РУССКАЯ ИКОНОГРАФИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ

Козлов Г. В. (г. Чебоксары)

В современной философии и психологии уже является аксиомой утверждение о том, что мир представляет собой органическое целое. Одна из важнейших философских книг золотого века русской культуры - конца ХIХ и начала XX века - философа Н. О.Лосского так и называется "Мир как органическое целое". Примечательно, что этот мир, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса, но и из комплекса культуры. Белее того, сам человек, являясь частью природы, представляет собой и часть созданной тысячелетиями культуры.

Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры, поскольку и тут и там может действовать право неразумного сильного, которое создает опаснейшую ситуацию. Поэтому как отношение к природе, так и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части культуры. В качестве подтверждения данной мысли хочется привести слова русского философа Вл. Соловьева из его большого труда "Оправдание добра": "Цель труда по отношению к материальной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенствование ее самой - оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного. Способы не могут быть здесь указаны, они составляют задачу искусства. Но прежде всего важно отношение к самому предмету. внутреннее настроение и вытекающее из него направление деятельности. Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни".

По большому счету, точно так же, не прививая детям в школе любви и уважения к культурный достижениям прошлых эпох, нельзя требовать от них в дальнейшем полноценной творческой деятельности, что, конечно же, подразумевает наличие высокого нравственного потенциала. В современной школе надо учить не только познавать, но, познавая, любить. В этом смысле на первый план выдвигается не столько проблема образования, сколько проблема воспитания нравственных начал у наших детей. Конечная же цель такого воспитания видится в прививании им умения преображать мир, но не только в смысле внешней переделки его, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению и личностной самореализации.

Мировое древо культуры имеет множество ветвей национальных культур, каждая из которых отличается неповторимым своеобразием, вносящим свои чудесные достижения в духовную сокровищницу планеты. Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родившись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве и со всем обрядовым, этическим и эстетическим укладом жизни. Постепенно он сам становится носителем, а затем и сотворцом культуры своего народа. "Что бы ни происходило в мире, какие бы ни наступали потрясения, но летопись Культуры должна протекать неприкосновенно**.- писал Н. К. Рерих./4, б/ Идея единства и неразрывной преемственности культуры является основным двигателем и главным показателем эволюции человечества. Следовательно, "спасти памятники культуры - это значит спасти человеческие души. не дать убить человека в человеке", а "сохранить памятники культуры для будущих поколений - это значит заложить фундамент нравственности для их духовной жизни". /4, 3/. Это важно еще и потому, что именно памятники культуры являются носителями Прекрасного начала.

В связи с этим представляется вполне правомерной постановка вопроса о воспитании детей в духе Прекрасного, которое Н. К.Рерих определял как "истинный щит против тьмы невежества"./5, 321/ Более того, главную задачу школы он видел в том. чтобы раскрыть те великие возможности, которые заложены в каждом ребенке и одной из сторон которых является способность видеть, ценить и воспроизводить Красоту. Без преувеличения можно сказать, что самым универсальным средством воспитания духовно развитой личности в условиях современной школы должно стать искусство, поскольку оно несет в себе все лучшие накопления человечества.

Открытые и уже доступные искусствоведам великие традиции искусства необходимо не только всячески охранять, но и смело внедрять в современную жизнь, ибо только тогда искусство сумеет достигнуть своей цели - преображение человечества. Иначе говоря. "лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит им основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений духа"./6, 103/. Для школьников именно уроки искусства могут стать путеводителем в мир истинной Красоты.

Говоря о том, что в любом человеке заложены великие возможности, нельзя не согласиться и с психологами, которые уже давно заметили, что развиваются они лишь в соответствующей деятельности. В мире искусства первым побудителем и видом деятельности является восприятие прекрасных образов, которое развивает воображение, чувства, вкус, пробуждает в детях творческое начало, в конце концов, заставляет их мыслить, осознавая идейную сущность произведения искусства. Силу искусства трудно переоценит.

Великий голландский мастер Рембрандт считал, что эмоции художника сконцентрированы на поверхности картины и излучаются на зрителя, заставляя его сопереживать творческое состояние художника. Невыразимая аура славы излучается великим произведением, волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, изливается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию» т. к. отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета и энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через Красоту, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении. Задачей школы становится развитие в детях способности видеть и воспроизводить эту Красоту, прилагая максимум воображения и творчества.

