Влияние Л. Н. Толстого на мировоззрение Розы Люксембург

Н. А. Стекольщиков

«Моя душа, в которой были объединены три национальности, наконец, нашла родину — ею стала русская литература»1. Этими словами, взятыми из воспомина-ний известного русского писателя украинского происхождения В. Г. Короленко, на-чинается статья Розы Люксембург «Душа русской литературы» (здесь и далее пере-вод автора — прим. Н. С.)2.

Эти слова во многом относились и к самой Розе Люксембург.

Непростая жизнь этой революционно настроенной космополитки еврейского происхождения, родившейся в Польше (тогда на территории Российской империи), поднимавшей народные массы на революционное восстание и посвятившей всю свою жизнь немецкому рабочему движению и зверски убитой в Германии, всей душой лю-бившую русскую литературу, даже теперь, спустя целый век, заставляет нас задуматься не только над вопросами истории, но и над тем, что происходит в наши дни3.

1 Rosa Luxemburg. Schriften ьber Kunst und Literatur. Dresden, 1972. P. 55.

2 Ibid.

3 Из биографии Розы Люксембург: вождь польского и немецкого пролетариата, круп-
нейший теоретик революционного марксизма эпохи Второго Интернационала, автор многих
сочинений по теории революции, в том числе по истории русского революционного движе-
ния; одна из наиболее последовательных руководителей «левых» в немецкой социал-
демократической партии (Sozialistische Partei Deutschlands); вождь немецких «спартаковцев» в
годы Первой Мировой Войны; основатель Коммунистической партии Германии. Родилась в
г. Замостье (Польша) в 1871 г. С 15-16 лет стала участницей подпольного движения. В возрасте
18 лет уехала в Цюрих, где стала серьезно изучать марксизм. В своей деятельности соединяла
революционную теорию с практикой классовой борьбы. После подавления восстания «спар-
таковцев» в 1919 г. была найдена убитой в Ландсверском канале г. Берлина. — см.:
Http://slovari. yandex. ru/dict/bse/article/00044/09900.htm

© Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 © Портал психологических изданий PsyJournals. ru, 2010


126 Вопросы Этно-, Социо- И Психолингвистики

Одним из проявлений яркой, гармоничной и многообразной жизни Розы Люксембург был ее интерес к искусству и литературе. Роза Люксембург является автором критических статей, посвященных творчеству поэтов и писателей разных стран, — Й. В. Гете, Ф. Шиллеру, В. Г. Короленко, А. Мицкевичу и др.

Три критические статьи, посвященные Льву Николаевичу Толстому, являются чрезвычайно интересными для литературоведов не только потому, что в них выра-жены революционные марксистские взгляды Розы Люксембург, но и в связи с глу-боким, точным анализом произведений классика русской литературы.

Статьи Розы Люксембург проникнуты духом идейной борьбы. Автор прово-дит четкую грань между, с одной стороны, подлинно народной литературой, от-ражающей важные социальные явления и поднимающей актуальные вопросы современности, и, с другой стороны, вычурными выходками буржуазных литера-торов, которые лишь играли в искусство. Такое направление критической мысли Розы Люксембург делает вполне убедительным противопоставление произведе-ний Л. Н. Толстого творчеству писателей-декадентов.

В своей статье «Толстой как социальный мыслитель» Роза Люксембург отме-чает сильные и слабые стороны искусства и идеологии Л. Н. Толстого.

Усматривая в мировоззрении русского писателя признаки идеализма, Роза Люксембург подтверждает свои наблюдения примерами веры Л. Н. Толстого во все-сильность власти. Писатель воспринимает классовое общество скорее как ошибоч-ное явление, а не как исторически сложившуюся необходимость. «Это соединяет оба пункта его исторической перспективы: ранний коммунизм и социалистическое будущее», - пишет Роза Люксембург4. Как художник и мыслитель Л. Н. Толстой ут-верждает прямую зависимость классовой организации общества от большой цепи ничем не прикрытых актов насилия. В этой позиции Роза Люксембург усматривает «слабое место Толстого».

Однако истинное классическое величие Л. Н. Толстого проявилось в мыслях об искусстве, его будущем, путях и перспективах развития, ключевой нравствен-но-этической роли в процессе становления общества. В трактатах и статьях на эту тему писатель поднимал насущные вопросы времени. Чаще всего они за-ключались в проблемах восприятия трудовым, работающим человеком произ-ведений современного искусства, доступности для него тех средств художествен-ного выражения, которые вырабатывались под пером или кистью современных художников. Социальная роль искусства, как считал Л. Н. Толстой, заключается в сопряжении деятельности художника с повседневной жизнью члена трудового общества.

Подлинный революционный радикализм заложен в позиции Л. Н. Толстого, объявляющего истинное искусство средством выражения социального восприятия трудового человечества. Безусловная выразительная мощь заключена в словах, ко-торыми писатель обличал порочную жизнь паразитирующих классов и большин-

4 Rosa Luxemburg. Schriften ьber Kunst und Literatur. Dresden, 1972. P. 36.

© Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 © Портал психологических изданий PsyJournals. ru, 2010


Стекольщиков Н. А.

