможностью расхождения ценностей и целей, задаваемых и поддерживаемых в данной культуре, и собственных ценностей и целей человека. Успешная социальная адаптация, развитие в направлении социально разделяемых представлений, моделей здоровья, может ослаблять, затруднять контакт человека с собственной внутренней сущностью и таким образом мешать достижению здоровья.

• Представители гуманистической психологии отслеживают возможные пути достижения здоровья. С их точки зрения, главными путями являются: самопознание — развитие осознания человеком самого себя в контексте отношений с собой, другими людьми, обществом, природой, а также поиск «творческого синтеза» между сигналами собственного внутреннего аутентичного Я и запросами социального окружения.

Рассмотрим выделенные положения более подробно.

ЗДОРОВЬЕ КАК ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА

С точки зрения гуманистической психологии, жизнь человека представляет собой цепочку выборов, посредством которых он создает, конструирует самого себя. Именно совершаемый человеком выбор в конечном итоге определяет его движение к здоровью и благополучию или, напротив, к страданию. Значимость проблемы выбора обусловлена спецификой самой человеческой ситуации — присущей человеку свободой, характеризующей качественное своеобразие его бытия [11], [12], [15]. Свобода рождает экзистенциальный конфликт, который, как отмечает А. Маслоу, «коренится в самых глубинах человеческой природы, изначально и неизбывно» [6; 75].

Согласно Э. Фромму, суть экзистенциального конфликта заключается в двойственности свободы человека, которую составляют «свобода от» и «свобода для». «Свобода от» задается спецификой человеческой ситуации, самим фактом рождения человека, с ней соседствуют страдание и одиночество, она, по сути, и рождает экзистенциальный конфликт. «Свобода для» предоставляет возможность разрешения экзистенциального конфликта, преодоления страдания, наряду с другой возможностью — «бегством от свободы» [12]. Реализация «свободы для» соответствует обретению человеком согласия с самим собой, окружающими, природой через творческую активность,

95

Любовь, подлинное проявление собственных способностей, способствует достижению здоровья. «Бегство от свободы» возвращает человека к состоянию «досознательного» единства — зависимости от внешних для него сил, неразвитости, являясь предпосылкой для развития различного рода заболеваний [12], [15].

Собственными решениями человек выбирает направление разрешения экзистенциального конфликта, занимает позицию по отношению к внешним условиям и обстоятельствам. Представители гуманистической психологии убеждены в способности человека подняться над условиями своей жизни. «Человек — это меньше всего продукт наследственности и окружения; человек в конечном счете сам решает за себя!» — пишет, например, В. Франкл [11; 109]. Реализация этой способности зависит от того, в какой мере человек осознает собственную ответственность за совершаемый выбор.

При столкновении со сложной проблемой человек может стремиться избавиться от

09.10.2012


92

Ответственности, неосознанно выбирая «уход в болезнь». Так, А. Менегетти пишет о возможности «влюбиться в болезнь», когда она становится необходимой человеку, чтобы избавиться от необходимости принимать решения, получить любовь, заботу окружающих, принимает форму некоторой гипернаграды. Э. Фромм предостерегает от возможности «ухода в болезнь», который может привести к полной неспособности человека осознавать реальность [15].

Основой для выборов выступают внутренние и внешние ориентиры. И те и другие могут быть для человека одинаково значимыми. Ситуация, когда в своих выборах человек опирается преимущественно на мнения окружающих, общественные нормы, а знание себя оказывается вторичным, подчас заглушаемым ими, по мнению представителей гуманистической психологии, свидетельствует об утрате способности к самостоятельному выбору, ведет к опасности оказаться в плену социальных стереотипов, стандартизации человека. «Первичный выбор — это выбор между своим “Я” и “Я” других людей», — подчеркивает А. Маслоу [6; 81].

Определяющее основание для выборов могут составить внутренние ориентиры или знание себя. С точки зрения представителей гуманистической психологии, именно преобладающая опора человека при выборах на собственную внутреннюю сущность — «голос» внутреннего аутентичного Я, способствует достижению здоровья, конструктивному разрешению экзистенциального противоречия. Это отнюдь не исключает усвоения внешних ориентиров, но предполагает необходимость их увязывания с внутренними как приоритетными.

