ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ НА ЛИЧНОСТЬ

И. П.ПРОНИН

Описываются некоторые психологические особенности воздействия на личность деструктивных культов, личностные особенности и ситуационные контексты, способствующие эффективности такого воздействия псевдорелигиозных новообразований. Приводится ряд основных механизмов манипулирования сознанием, применяющихся в деструктивных культах. Рассматриваются возможные психологические последствия псевдорелигиозной практики, ее влияние на сознание и здоровье последователей.

Ключевые слова: Деструктивные культы, индоктринация, контроль сознания, манипулирование.

Перед современным российским обществом весьма остро стоит вопрос о манипулировании сознанием личности представителями псевдорелигиозных организаций, использующих техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов и осуществляющих тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров или самодовлеющей группы [3].

Под манипулированием, согласно Е. Л.Доценко, следует понимать определенные виды психологического воздействия, используемые для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Объект (адресат) воздействия воспринимается субъектом (актором) как средство достижения собственных целей, т. е. объект воздействия низводится до уровня вещи, подвластной контролю и управлению. Последствия манипулятивного воздействия чреваты угрозой внутреннего разлада, нарушения личностной целостности, разрушительным влиянием на личность [4].

По данным социологов на сегодняшний день около 2,5 млн наших сограждан состоят в 5000 различных организациях культовой направленности. В своей миссионерской работе лидеры многих религиозных новообразований делают ставку на привлечение молодежи, целенаправленно стремясь проникнуть в учебные заведения. Все это делает тему влияния деструктивных культов на молодежь весьма актуальной.

ПРИЧИНЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ГРУППЫ РИСКА

Современный российский психиатр Ф. В.Кондратьев полагает, что распространение псевдорелигиозных учений в России связано в первую очередь с характерным для нынешнего периода «экзистенциальным вакуумом» — отсутствием у людей смыслообразующих ценностей бытия, потерей нравственной и социальной ориентации. Из-за психологического надлома, неуверенности в завтрашнем дне и чувства одиночества часть людей пытается обрести себя в так называемых новых религиозных движениях, поскольку традиционные конфессии не в состоянии заполнить брешь в мировоззрении, образовавшуюся после падения коммунистической идеологии и дискредитации научного атеизма [6].

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

2


Как правило, все новые конфессиональные образования декларируют позитивные ценности, в чем и состоит их привлекательность. Людям предлагается

82

Столь необходимая для них перспектива обретения смысла жизни, познания истины, ухода от одиночества.

Возникает вопрос: какие категории и возрастные группы наиболее восприимчивы к культовому воздействию?

По мнению А. В.Романова, прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов предполагает рост вероятности вовлечения в секты. Особенно в этом отношении значимы (в соответствии с типологией Э. Эриксона) подростковая стадия и стадия поздней зрелости (после 60 лет). Опасность подросткового периода связана с неопытностью, недостаточной ответственностью, тягой к простым ответам на сложные вопросы. Психология подростка во многом носит культовый, групповой характер [9].

К ситуационным факторам относятся все состояния неустойчивости перехода, связанные со сменой социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в

Вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого

1 Человека, смена образа жизни и т. д.

Д. Г.Трунов отмечает помимо уже упоминавшихся экзистенциальных мотивов тот факт, что вовлечение в группу последователей культа в немалой степени зависит от неблагоприятной ситуации в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста [11]. По его мнению, в большинстве случаев причиной ухода детей в псевдорелигиозные организации и группы является неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем. Часто детей не удовлетворяют существующие в семье порядки и традиции, находящие выражение либо в различных проявлениях внутрисемейной агрессии (упреках, унижениях, скандалах), либо в серости и шаблонности обыденной жизни. Существующие возможности социализации и реализации духовных устремлений личности часто кажутся им слишком неопределенными и гипотетичными. Пытаясь реализовать их, человек сталкивается со множеством загадок и проблем, требующих самостоятельного решения, проявления себя, что нередко сопровождается разочарованием и переоценкой своих способностей. В большинстве случаев эти переживания носят весьма болезненный характер и особенно пугают молодых людей, отличающихся инфантильностью.

