СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В МИРЕ

В. В. АБРАМЕНКОВА

Представлен анализ феномена детства в истории культуры и современности в контексте нового междисциплинарного направления — социальной психологии детства. Определено значение важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, — семьи и детского сообщества; проанализированы условия и механизмы проявления способности ребенка к состраданию и сорадованию в группах мальчиков и девочек; раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира — целостной системы отношений. Отмечены особый драматизм развития современного детства и факторы трансформации детской картины мира.

Ключевые слова: социальная психология детства, детская субкультура, сострадание и сорадование, детская картина мира.

Подобно коперниканской логике, которая в XVI в. вступила в противоречие с системой Птолем наука и общество в ХХ в. столкнулись с реальностью смены парадигмы в исследовательской практике «взрослоцентризма» на «детоцентризм». Необходимость разработки нового поворота в системе знани нового предмета обусловлена, как правило, возникновением парадоксов, которые связаны либо накоплением новых фактов, не укладывающихся в рамки теории, либо с возникновением кардинальн внутренних противоречий внутри самой науки. Такими парадоксами — противоречиями в изучен ребенка — являются, на наш взгляд, следующие.

Демократизация детской жизни, юридические свободы, зафиксированные в международны государственных и других документах, — и ограничение (особенно в больших городах) пространс

Детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде все

1 Традиционную для всех культур — игру со сверстниками [4], [21], [23].

Ценность дете й И брака, формирование родительских установок и особой эмоциональной связ ребенком, жизнь семьи «ради детей» — и резкое Снижение рождаемости, осознанное безбрач «ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемост — таков парадокс нашего времени» [8; 25].

Повышение в последнее десятилетие Уровня жизни ребенка (рост потребления

4

Товаров и услуг, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детск индустрии развлечений — книг, фильмов, игрушек для детей и пр.) — и снижение Качества жи (субъективной удовлетворенности ребенка условиями его бытия, его психоэмоциональное благополуч оптимизм).

В России последние обстоятельства выражены особенно резко — в виде тревоги, апат пессимизма, прежде всего как проявления нравственно-духовного неблагополучия [10], [12]

Инфантицид Как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей, миллион абортов, социального сиротства, детской беспризорности — и растущая Адопция (усыновлен удочерение) чужих детей, включая детей-инвалидов [25], [26].

09.10.2012


3

2


Эти и другие парадоксы в сфере детства, включая экономические, юридические, политически социальные причины, имеют очень существенный Психологический Компонент и являются сигналам переосмыслению самого Предмета научного изучения Ребенка как в психологии, так и в смежных с н науках.

Необходимость междисциплинарного синтеза проблемы детства как особой психосоциокультурн категории, с помощью которого возможно создание целостной картины представлений закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими видными учены Р. Заззо, С. Московичи, А. В. Петровским, Д. И. Фельдштейном, Р. Харре, Д. Б. Элькониным, Эриксоном и другими. Такое понимание детства, не вмещающегося в узкие рамки лабораторн экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований по экологической психологии разви ребенка [6], социально-генетической психологии [37], по этнографии детства [7], [43] Детства [38], экологии детства [31] и, в соответствии с духом времени, — виртуальной психолог детства [27].

Как подчеркивал В. В. Давыдов, для психологии «необходимо определить объективно возникающ общественные задачи, оказывающие влияние на общее психическое развитие детей, а это в свою очер предполагает изучение Социально-психологических Особенностей современной систе «ребенок–общество», разработку проблем истории детства» (курсив мой. — В. А.) [11; 59–60]

Между тем в отечественной истории исследований детства с конца ХIХ в. (в рамках изучен игровых групповых форм и детского фольклора), а затем с 20–30-х гг. ХХ в. (в рамках исследован функционирования детских рабочих коллективов, группового взаимодействия детей и п обнаруживаются Три периода Пристального интереса к детской социальной жизни, каждый из котор высвечивает какую-то свою особую реальность и свою феноменологию личности ребенка в социуме первый период, связанный с именами Е. А. Аркина, А. С. Залужного, Е. А. Покровского, Г Фортунатова, проблема детской групповой жизни, детского коллектива впервые была поставлен отечественной психологии. Во второй период (60-е гг.) благодаря работам Д. Б. Эльконина, А. П. Усов Г. П. Щедровицкого были, во-первых, показаны роль и место игры как ведущей деятельности формировании психики ребенка; во-вторых — выделена и проанализирована «технология» игры своего рода социологической модели одной из форм общественных отношений. И наконец, в трет период (70–80-е гг.), были раскрыты применительно к ребенку возможности метода социометр определена роль эмоциональных предпочтений в межличностных отношениях детей (Я. Л. Коломинск Т. А. Репина и другие).

