ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

А. Г. ДАНИЛОВА

Рассматривается возможность изучения ценностных ориентаций античного общества на основании выполненных в форме свободного описания свидетельств современников. Анализируются возможности применения современных стандартизованных методик и условия повышения надежности исследования. На материале оценочных суждений и поведенческих норм, изложенных в исторических трудах античного автора (Плутарха), исследуются ценностные ориентации греко-римского общества в целом и некоторых входящих в него этнических культур. Результаты математического анализа сопоставляются с характеристиками этих культур, присутствующими у древних авторов и современных исследователей.

Ключевые слова: Ценностные ориентации, социальные нормы, этническая культура, властная дистанция, избегание неопределенности, индивидуализм, маскулинность.

Многообразие социальных форм, возникавших в истории человечества, и изменения, которые претерпевает социум в ходе эволюции, привлекают особое внимание к психологическим закономерностям, влияющим на жизнь общества. Развитие вычислительной техники и методов математической статистики сделало возможным проведение масштабных исследований с широким применением математики; все они приходятся на последнюю треть ХХ в., и опубликованные результаты не позволяют проследить картину развития макроуровневых социально-психологических процессов в том или ином обществе или культуре. Вместе с тем количество накопленных историко-культурных ценностей и, конкретнее, литературного наследия прошлых эпох позволяет изучать временнyґю динамику социальных норм и ценностей, культурных установок общества в целом, а также изменений в них, протекающих под влиянием кросскультурных контактов. Математический анализ, пусть самый обобщенный, целостной картины преемственного развития социума позволит получить ориентиры, в том числе численные, которые можно будет использовать как материал для сравнения при детализированном и углубленном исследовании того или иного общества/эпохи.

Предположив, что исследование инокультурных (исторических) текстов методами контент-анализа и семантического дифференциала может дать валидный результат, я сочла необходимым уделить особое внимание проблеме достоверности используемых исторических текстов и содержанию понятия «достоверность» в контексте задач исследования.

Подборка источников должна пропорционально отразить полный спектр мнений, представленных в обществе в исследуемый период. При этом целесообразно проанализировать разнотипные тексты: исторические труды, юридические акты, эпическую и лирическую поэзию, эпистолярный жанр и мемуары, публицистику при необходимом условии целостности исследуемого текста. Отдаленные эпохи, к сожалению, представлены большей частью лишь отдельными мелкими фрагментами. Такими материалами, видимо, можно пользоваться при наличии достаточного количества отрывков, уверенно атрибутируемых одному времени

53

И культурной традиции и обладающих внутренней целостностью, т. е. содержащих законченную мысль. Критерием здесь является, прежде всего, цитируемость другими

09.10.2012


52

2


Авторами.

Особого рассмотрения в качестве материала для анализа требуют авторские литературные и философские произведения. Причиной искажения общей картины анализа может быть как личностность позиции автора (общество может думать иначе), так и политическая ангажированность. В качестве примера первого приведем судьбу Сократа и труды Анаксагора, а примера второго — работы Ксенофонта. Аргументом для использования авторских произведений художественной литературы и философии может служить информация о широкой популярности текста или автора при обязательной датировке источника информации; синхронность датировки является критерием использования текста для анализа. Так, тексты Марциала могут рассматриваться как выражение норм и ценностей, свойственных широким слоям римлян — представителей единого государства:

Любит стихи мои Рим,

Напевает повсюду и хвалит, Носит с собою меня каждый

И держит в руках...… ...…и в морозном краю у гетов,

Под знаменем Марса, Книгу мусолит мою центурион боевой. Наши стихи, говорят,

Напевают в Британии даже…...

(Эпиграммы, VI, 60; XI, 3)

[12; 164, 285].

Тексты же Аристотеля, вероятно, должны быть исключены из анализа в силу малой популярности его у современников: учение Аристотеля знали при дворе Александра Македонского и в Афинской перипатетической школе, представлявшей собой узкий круг греческой интеллигенции; сам Аристотель вынужден был бежать на Евбею из-за идеологических разногласий с властью. Труды Аристотеля получили наибольшую известность и авторитет в средние века, но и применительно к тому времени не могут рассматриваться как непосредственное свидетельство приоритетных ценностей и ориентиров, поскольку их читатели принадлежали к иной культурной традиции; иными словами, здесь налицо несимметричное культурное взаимодействие.

Отдельно следует оговорить случаи искажения смысла авторских ценностных систем — при их широкой известности — за счет резкого различия культурных ориентаций автора текста и его интерпретаторов: такова противоположность ценностных систем, декларированных Эпикуром и позднейшими «эпикурейцами [10; 182]. Анализ подобных феноменов требует детально разработанного и адаптированного инструментария, способного как измерять адекватность восприятия текста, так и оценивать силу и направления культурного влияния. В случае хорошо ассимилированного культурной традицией текста (например, басни Эзопа) для изучения должен быть взят список, атрибутируемый исследуемым времени и территории.

