Структурные особенности гипнопедической интонации запоминания

Успешная разработка и дальнейшее совершенствование методов экспериментально-фонетического исследования речевой интонации могут осуществляться лишь при совместном участии языковедов, психологов, акустиков и физиологов.

Само собой разумеется, что развитие экспериментальных методов тесно связано с уровнем развития техники. Это хорошо видно на примере экспериментальнофонетических методов, предусматривающих использование звукозаписывающей, звуковоспроизводящей и речеанализирующей аппаратуры на всем пути развития от пневмографии до радиоэлектроники.

Пневматические исследования на кимографе с применением писчика-рекордера лежали в основе фонетических методов вплоть до 30-х годов нашего столетия. Постепенно они стали уступать место современным методам, использующим более точную аппаратуру, в частности электродинамическую установку — электроакустический рекордер.

Электродинамическую установку впервые широко применил В. А. Артемов в ЛЭФИПРе [89]. Использование электроакустического рекордера весьма положительно сказалось на улучшении экспериментальной работы в области фонетики, сокращении сроков, удешевлении стоимости эксперимента и получении более надежных результатов.

Электродинамический рекордер применяется в определенных целях и в настоящее время.

С появлением радиоэлектронной аппаратуры возникла возможность разработки новых методов. Успешное решение этой задачи сможет поднять экспериментальную фонетику на уровень современных требований и обеспечить условия для получения и расшифровки физических характеристик интонации любой экспериментальной фразы за несколько минут, а не дней и недель, как это было еще совсем недавно.

Поставленная задача уже нашла в определенной мере свое решение в создании интонографа ОФХАРС [90].

Интонограф ОФХАРС очень удобен при эксперимен - тально-фонетическом исследовании речи, так как позволяет одновременно вычленять частоту основного тона, определять интенсивность произнесения и временную характеристику (с точностью до 20 мсек, звучания) и фиксировать эти изменения на многошлейфовом осциллографе (типа Н-102).

Таким образом, в настоящее время экспериментально-фонетическое изучение интонационных, особенностей коммуникативных типов предложений значительно облегчено и ускорено.

Возникает вопрос, а как быть со старым методом — слуховым анализом интонации, оправдавшим себя на протяжении многих лет. Следует отметить, что такой анализ не устарел и не отброшен. Он просто стал вспомогательным, но обязательным приемом при проведении эксперимента, в педагогической же работе его роль остается, как и прежде, весьма важной.

Значение эксперимента в языкознании убедительно показано в трудах многих исследователей речи, в частности в статье Л. В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» [91], в работах В. А. Артемова[92] и др.

В названных работах интересующийся экспериментальным исследованием интонации найдет богатый и ценный материал. Останавливаемся на этих работах потому, что они оказались полезными и для исследования гипнопедической интонации. Мы воспользовались разработанным В. А. Артемовым методом структурного анализа речевой интонации, который с надежной научной достоверностью обеспечил получение данных по структуре речевой интонации.

В связи с изложенным нами были разработаны некоторые общие исходные требования, влияющие на научную объективность эксперимента: к подбору материала эксперимента, подбору и работе дикторов и аудиторов, к записи дикторского материала гипнопедической программы, обработке экспериментального материала и т. д.

Остановимся на некоторых существенно важных вопросах экспериментально-фонетического исследования гипнопедической интонации.

Как известно, подбор материала всегда является важным этапом в проведении любого эксперимента. Экспериментаторы сходятся на том, что от правильного подбора материала во многом зависит успешное проведение эксперимента. При исследовании интонации гипнопедической речи экспериментальный материал должен представлять только такую речь. С этой целью были созданы разнообразные гипнопедические программы, которые затем проверялись по полученным результатам запоминания материала во время ночного сеанса. Те из них, которые были лучше усвоены, подвергались экспериментально-фонетическому исследованию, чтобы определить, какие физические характеристики интонации являются оптимальными для усвоения. Результаты усвоения новой программы вновь анализировались для составления следующей программы[93]. Иными словами, в основе наших исследований лежал отбор материала по результатам запоминания его обучающимися.

Лишь после этой предварительной работы мы смогли окончательно отобрать материал для исследования его на экспериментальной установке.

Начитанные диктором тексты (оригиналы) устанавливались на студийный магнитофон (в данном случае типа МЭЗ-28А), с которого и производилась запись экспериментальной фразы на интонограф ОФХАРС и восьмишлейфовый осциллограф (типа Н-102).