В то же время различные религиозные или оккультные учения предлагают простые и конкретные пути, где не надо «много думать» и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Напротив, самостоятельные рассуждения рядовых приверженцев культа скорее осуждаются, нежели поощряются. Принятие решений — прерогатива «авторитетных личностей», а рядовым членам отводится роль исполнителей. Для такой авторитарной модели человеческих взаимоотношений характерна иерархизация членов группы, в которой каждый человек имеет власть над нижестоящими и подчиняется вышестоящим. Как показывает практика, основную роль в усвоении человеком этой модели играют специфические отношения среди членов его собственной (родительской) семьи.

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФАКТОРЫ РИСКА,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗАЦИИ,

ПРАКТИКУЮЩИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ

Ниже рассматриваются типы отношений в семье, при которых, по мнению Д. Г.Трунова, наиболее велика вероятность возникновения псевдорелигиозной зависимости. Разумеется, это вовсе

83

Не означает, что она может возникнуть только при наличии одного из описываемых ниже типов. Даже при самых благоприятных условиях, когда ребенок ощущает постоянное доброжелательное внимание к своим проблемам и заботу со стороны взрослых членов семьи, вовсе не исключена возможность вовлечения в псевдорелигиозные группы (по причине любопытства, под влиянием кого-либо из родственников или членов референтной группы, являющихся последователями культа, и т. д.). Однако если один из приведенных типов имеет место, такая опасность, как правило, резко возрастает. Следует отметить, что это вполне совпадает с точкой зрения ряда зарубежных специалистов, которые не без оснований считают, что семьи зачастую «выращивают» будущих членов сект.

1. Авторитарный тип

Каждый человек в такой семье занимает определенное, часто «бессменное» место. Глава семьи располагается выше всех, а от него нисходит цепочка подчиненных друг другу членов семьи. Дети, как правило, оказываются в самом низу и, следовательно, в наибольшей мере испытывают давление. Их активность ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на «неположенные» увлечения, на друзей и пр.) или какой-либо примитивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т. д.). Естественно возникающий в таких случаях протест подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений. До определенного времени ребенок вынужден мириться с таким положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме. Попытки порвать со своей семьей в этом случае можно рассматривать, с одной стороны, как стремление самостоятельно решить свою судьбу, а с другой, возможно, как желание отомстить родителям. Однако поскольку опыт самостоятельного мышления у детей, как правило, слишком мал, чтобы позволить принимать жизненные решения, то единственное, что оказывается им под силу, — это выбрать новую власть, новый авторитет, масштабы которого превзойдут прежний. Тем самым им удается оправдать уход из дома и снять с себя ответственность за свой выбор и те конфликты, которые за ним последуют.

2. Манипулятивный тип

При этом типе семейных взаимоотношений реализуется концепция «условного принятия», когда родители демонстрируют любовь к своим детям лишь в том случае, если те играют удобные для них роли (заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери и т. п.). В таких семьях власть родителей не носит агрессивного характера, превращаясь в скрытые и часто неосознаваемые манипуляции, которые прекрасно действуют довольно длительное время, побуждая детей отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским установкам. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза срыва. При этом желание жить своей жизнью неизбежно сопровождается чувством вины, что часто активизирует механизмы

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

Психологической защиты, которая может проявляться в разных формах. В этом случае псевдорелигиозные объединения предоставляют человеку возможность освободиться от власти родителей, избавляя его от ответственности за свой выбор, поскольку оправдывают его «священными» целями. Разумеется, помимо «бегства из домашнего плена» существует множество других причин, приводящих к разрыву сложившихся взаимоотношений между родителями и детьми, но суть их одна — непонимание и неприятие потребностей друг друга.

А. В.Романов отмечает, что дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем выходцы из бедных семей, прошедшие дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации

84

2 И манипуляции [9] . С другой стороны, погружение на самое дно жизни может

Подтолкнуть к поискам чистоты, смысла жизни и добра; при этом крещение и

Традиционное религиозное воспитание не являются непреодолимым препятствием для

Вовлечения в секту.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ

Среди факторов, делающих эффективным влияние культов на сознание личности, следует выделить различные формы психических расстройств и заболеваний. С другой стороны, деструктивные культы могут воздействовать на предрасположенность к психическим заболеваниям. Трансовые культы, практикующие состояния медитации, мистического экстаза, особенно опасны и одновременно привлекательны для людей истероидного типа. Группы, акцентирующие внимание на переживании сострадания, привлекают страдающих депрессиями. Идея ненависти к врагам вероучения притягивает личностей параноидального склада, которые особенно предрасположены к религиозному фанатизму. Проповедь собственной духовной элитарности и исключительности, характерная для религиозных культов в целом, влечет людей с нарциссическими комплексами. Среди психологических факторов, облегчающих вербовку и делающих психологические манипуляции и контроль сознания более эффективными, А. В.Романов отмечает также склонность к слиянию с группой, несамоактуализированность личности, терпимость к смысловой и идеологической неопределенности, тревожность, нестабильность установок, репродуктивность мышления и т. д. [9].

