Выявленная негативная субличность клиента, естественно, нуждается в трансформации. Однако перед тем, как приступить к ее осуществлению, весьма важным является организация диалога с субличностью с одновременным выявлением некоторых важных аспектов ее существования. Сделать это можно с помощью техники определения целей субличности М. Руффлер, вопросы которой, вам, кстати, весьма пригодятся в работе с другими обитателями человеческого Я - в частности, с сущностями и частями (По: М. Руффлер. “Игры внутри нас”).

1. В чем твоя цель?

2. Почему ты здесь находишься?

3. Что ты от меня хочешь?

4. Что тебе нужно от меня?

5. Что ты предлагаешь?

6. От чего ты меня защищаешь?

Собственно трансформация субличностей в психосинтезе осуществляется в весьма метафорической форме. Так П. Ферручи рекомендует использовать здесь следующую технику работы с субличностью (По: П. Феруччи. “Кем мы можем быть”. В кн. “Психосинтез. Теория и практика”).

“Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Представьте, что вы вместе с этой субличностью находитесь в долине. Вы видите траву, цветы, деревья и гору. Оставайтесь там некоторое время, вслушиваясь в звуки и голоса окружающей вас природы: щебетанье птиц, шелест листьев и тому подобное.

А теперь вместе с субличностью идите к горе. Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, представляйте, что вы пробираетесь через заросли деревьев и каменные завалы, идете по горному лугу или по краю обрыва. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, ощущайте, как воздух становится все более чистым и бодрящим, вслушивайтесь в царящую на высоте тишину.

На протяжении всего восхождения не забывайте о своей субличности. Вы можете заметить происходящие с ней едва уловимые перемены - вроде изменений настроения, выражения лица или одежды, или даже полное преображение, когда субличность превратится в нечто иное.

Когда вы достигнете вершины, пусть вас освещает солнце, обнажая самую суть вашей субличности. При этом вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве и пообщайтесь с ней.”

Заметим, что, в принципе, любая субличность клиента может быть просто “приведена в чувство” (а вместе с нею - придет в чувства и он) с помощью следующей и довольно простой техники выдувания, инструкцию к которой (даваемую клиенту) можно коротко

1. Выберите одну из своих субличностей.

2. Станьте этой субличностью и расскажите о ней.

3. Преувеличьте, утрируйте роль и поведение этой субличности.

4. Хвастайте всем этим до тех пор, пока не произойдет эмоциональный взрыв и/или опустошение.

Вернемся, однако, к более “серьезным” психотехнологиям трансформации субличностей, в связи с чем приведем технику выращивания субличности М. Руффлер. Данный автор предлагает здесь делать следующее (По: М. Руффлер. “Игры внутри нас”).

“Найдите спокойное место, где вас никто не будет беспокоить. Может вам захочется взять карандаш и бумагу, чтобы сделать заметки. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Гпубоко вдохните и позвольте себе расслабиться.

Представьте, что вы находитесь на красивой лесной лужайке, у подножия горы. Солнечно. Ваша кожа ощущает тепло. Вы видите тропинку, ведущую к вершине горы. На вершине вы видите храм.

Может, вам хочется взойти на гору. Тропинка не очень крутая. Чем выше вы поднимаетесь, тем прозрачнее и легче становится воздух.

Когда вы окажетесь на вершине, позвольте себе осознать тишину и спокойствие вокруг вас. Вы ощущаете тишину каждой клеткой своего тела. Чем ближе вы подходите ко входу в храм, тем глубже становится тишина. Ваши чувства, эмоции и мысли успокаиваются сами собой.

Может, вам хочется войти в храм. Через отверстие в крыше в центре храма льется солнечный свет. Этот солнечный свет вызывает ясное ощущение глубокой тишины. Отдайтесь этому ощущению. Если вы посмотрите наверх, на место откуда врывается свет, вы увидите маленькую лестницу, ведущую ко входу на террасу расположенную на крыше. Может, вам захочется подняться на террасу и вступить в солнечный свет. Если хотите, повернитесь лицом к солнцу. Позвольте себе ощутить исходящее от него тепло и энергию. Проведите здесь столько времени, сколько вам захочется.

Может, вам захочется позвать свою самую значительную субличность, попросите ее подняться по ступенькам на террасу и присоединиться к вам. Пригласите ее встать рядом с вами и насладиться солнечным светом. Просто понаблюдайте за тем, что произойдет с вами, стоящими в тепле солнечных лучей.

В лучах солнца может появиться лицо “Мудреца" с любовью смотрящее на вас. Вы ощущаете эту любовь, льющуюся на вас. Может, он захочет вам что-нибудь сказать. Может, вам захочется у него что-нибудь спросить.

Вы можете вступить в беседу с Мудрецом. Спросите, что будет следующим шагом в развитии стоящей рядом с вами субличности. Может, вам захочется попросить Мудреца помочь вам.

Когда вы почувствуете, что беседа закончена, попросите Мудреца своим светом, любовью и теплом окутать вас.

Осознайте изменения, происшедшие с вами и вашей субличностью.

Может, вам захочется поблагодарить Мудреца и попрощаться с ним. Медленно спуститесь по лестнице, а затем идите вниз по горной тропинке.

Почувствуйте свое тело, пошевелите руками и ногами, перед тем как открыть глаза. Может, вам захочется написать кое-что о том, что произошло на горе. Может, вам захочется спросить себя, как, повлияли тишина, солнце и встреча с “Мудрецом” на ваши взаимоотношения с субличностъю.