В результате работы на ОФХАРСе получается инто - нограмма непосредственно на 35-миллиметровой кинопленке: у верхнего обреза пленки отмечаются изменения в интенсивности произнесения, посредине проходит осциллограмма каждого гласного и сонорного звука речи, у нижнего обреза отмечается частота колебаний основного тона, в самом низу обреза—отметки времени.

После статистической обработки материала на экранорасчетной установке типа 5-ПО-1 были созданы графики, на которых по оси абсцисс откладывалось время (в мсек.), по оси ординат частота основного тона ( в гц) и изменения амплитуды интенсивности (в мм).

Последним этапом в проведенном нами эксперименте было изучение полученных данных, что позволило определить не только интонационную структуру гипнопе - дической речи, но и ее связь с языковыми значениями и смысловым содержанием, т. е. выявить логико-синтаксические отношения в том или ином предложении.

Имея в своем распоряжении цифровые показатели физических характеристик интонации гипнбпедической речи, мы смогли приступить к анализу ее структуры.

Вопрос о том, что представляет собою структурный анализ речевой интонации и что он дает экспериментатору, подробно рассмотрен В. А. Артемовым[94].

Во-первых, структурный анализ позволяет рассматривать физические свойства речи в структурном единстве (частота звуковых колебаний, спектры, интенсивность, энергия, фазы и время как модуляций, так и сигналов языкового кода речи), которое оказывается взаимосвязанным и расчлененным в потоке речи соответственно фонетической, лексической, грамматической и стилистической системам языка, а также смысловому содержанию речи.

Во-вторых, анализ структуры интонации раскрывает своеобразное соотношение физических свойств, воспринимаемых качеств, языковых значений и смыслового содержания речи, а также ее коммуникативную обусловленность.

В-третьих, в таком анализе учитывается связь интонационного выражения мысли с чувствами и волей человека.

В-четвертых, интонация воспринимается как целостная звуковая структура, имеющая ту или иную коммуникативную значимость — повествование, вопрос, просьба, приказ, восклицание и т, д, (в нашей работе такая коммуникативная значимость — запоминание).

В-пятых, в структуре интонации проявляется тесная взаимосвязь ее физических свойств и воспринимаемых качеств с системой фонетических, лексических, грамматических и стилистических значений языка.

В-шестых, структурный анализ предопределяет не описательный, а математический анализ, что создает возможность. нахождения инвариантных значений интонации.

Метод структурного анализа интонации гипнопеди - ческой речи был положен в основу описания результатов нашего эксперимента.

В речи, как уже говорилось, мы сталкиваемся с различными коммуникативными типами предложений, каждый из которых имеет присущую ему функцию и выражает ту или иную разновидность мысли. Например, вопрос с вопросительным словом выражает запрос о новой информации от собеседника, приказ побуждает к действию и т. д.

Как известно, в английском языке движение основного тона на главноударном слоге ядра мысли-вопроса (без дополнительных созначений) местоименного типа нисходящее. При этом ядро мысли-вопроса подвижно, а следовательно, подвижно фразовое ударение и временная характеристика. В вопросе без вопросительного слова функция сводится к уточнению чего-либо известного спрашивающему. Ядро мысли-вопроса характеризует уже иное: изменение в движении основного тона на главноударном слоге восходящее, наблюдаются особенности в ударении, характеристике частотных интервалов и диапазонов (более подробно см. работу О. Ф. Пилипенко) [95].

Следует подчеркнуть, что изменение функции предложения непосредственно связано с изменениями в его интонационной структуре. Такие изменения, как указывалось выше, происходят не только в частоте основного тона, интенсивности произнесения, но и в частотных интервалах, диапазонах и временной характеристике. Структурные отличия интонации характерны для всех без исключения коммуникативных типов предложений — вопросов, переспросов, обращений, приказов, утверждений, побуждений и т. д. Иначе говоря, эти изменения характеризуют коммуникацию, общение говорящих. В гипнопедической работе такое общение на первый взгляд кажется своеобразным, необычным, так как один из «общающихся» говорит (запись на пленке), а другой спит, вернее, слушает. Но так кажется только на первый взгляд, потому что ничего необычного в таком общении на самом деле нет. В окружающей нас действительное* ти мы повсеместно наблюдаем подобное общение: слушание радио, подсказки ученика, работа суфлера с актером.