Данные А. В.Романова дополняются результатами эмпирического исследования, проведенного Ю. И.Полищуком. Анализ полученных им данных показал, что в псевдорелигиозные группы вовлекаются прежде всего люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности. Другой категорией возможных жертв являются акцентуированные и психопатические личности по шизотимическому и, как уже было сказано выше, параноидальному типу с интересами к духовной жизни, оккультизму, мистицизму, которые находят для себя в сектах социально-психологическую нишу, предоставляющую им своеобразный способ адаптации к жизни. Наконец, третьей категорией лиц, которые часто вовлекаются в деструктивные культовые группы, являются психически больные на ранних стадиях заболевания либо на стадии ремиссии. В результате интенсивных занятий культовой практикой, часто сопровождающейся применением суггестивных техник и

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

Использованием измененных состояний сознания, у этих людей может возникнуть манифестация, обострение или рецидив психических заболеваний (шизофрении, аффективного психоза, неврозов) [8].

Кроме того, принадлежность к группе риска, согласно А. В.Романову, определяет склонность к авторитарному типу отношений и мышления, преобладание внешнего локуса контроля. Для переходной стадии социализации, характеризующейся обострением проблемы идентификации индивида, культ является утонченной разновидностью конформизма, что дополнительно способствует ассимиляции подобного типа личностей в культовой среде. Потенциальной жертвой деструктивных культов может

85

Стать любой человек из-за разочарования, безнадежности, хотя бы кратковременной дезадаптации и фрустрации. Люди, испытывающие чувство зависимости и страха, находят в культах прозрачность перспективы, однозначность отношений, избавление от личного чувства ответственности и вины, что часто воспринимается как благодать, духовная гармония. Впрочем, членами псевдорелигиозных групп иногда становятся и довольно сильные люди, бескомпромиссные в своих духовных поисках, стремящиеся к абсолютной истине «здесь и сейчас» [9].

НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ В

ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности часто является результатом адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и контроля сознания, который осуществляется через контроль над поведением, информацией, мышлением и эмоциями. Ниже перечислены некоторые основные параметры, по которым можно определить наличие механизмов контроля сознания.

Контроль поведения Направлен на:

• регулирование индивидуальной физической реальности (строгое определение того,
где и с кем проживать, какую одежду носить, какую пищу есть, сколько времени спать и
т. д.);

• исключение наличия свободного времени (вся жизнь приверженцев культа
подчиняется строгому временнóму графику, в пределах которого каждый момент связан с
физически и эмоционально напряженной деятельностью, что оставляет мало времени или
вовсе не оставляет его для уединения и размышлений);

• выработку покорности и зависимости (система поощрений и наказаний, лишение
самостоятельности, объединение в группы «наставничества» или «приятельства» для
наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от доктрины группы
мыслях и поступках).

Контроль информации Осуществляется посредством:

• обмана (умышленное утаивание информации или ее искажение);

• ограничения доступа к некультовым источникам информации, устранения
приверженности к ним (запрет читать газеты и журналы, смотреть телевизор, посещать
театры, общаться с разочаровавшимися приверженцами культа и т. д.);

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

• создания источников культовой информации (издание буклетов, листовок,
журналов, тиражирование аудио - и видеозаписей выступлений лидеров, а также
использование цитат и формулировок, взятых вне контекста из некультовых источников).

Контроль мышления Предполагает:

• принудительное принятие групповой доктрины как истины (обычно доктрина формируется по принципу «черное — белое», «добро — зло», «мы — они» и т. д.);

• поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей;

• навязывание специфической терминологии, «мыслительных клише»;

• запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине. Контроль эмоций Осуществляется посредством:

• сужения спектра направленности чувств личности;

• выработки и использования чувств вины и стыда;

• ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок;

86

• использования страха (боязнь «внешнего» мира, врагов, природных бедствий,
боязнь последствий выхода из организации);

• «бомбардировки любовью», направленной на усиление потребности в

Принадлежности к культовой группе через использование игр, подобных детским, пения,

3 Объятий, прикосновений.

