ВОЛКОВ Г.Н.

§ 1. Я.А. Коменский, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 1. Я.А. Коменский Много сил и ума положил Коменский для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Сам он трудился в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии. Его имя почитаемо во всем мире. Повсюду он оставлял добрые следы, прежде всего утверждая идеи межнационального гуманизма. На основе патриотической, этнической самоидентификации строилось его братское отношение к другим народам. Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», учитель учителей, Я.А. Коменский...
§ 2. Действенность личностей-символов. Их функционирование, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 2. Действенность личностей-символов. Их функционирование Общеизвестно, что в исторической памяти каждого народа есть люди-символы и есть события-символы. Среди людей - это всегда единицы, в историческом процессе знаковых событий немного. И это понятно, ведь иначе люди потеряли бы ориентиры, заблудились в поисках цели и смысла жизни. Личности и события-символы тоже составляли в истории народов целые эпохи. Лютер и Коменский, Ушинский и Толстой, Ломоносов и Яковлев, Корчак и Штейнер, Нил и...
§ 2. Загадки, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 2. Загадки Загадки у разных народов называются по-разному. Балкарцы, например, загадки именуют элбер, где «эл» означает село, а «бер» - дай. Разгадавший загадку в игре «получает» в награду «село» или «город». Кто наберет больше «сел» и «городов», тот выходит победителем. У чувашей загадка называется «тупмалли юмах», «сутмалли юмах», что означает буквально «сказка, требующая отгадки», «слово, за которым, если его не разгадать, последует продажа». Продажа - это наказание за неуменье разгадать...
§ 2. Игра, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 2. Игра Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям,...
§ 2. К.Д.Ушинский, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 2. К.Д.Ушинский Великий русский педагог Ушинский перекинул мост от Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и начала XX века. Опыт Коменского по просвещению народов Европы он развил и применил в духовном сплочении народов России. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Труды Ушинского представляют новый этап в...
§ 2. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 2. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа Создание общей теории культуры и тем более ее общей истории невозможно без воссоздания подлинной картины истории воспитания, важнейшей из сторон педагогической культуры. Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом в материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в...
§ 2. Этнический характер совершенного человека, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 2. Этнический характер совершенного человека В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец» , «маленький да...
§3. А.С.Макаренко, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§3. А.С.Макаренко Новаторство Макаренко - в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, прежде всего славянами, особенно же - русскими и украинцами. Это и «Слово о полку Игореве», и «Поучение Владимира Мономаха», и братские школы Львовщины и воспитательная система казаков Запорожской сечи, и Григорий Сковорода, и Ушинский, и Пирогов. Новатором Антона Семеновича Макаренко сделала действительность: «Все в этой жизни: единство, строительство, борьба,...
§ 3. Народные песни // Колыбельная песня. поэзия раннего возраста, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 3. Народные песни Колыбельная песня. поэзия раннего возраста В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Как-то на одной из дружеских встреч герой-космонавт Андриян Николаев сказал: «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном. Пусть даже возникнут трудности с материнским языком... Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на...
§ 3. Общечеловеческие основы этнопедагогики, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 3. Общечеловеческие основы этнопедагогики Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем,...
§ 3. Педагогические явления народной жизни, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 3. Педагогические явления народной жизни О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях. Педагогические знания до возникновения письменности редко выступали обособленно от других знаний народа. Они являлись частью...
§ 3. Пути воспитания совершенного человека, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 3. Пути воспитания совершенного человека Нет исторических и неисторических народов, народов способных к педагогическому творчеству и неспособных к нему. Всем народам, большим и малым, присуща сознательная забота о воспитании совершенного человека. Так, например, идеал совершенного нивха, по свидетельству В. Санги, представляется следующим образом: «Сердце медведя дали мне, чтобы дух могучего хозяина гор и тайги отпугнул от меня чувство страха, чтобы я вырос в мужественного мужчину, удачливого...
§ 3. Слово, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 3. Слово Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно. Вот что пишет о языке Фазиль Искандер: «Язык - величайшее, мистическое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между народами нет никакого иного пути,...
§4. В.А.Сухомлинский, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§4. В.А.Сухомлинский Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованнейших педагогов своего времени. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака... Он прекрасно знал наследие Яковлева, чувашского педагога. Своим учителем Сухомлинский называл Макаренко. Он является горячим приверженцем идей Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ...
§ 4. Народное воспитание и преемственность поколений, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 4. Народное воспитание и преемственность поколений Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к...
§ 4. Сказки // Познавательная роль сказок, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 4. Сказки Познавательная роль сказок Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница...
§4. Труд. Общение. Традиции. Искусство, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§4. Труд. Общение. Традиции. Искусство Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями,...
§ 5. Народ как творец педагогической культуры, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 5. Народ как творец педагогической культуры Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той питательной среде, которая вскормила ее, которая подготовила ее возникновение, развитие и расцвет - о народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завоеваны народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за...
§ 5. Религия, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 5. Религия Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тревогу. Атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему. Здесь ни к чему крайности, взаимоисключающие альтернативы. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере,...
§ 6. Пример-идеал, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
§ 6. Пример-идеал В примере-идеале как факторе народного воспитания, максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики. Пример природы - в ее очеловеченном восприятии применительно к детям, пожалуй даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, они очеловечивают все живое и неживое в природе. Ни один северянин напрасно...