127


Ства художников нынешнего времени, которые не занимаются ничем иным, кроме как «своим искусством». «Толстой разбивает слабые надежды на то, что уменьше-ние рабочего времени и борьба с невежеством масс дадут этим массам, как кажется многим сегодня, понимание искусства»5.

Далее Роза Люксембург приводит рассуждения Л. Н. Толстого о так называе-мом «чистом искусстве» или «искусстве для искусства» и объясняет понятие «на-родности» литературы: «Даже если допустить, что невозможное возможно и что нашлось бы такое средство, чтобы сделать искусство доступным для народа, то на-прашивается вывод, который неоспоримо доказывает, что это искусство не смогло бы стать универсальным из-за того обстоятельства, что оно никоим образом не по-нятно народу. Раньше писатели писали свои произведения на латыни, однако сей-час плоды деятельности наших писателей настолько непонятны людям, как будто они написаны на санскрите. Вам ответят, что в этом повинен недостаток культуры и образованности людей, и только тогда наше искусство будет понято, когда люди получат достаточное воспитание. Но этот ответ опять-таки несет в себе бессмысли-цу, и мы видим, что искусство высших слоев общества, независимо от времени, служит банальным времяпрепровождением для представителей этих слоев, не на-ходя понимания у остального человечества. Низшие слои общества могут достиг-нуть высокого уровня развития, но искусство, изначально создаваемое не для них, так навсегда и останется для них недоступным.

Для мыслящего и искреннего человека является неоспоримым тот факт, что искусство высших слоев общества никогда не сможет стать национальным искусством»6.

Роза Люксембург была искренне убеждена в том, что «тот, кто это писал, в любом случае гораздо больше социалист и даже исторический материалист, чем те члены партии, которые в захлестнувшей культурной горячке, энергично и бездумно действуя, хотят “воспитать” социал-демократический рабочий класс на декадент-ской слякоти Слевогта или Ходлера»7.

Нам представляется важным такая оценка философии и идеологии Л. Н. Тол-стого. 2010 год — это год, когда цивилизованное человечество отмечает столетнюю годовщину со дня его смерти. Теперь раздаются некоторые голоса, объявляющие Толстого истинным христианином и либералом, забывая о том, что в начале XX ве-ка взгляды писателя считались радикальными и революционными.

Лев Толстой был любимым писателем Розы Люксембург. Опубликованные главы ее переписки с Мартой Розенбаум, Гансом Дифенбахом и с Константином Цеткин, братом Клары, показывают, как революционерка Роза Люксембург восхи-щалась Толстым и какое место он занимал в ее духовной жизни.

5 Rosa Luxemburg. Schriften ьber Kunst und Literatur. Dresden, 1972. P. 37.

6 Ibid. P. 37-38

7 Ibid. P. 38

© Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 © Портал психологических изданий PsyJournals. ru, 2010


128 Вопросы Этно-, Социо- И Психолингвистики

В этой связи следует отметить, что статьи Розы Люксембург о Л. Н. Толстом являются не только зеркалом ее личного отношения к русскому писателю и его творчеству, но и отражением того огромного общественного значения, которое имело литературное наследие Л. Н. Толстого накануне Первой мировой войны.

8 предвоенной публицистике часто поднималась так называемая «проблема Толстого». И совсем не случайно в 1908–1913 гг. в разных странах и в разных газетах появились статьи известных деятелей революционного движения о творчестве, идейных и философских взглядах Л. Н. Толстого.

9 сентября 1908 г. «Лейпцигская народная газета» напечатала статью Розы Люксембург «Толстой как социальный мыслитель». Знаменитую статью В. И. Ле-нина «Лев Толстой как зеркало русской революции» 11 сентября 1908 г. опублико-вала газета «Пролетарий». На страницах газеты «Мысль» (№1, 1910) вышла статья. Г. В. Плеханова «Смешение представлений».

Уход и смерть Л. Н. Толстого в 1910 г. вызвали море публикаций в периодиче-ской печати всего мира. Работа Розы Люксембург «Толстой» вышла 5 декабря 1910 г. в газете «Равенство»; 16 ноября 1910 г. в газете «Социал-демократ» — статья В. И. Лени-на «Лев Николаевич Толстой».

Внимание к фигуре яснополянского философа не ослабевало и в последую-щие годы. Ленинскую статью «Лев Толстой и его эпоха» напечатала газета «Звезда» 22 января 1911 г. В этой же газете в январе 1911 г. вышла работа Г. В. Плеханова «От-сюда и досюда» и несколько позже —, статья «Еще о Толстом» («Звезда», №№ 11-14, 1911). Газета «Социал-демократ» опубликовала статью Г. В. Плеханова «К. Маркс и Л. Толстой» (№№ 19-20, 1911).