Используя модель трансформации мышления, предложенную К. Левином, и опираясь

На собственный опыт, американский психотерапевт С. Хассен выявил последовательный

Процесс завоевания контроля над сознанием со стороны псевдорелигиозной организации

[12].

Три стадии достижения контроля над сознанием (по С. Хассену)

I. Процесс разрушения личности

А) дезориентация/замешательство;

Б) сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка;

В) физиологические манипуляции:

— лишение сна,

— изменение диеты;

Г) применение трансовых техник:

— возрастная регрессия,

— визуализации,

— притчи и метафоры,

— вызывающая растерянность путаница понятий,

— использование внушения,

— медитации, скандирования, пение, молитвы;

Д) сомнение в собственной идентичности;

Е) негативная переоценка человеком своего прошлого (внушение фальшивых
негативных и забвение положительных воспоминаний).

II. Процесс идеологической обработки

А) пошаговое создание и навязывание новой «идентичности» как формально (в ходе индоктринации), так и неформально со стороны других членов группы, путем изучения

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

7


Выпускаемой сектой литературы и аудио - и видеопродукции;

Б) использование техник изменения поведения:

— поощрения и наказания,

— блокировки мышления,

— контроля среды;

В) мистическая манипуляция, т. е. использование обмана руководителями группы в
виде внешне спонтанных и «сверхъестественных» событий;

Г) использование трансовых техник в процессе дальнейшего
«самосовершенствования» (тех же, что применялись на предыдущем этапе);

Д) использование данных, полученных благодаря личным признаниям, исповедям,
индивидуальным занятиям и групповой деятельности для более тонкой обработки без
информированного согласия человека.

III. Процесс укрепления новой личности

А) укрепление новой личности при одновременном избавлении от старой:

— отделение от прошлого, сокращение или полное прекращение контактов с
друзьями и с семьей,

— отказ от жизненно важной собственности в пользу секты,

— переход к деятельности полноправного члена секты (привлечение потенциальных членов, сбор пожертвований и т. д.);

Б) изменение внешнего вида и норм поведения в соответствии с правилами секты;

В) углубленные занятия по индоктринации.

Американские социальные психологи Э. Аронсон и Э. Пратканис на основании большого количества исследований в данной области сформулировали ряд основных приемов, позволяющих руководителям сект весьма эффективно удерживать своих последователей в рамках зачастую весьма эксплуататорских и высокоманипулятивных структур.

87

1. Создание особой социальной реальности Достигается как благодаря упомянутому
выше устранению всех источников информации, кроме предоставляемых сектой,
вскрытию личной почты последователей культов без их ведома и согласия и т. д., так и
путем изолирования или максимального отделения от внешнего мира той территории,
которую занимает организация.

Именно созданием специфической социальной реальности диктуется необходимость постоянного поддержания строгих границ между членами культовых организаций и людьми из внешнего мира, часто воспринимаемыми как «заблудшие», «грешники». Этой же цели служит и планомерное, но неявное обучение последователей культов своеобразной самоцензуре мыслей и поступков. Так постепенно формируется особый взгляд на мир, характерный для того или иного культа.

2. Создание общности последователей культа. Ключевым фактором здесь является
разделение людей на «избранных», «спасенных» членов псевдорелигиозной группы и
«нечестивцев» из внешнего мира. Соответственно, требуется неуклонное соблюдение
определенных стандартов поведения, принятых в секте; при этом испытанные члены
группы служат ролевыми моделями и наставниками для неофитов. В сочетании с
интенсивным групповым давлением все это приводит к однородности мнений и
поведения, что служит дальнейшему подкреплению культовой практики, поскольку
приводит в действие механизм социального доказательства (см. ниже).

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

8


3. Связывание человека обязательствами. Люди часто склонны считать
неприемлемым нарушение обязательств, взятых на себя добровольно и, главное,
публично. Многие организации культового характера добиваются гарантированного
повиновения своих членов благодаря применению феномена, известного как «нога в
дверях»
, в соответствии с которым люди, соглашающиеся сначала на необременительные
просьбы, позднее уступают более серьезным требованиям.

4. Создание привлекательного образа главы секты. Одной из характерных черт
организаций культовой направленности является создание имиджа лидера (основателя)
как человека, наделенного сверхъестественными или божественными чертами и в то же
время доброго, мудрого, всезнающего учителя и даже отца своих последователей. Это
делается для упрочения авторитета организации в глазах потенциальных членов и, самое
главное, для создания образа лидера секты как «кредитного коммуникатора», т. е.
компетентного и надежного [7].