Однако гипнопедическое общение заключается не только в напоминании, но и в повторении информации, независимо от того, какова сама по себе разновидность мысли — вопрос ли это, суждение, побуждение, чего не учитывает Д. Кэртис. Направленность гипнопедической речи и ее интонационного оформления — запоминание информации. Следовательно, коммуникативная функция ее — способствовать запоминанию материала. Значит, и интонация должна иметь какие-то характерные структурные особенности, отличные от интонационных особенностей других коммуникативных типов предложений.

Правда, в массовой коммуникации нет повторения информации, а если и есть, то оно осуществляется с учетом смысла высказывания, различными (каждый раз


Новыми) языковыми средствами. Подсказки ученика или работа суфлера ограничиваются ситуацией общения и нередко связаны с повторением сказанного.

В гипнопедии основой всего процесса запоминания является обязательное, многократное повторение одного и того же материала без каких-либо изменений в его последовательности.

В этом отношении в гипнопедии имеется общее с нашей обычной практикой запоминания материала вслух. Обратим внимание на то, как мы запоминаем необходимую информацию в бодрствующем состоянии. Предположим, мы изучаем японский язык. Нам необходимо запомнить фразу Dare ga sensei desu ka? Кто учитель?, произнесенную собеседником. С целью запоминания воспроизводим вслух каждое слово отдельно, в замедленном темпе, стремимся четко артикулировать каждый звук речи. По мере достижения успеха мы обычно совершаем два действия: уменьшаем громкость повторения и ускоряем темп произнесения. В дальнейшем, когда считаем, что уже запомнили материал, переходим на шепотную речь.

В рассмотренном примере примечательна интонационная сторона. Вначале мы слышали этот вопрос в произнесении его как коммуникативный тип вопросительного предложения, запрашивающий о новой информации с восходящими и нисходящими изменениями в движении основного тона, выделением центра, ядра мысли-вопроса и соответствующим распределением времени произнесения, с изменениями в частотных интервалах и т. д. Однако для запоминания эти логические и эмоционально-волевые стороны речи, отраженные в интонации фразы, оказываются второстепенными. Неоднократно повторяя фразу, мы постепенно ломаем данную интонему вопроса, ее структуру распределения первичных и вторичных интонационных характеристик. Наша интонация как бы уравновешивается и постепенно с каждым новым повторением становится все более однообразной. Вскоре произнесение нами данной фразы уже происходит на уровне шепота, иногда с убыстрением темпа речи. Эти интонационные преобразования сопровождаются потерей особого смыслового значения ядра мысли-вопроса и переносом его значения на все языковые единицы данного вопроса. Количественные преобразования породили новое качество. Все элементы запоминаемого нами предложения стали как бы равнозначными. Частотные интервалы и диапазоны значительно сужаются, более однообразно отклоняется амплитуда интенсивности, наблюдается тенденция к какому-то среднему времени звучания слога. Иначе говоря, интонационное оформление речи как бы компрессируется. Это объясняется изменением при механическом повторении глубины логического мышления и сопутствующих ему эмоционально-волевых проявлений. В результате можно говорить о том, что в памяти человека остается только основа смыслового значения, основа структуры интонации в ее нейтральном компрессированном виде. Без такой основы, полагаем, человек не может активно пользоваться полученной информацией, не может обладать определенным навыком. Это подтверждается нашим экспериментально-фонети - ческим исследованием с использованием метода ввода и закрепления в памяти человека информации во время естественного сна.

* * *

Ниже рассмотрим интонационные особенности гип - нопедической речи. На рис. 12 изображен график изменений частоты основного тона, интенсивности произнесения и времени звучания однословной фразы Separate в

Произнесении диктора. Диктор произносил ее как Это— separate.

На протяжении всего времени звучания фразы частота основного тона подвергается незначительным изме-

подпись: цистосн зов
тона/гц/200
подпись: ашл инт /мм/ wjsy ¡мсек/Предложение Separóte


Нениям (в пределах 80—120 гц). Переход от уровня 80 гц к уровню 120 гц совершается в течение 180 мсек., само же звучание на этом уровне длится всего 20 мсек.

Амплитуда интенсивности достигает максимума на главноударном слоге (5 мм), на остальных слогах она Не превышает 2 мм.

Время звучания всей фразы — 620 мсек., что говорит о несколько замедленном темпе ее произнесения.

Такое распределение■физических характеристик при произнесении фразы свидетельствует о минимальной эмоциональности речи говорящего. Судя по графику и заключению аудитора, эта фраза произнесена диктором с нейтральной интонацией, как сообщение без всяких дополнительных оттенков категоричности, решительности, проявления заинтересованности'и т. д.