Конкретизация представлений о психологической природе внутренних ориентиров проводится в ряде концепций гуманистической психологии. В частности, в рамках человекоцентрированного направления А. Маслоу в концепции самоактуализации выдвигает и содержательно раскрывает гипотезу о присущей человеку позитивной внутренней сущности, актуализация которой способствует обретению благополучия. А. Маслоу подчеркивает, что внутренняя сущность задана в человеке изначально лишь отчасти, во многом она является творением самого человека. «Каждая личность является отчасти “своим собственным проектом” и сама создает себя», — отмечает он [6; 235]. Самоактуализацию или, по возможности, полную реализацию человеком собственного внутреннего потенциала А. Маслоу рассматривает в качестве основной предпосылки и характеристики здоровья.

Позицию экзистенциального направления представляет, в частности, концепция В. Франкла, который в качестве основной мотивационной тенденции, внутренне присущей человеку, рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни. В. Франкл убежден, что жизнь человека не может лишиться

96

Смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может и должен быть найден. В поисках смысла человека направляет его совесть, определяемая как «способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации» [11; 38]. Совесть для В. Франкла тождественна «внутреннему голосу», направляющему человека по пути к достижению здоровья.

Весьма близкой к позиции экзистенциального направления является концепция Э. Фромма. Для него основной мотивационной тенденцией, движущей силой в человеке выступает ориентация на бытие, которую определяет в первую очередь внутренняя активность, направленная на реализацию позитивной свободы, на творчество, открытость

09.10.2012


92

Другим людям [14; 270]. Наряду с ориентацией на бытие человеку также присуща ориентация на обладание, характеризуемая стремлением приобретать, владеть, извлекать прибыль, восприятием окружающих и собственного Я как вещи, объекта для обладания [14; 251–253]. В каждом человеке две ориентации сосуществуют при преобладающем влиянии одной из них.

Соответственно представлениям о природе внутренних ориентиров, являющихся основой для выбора человека, и выделяемым основным характеристикам и предпосылкам здоровья (самоактуализация, стремление к смыслу, ориентация на бытие идр.), авторы различных концепций внутри гуманистической психологии составляют психологический портрет здорового человека, описывают его выборы. Обозначим некоторые черты этого портрета: здоровый человек ориентирован на гармонизацию отношений с собственной внутренней сущностью, доверяет ей как определяющему жизненному принципу [4], [5], [10]; его отличает преданность некоторому делу, любимой работе, а также творческое восприятие реальности, склонность ко всему подходить творчески [5], [14], [16]; он стремится к созданию конструктивных, подлинных взаимоотношений с окружающими [10], [17], [23].

Процесс установления контакта с собственным аутентичным Я отнюдь не прост. Дж. Бюджентал подчеркивает, что для достижения здоровья необходим постоянный внутренний поиск, направленный на обретение «внутреннего видения» — способности прислушаться к себе, своему «шестому экзистенциальному чувству» [1; 50]. Часто контакт с собственным «внутренним голосом» остается слаб и неразвит в человеке, причины этого могут иметь как личностную основу, например, лень, нежелание развиваться, так и социальную основу, заключающуюся в специфике и сложностях отношений в системе «личность — общество».

ПРЕГРАДЫ ЗДОРОВЬЮ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «ЛИЧНОСТЬ — ОБЩЕСТВО». ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

С точки зрения представителей гуманистической психологии, важнейшим фактором, влияющим на достижение здоровья, выступают особенности отношений человека и общества. В рассмотрении этих отношений акцентируется возможность как развивающего, так и сдерживающего, а иногда и прямо деструктивного влияния общества на человека.

Именно в пространстве общественных отношений оказывается возможным достижение человеком здоровья через включение в определенную профессиональную деятельность, выполнение социальных ролей. Однако общество лишь в определенной степени способствует здоровью и развитию человека. Механизм возможного негативного социального влияния в процессе социализации индивида, согласно Э. Фромму, заключается в том, что в ходе овладения достижениями общественно-исторического развития, интериоризации социальных ценностей может происходить блокирование развития индивидуальности. Благодаря

97

Действию своеобразного «социального фильтра» в сознании человека могут формироваться некоторые фикции, иллюзии, при этом его поведение становится определяемым не сознательным решением, а добровольным желанием делать то, что он должен делать [13], [15]. В результате человек может стать лишь воплощением

09.10.2012


92

6


Социальных стереотипов. В ходе социальной адаптации возможна полная стандартизация человека, утрата им собственной индивидуальности.