Эти три периода подготовили возможность перехода к новому этапу разработки проблем детск социальности как генезиса отношений ребенка в мире, к построению новой предметной обла Социальной психологии детства,

5

Рассматривающей современное детство как результат социогенеза взаимоотношений детей и взросл ее предметом и выступают отношения, опосредствованные совместной деятельностью ребенка с мир другими людьми (взрослыми и сверстниками), а также закономерности порождения этих отношений, функционирования в конкретно-исторической социальной ситуации развития [1; 2].

Такое понимание предмета социальной психологии детства выдвигает на передний пл рассмотрение и анализ взаимосвязей системообразующих категорий и понятий: «отношени «совместная деятельность», «детская субкультура», «социогенез», «социальная ситуация развити «детская картина мира» и пр., важнейшим из которых является понятие «отношение». Отечествен психология активно оперировала этим понятием в различных исследованиях и весьма разнообразн контекстах: Л. С. Выготский выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного моме развития личности ребенка [9]; для С. Л. Рубинштейна отношение у ребенка к другому являе

09.10.2012


3

Генетически более ранней формой, нежели отношение к себе [36; 65]; А. В. Петровский ввод отношения в социально-психологический контекст, это — многоуровневая система межличностн связей [33]; для В. Н. Мясищева отношение — система индивидуальных избирательных связей личност различными сторонами объективной действительности [24; 16]; у А. Н. Леонтьева отношение смысловая сфера сознания, направленность личности [19]. Все же четкого определения поня «отношение» так и не было выработано, на это неоднократно указывала Л. И. Божович, призна важность его включения в изучение личности ребенка [5].

Категория «отношение», безусловно, представляет собой наиболее отвечающую задачам и наибо приемлемую для разработки нового предмета — целостную в системном плане индивидуализированную категорию, вбирающую в себя как социальное качество связей личност другими людьми, так и субъективные предпочтения и установки по поводу явлений, событий, ценнос мира. Важнейшей формой существования отношений является Психологическое пространство Протяженность, структурность, место их осуществления (см. рис.).

В контексте пространства жизнедеятельности мы выделяем и экспериментально анализиру следующие Плоскости отношений реБенка. В горизонтальной плоскости отношения осуществляются « равных» и к относительно равным субъектам — это Сверстники (дети в пределах собственн возрастной категории, определяемой ребенком; при этом паспортный возраст может не им принципиального значения) [7], [30], [42]. Наклонная плоскость отношений представлена теми, кого ребенок причисляет к таковым, или взрослыми «вообще» [20], [21]. Это могут быть и д постарше, и даже ровесники ребенка, имеющие признанный в обществе более высокий статус, наприм в традиционных культурах — дети, прошедшие инициацию [17], [22], [43]. Вертикальная представляет собой наименее изученный и наиболее сокрытый для исследователя тайный пласт отношений (ребенок–Творец), определяющих независимо от религиозной принадлежности сем становление категории совести в сознании ребенка и задающих моральное пространство представлен о добре и зле [16], [35], [40]. Панорамная плоскость отношений представлена окружающей ребе средой, меняющейся с возрастом (от размеров вытянутой руки в младенчестве до космичес расстояний в юности) и обусловленной историко-культурными представлениями (сформированн картиной мира), а также региональными особенностями местности, географическим ландшафтом и [23], [31]. Кроме этих сформированных

6

09.10.2012



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В МИРЕ

Исторически, психологически открытых отношений, с середины ХХ в. появилась новая реальность замкнутое, ограниченное пространство отношений с миром, которое имеет, например, тяжело больн ребенок или современный ребенок, отрезанный от всего мира виртуальной плоскостью теле-, видео - и компьютерного экрана, это экранная плоскость отношений с информационной средой [27],

Другой важнейшей формой онтологии отношений является время. Отношения, переживаем ребенком, рассматриваются нами в трех временнЫХ формах: прошлого, настоящего и будущего. Так образом, отношения в детстве представляют собой многомерную иерархическую систему связей ребен с миром, развивающуюся во времени и пространстве. Отношения имеют собственную модально выражения — эмоционально-ценностный аспект, выступающий в стремлении к Гуманизации Личности с миром, т. е. гуманных отношений, являющихся, с одной стороны, Условием Полноценно гармоничного развития ребенка в мире, а с другой стороны, Критерием Его личностного развит Гуманные отношения это такие, которые приобретают для ребенка статус безусловных личн ценностей и порождают стремление к защите, содействию, помощи. Они выступают в современн условиях как необходимый оптимум максимальных личностных усилий человека, его доминирующ нравственный императив [35].