Обращает на себя внимание то, что в изменении частоты основного тона имеются незначительные частотные интервалы (перепады частоты тона). Незначительны перепады и в амплитуде интенсивности (2—5 мм).

Диктор не стремился резко выделить какой-либо слог и по времени звучания. Так, первый слог длился 210 мсек., второй — 200 мсек., третий — 210 мсек.

Как доказано В. А. Артемовым, для передачи смысла высказывания имеют значения и так называемые вторичные физические свойства, но в данном случае эта сторона интонации слабо выра. жена. Однако тот факт, что она неярко выражена в обычном, традиционном понимании (частотные интервалы, диапазоны и т. д.), заслуживает особого внимания. Анализ показывает, что все интонационные показатели стремятся к самому слабому своему проявлению; почти ровному движению основного тона, ровным и постепенным подъемам и спадам амплитуды интенсивности, относительно равному времени звучания слогов, отсутствию ярко выраженных частотных диапазонов, хотя они и имеются как своего рода следы, как результат компрессии,

В общем создается представление о том, что именно такое распределение физических характеристик фразы отражает основу речевой интонации. Именно от такой нейтральной основы отталкивается говорящий, когда хочет высказать что-либо с чувством, проявлением волевых факторов и подчеркиванием логического обоснования, В тех случаях, когда речь идет о передаче эмоционально-волевых проявлений говорящего, о более четко выраженной функциональной направленности высказывания в связи с его содержанием и ситуацией общения, наблюдаем другие особенности интонационной структуры (см. график на рис. 13). В соответствии с ситуацией общения фраза Ну, парень, докладывай аудиторами определена как побуждение с обращением Ну, парень. Из графика видно, что частота основного тона претерпевает значительные изменения в диапазоне 50—400 гц. Отклонения амплитуды интенсивности больше — от 2 до


23 мм. Время произнесения слогов разное — от 90 до 338 мсек. В предложении отмечаются частотные интервалы (50—180, 230—270, 50—390 гц) [96]. Даже самое

подпись: чеквтмп
тф)г
200
подпись: звучания
/тех/
Пред лишение Ну, тренй, докладывай




Поверхностное сравнение графика на рис. 13 со всеми другими графиками, приведенными в работе, наглядно убеждает, во-первых, в отличии гипнопедической интонации от обычной (на материале русского и английского языков) и, во-вторых, в том, что гипнопедическая интонация стойка, однообразна, несмотря на различные языки, возраст и пол говорящего (диктора).

Рассмотрим интонационный график гипнопедической речи, изображенный на рис. 14. И в данном случае ни в изменениях частоты основного тона, ни в отклонениях амплитуды интенсивности произнесения или времени звучания фразы I am writing нет резких перепадов. Полоса частот основного тона—80—120 гц, причем изменение частоты основного тона столь незначительно, что, например, на слоге ai частотный диапазон — 80—120 гц, а на слоге ting — 80—100 гц. Такие незначительные изменения имеют место и на других слогах.

Изменения амплитуды интенсивности на каждом слоге однородны в пределах 2—5 мм.

Распределение времени произнесения слогов говорит о замедленном темпе произнесения (нами специально выбран вариант самого замедленного произнесения), что связано с весьма четкой артикуляцией звуков речи.

Анализ интонации фразы I am writing позволяет отметить выраженную однородность в произнесении всех слогов фразы и констатировать отсутствие четкого выделения какими-либо интонационными средствами предиката высказывания. Все единицы предложения стремятся к равнозначности в логико-синтаксическом плане. Интонация в данном случае всей своей структурой выражает то, что слушающему подана информация, которая по сути не требует определения предиката суждения и не направлена на то, чтобы вызвать у слушателя (обучающегося) какие-либо эмоции.



подпись: ps-
e;
.MQ.

Рис. 14.

Рассмотрим предложение Не has come on a short visit to Moscow (рис. 15). Данное предложение в произне - сении диктора состоит из трех синтагм: Не has соше — первая синтагма, on a short visit — вторая синтагма, to Moscow — третья синтагма. Такое членение предложения


100

В

Рис. 15.








Рис. Ш (продолжение).


Объясняется в первую очередь физиологическими возможностями говорящего. В отличие от предыдущих предложений, здесь (женский голос) изменение частоты основного тона происходит на более высоком частотном уровне (частотный диапазон предложения —80—200 гц). Однако полоса частот, в которой происходят эти изменения, в результате компрессии речи говорящим небольшая, как и в предыдущих случаях,— 120 гц.