Общество может обеспечивать модели поведения, дающие человеку возможность сохранить относительное здоровье и в то же время препятствовать развитию действительно здорового человека. Одним из основных каналов реализации подобных моделей поведения выступают средства массовой информации. Например, Э. Фромм отмечает, что кино, радио, телевидение, газеты в значительной своей части представляют для современного человека «главные пути спасения бегством от одиночества, пустоты, бессмысленности собственной жизни» [13; 287].

Другим важнейшим каналом являются распространенные в обществе представления о «норме». В современном обществе эти представления сводятся, как правило, к статистическим (умение быть таким, как все), либо к адаптационным (способность играть социальную роль, отведенную человеку в обществе) критериям. Неотъемлемой составляющей этих представлений выступает убеждение, что «американский образ жизни» соответствует глубочайшим потребностям человеческой природы, а приспособленность к нему равнозначна достижению здоровья [13; 333]. А. Маслоу характеризует «норму» современного западного общества как «психопатологию серости, настолько лишенную драматизма и настолько широко распространенную, что мы даже, как правило, не замечаем ее» [6; 41]. Аналогичным образом Э. Фромм использует понятие «патология нормальности» [20]. Представители гуманистической психологии предостерегают от попадания в ловушку определения здоровья по степени социальной адаптации, подчеркивая необходимость всегда задаваться вопросом, о приспособленности к какому образу жизни — здоровому или патологическому — идет речь.

Таким образом, общество, как и отдельная личность, может быть не вполне здоровым. Э. Фромм вводит понятие «социально заданной ущербности», имея в виду личностные образования, являющиеся продуктом неблагополучного общества, следствием «патологии нормальности» [13; 286], [20]. Отличительной чертой «социально заданной ущербности» является то, что она присуща не одному человеку, а многим — большинству членов данного общества. Отдельный человек, как правило, не осознает свою неполноценность, поскольку «социально заданная ущербность» соответствует принятым в обществе представлениям о «нормальном», «здоровом» образе жизни.

В современном рыночном обществе одним из наиболее значимых и распространенных проявлений «социально заданной ущербности» выступает феномен отчуждения. Он состоит в том, что человек перестает ощущать себя субъектом собственных действий, из уникального и неповторимого субъекта-творца собственной жизни он превращается в «лишенную индивидуальных качеств вещь, зависимую от внешних сил» [13; 376].

Отчужденный человек утрачивает основу для совершения выбора, он вынужден искать опору в мнении окружающих. С этим связано распространение в современном обществе такого проявления «социально заданной ущербности», как автоматизирующий конформизм, при котором человек ради принятия окружающими отказывается от того, чтобы быть самим собой, руководствоваться своими собственными предпочтениями, суждениями, вкусами. Собственные внутренние сигналы в нем полностью замещаются внешними ориентирами — социальными стереотипами, нормами [10], [13], [23].

98

09.10.2012


92

Результатом депривации индивидуальных ценностей, блокирования развития индивидуальности является утрата идеалов, смысла жизни современным человеком. «У каждого века, за исключением нашего, был свой идеал... У нас остался только хорошо умеющий приспосабливаться “человек без проблем”» [6; 28]. В. Франкл описывает ноогенные неврозы, порождаемые чувством смыслоутраты, к которым, в частности, относятся «воскресные неврозы», когда человек, не имеющий смысла в жизни, в выходные дни обнаруживает всю пустоту своего существования [11].

В связи с существованием ряда преград для достижения здоровья, среди которых важнейшую роль играет деструктивное социальное влияние, особую значимость для представителей гуманистической психологии приобретает раскрытие путей, позволяющих человеку обойти, устранить эти преграды и достичь здоровья. С позиции гуманистической психологии акцентируется следующий путь к здоровью — развитие самопознания через налаживание человеком контакта со своим бессознательным, собственным внутренним аутентичным Я.

Как отмечает, в частности, Э. Фромм, «сознание олицетворяет лишь заданные обществом образцы переживаний, которых не так уж много, а бессознательное олицетворяет все остальное богатство и глубину человека в его целостности...» [15; 44]. Вследствие односторонней социальной адаптации во многих случаях человек оказывается расщеплен на социально обусловленную, ситуативную личность и целостного человека. Он осознает реальность лишь в той мере, в какой это необходимо для его социального функционирования, страшится своего глубинного Я, противится его пробуждению.