Постановка проблемы происхождения и развития гуманных отношений в детстве направлена раскрытие природы ребенка как социально-генетического существа. Психологическое наполнение эт

09.10.2012


3

5


Характеристики — выявление становления в сознании и поведении ребенка ценности окружающего ми и в нем — прежде всего ценности другого человека Как человека, присваиваемой

7

Ребенком в той или иной конкретной социальной ситуации его развития.

Многогранную феноменологию отношений в детстве мы изучали при помощи разнообразн методического арсенала, где наряду с такими широко используемыми в современной психолог развития методами, как наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, рисуночные тес референтометрия и пр., был разработан и использован методический инструментарий, опирающийся ряд важнейших методологических принципов: экологической валидности, Принцип смены социальн позиции в совместной деятельности, воплощенный в методиках коллективистской идентификации группах дошкольников, младших школьников, подростков; Принцип построения детской картины ми Реализованный в методе визуальной социопсихологии. Суть последнего состоит в использован социокультурных изображений в качестве своеобразного графического алфавита. Метод был реализо также посредством: 1) разработки графических критериев, легших в основу диагностики детск рисунков, 2) создания методик-матриц с архетипическими, стереотипическими и социотипически изображениями культурных символов, знаков, схем, 3) воспроизведения экспериментальных игров

Ситуаций, фиксирующих различные компоненты детской картины мира, 4) использования методическ

2 Средств определения локуса ориентации ребенка на ту или иную социальную группу. Основн

Методом анализа социогенетического материала был метод исторической реконструкции.

Новые технологии исследования и методический инструментарий, адекватный задачам социальн психологии детства, позволяют преодолеть традиционную «робинзонаду» изучения отношений ребенк миром и приблизиться к объемному и целостному видению современного детства психосоциокультурного феномена.

В центре внимания социальной психологии детства находятся социальные группы, в котор включен ребенок или с которыми он себя отождествляет. Это прежде всего семья и школьный клас также детские игровые сообщества и своеобразные «виртуальные» группы, которые ребенок подбир сам в соответствии со своим желанием, возникающим у него в тех или иных жизненн обстоятельствах, макросоциальные группы (региона, населенного пункта, страны), с которыми ребен себя идентифицирует. Социально-психологическая специфика развития отношений ребенка состои том, что он изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальн общностей — Мира взрослых И Мира детей, каждый из которых оказывает мощное влияние на е личностное становление, а сочетание этих воздействий создает уникальную социальную ситуац развития детства на каждом этапе его исторического и индивидуального бытия.

Системообразующим основанием для исследования генезиса отношений ребенка к окружающе миру, к другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому является Совместная деятельност Которая представляет собой центральный момент всего исследования и опосредствующий фак порождения и развития системы отношений ребенка. Деятельностное опосредствование являет собой методологический узел, который связывает и взаимодополняет в социальной психологии детс важнейшие области психологической науки — общепсихологическое понимание человека с социаль психологическим и генетическим подходами.

8

В социальной психологии детства социогенетическое исследование отношений ребе осуществляется в двух направлениях; это изучение эволюции, во-первых, семейных отношений иерархических связей и, во-вторых, отношений равных партнеров в детском сообществе. Истори

09.10.2012


3

6


Культурный анализ показал, что эволюция нуклеарной семьи в России осуществляется в направлен изменения семейных ценностных ориентаций взрослых и статуса ребенка: от полного подчинения в родителей — к отношениям паритетности и «детоцентризму». При этом социогенез семьи и детск сообщества в культурно-историческом пространстве представляет собой «ключ к высшему поведени (Л. С. Выготский), открывая новые горизонты психологического исследования онтогенеза.

Социально-психологическая эволюция семьи в России происходила в направлении изменен отношений и статусов членов семейного архетипического треугольника: от патриархальных отношени абсолютным главенством отца и мужа, через установление равенства между супругами (при эт положение ребенка оставалось и экономически, и юридически, и психологически зависимым) — детоцентризму как ценностной ориентации взрослых на социальное возвышение ребенка, предпочте его интересов и потребностей. Эта последняя тенденция стала очевидной в последние десятилетия [14], [25], [32].

Детское сообщество, как показывают историко-культурные исследования, является самым перв и наиболее древним институтом социализации ребенка, поскольку первые детские объединен возникали уже в эпоху первобытности в связи с половозрастным разделением общества предшествовали моногамной семье. Они обладали своим особым статусом, своим специфическ местом в половозрастной социально-иерархической системе. Возникновение детской субкультуры целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общест уходящей своими корнями в глубокую древность [4], [17], [23], [41].