Отклонение амплитуды интенсивности не выходит за пределы 12 мм и стремится к однородности. Время произнесения слогов увеличено. После каждой физиологической паузы отмечается некоторое увеличение отклонения амплитуды интенсивности. В данном предложении, несмотря на небольшую полосу частоты основного тона, наблюдаются отдельные незначительные его изменения, которые надо рассматривать как проявление эмоциональности диктора [97]. При этом, однако, из графика видно, что диктор не стремился к особому выделению предиката и субъекта мысли. Он сообщал информацию, «напоминал» ее слушающему.

Не менее интересно произнесение диктором (женский голос) гипнопедической фразы When do the studies at your school begin? (рис. 16).

Это вопросительное предложение в своей обычной коммуникативной функции в соответствии с ситуацией и поступком говорящего запрашивает о новой информации.

Предложение разделено диктором на четыре синтагмы, все паузы физиологического характера.

Анализ интонации данной гипнопедической фразы указывает ка следующие ее особенности:

Отклонения амплитуды интенсивности однородны на словах when, studies, your, school, begin (максимальная амплитуда — 21 мм, минимальная — 18 мм); частотный диапазон всей фразы — в пределах 60— 190 гц;

Изменения в движении основного тона не имеют резких перепадов; отдельные частотные интервалы незначительны (максимальный интервал 80—130 гц) и являются прежде всего результатом эмоциональности диктора;

Полоса частот, в которой происходят изменения тона, также небольшая, как и в предыдущих случаях,— 130 гц;

При анализе фразы на слух, а также при изучении физических характеристик ее интонации не представляется возможным выделить ядро мысли-вопроса; все элементы предложения равнозначны;

Такое распределение физических характеристик интонации указывает почти на отсутствие выраженных логико-синтаксических отношений в данном “предложении, что отвечает целям механического запоминания информации.

Сравнение рассматриваемой фразы с обычной речью человека в бодрствующем состоянии позволяет заметить, что интонация гипнопедической речи только в самой минимальной степени связана с логикой речи и эмоционально-волевыми проявлениями высказывания.

Интонация гипнопедической речи, таким образом, приближается к базисной, нейтральной интонации запоминания информации.

Проведенные нами экспериментально-фонетические исследования интонации гипнопедической речи дают возможность обобщить некоторые ее интонационные особенности.

Достаточно сравнить распределение физических характеристик интонации гипнопедической речи (рис. 12, 14, 15) и обычной (рис. 13) [98], чтобы убедиться в том, что изменения частоты основного тона, интенсивности и времени звучания гипнопедической речи и интонации обычной речи резко отличаются друг от друга.

Так, частота основного тона гипнопедической речи изменяется незначительно, в обычной же речи изменения частоты основного тона выражены ярко.

В гипнопедической интонации вторичные характеристики выражены слабо, в обычной же речи частотные интервалы, диапазоны ярко выражены и неизменно участвуют в передаче смысла высказывания, сопутствующих его созначений и отражают богатство языка, выразительность его в коммуникации.

Обращает на себя внимание и то, что частотный диапазон гипнопедической речи узкий, тогда как в обычной речи, даже мало эмоциональной, он значительно шире. Интонация гипнопедической речи характеризуется определенной полосой частот в пределах 120—150 гц, как для мужского, так и для женского голоса (независимо от частотного уровня).

В обычной речи изменения частоты основного тона в большинстве случаев участвуют в выделении предиката суждения, ядра мысли-вопроса или ядра мысли-побуждения, в то время как в интонации гипнопедической речи наблюдается стремление говорящего придать равный смысловой вес всем элемен? ам предложения. Частота основного тона гипнопедической речи на протяжении всего времени звучания слога, слова, синтагмы, предло - жения, абзаца проявляет стремление к однородности.

Сказанное, однако, не означает, что отсутствие ярко выраженных изменений основного тона свидетельствует о невыразительности гипнопедической интонации. Наоборот, именно в этом и проявляется ее выразительность соответственно присущей ей функции запоминания.

Изменения в движении основного тона тесно связа ны с показателями энергии произнесения. Сопоставление в этом плане интонации гипнопедической и обычной речи позволяет подчеркнуть, что даже без учета индивидуальной манеры говорения или натренированности дик-' тора отклонения амплитуды интенсивности на протяжении всего периода звучания фразы для каждого диктора в отдельности однообразны, не имеют значительных перепадов, что, наоборот, характерно для интонации обычной речи.