В этом ряду серьезных публикаций заметное место принадлежит статье Ро-зы Люксембург «Произведения Толстого последних лет жизни» в альманахе «Но-вое время» (18 апреля 19130 г.).

Лавину публикаций о Л. Н. Толстом можно объяснить не только тем, что в 1908 г. праздновалось 80-летие писателя, а через два года радостный повод сменился гру-стным; но и тем, что в период между Первой русской революцией и Первой миро-вой войной полемика о перестройке общества, о невозможности продолжать усто-явшуюся жизнь, достигла своего апогея и в России, и в Германии, и в других стра-нах Европы.

Толстой, показавший своим примером, как надо противостоять экономиче-скому и политическому устройству современного общества, подвергшийся отлуче-нию от церкви, стал пионером революционного движения.

В работе «Толстой как социальный мыслитель» Роза Люксембург писала: «Как и у всех таких умов, сила Толстого, полновесность его мыслительной работы заклю-чается не в положительной пропаганде, а в критике установленных порядков. И здесь он приобретает многосторонность, основательность и смелость, которые на-поминают нам произведения о творчестве социалистов-утопистов, таких как Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Нет ни одного института или явления, признанного священ-ным нашим обществом, который бы Толстой бы не раскритиковал, не показал бы

© Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 © Портал психологических изданий PsyJournals. ru, 2010


Стекольщиков Н. А.

129


Его лживость, извращенность, испорченность — церковь и государство, война и ми-литаризм, брак и воспитание, богатство и праздность, физическая и духовная де-градация рабочего класса, эксплуатация и угнетение народных масс, отношения полов, искусство и наука в их сегодняшнем образе, — все подвергнуто им беспо-щадной, уничтожающей критике, причем всегда с точки зрения общих интересов и культурного прогресса широких народных масс. Если прочитать, к примеру, пер-вые предложения его «Рабочего вопроса», то можно подумать, что держишь в ру-ках социал-демократическую листовку: «Во всем мире более миллиарда, тысячи миллионов рабочих. Весь хлеб, все товары со всего мира, все ради чего живут люди, что составляет их богатство, является продуктом работающего народа. Однако не работающий народ, а правительство и богачи наслаждаются всем тем, что создает народ. А трудящиеся живут в вечной нужде, невежестве, рабстве и презрении всех тех, кого они одевают, кормят, для кого они строят и кому служат. У народа забра-ли землю, и она стала собственностью тех, кто не работает, таким образом, рабочий, чтобы себя прокормить, должен делать все, что потребуют от него владельцы зем-ли. Но если рабочий покинет землю и пойдет на фабрику, то попадет в рабство бо-гачей, где он всю жизнь должен будет по 10, 12, 14 и более часов в день выполнять чуждую, монотонную и часто вредную для жизни работу. Если бы он мог, занима-ясь земледелием или выполняя прочую работу, устроиться так, чтоб жить лишь в бедности, то и тогда его не оставят в покое, а обложат податями, его самого отпра-вят на 3, на 5 лет службы в солдаты и принудят к выплате особых военных сборов. Если он захочет взять землю, не платя подати, начать забастовку или уклониться от уплаты податей, то против него и других таких, как он, пошлют войска, которые будут его ранить, убивать и силой принуждать работать и платить по-прежнему.

И так живет большинство людей во всем мире, не в одной лишь России, но и во Франции, Германии, Англии, Китае, Индии, Африке»8.

Роза Люксембург обращает особое внимание на суждения Л. Н. Толстого о милитаризме, либерализме, анализирует основные источники, главные направле-ния формирования и развития политических, патриотических настроений писате-ля, пишет о толстовских оценках современных процессов в России и странах Евро-пы, а также о взглядах на место и роль в современном мире деятелей мировой ли-тературы и культуры и др. Роза Люксембург, в частности, отмечает: «Его критика милитаризма, патриотизма, брака по своей остроте вряд ли превосходила социа-листическую критику и двигалась вместе с ней в одном направлении. Насколько оригинален и глубок социальный анализ Толстого, показывает сравнение его взгля-дов о значимости и нравственной ценности труда со взглядами Эмиля Золя. В то время как последний в истинно буржуазном духе возносит труд на вершину систе-мы социальных ценностей (благодаря чему он приобрел в глазах некоторых вы-дающихся французских и прочих социал-демократов репутацию социалиста чис-тейшей воды), Толстой высказывает свои соображения по этому вопросу и дает Зо-

8 Ibid. P. 33-34

© Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 © Портал психологических изданий PsyJournals. ru, 2010


130 Вопросы Этно-, Социо- И Психолингвистики

Ля блестящую отповедь: “Господин Золя считает, что труд делает людей лучше, но я всегда замечал обратное: труд как таковой, гордость муравьев за свой труд делает жестокими не только муравьев, но и людей”»9.

Таким образом, Роза Люксембург, оценивая произведения Льва Николаевича Тол-стого с позиций революционера социал-демократа, подчеркивает исключительное значение его мировоззрения.

Ibid. P. 34

© Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 © Портал психологических изданий PsyJournals. ru, 2010