Ввиду того, что псевдорелигиозные организации часто требуют от своих последователей совершения экстремальных поступков (отказ от семьи, работы, карьеры и даже самоубийство), подобного рода требования порождают диссонанс. В таких ситуациях последователи культа могут снизить возникший дискомфорт либо путем изменения своего мнения в сторону полного согласия с коммуникатором (т. е. с лидером культа), либо, наоборот, отвержения его [1].

Однако, поскольку глава культа воспринимается как любимый отец, заботящийся о своих последователях (детях) и одновременно как заслуживающий уважения эксперт, наделенный особой мудростью во всем, то дискредитировать его членам секты в принципе не представляется возможным. В силу этого чем больше будет несоответствие во взглядах между ним и аудиторией, тем сильнее будет убеждена эта аудитория в правоте лидера [1]. Отсюда возникает характерная для многих приверженцев культа потребность в максимальном уподоблении и подражании своим лидерам, на практике выражающаяся в беспрекословном следовании доктрине организации.

5. Использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных

88

Членов. Данная тактика, помимо приобретения новых членов, выгодна для руководителей секты еще и тем, что она позволяет гарантировать постоянную занятость членов культов самоубеждением. Сама специфика проповеди требует, чтобы член группы постоянно заново формулировал перед множеством разных людей преимущества пребывания в секте. Отыскивая аргументы для убеждения других, последователи культа в то же время убеждают и самих себя. Постоянно занимаясь такого рода деятельностью, они все больше и больше верят в то, что благодаря группе в их жизни и в жизнях других людей произошли позитивные перемены.

Проповедническая деятельность также усиливает преданность учению и руководителям группы, поскольку, защищая свои верования, неофиты учатся отражать широкий спектр атак. Таким образом, параллельно вырабатываются установки и средства внутреннего противодействия информации, касающейся возможных негативных сторон деятельности группы, практикующей деструктивный культ.

Техника самопродуцируемого убеждения является одной из самых эффективных, поскольку оно исходит из источника, который каждый человек считает весьма надежным и заслуживающим доверия, — из собственного Я, усиливая приверженность идеологии группы [1].

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

Анализируя этот важный элемент влияния на личность, Ф. Зимбардо и М. Ляйппе отмечают, что, становясь членами псевдорелигиозной группы, люди часто испытывают диссонанс между своими прежними, еще не до конца забытыми ценностями, и новыми, обретенными ими в культе. Новообращенные эффективно убеждают других отказаться от того, что они и сами некоторое время назад весьма ценили, используя это в качестве дополнительного оправдания своего собственного решения [5].

Эти данные дополняет другой современный американский социальный психолог, Р. Чалдини, согласно данным которого используемый здесь принцип Социального доказательства Может успешно применяться и позднее, когда доктрина культа в силу каких-то причин оказывается дискредитированной. В такой ситуации многие наиболее фанатичные сектанты, будучи не в силах допустить мысль о ложности своих верований, резко активизируют пропаганду своих идей и вербовку новых членов, несмотря на насмешки и презрение окружающих, поскольку привлечение новообращенных делает их убеждения более истинными в их собственных глазах [15]. Так реализуется главный принцип социального доказательства: «Чем большее число людей находит данную идею верной, тем более верной будет считаться эта идея».

6. Недопущение возникновения и обдумывания «нежелательных» идей. Выше уже упоминалось о том, что в организациях культового характера практикуются техники контроля мышления. Часто бывает так, что на начальных этапах вовлечения в группу многие неофиты подвергают сомнению и пытаются искать контраргументы против крайней степени эксплуатации (например, полный отказ от имущества в пользу секты или многочасовая работа без достойного материального вознаграждения). Чтобы побудить новичков к некритическому восприятию всех положений культовой доктрины, может использоваться целенаправленное лишение человека пищи, питья и сна под предлогом необходимости этого для духовного совершенствования. Также для этих целей могут использоваться монотонное скандирование и пение, достижение крайнего физического переутомления, медитации, различные психоактивные вещества и т. д.