На основе регламентированных взрослыми форм деятельности (трудовой, учебной и др.) возни детская группа — сообщество сверстников, объединенных совместной деятельностью и сопереживани общих ценностей. Игра как нерегламентированная взрослыми совместная деятельность станови способом преодоления того разрыва межпоколенной связи взрослых и детей, который образовалс обществе на определенном этапе социогенеза в силу выделения и обособления мира детства из м взрослости. Дети при этом как бы выталкивались из сферы материального производства, выпадали взрослого сообщества и предоставлялись сами себе. Тогда и возникли детские коллективы, где д играли и где происходило усвоение общих смыслов и мотивов человеческой деятельнос воспроизведение социальных отношений, религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Через и дети в опосредствованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственн потребность в причастности к происходящему, что является не просто моделированием смыслового п взрослой деятельности, а свободным обращением с его содержанием [3], [42], [43].

Процесс автономизации от мира взрослых в детских сообществах повлек за собой формирован собственного мира «для себя» — особого смыслового пространства ценностей, установок, спосо деятельности и форм общения, осуществляемых в той или иной конкретно-исторической социальн ситуации развития, т. е. относительно независимой от взрослых Детской субкультуры Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего социогенеза, составляют:

9

Традиционные Народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.

Детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.) [7], [30];

Детский Правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и др.)

Детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современные «приколы»);

Детская Магия И мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желан фантастические истории-небылицы) [22], [43];

Детское Философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.);

Детское Словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы) [14];

09.10.2012


3

7


Эстетические представления Детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты [23];

Табуирование личных имен и Наделение прозвищами Сверстников и взрослых [2];

Религиозные представления (детские молитвы, обряды) [16], [40].

Детская субкультура выполняет следующие Функции:

Социализирующую (основным агентом социализации выступает группа сверстников);

Психотерапевтическую (здесь важное значение имеет детский фольклор);

Культуроохранительную (в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные текс обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией);

Прогностическую, ориентированную на будущее [2].

Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкультуры носят достаточно сложный неоднозначный характер в личностном становлении ребенка. В детской субкультуре следует вид самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и самоутверждения в ней. Именно детской субкультурой определяются вкусы, мода, язык и спосо взаимодействий, а группа сверстников служит референтным источником Многочисленных моде поведения, со здавая прототипы взрослых отношений, кото рые соотносимы с социальными культурными нормами, помогающими понять себя, испытать свои силы [4], [33], [34].

Каждый из социальных институтов (семья и группа сверстников) представляет соб альтернативный референтный источник [4], благодаря которому осуществляется выбор моде поведения, однако в ситуациях социальных переломов и нестабильности (современного «культурно взрыва», по выражению Ю. М. Лотмана) доля группы сверстников возрастает. Детское сообществ определенного возраста ребенка начинает играть преобладающую роль в процессе его социализации.

Если семья и вообще взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития ребенка» (Л Выготский), готовит его к освоению социальных норм, ценностей и стереотипов данной культу (например, социально-экономических ориентаций, религиозной принадлежности и пр.), то детс сообщество, детская субкультура и особенно референтная детская группа обусловливают Вариативного развития, задавая одновременное существование и «перекличку» разных культур, ин логик, обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах. В отли от зоны ближайшего развития (ЗБР), определяемой в контексте сотрудничества ребенка со взрослы процессе обучения, зона вариативного развития (ЗВР) задается группой сверстников в процессе игров взаимодействия и общения, при этом Знаковым Становится не только слово, но и действие, движен изображение, жест. Это значит, что смысл ЗВР для детской субкультуры заключается

10

В установлении связи со всеобщностью культуры Через собственное словотворчество, фолькл мифологию, традиционную игру. Вариативность, непохожесть, самобытность содержания детск субкультуры обеспечивают, с одной стороны, ориентацию на утраченные, забытые формы человеческ культуры, а с другой — прогнозирование новых путей ее развития.

В пространстве детской субкультуры (играх, детском фольклоре) содержатся пласты различн древности, приобщаясь к которым ребенок вступает в зону вариативного развития в режиме диал культур, «иных» логик, моральных представлений, языков. Особенно это характерно для детск фольклора, который сам по себе является зоной вариативности. Вариативность, по сути, свойствен фактически всем жанрам детского фольклора. В историко-культурных ситуациях, которые могут бы охарактеризованы как неопределенные, расшатываются традиционные механизмы передачи знан расширяется зона вариативного развития, при которой дети начинают ориентироваться не только и столько на взрослых, сколько в большей степени на «продвинутых» сверстников. ЗВР в детской груп представлена набором различных стратегий решения проблемных ситуаций в непредвиденных услови

09.10.2012


3

8


Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для массовой культуры особенно поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные, Социогенетические инварианты Относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, тексты, представляющие соб «осколки» различных эпох, следы памяти прошлого опыта человечества, передаваемые детьми поколения в поколение.