Значительное различие в двух интонациях наблюдается и при сопоставлении временных характеристик. В гипнопедической интонации отсутствуют резкие замедления или убыстрения темпа произнесения, что имеет существенное значение для передачи значения, содержания высказывания в обычной, даже малоэмоциональной речи. Но не только это характеризует временной показатель гипнопедической речи, сама по себе абсолютная длительность звучания слога, а следовательно, слова и предложения несколько увеличена.

Не претендуя на завершенность исследования данного вопроса, уже сейчас можно говорить об увеличенном времени звучания гипнопедического предложения по сравнению с обычным предложением (на 10—15%) [99]. Замедление произнесения вызвано необходимостью более четкой артикуляции звуков гипнопедической речи,

Что в свою очередь влияет на ассимиляцию и другие изменения звуков речи. Так как во время естественного сна восприятие речевого сигнала, по-видимому, несколько замедленно по сравнению с состоянием бодрствования человека, то такое темпоральное качество гипнопедиче - ской интонации, на наш взгляд, должно способствовать запоминанию информации человеком.

Любопытно заметить, что в гипнопедической речи отмечаются более часто физиологические паузы.

Отсутствие перепадов в частоте. основного тона, интенсивности произнесения и времени звучания способствует непробуждению человека во время подачи ему информации в естественном сне. Здесь уместно напомнить правильные соображения В. Всеволодского-Герн - гросса о том, что интонация вообще явление звуковое, что она служит чисто физическим фактором воздействия, но когда к тому же она выражает душевное состояние и движение, а подчас понятие и представление, то является уже фактором психологического воздействия [100].

Данное положение В. Всеволодского-Гернгросса может быть отнесено и к гипнопедической интонации с учетом того, что гипнопедическая речь в самой минимальной степени побуждает спящего выражать душевное состояние и движение, а закрепляет в его памяти понятия и представления, полученные в бодрствующем состоянии. Одновременно интонация «не перестает быть фактором физическим и мы воспринимать ее можем только физиологически». В связи с этим В. Всеволодский-Герн - гросс и поднимает вопрос о необходимости изучения воздействия на человека тех или иных звуковых явлений. Видя в интонации специфический колебательный


Раздражитель, В. Всеволодский-Гернгросс правильно подметил, что крутизна волны раздражения, ее внезапность, непостоянство—все это возбуждающие факторы [101].

Раскрывая затем изложенное в применении к звуку речи, к интонации, В. Всеволодский-Гернгросс отмечает, что монотонная мелодия, однообразная интонация, которую наблюдаем, например, в колыбельной песне, в чтении вслух, в тиканье часов и мерном стуке колес вагонов, действуют усыпляюще[102]. Приведенные примеры В. Всеволодского-Гернгросса взяты из реальной действительности, с ними мы встречаемся повседневно и, разумеется, относятся они к обычной, а не к гипнотической обстановке.

При составлении программ гипнопедических сеансов обязательно предполагается разумное сочетание работы в бодрствующем состоянии и во время естественного сна. В соответствии с методом предусматривается сведение до минимума в речевой интонации элементов более сильного раздражения. Непробуждение человека при подаче ему речевого материала во время сна, полагаем, прежде всего связано с уменьшением количества высокочастотных раздражителей в интонации.

В этом плане напомним некоторые вопросы физиологической фонетики в трактовке В. Всеволодского-Герн- гросса. Прерывистые, перемежающиеся звуки вначале действуют крайне возбуждающе, и к тому же неприятно. Такие звуки утомительнее одинаковых и продолжительных звуков. По той же причине громкий звук, т. е.

Колебание с большей амплитудой, и более высокий звук, т. е. колебание более частое, являются более сильными раздражителями. Поэтому утомительны звуки слишком громкие, очень продолжительные. Возбуждающе действует всякая резкая перемена звука от сильного к слабому, и наоборот, от низкого к высокому. При этом автор отмечает, что высокий звук — более сильный раздражитель вследствие большего числа колебаний, возбуждающе действует всякая перемена высоты тона, следовательно, восходящий интервал является дважды возбуждающим. Нисходящий интервал, по сравнению с восходящим, успокаивающий. По нашим наблюдениям, не пробуждает обучающегося и успокаивающе на него действует также ровный частотный уровень и другие особенности интонации, изложенные выше.

Эти соображения учтены нами при разработке метода ввода и закрепления информации в памяти человека во время естественного сна.