7. Фиксация мыслей приверженцев культа на достижении недоступного идеала. В стремлении постоянно поддерживать мотивацию рядовых членов секты к принадлежности ей лидеры, как правило, постоянно обращают внимание своих последователей на возможность

89

Достижения ими различных духовных и/ или материальных благ как итоговой цели их деятельности. Подразумевается, что обычному человеку обрести эти блага либо крайне сложно, либо, что чаще всего, просто невозможно. Таким образом, происходит своеобразная игра с «Я идеальным» приверженца культа, с его стремлением достичь чего-то такого, чего достигли либо очень немногие, либо не достиг никто. Фиксация на недостижимом является своеобразным отвлекающим маневром, позволяющим отвлечься от неприглядного настоящего ради «светлого будущего». Иллюзия существования привлекательного, но в настоящее время недоступного «приза» позволяет фокусировать все внимание людей и их ресурсы на его достижении. Этим обеспечивается мощный стимул продолжать служение той или иной группе и, разумеется, ее вождям, тратя на это огромное количество времени и сил. Более того, такое положение приводит к тому, что верующие могут просто бояться прекратить или хотя бы уменьшить темп своей деятельности, опасаясь, что не получат (или, вернее, не смогут даже надеяться получить когда-либо) желаемое. Иллюзия часто заведомо недостижимого результата является

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

10


Мощным мотиватором человеческого поведения, порождая надежду, а значит и ощущение цели и предназначения у каждого члена псевдорелигиозной организации [1].

По мнению социального психолога В. В.Целиковой [14] деструктивность влияния секты на личность проявляется в следующем:

1. В тотальности и абсолютности воздействия в форме контроля сознания.

В секте воздействие имеет одностороннюю направленность: группа влияет на личность, но не наоборот. Поскольку приверженец культа в группе практически всегда изолирован (психологически, а иногда и физически), то он не испытывает альтернативного влияния, т. е. воздействие приобретает постоянный и безальтернативный характер.

2. В формах влияния, которые используются в культе: в манипулировании и в обмане.

3. В целенаправленном использовании групповых механизмов, но без объявления целей. Чаще всего задействованы:

• механизм группового давления ради безоговорочного принятия человеком мнения
группы («групповая внушаемость»);

• система лидерства (фигура лидера часто имеет харизматический, вплоть до
обожествления, и диктаторский характер).

В результате активизируется процесс группового мышления, т. е. способа размышления и принятия решений, где главным является стремление к согласию с группой.

В. В.Целикова [13] выделяет следующие особенности группового мышления:

1) сплоченность членов секты не спонтанна, а спланирована и манипулятивно реализуется руководителями культа. Харизматический лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая является «группой принятия решений», т. е. процесс принятия решений отчужден от рядовых приверженцев культа. Стремление к принадлежности к группе поддерживается с помощью суровых испытаний верности приверженцев культа с использованием приемов «кнута и пряника». Культ становится смыслом жизни человека, его единственным интересом и необходимым источником межличностных связей с единомышленниками;

2) деиндивидуализация как результат стремления к однородности. Люди теряют старые модели поведения и принимают новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются. Деиндивидуализация — не побочный продукт культовой практики, поскольку члены секты целенаправленно подвергаются личностной трансформации вплоть до замены убеждений, поведения и локуса контроля;

90

3) спонтанные стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты»)
имеют целью жесткий социальный контроль, для которого в качестве инструмента
используются чувства вины, страха, стыда за свое прошлое. Создается образ
привлекательного будущего в псевдорелигиозной организации, достижимого только
соблюдением норм, устанавливаемых элитой;

4) полное, восторженное принятие доктрины культа: критика решений элиты
исключается, требуется обожание и самой доктрины, и ее проводников. С доктриной
мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать.

Согласно Р. Чалдини, в результате всего вышеперечисленного в группе актуализируется принцип социального доказательства [15].

В ситуации неуверенности, стресса, в условиях изоляции волевому лидеру достаточно

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

11


Убедить некоторую часть наиболее податливых членов группы, чтобы они, в свою очередь, своим примером, своими действиями убедили остальных. Это облегчает манипулирование и управление группой, чересчур большой, чтобы держать под постоянным контролем всех ее членов [15].

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЫ НА

ЛИЧНОСТЬ

В сознание новообращенных активно внедряется идея абсолютной истинности учения [6]. Под видом его защиты и сохранения культивируется чувство исключительности и внутригрупповой взаимозависимости. Формируется отрицательное отношение ко всем другим общепринятым социальным, культурным, религиозным институтам и дается установка на изоляцию от общества. Приверженцы культа подсознательно принимают формы коллективного реагирования и поведения. Важно отметить, что перечисленное характерно для всех деструктивных культов.