Онтогенетическое экспериментальное исследование генезиса отношений в детских группах контексте социальной психологии детства осуществлялось нами с середины 70-х гг. в направлен изучения межличностных гуманных отношений, которые воплощают осознание ребенком ценно другого человека (сверстника), переживание его успехов и неудач как своих собственных содействующее поведение [1], [2]. Богатейшая философско-этическая традиция и непреходящ актуальность проблемы гуманных отношений между людьми поставили ее в ряд одного из самых остр вопросов современной психологии. Безусловной является практическая значимость и теоретичес ценность изучения этой проблемы. Даже беглый взгляд на огромный массив исследований по изучен гуманных отношений у детей позволяет увидеть отсутствие однозначной терминологии для обозначен соответствующего круга явлений. Наиболее принятым в зарубежной психологии является поня «просоциальное поведение», которое само по себе можно было бы развести по трем основным русл Одно связано с изучением эмпатии, другое — альтруистического поведения, третье — поведен помощи, кооперативности (обозначенное в литературе как Helping Behavior) [1], [2].

Эмпирическим референтом гуманного отношения к сверстнику в нашем исследовании являе коллективистская (солидарная) идентификация как такое интерперсональное отождествление переживаниями одного из группы, при котором осуществляются действенное сострадание его неудач и активное сорадование его успехам [1].

Опосредствованные совместной деятельностью гуманные межличностные отношения в детск группах имеют Уровневую организацию, которая включает функционально-ролевые, эмоциональн оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролев Отношения представлены нормой гуманности, которую, как показали специальная беседа индивидуальные замеры, дети достаточно хорошо осознают. Эмоционально-оценочные Отношения к разветвленная система

11

Эмоциональных связей и предпочтений были раскрыты достаточно полно при социометрическом опро Личностно-смысловые Отношения — это складывающиеся в совместной деятельности необходим связи, которые реализуются в самой деятельности. При этом мотивом действия каждого участника та отношений становится сверстник как значимый другой. Возникая в реальном взаимодействии детей, связи обладают определенной независимостью от непосредственных эмоциональных предпочтен ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Более того, этот пласт отношен оказывает существенное влияние на эмоционально-оценочные отношения типа симпатий/антипат порой изменяя их знак на противоположный. Если дети дошкольного и младшего школьного возрас равно склонны проявлять гуманное отношение в виде коллективистской идентификации с ребенк обладающим высоким/низким социометрическим статусом (для них важна сама структура совместн деятельности), то для подростков небезразличен социометрический статус сверстника, с которым о взаимодействует, поскольку в этом возрасте, особенно в 12–13 лет, субъективные предпочтения отвержения переходят в личностно-смысловой план и сами по себе начинают определять ту или ин ориентацию совместной деятельности детей.

Мы также выявили, что становление межличностных отношений в детских группах подчиняе Общепсихологической закономерности развития, названной «параллелограммом развития» (Л Выготский, А. Н. Леонтьев), а именно развитие гуманного отношения к сверстнику подчиняется зак

09.10.2012


3

9


Перехода от непосредственных форм и способов поведения сначала к внешне, а затем к внутре опосредствованным формам, возникающим в процессе культурного развития. Но если в эксперимен А. Н. Леонтьева в качестве опосредствующего знака выступал тот или иной объект (например, картин как опора для запоминания) [19], то в нашем исследовании в качестве носителя нормы гуманно выступала Определенным образом организованная совместная деятельность [1], [2]. Это значит, ч норма гуманности, воплощенная в функционально-ролевых отношениях совместной деятельности, определенных этапах онтогенеза интериоризируется и начинает детерминировать динами межличностных связей без опоры на внешние средства, поскольку переходит в личностно-смыслов план. В ситуациях интерактивного и коактивного взаимодействий две линии развития гуманн отношений сначала расходятся, а затем резко сближаются и практически соединяются в 10–11-летн возрасте, образуя графическую форму параллелограмма — Параллелограмма генези опосредствования. Норма гуманности актуализируется и достигает своего максимума лишь п интерактивной совместной деятельности, которая, по сути, является особым Социальным средство Способствующим проявлению гуманных отношений в детской группе. Коактивная деятельнос построенная по принципу «рядом, но не вместе», в онтогенезе представляет собой Генетически Бо Раннюю Форму

Отношений детей, первичную непосредственную форму социальной организации детских групп. Та совместная деятельность является по сути лишь внешне совместной, если угодно, псевдосовместн подобно тому, какой она бывает у животных (см. [19]).

Господство интерактивной совместной деятельности как внешнего инструмента овладен гуманными отношениями у дошкольников и младших школьников сменяется ее подчиненн положением у подростков. По нашему мнению, за этим фактом стоит не «отмирание» детерминирующ роли совместной деятельности в проявлении гуманных отношений, а переход внешних сред организации межличностного

12

Взаимодействия во внутренние, интериоризованные средства. Усвоенная ребенком норма гуманно

Получает свою новую жизнь в виде гуманных смысловых установок личности, проявляющихся

3 Готовности субъекта действовать во благо другого человека.