Наряду с изучением стройности и гармонии художественных произведений, уроки рисования и истории искусств должны вложить в душу воспитанника и высшие моральные качества, стремление к согласованности и благонравию в собственных чувствах, а также эти уроки разовьют тонкую способность к взаимопониманию, состраданию ближним. Кроме того, уроки искусства должны в полной мере удовлетворять творческую - пытливость ребенка, поскольку творчество является истинным одухотворителем нашей жизни, а всем действиям придает высшее качество, и даже творчество в чисто материальной сфере в конце концов воплощает духовные импульсы. Потому чуткий воспитатель во всем и везде, в каждом предмете и задании, должен пробуждать и углублять творческий инстинкт ребенка. Это должны быть задания, в которых могут выбиться самые добрые порывы детей, их сокровенные чаяния и вся ширь фантазии - все, что будет им необходимо на дальнейшем пути самосовершенствования.

Через эстетическое восхищение - к великим этическим переживаниям, из созерцания красок - в творчество своей собственной жизни, преображение, утончение своего духа. Чуткость и зоркость к прекрасному должны привести к чуткости по отношению к ближним, к мечте о прекрасном во всех взаимоотношениях людей. Здесь же учитель должен ознакомить детей с великими подвижниками и героями, которые давали человечеству сознание высшей красоты - красоты духа. Изучение творчества духовно высокоразвитых людей, восторг и благоговение перед величием духа пробудит в молодой душе непреклонное желание подражать этим великим образцам, следовать по стопам тех. кто каждым прикосновением своим освятил и просветил нашу землю. Подражая им, воспитанник сам будет стремиться стать духозвучащим во всех отношениях.

Таким образом, воздействуя на чувства людей, искусство углубляет и направляет их, облагораживает человека нравственно помогает развитию у него человечности, т. е. утончает психику влияет на мысль, оздоравливает как духовно, так и физически.

Ни для кого не секрет, что многолетняя атеистическая приземленность, в свете которой уже выросли два поколения россиян, изрядно оторвала их от истинных корней нравственности, таившихся в христианстве. В его основе лежат проблемы вечные» проблемы жизни и смерти, совести, поиска нравственного идеала - камертона, по которому человек может сверять свою жизнь, добро или зло он творит. В русской иконе именно эти вопросы стоят на первом плане и составляют ее существо. Ребенок, осознавший и прочувствовавший смысл подвига Богочеловека, никогда не сломает, не разрушит, не убьет, потому что сумеет прочесть в иконе пятисотлетней давности немой вопль художника, обращенный и к его сердцу: "Люди, это с вашего молчаливого согласия на земле совершается зло. Люди, это вы виноваты, потому что были равнодушный"

Задаваясь вопросом об идеальной модели современного воспитания, мы не можем оставить в стороне ни материальную, ни духовную его стороны, подразумевая их органическое единство. Великое множество методов и методик разных стран и народов пытаются ныне адаптировать в наших школах, однако, наверное, есть смысл обратиться к богатому опыту родной страны, христианской Руси. Ведь уже в момент своего зарождения христианство, по сравнению с античностью, которая видела идеал человека в совершенстве физическом, телесном, провозгласило совершенство целостное, то есть и духовное. В знаменитой Нагорной проповеди /Ветхий Завет/ все это выражено предельно ясно. Дело, следовательно, заключается не в выработке каких-то новых путеводных звезд и нравственных норм, а в возрождении порядком забытого или полузабытого. Можно смело утверждать, что духовная сила нации, национальное достоинство, вообще идейно-творческий потенциал народа, главным образом, и зависят от того. насколько сохранены, глубоко осознаны и прочувствованы все духовные завоевания прошлых веков, взятые в их вершинах и глубинах.

Задача весьма актуальная, поскольку именно личность духовная имеет больше шансов найти правильное решение современных социально-исторических, экологических, нравственно-эстетических и прочих проблем.

В заключение хотелось бы заметить, что игнорирование школьной программой христианской культуры лишает школу и общество в целом одного из мощных средств, влияющих на духовное становление и развитие ребенка.

Литература

1. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа для 5-8 кл. под ред. Т.Я. Шпикало-вой.-М..1994

2. Клекоев М. Л. Педагогические идеи художников //Автореф. ... канд. пед. наук.-Санкт-Петербург, Т 992

3. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х17-начала XX века.-М..Т99Т

4. Рерих Н. К. Берегите старину.-М. Л 993

5. Рерих Н. К. Держава Света. Сост. Д.Н. Попов.-М..1993

6. Рерих Н. К. О Вечном.-М..199Т

7. Соловьев В. С. Собрание сочинений, т.7.-Спб..1903