Вслед за первоначально добровольным подчинением своей воли лидеру происходит некритичное усвоение неофитами новых догм, псевдорелигиозных ритуалов, нередко с психотравмирующим содержанием. У членов секты радикально меняются личностные ориентации и поведение, нередко сопровождающиеся разрушением всего прежнего стиля жизни с появлением признаков таких расстройств, которые могут свидетельствовать о проявлении психической патологии. Ф. В.Кондратьев особо подчеркивает, что поведение вовлеченных в псевдорелигиозные организации людей с течением времени теряет индивидуальный характер, они утрачивают инициативу, способность к собственному волеизъявлению. Первоначальная добровольность незаметно для новообращенного трансформируется в полную подневольность.

Среди последствий принадлежности к секте можно выделить:

• болезненную зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;

• потерю самостоятельности, неспособность к эмоциональным связям с людьми, не принадлежащими к секте, презрение к ним;

• недоверие к рациональному мышлению;

• разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;

• отход от реальности из-за порабощения сознания.

Анализируя эти явления, Ф. В.Кондратьев [6] отмечает, что в ряде случаев у жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения, характеризующиеся следующими проявлениями:

А) активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей
жизни;

Б) подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и
неадекватная податливость их желаниям;

В) нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум
находится в зависимости;

91

Г) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за неспособности к
самостоятельной жизни;

Д) страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться
предоставленным самому себе;

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

12


Е) ограниченная способность принимать повседневные решения без советов и подбадриваний других лиц.

Зарубежные исследователи проблемы сознания последователей деструктивных культов М. Л.Тобиас и Д. Лалич [10] приводят данные, согласно которым индоктринация и методики контроля сознания, применяемые в псевдорелигиозных организациях, чреваты тяжелыми психическими расстройствами и потенциально опасны. Так, например, группы, использующие длительную медитацию с мантрами, пустым сознанием, гипервентиляцию и монотонное пение, искусственно вызывают у своих последователей такие патологические явления, как реактивные психозы у индивидуумов, не имевших в прошлом психических расстройств (в среднем продолжающиеся от одного до пяти месяцев); посттравматические стрессовые расстройства; нетипичные диссоциативные нарушения; тревогу, порожденную релаксацией; неоднородные реакции, включая тревогу с когнитивной неэффективностью, членовредительство, фобии, суицид и стремление к убийству, а также соматические заболевания психогенного происхождения; различные степени распада личности.

Следует отметить, что подобного рода явления могут происходить как вследствие культовой практики, так и в результате целенаправленного дезадаптивного воздействия на сознание личности с целью ее удержания в секте для дальнейшей эксплуатации и манипулирования.

Контроль сознания личности руководителями культа имеет негативные психологические последствия. Некоторые из них могут проявиться в период принадлежности к секте, в то время как ряд других дают о себе знать уже после того, как человек тем или иным образом покидает псевдорелигиозную организацию. Ниже перечислен ряд типичных проблем, возникающих у жертв контроля сознания; при этом следует сказать, что не все из этих пагубных последствий будет испытывать каждый, кто оказывается членом тоталитарной секты.

Психологические проблемы:

• радикальное изменение личностной идентичности;

• диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о жизни в секте;

• приступы паники и тревоги;

• депрессия;

• посттравматические стрессовые расстройства;

• замедленное психологическое развитие, потеря психической силы;

• чувство вины, страх;

• потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в
отношениях с окружающими и с трудоустройством;

• духовное насилие;

• потеря свободной воли и контроля над жизнью;

• регресс в инфантильность;

• потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора;

• отсутствие коммуникативных навыков вне группы;

• потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения;

• психические расстройства: искаженное восприятие реальности, галлюцинации,
нервные срывы, психопатические эпизоды, индуцированная шизофрения, мания величия,
«детскость» поведения, суицидальные срывы, суицидальное мышление.

Психосоматические проблемы:

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

• расстройства сна, кошмары;

• пищеварительные расстройства;

92

• сексуальные проблемы;

• головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения. Соматические проблемы:

• ухудшение физического состояния, возрастание восприимчивости к болезням и
общее утомление;

• неполноценное питание;

• склонность к насилию;

• сексуальные злоупотребления, высокий риск венерических заболеваний;

• преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода. Социальные проблемы:

• преследования и угрозы со стороны последователей культа;

• потеря близких, разрыв социальных связей;

• материальный ущерб.