Следует отметить, что спустя более полувека после обнаружения Л. С. Выготским и А Леонтьевым закономерностей развития высших психических функций сходные результаты бы получены М. Коулом и его коллегами при изучении генезиса мышления в африканской и американск культурах [18]. Эвристичность понятия «параллелограмм генезиса опосредствовани продемонстрированная А. Н. Леонтьевым и М. Коулом применительно к высшим психическим функци (памяти и мышлению), обнаруживается и в сфере генезиса отношений ребенка к сверстнику социальной психологии детства.

Иными словами, коллективистская идентификация как определенный тип гуманных отношен есть смысловая форма репрезентации группой таких связей субъекта с другими, которые преобразу его личностную позицию. В то же время характерный для детского возраста эгоцентри проявляющийся как в познавательной сфере, так и в сфере общения, препятствует развитию гуманн отношений. Однако особые средства (интерактивная совместная деятельность) приводят к децентрац ребенка в сфере межличностных отношений, развивают у него способность отнестись к другому ка себе самому. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивае сменой интегрального/парциального санкционирования, когда ребенок становится ответственным благополучие сверстника. Кроме того, интерактивная совместная деятельность через общно переживаний детей в группе позволяет установить отношения реципрокности (равноправности), котор и актуализируют механизм идентификации.

09.10.2012


3

10


Динамика проявлений гуманного отношения детей в группах своего пола в контексте полов дифференциации обусловлена влиянием историко-культурных напластований [22], [41]. Мальчики девочки на каждом возрастном этапе обнаруживают неодинаковую чувствительность к определенн аспектам совместной деятельности: к степени ее совместности (интерактивной/коактивной), фор санкционирования (наказания/награды), самому факту наличия/ отсутствия группы. Причиной то является не половая принадлежность, сама по себе, а различия в социальной позиции, заданн исторически сложившимися в культуре формами взаимодействия у мужчин и женщин и полоролевы стереотипами поведения, которые нашли свое отражение в поведении современных детей [1]

Система многообразных отношений ребенка порождает Детскую картину мира Как совокупно знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, т. е. социаль психологических пространствах, представляющих собой систему графических и цветовых значен Семантика последних культурно обусловлена и основана на социогенетических инвариантах, котор могут быть зафиксированы в детском рисунке в форме визуальных архетипических, социотипически стереотипических образов.

13

Графические (визуальные) архетипы — это наиболее обобщенные полимодальные бессознательн структуры и строящиеся на их основе многочисленные культурные символы, которые в социоген воплощаются в знаки, стандартизованные образы социальных объектов — социотипы, а затем и графические стереотипы — максимально узнаваемые знаковые клише.

Центральной составляющей детской картины мира является социальное пространство взрослы сверстников. Вопрос об отношениях ребенка с каждым из них связан с понятием Локуса ориентации Динамического свойства группы (или лиц) выступать субъектом влияния на развитие личности ребенк разные периоды детства. Перемещаясь в ходе онтогенеза, локус ориентации, начиная со старш дошкольного возраста, способен фиксироваться в горизонтальной плоскости отношений сверстниками (при условии изменения социальной позиции ребенка с зависимой — на актив помогающую в процессе символического конструирования им «идеальной» социальной группы).

Локус ориентации ребенка перемещается в процессе его жизненного пути в направлении социальных групп взрослых на группы сверстников. Но только гармоничное сочетание этих позитивн влияний, мирное сосуществование детства во взрослом обществе способно обеспечить ребе полноценное личностное развитие.

В контексте пространства Окружающей среды Центральное место занимает символи опасности/безопасности, которая связана с отношением ребенка к таким современным техногенн явлениям, как атомные электростанции. «Детское общественное мнение» по поводу атомн электростанций выражено в онтогенезе преимущественно архетипической символикой опаснос сходной с обозначенными в разных культурах картинами природных катастроф (извержений вулкан землетрясений и пр.).

Вертикальная плоскость в детской картине мира — отношение детей различных возрастов первичным Нравственным категориям добра и зла — имеет выраженные графические компоненты индивидуальные различия в выборе детьми позитивного, негативного или смешанного моральн эталонов. В последнее десятилетие намечается обратно пропорциональная возрасту детей тенденци размыванию границ представлений о «добре и зле» и к сдвигу, особенно у мальчиков, графическ пристрастий в негативную сторону.

Информационная среда в детской картине мира, представленная ограниченной плоскостью тел видео - и компьютерного Экрана, активно влияет на всю систему пространств отношений ребен постепенно подменяя их «телеэкранной социализацией». Внедряясь в детское сознание посредств оптических эффектов, клипов и самих телеобразов [29], [39], экран конструирует «новую морал

09.10.2012


3

11


Трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка, такие как потребность в игр общении со взрослым и сверстником. Представленность экрана в детской картине мира и его влиян обратно пропорциональны возрасту детей.

Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений разви общества. «Детское общественное мнение» — общественное мнение завтрашнего дня — демонстрир необходимость обращения к анализу картины изменяющегося мира в детском сознании для пониман настоящего и прогнозирования будущего.

На основании проведенных нами в 70–90-е гг. исследований, а также наблюдений и анализа дру исследований становится очевиден вывод о снижении многих показателей Качества жиз Современного ребенка особенно в сфере нравственно-духовного здоровья,

14

Критериями которого являются: проявление гармоничных (гуманных) отношений ребенка к предметно миру, другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому; наличие светлой оптимистическ картины мира, субъективного психоэмоционального благополучия, радостного мироощущения и веры будущее [10], [13], [14], [38].

В силу изменения общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистск модель, ослабления игровых интерактивных форм совместной деятельности и других фактор социального, политического и психологического планов мы констатируем, что в конце 90-х произошли существенные изменения системы отношений ребенка к окружающему миру, другим люд и к себе самому. В первую очередь это касается проявления межличностных гуманных отношен внутри детской группы, отношений, при которых переживания сверстника приобретают для детей группе личностный смысл, побуждающий к проявлениям сострадания его неудачам и сорадования успехам. Без таких отношений невозможно адекватное личностное развитие ребенка и его становлени обществе.

Растущая дегуманизация отношений в детской среде выражается в крайних формах: в росте детск жестокости и подростковой преступности, в общей криминализации детской субкультуры — ее язы игровых форм общения, общих установок [12], [34].

Кроме того, важнейшими факторами психологического духовного неблагополучия ребен являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институ социализации — семьи и детского сообщества, а также влияние телеинформационной сре Существенные деформации внутрисемейных отношений, обнаруживающие себя во взаимоотчужден детей и родителей, разрыве теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающ поколениями, являются центральной причиной психоэмоционального неблагополучия ребенка в сем [15], [26], [28].

Другим важнейшим фактором духовного нездоровья ребенка выступает дисгармония отношений в системе «ребенок–ребенок», в детской субкультуре. Приходится констатировать, многие культурные формы, такие как тексты детского фольклора, либо утрачены, либо находятс стадии деградации, а возникновение и широкое распространение в последние десятилетия новых фо например, «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов»), так называемых «садистск стишков», свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его Танатизации Смерти, разрушения, деструкции). Тема смерти, обнаруженная нами в конце 80-х гг. в контексте детс представлений об атомной электростанции, в последнее время занимает все больше места в картине м современного ребенка [1], [2]. Известный Детский страх смерти, которому посвящены то художественной и научной литературы, в настоящее время все более превращается в Страх жизни Боязни и даже нежелании ребенка жить (о чем свидетельствует всевозрастающее количество детс

09.10.2012


3

12


Самоубийств) [10], [15], [25].

Игра как атрибутивная характеристика детства становится в настоящее время ведущим заняти многих взрослых, как бы создающих современную «игровую цивилизацию» [1], [3]. В то же вре очевидны изменения детской игровой сферы: кризис игровой культуры, примитивизация содержан особенно ролевой игры (из нее уходит соблюдение правил и соотносимость с образом идеально взрослого) [21]. На примере игры заметно, как происходит, с одной стороны, Нивелировка, размыва понятия взрослости (как ответственности, зрелости), а с другой — утрачивается социокультурн Своеобразие характеристик детства, границы представлений о детском.

15

Растущая в обществе либерализация половой морали, фактическая легализация полов извращений и активное распространение порнографии через различные издания, в том чи ориентированные на детскую аудиторию, а также доступность эротических теле - и видеофильм компьютерных игр приводят к Сексуализации Детского сознания. Вместе с тем большинст осуществляемых в последние годы программ полового воспитания представляют собой варианты одн бихевиористски ориентированной модели полового образования, фактически эти программы направле не на помощь в становлении психологического пола и адекватной полоролевой позиции ребенка, а просвещение как осознание им собственного пола через гениталии и на формирование внесупружески антиродительских установок.

Экран как генерированный «совокупный» взрослый, вся детская «инфраструктура» (детск журналы, газеты, книги, игры, игрушки и пр.) все более активно дегуманизируются, осуществля сенсорную агрессию, трансформируя детскую картину мира в направлениях Меркантилизац вестернизации, демонизации Сознания ребенка.

Нам представляется, что устранение негативных факторов современной социальной ситуац развития детства возможно на путях гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к м детства, в содействии просоциальным самодеятельным детским объединениям, в обеспечении особ (одухотворенного) пространства детской жизнедеятельности. Это даст ребенку защиту от негативно влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравствен духовного здоровья.