Для достижения здоровья человеку необходимо прежде всего развитие самопознания — осознания самого себя, собственной внутренней природы, специфики своей человеческой ситуации. Лишь по отношению к осознанной реальности человек может что-то предпринять, иначе он просто слеп. Развитие самопознания возможно только на основе выхода человека за пределы социально обусловленной, ситуативной личности и установления контакта со своим бессознательным. Средством налаживания этого контакта выступает знание, основанное на переживании, — иной, отличный от интеллектуального знания способ восприятия и познания реальности. Э. Фромм характеризует знание, основанное на переживании, как «непосредственное, прямое, целостное постижение мира» [15; 63]. Это «глубокое переживание, в котором познающий и познаваемое становятся единым» [15; 54], когда знание представляет собой не результат обдумывания и размышления, а спонтанное обнаружение, которое часто трудно объяснить, передать другим.

Возможность познания, основанного на переживании, открывается во многом благодаря обретению человеком контакта с природой. Раскрывая данную мысль, С. Джурард отмечает, что контакт с природой дает человеку переживания, позволяющие преодолеть отчуждение, дистанцию от своего тела, обрести контакт с природным началом в самом себе — собственной внутренней сущностью [23; 79].

Весьма актуальным для представителей гуманистической психологии является вопрос о здоровом существовании человека в современном обществе рыночных отношений, где успешная социальная адаптация в значительной мере расходится со стремлением человека к росту, реализации собственного внутреннего потенциала. Многие авторы ([4], [7], [11], [17]) отмечают, что самопознание является необходимым, но не достаточным условием достижения здоровья. Они акцентируют значимость поиска человеком возможностей «актуализирующего творческого синтеза» (Э. Шостром) между сигналами собственного внутреннего аутентичного Я и соответствием

09.10.2012


92

8


99

Социальным требованиям и запросам как пути, ведущем к здоровью. В частности, А. Маслоу пишет о том, что человеку нужно открывать для достижения здоровья способы возможной синергии, при которой он «одним и тем же действием в одно и то же время служит как своим собственным интересам, так и интересам других членов общества» [4; 214].

Э. Фромм убежден, что «жизнь есть искусство — поистине самое важное и в то же время самое трудное из всех практикуемых человечеством искусств», в котором «человек — и творец, и предмет своего искусства, и скульптор, и мрамор, и врач, и пациент» [16; 25]. Представители гуманистической психологии полагают, что путь к здоровью представляет собой обретение искусства жизни. Если перейти с метафорического языка на понятийный язык современной психологии, это означает, что здоровье есть полноценная самореализация человека. Достижение здоровья оказывается возможным только посредством нахождения человеком «творческого синтеза», гармонии между соответствием наличным социально-экономическим условиям жизни, а также собственной внутренней природы осознанием и следованием ей.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Одним из наиболее актуальных направлений исследования проблемы здоровья является изучение осмысленности жизни как важнейшей предпосылки и характеристики здоровья. Проводится выделение основных источников жизненных смыслов, исследуется связь осмысленности жизни с проявлением тревожных и депрессивных симптомов, подверженностью воздействию стресса. В частности, Дж. Исаксен обнаружил, что переживание человеком смысла своей профессиональной деятельности позволяет снизить уровень стресса, выраженность симптомов депрессии, повышает самооценку, интерес к выполняемой работе и жизни в целом [22]. Исследование Д. Л.Дебатса показало, что у молодых людей, обращавшихся за помощью к психологу, значимо менее выражены как наличие, так и реализация жизненных целей и смыслов, менее представлен один из основных источников смысла жизни — «взаимоотношения» [19].

Другое направление эмпирических исследований здоровья связано с исследованием самоактуализации как его важнейшей предпосылки и характеристики. Изучается связь самоактуализации с различными переменными, среди которых: удовлетворенность жизнью, тревожность, достижения в учебе, стиль родительского воспитания, характеристики здорового образа жизни и др. Например, И. Пуфаль-Струзик выявила положительную связь самоактуализации с самооценкой, а также высоким уровнем достижений в учебе у старшеклассников [24]. Результаты исследования Г. Дж. Эктона и П. Мэлэтума свидетельствуют о том, что самоактуализация положительно коррелирует с занятиями физическими упражнениями, здоровым питанием, активным отдыхом и отрицательно коррелирует с курением, употреблением наркотиков [18].