Таким образом, деструктивное влияние ряда псевдорелигиозных образований на сознание молодежи становится очевидным [2].

ВЫВОДЫ

Всплеск роста численности различных псевдорелигиозных организаций отнюдь не случаен. Он обусловлен тем обстоятельством, что старые ценности разрушены, в то время как новые либо еще не созданы, либо не вполне усвоены немалой частью современного российского общества.

Таким образом, многие люди, не нашедшие себя в так называемом основном обществе, которое часто кажется им несправедливым, чрезмерно прагматичным и т. д., видят в культовых организациях возможность своего рода «альтернативной социализации», удовлетворения потребностей в аффилиации и самореализации. Следствием такого положения является то, что контингент членов подобного рода групп необычайно широк: от искренних и одаренных людей, не удовлетворенных современным обществом и своим местом в нем, до авантюристов, людей с различными ярко выраженными акцентуациями характера, и психопатов, людей с различными расстройствами психики.

Однако независимо от причин, делающих привлекательными псевдорелигиозные организации в глазах определенных групп людей, важно иметь в виду, что часто члены этих групп подвергаются целенаправленному и вполне осознанному дезадаптирующему воздействию со стороны руководства сект с целью максимальной ресоциализации и, соответственно, увеличения всесторонней (в том числе психологической и материальной) зависимости от группы, что позволяет в дальнейшем подвергать всесторонней эксплуатации и активно манипулировать сознанием рядовых членов.

Последствия этого могут быть весьма разрушительны для приверженцев деструктивных культов и крайне негативно сказаться на тех из них, кто самостоятельно или с помощью близких захочет оставить секту.

Положение усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день в России специализированная психологическая помощь жертвам тоталитарных сект находится в

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ

14


Зачаточном состоянии и по сути является делом немногих энтузиастов. В то же время на Западе, особенно в США, уже около 50 лет ведутся глубокие научные исследования как психологических особенностей контроля и манипуляций сознанием в псевдорелигиозных группах, так и, что не менее важно, методов коррекции и психотерапии психических травм и зависимости. Остается надеяться, что более пристальное внимание общества к этой весьма актуальной проблеме вдохновит отечественных ученых на проведение масштабных исследований в данной области.

1. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное

Использование и злоупотребление. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.

2. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журн.

Практ. психолога. 1996. № 5. С. 86–95.

93

3. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и

Контроля сознания (введение в проблему) // Журн. практ. психолога. 1996. № 2. С. 87–93.

4. Доценко Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психол. журн. 1993. Т.

14. № 4. С. 132–138.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.

6. Кондратьев Ф. В. Подсознательные формы коллективного реагирования и поведения в новых

«конфессиональных» группах на современном социокультуральном фоне // Журн. практ. психолога. 1997. № 4. С. 94–102.

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000.

8. Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и
личность человека // Журн. практ. психолога. 1997. № 1. С. 93–97.

9. Романов А. В. Психологические причины вовлечения в деструктивные культы // Журн. практ.

Психолога. 2000. № 1–2. С. 35–39.

10. Тобиас М. Л., Лалич Д. Терапевтические проблемы жертв культов // Журн. практ. психолога. 2000. № 1–2. С. 104–125.

11. Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации // Журн. практ. психолога. 1996. № 4. С. 60–65.

12. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2001.

13. Целикова В. В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журн. практ. психолога. 1997. № 1. С. 98–101.

14. Целикова В. В. Психологические механизмы влияния на личность в культе // Журн. практ. психолога. 1996. № 5. С. 71–75.

15. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.

Поступила в редакцию 15.I 2003 г.

1 Данные А. В.Романова подтверждаются сведениями американских коллег (см. [5]).

2 Согласно американскому социальному психологу Д. Майерсу, молодые люди из среднего

Класса наиболее уязвимы, поскольку более доверчивы и, следовательно, более подвержены

Социальному влиянию в отличие от молодежи из высших классов. Многие приверженцы

Культов были вовлечены в них своими друзьями или родственниками, которым доверяли [7].

3 Данная модель контроля сознания, нося-щая название «BITE-модель» (behavior —

Пове-дение, information — информация, thoughts — мышление и emotion — эмоции)

Разработана американским психологом С. Хассеном. За основу автором была взята теория

Когнитивного диссонанса Л. Фестингера [12].

09.10.2012


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

63