Изменилось ли что-либо под лучами солнца?

Если что-то изменилось, как вы привнесете это изменение в свою повседневность?”

Далее»

Помимо трансформации в психосинтАге, как мы уже отмечали ранее, большое внимание уделяется интеграции противостоящих или противоположных друг другу субличностей. Отметим, что сама по себе проблема полярностей будет нами более подробно освещена далее. Пока же вам будет вполне достаточно знать, что во всех случаях, когда клиент жалуется на противоречивость своих поведенческих и/или эмоциональных реакций, за это могут “отвечать” противостоящие друг другу его субличности. Интегрировать же их можно с помощью техники синтеза противоположных субличностей (По: “Учебно-тренировочный семинар по психосинтезу”. В кн. “Психосинтез. Теория и практика”).

1. Примите удобное, устойчивое положение, в котором можно было бы расслабиться. Ноги стоят параллельно, глаза закрыты. Обратите внимание на дыхание. С каждым выдохом освобождайтесь от услышанных вами только что вопросов, ответов и разговоров. А затем представьте, что вы остановились в самом Центре. Ощутите, что вы находитесь там.

2. Теперь, если хотите, пригласите одну из субличностей появиться справа от вас. И если она появилась, наблюдайте ее. Визуализируйте или каким-то иным образом почувствуйте появление этой части. Наблюдайте положение ее тела и выражение лица. Обратите внимание, почему она именно так держит голову, почему у нее такое выражение глаз, почему она так стоит или сидит. Если можете, обратите внимание на то, что она хочет сказать вам своим внешним видом.

3. А теперь представьте, что вы делаете шаг из центра и вступаете в эту часть. Став этой частью, представьте, что ее тело и чувства стали вашими. Как вы стоите или сидите? Что делают ваши руки? Как вы держите голову? Что выражают ваши глаза? Какой у вас прикус? Посмотрит^ действительно ли вы чувствуете, что ваше тело стало телом этой части. А теперь скажите центру, кто вы: ‘Я...” И сообщите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия.

4. Сделайте шаг из этой части обратно в центр. И из центра опять взгляните на эту часть. И если вы дополнительно хотите что-то узнать о ее назначении, спросите ее об этом. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите эту часть, чего она хочет. Спросите эту часть, что ей нужно. И спросите себя в центре, действительно ли вы чувствуете себя готовыми взять на себя ответственность за эту потребность.

5. Отвлекитесь от этой части и опять обратите внимание на свое пребывание в Центре. На свою способность наблюдать, способность сознавать, способность выявлять глубинную ценность и смысл любых своих частей.

6. Теперь пригласите противоположную часть появиться слева от вас. И когда эта часть появится, попробуйте получше рассмотреть ее. Некоторое время наблюдайте за тем, как эта часть представляет себя вам. Обратите внимание на ее позу и выражение лица. Обратите внимание на то, что она сообщает вам уже одним своим видом.

7. А теперь сделайте шаг из центра и вступите в эту часть. Вступая в нее, вы обретаете ее телЕ ее позу, выражение лица. Станьте этой субличностью. И скажите центру, кто вы. И скажите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия.

8. Переместитесь из этой части назад, в центр. И если вы, пребывая в центре,

Обнаружите, что хотели бы еще что-то узнать о назначении этой части, спросите ее. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. И посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите эту часть, чего она хочет. Спросите эту часть, что ей нужно. И обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя готовыми взять на себя ответственность за эту потребность.

9. А теперь отвлекитесь от этой части. Ощущайте, что вы пребываете в центре и только в центре. Суммируйте то, чему вы научились и что осознали. И подведя итог, обратите внимание на свое дыхание. И начинайте постепенно выходить из этого внутреннего пространства, постепенно открывая глаза. Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства.

А усилить и ускорить процесс интеграции клиента вы можете с помощью еще одной психотехнологии - техники “синтез противоположностей”. (По: “Учебнотренировочный семинар по психосинтезу”. В кн. “Психосинтез. Теория и практика”).

1. Возьмите одну из тех двух субличностей, с которыми вы только что работали, и спросите ее: чего она хочет? Возможно, она хочет, чтобы что-то произошло, хочет, чтобы было больше чего-то такого, что ей нравится, хочет что-то сделать, что-то получить и т. д. Ответ запишите. Следующий вопрос таков: что этой субличности нужно? Какая потребность стоит за ее желанием? Определите эти два уровня - уровень желания и уровень потребности субличности.

2. Теперь возьмите вторую субличность, противоположную. И задайте ей тот же вопрос: чего она хочет? Ответ запишите. А после спросите, что ей нужно. Этот вопрос о потребностях желательно задавать неоднократно. Иногда ответ на столь глубокий вопрос - так же, как и на вопрос “кто я?” - не удается получить с первого раза. Задавая этот вопрос, мы с каждым разом проникаем все глубже. Нередко желания наши увидеть гораздо легче, чем потребности. Итак, что нужно этой вашей субличности? В чем она действительно, на самом деле нуждается? Ответ запишите.

3. А теперь задайтесь интересным вопросом: а есть ли существенные и сущностные отличия между этими субличностями в их потребностях - в том, что им действительно надо? И если таковых нет, предложите субличностям объединиться в вашем центре - и даже чисто физически проделайте это объединение, как бы взяв субличности за руки и сведя их вместе.