Многие эмпирические исследования посвящены изучению взаимосвязи параметров физического здоровья (общее состояние здоровья, наличие болезненных симптомов, состояние сердечно-сосудистой, иммунной систем и др.) с психологическими переменными (осмысленность жизни, включенность в доверительные межличностные отношения, самоактуализация и др.). В частности, проведенный К. Д.Рифф и Б. Сингером

09.10.2012


92

Аналитический обзор ряда работ по проблеме межличностных отношений показал, что включенность человека в близкие, доверительные отношения с другими предотвращает опасность высокого кровяного давления, способствует повышению иммунитета, снижает риск сердечно-сосудистых

100

Расстройств, инсульта [25]. Исследование П. С.Фрая обнаружило, что осмысленность жизни в пожилом возрасте соответствует более высокому общему уровню физического здоровья, меньшему числу обращений к врачу [21].

Мы привели лишь некоторые, наиболее «популярные» направления исследований здоровья в гуманистической психологии. Безусловно, они не исчерпывают всего богатства исследовательских проблем и практических разработок. Значительное число эмпирических исследований здоровья, активно пополняемое в настоящее время, свидетельствует о достаточно хорошей операционализируемости исходных теоретических конструктов гуманистической психологии.

Итак, при рассмотрении подхода гуманистической психологии к проблеме здоровья, на наш взгляд, заслуживают внимания такие моменты, как: комплексность понимания, позитивное определение здоровья; широта в интерпретации психологической природы человека; детализация картины отношений человека и общества, усмотрение их позитивных и негативных оттенков; разработка представлений о психологическом искусстве здоровой жизни как пути, ведущем к здоровью.

Существующее сегодня положение, когда большинство людей отмечает высокую ценность здоровья и вместе с тем не предпринимает активных действий по его достижению, в значительной мере связано с отсутствием психологической компетентности в этой области. Для многих людей необходимо радикальное изменение качества своей жизни. В контексте задачи развития психологической компетентности в отношении здоровья разработка индивидуальных стратегий здоровой жизни может во многом базироваться на принципах гуманистической психологии. Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья возможна опора на психологические характеристики искусства здоровой жизни. В частности, на наш взгляд, весьма продуктивна идея становления здорового человека через контакт со своей внутренней сущностью — собственным внутренним аутентичным Я.

Подход гуманистической психологии к здоровью вносит значимый вклад в развитие представлений о данной проблеме в современной психологии. Он составляет сегодня чрезвычайно важное и актуальное дополнение к изучению проблемы здоровья в других психологических подходах, в частности, в когнитивной психологии (см., например, И. Б.Бовина). Разработка теоретических концепций в рамках данного подхода, появление новых идей, проведение эмпирических исследований будут способствовать построению комплексной психологической модели здоровья человека.

1. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001.

2. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления,

Установки. М.: Академия, 2001.

3. Леонтьев Д. А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом:

Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 40– 55.

4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

09.10.2012


92

10


6. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.

7. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996.

8. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.:

Логос, 1995.

9. Петровская Л. А. Гуманистический контекст психологической помощи // Социальная психология в современном обществе. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 323–334.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

13. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995.

14. Фромм Э. Иметь или быть? Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1998.

101

15. Фромм Э. Психоанализ и дзэн-буддизм // Что такое дзэн. Киев, 1994. С. 11–77.

16. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.

17. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

18. Acton G. J., Malathum P. Basic need status and health-promoting self-care behavior in adults // Western J. Nursing Research. 2000. V. 22 (7). P. 796–812.

19. Debats D. L. Sources of meaning: An investigation of significant commitments in life // J. Hum. Psychol. 1999. V. 39 (4). P. 30–57.

20. Fromm E. Individual and social origins of neurosis. 1944. Http://www. erichfromm. de/lib_1/ 1958c-e. html

21. Fry P. S. Religious involvement, spirituality and personal meaning for life: Existential predictors of well-being in community-residing and institutional care elders // Aging and Mental Health. 2000. V. 4 (4). P. 375–388.

22. Isaksen J. Constructing meaning despite the drudgery of repetitive work // J. Hum. Psychol. 2000. V. 40 (3). P. 84–107.

23. Jourard S. Healthy personality: An approach from the viewpoint of humanistic psychology. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1974.

24. Pufal-St ruzik I. Self-actualization and other personality dimensions as predictors of mental health of intellectually gifted students // Roeper Rev. 1999. V. 22 (1). P. 44–49.

25. Ryff C. D., Singer B. Interpersonal flourishing: A positive health agenda for the new millenium // Pers. Soc. Psychol. Rev. 2000. V. 4 (1). P. 30–45.

Поступила в редакцию 8.VII 2002 г.

09.10.2012


93

1


93