Виктор Барнау о понятии «личность»: Подведение итогов // Понятие культуры

В качестве определения культуры, наиболее, с его точки зрения, характерного для школы «Культура и Личность», Виктор Барнау (Вагпои\у) принимает определение Ральфа Линтона: «Культура есть конфигурация выученного поведения, результаты которого, компонентные элементы которого сообща разделяются и передаются членами отдельного общества»[240]. В свою очередь Барнау приводит собственное определение культуры, которое представляется ему более корректным, такое, которое, по его мнению, могло бы принять большинство антропологов данной школы: «Культура — это способ жизни группы людей, конфигурация всех более или менее стереотипных паттернов выученного поведения, которые передаются от одного поколения к следующему посредством языка и имитации. Суть этого определения заключается в первом пункте: «способ жизни группы людей». Этот способ жизни имеет некоторую интеграцию и связь — отсюда термин «конфигурация». Она состоит из паттернов выученного поведения, которое передается посредством языка и имитации — не посредством инстинктивного или любого прямого действия генов. Эти паттерны являются только относительно фиксированными... Культура, далее, характеризуется пластичностью и изменением; хотя некоторые общества существуют в течение веков, даже тысячелетий, без значительных изменений. Культура общества обеспечивает ряд готовых ответов на жизненные проблемы. Ребенок научается им


По мере роста и начинает смотреть на мир сквозь особенную призму своей культуры. Культура обеспечивает его средствами борьбы с миром; обладание этими методами увеличивает его чувство уверенности. Культура имеет также комплекс доктрин о мире — религиозные традиции и фольклор — которые дают некоторую ориентацию и уверенность индивиду. Но культура может также обеспечивать угрожающие влияния, такие как верования в злых духов, злобных богов, в колдовство и т. д., которые могут структурировать взгляд на мир как на опасный»[241].

С логической точки зрения удивительно, рассуждает Барнау, как редко люди исследуют принципы культуры, в которой они родились. Но обычно они не имеют возможности это делать. В некотором смысле культурное поведение похоже на поведение личностей, находящихся под гипнозом, которые совершают действия, не осознавая, почему они их совершают. Человек мог бы потеряться без культуры — он едва отличался бы от обезьяны. Но поскольку он так много получает от культуры, он также подвергается промыванию мозгов посредством культуры, которой он принадлежит от рождения. Экипированный набором стереотипов, с которыми вступает в столкновение с миром, человек способен потерять из виду возможность альтернативных модусов поведения и понимания.