Итак, генезис отношений в социальной психологии детства представляет собой многомерн иерархическую систему связей ребенка с миром в историко-культурном (социогенетическом) онтогенетическом планах. Отношения развиваются во времени и пространстве и имеют собственн модальность выражения — эмоционально-ценностный аспект как стремление к Гуманизации Связей ребенка, осуществление которой возможно на путях создания образовательного и игров пространств как совместной деятельности интерактивного типа, способствующей проявлени сострадания и сорадования, а также в организации деятельности детских общественных и творчес сообществ. Отсюда гармонизация связей личности с миром выступает, с одной стороны, как Норма И поэтому оказывается Условием Полноценного взросления ребенка, а с другой стороны, она е — Критерий Его личностного развития.

1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 1999.

2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

3. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игро
цивилизации. 2-е изд. М.: Даниловский благовестник, 2001.

4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: Н
«МОДЭК», 1995.

09.10.2012


3

13


6. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.: Изд МГУ, 1986.

7. Виноградов Г. С. Страна детей: Избр. труды по этнографии детства. СПб.: Историческое наследие, 1998.

8. Вишневский А. Г. Социальное управление рождаемостью // Вопр. философ. 1978. № 6. С. 85–100.

9. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

10. Гундаров И. А. Парадоксы российских реформ. Уроки исторического идеализма (в графиках и таблицах).
УРСС, 1997.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментальн
исследования. М.: Педагогика, 1986.

12. Дети-преступники. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск: Литература, 1996.

16

13. Дети России: насилие и защита // Материалы Всерос. научн. практ. конф. (1–3 октября 1997 г.) / Под р Н. В. Вострокнутова, А. А. Северного. М.: РИПКРО, 1997.

14. Дольто Ф. Д. На стороне ребенка. СПб.: Петербург — ХХI век, 1997.

15. Драпкин Б. З. Лечебная педагогика // Руководство по детской психиатрии / Под ред. В. В. Ковалева. М., 198

16. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.

17. Косвен М. О. Семейная община и патронимия. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

18. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997.

19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.

20. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

21. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. М.; НПО «МОДЭК», 2001.

22. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

23. Мир детства и традиционная культура: Сб. научн. трудов и матер. / Сост. И. Е. Герасимова. М.: Гос. ре центр русского фольклора, 1996.

24. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995

25. Население России — 1995. Третий ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. 1996.

26. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: ГРААЛЬ, 2000.

27. Носов Н. А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Ин-т человека РАН, 19

28. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

29. Орлов А. М. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М.: ИМПЭТО, 1995.

30. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999.

31. Панов В. И. Введение в экологическую психологию: Учебн. пособие. Ч. 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

32. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993–1997 М.: Международн. изд. дом «Синергия», 2000.

33. Петровский А. В. Психология в России. ХХ век. М.: УРАО, 2000.

34. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1. М.: «Ось-8 1998.

35. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под р Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.

36. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

37. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

38. Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики: Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.

39. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка (Междунар. семинар, июль 1993
Звенигород). М., 1994.

40. Флоренский П. А. Имена. М.: «АСТ», 2000.

41. Хубер Дж. Теория гендерной стратификации // Антология гендерной теории. Минск: Пропилен, 2000. 77–98.

42. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1976.

43. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Востока: В 2 т. / О


3

14


Ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1983.

Поступила в редакцию 20.XI 200

1 В больших российских городах у современных детей не оказалось дворов — «пространства

Жизни с воздухом свободы» (Б. Окуджава), а в сельской местности — игровых околиц. Детские

Психиатры и психотерапевты говорят: у детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось

Занять чердаки и подвалы [13], [15].

2

Под локусом ориентации нами понимается свойство группы как целостной единицы

Выступать субъектом влияния на развитие личности ребенка. В процессе онтогенеза

Происходит смещение места доминирования данного влияния с групп взрослых на группы

Сверстников; этот переход социокультурно обусловлен [2].

3 Данное экспериментальное исследование было проведено нами в 70–80-х гг. XX в. Это — тот

Период в развитии нашей страны, когда с особой отчетливостью проступал «коллективистский»

Контекст социальной ситуации развития. О наличии гуманных смысловых установок косвенно

Свидетельствует и вербальное поведение детей, которые апеллируют прежде всего к

Нравственным категориям справедливости. Например, Андрей Д. (10 лет): «А почему

Исключается только Леша? Это несправедливо!»; Лена З. (7 лет): «Что ли мне все картинки?

Нет, и для Тани надо!»; Саша М. (12 лет): «Мне кажется, что нечестно, когда одного накажут за

Всех».

09.10.2012


33

1


33