Анализ политически ангажированных текстов представляется допустимым, особенно при параллельном рассмотрении оппонирующих точек зрения, с отслеживанием взаимно погашающих оценочных характеристик. Наибольшую опасность для достоверной картины исследования представляют собой фигуры умолчания; при парном подборе источников риск

09.10.2012


52

3


Потери фактов уменьшается. Кроме того, следует учитывать, что авторы публицистики и политических полемик апеллируют к уже сложившейся в обществе системе ценностей и к наиболее актуальным из них, так что иерархия ценностных ориентаций воспроизводится с минимальными искажениями. В случае асимметрии апелляций налицо более или менее выраженное противостояние ценностных систем.

54

Методика исследования исторических документов находится в стадии разработки. По мере ее совершенствования, а также по мере накопления базы данных ограничения в выборе источников должны снижаться.

Основой выделения культуры как единицы анализа может служить политическое деление мира, имевшее место в исследуемый период, с учетом устойчивости государственных образований и преемственности культурной традиции. Приоритетной является классификация, предложенная автором исследуемого текста, за исключением случаев малого количества данных о том или ином регионе, когда фрагментарные сведения вынужденно обобщаются в рамках выявленной культурной традиции. Накопление массива данных и их последующая обработка с помощью математических методов позволяют уточнить адекватность классификации. Предпочтение отдается также авторской датировке при сверке с данными современной исторической и археологической науки.

По-видимому, такой подход дает наименьшие потери в точности отражения психологических особенностей представителей той или иной эпохи. Во-первых, по поводу большинства спорных или темных мест у древних авторов разные научные школы и направления не во всем придерживаются единства мнений, и выбор между различными точками зрения, в свою очередь, может оказаться произвольным. Во-вторых, корректировка в непредсказуемую сторону и в неопределенной степени нарушает логические и ассоциативные связи, присутствующие в тексте. Да и сам характер искажений, как правило, отражает взгляд эпохи. Расхождения в информации, предоставленной нарративным источником, и данных науки необходимо фиксировать и рассматривать отдельно; но в любом случае анализу подлежит картина мира современника изучаемых событий.

Для получения полноценной картины динамики социальных ценностей целесообразно расширить рамки исследования до масштабов цивилизации в целом. Так, при изучении греко-римского общества рационально было бы включить в исследование территории, прилегающие к Средиземному морю, в границах Римской империи III в. н. э. (время наибольшего расширения владений Рима) от конца XIII в. до н. э. (эпоха миграций; смена культурной традиции; этим веком датируется первое событие, оставшееся в памяти этноса, — Троянская война) до 395 г. н. э. — года окончательного раздела Римской империи на латиноязычную Западную и грекоязычную Восточную части, зафиксировавшего формирование альтернативных культурных традиций. Это позволит выявить основные размерности, в соответствии с которыми развивались ценностные системы античности.

Опытом проведения масштабного исследования ценностных ориентаций располагает этническая психология. Речь идет об исследовании ценностных ориентаций, проведенном Дж. Хофстеде [21] в 1979 г. Выполненное методикой анкетирования, оно охватило 116 000 человек из 40 стран. Дж. Хофстеде теоретически предсказал базовые категории, определяющие ценностную систему общества, и разработал набор критериев, которые сопоставляют их с реальными стратегиями поведения и предпочтений. Эти критерии он использовал как основу для формулировки вопросов анкеты, которую заполняли респонденты. Факторизация результатов выявила четыре предсказанные категории, а именно:

09.10.2012


52

4


1) PDI (Power Distance Index) — индекс властной дистанции, отражающий
представленный в обществе стереотип взаимоотношения статусных позиций;

2) UAI (Uncertainly Avoidance Index) — индекс избегания неопределенности, выражающий
потребность людей в четко проработанной системе правил поведения;

3) IDV (Individualism Index) — индекс индивидуализма, отражающий эмоциональную
независимость субъекта от группы или организации;

55

4) MAS (Masculinity Index) — индекс маскулинности, описывающий величину различий в
социальных ролях мужчины и женщины.

В качестве единиц анализа рассматривались государства, где проводилось исследование. Они различались, подчас очень резко, по уровню урбанизации, принципам политико-административной системы, специфике национальной культуры и традиций. Таким образом, выявленные факторы подтверждают свою универсальность для разных типов общественной организации. Вместе с тем соотношение значений отдельного объекта по факторам уникально и позволяет довольно точно предсказать ряд характерных черт как в устройстве общества, так и в поведении отдельного его члена.

Этническая психология практикует два подхода к изучению особенностей различных культур: изучение культурно-специфичных феноменов (так называемый Emic Подход) или сопоставление феноменов и норм, свойственных различным культурам (Etic Подход Ориентация на подбор специфичных для исследуемых культур критериев, точнее и ярче описывая каждую из этнических традиций, к сожалению, дает принципиально несопоставимые результаты [18; 87]. Обращение к универсальным категориям требует помнить, что конструкты, которыми оперирует исследователь, не всегда эквивалентны понятиям, которыми на практике пользуется носитель исследуемой культуры. Тем не менее факторный анализ данных определенной культуры по достаточно большому количеству универсальных критериев позволит получить факторную структуру, отражающую именно те категории и нормы, которые актуальны для этой культуры и эпохи.

Поскольку Дж. Хофстеде на обширном эмпирическом материале показал, как формируются универсальные социокультурные размерности, чрезвычайно любопытной становится попытка воспроизведения их на материале исторического текста. Это можно выполнить, если исследовать исторический документ, взяв в качестве шкал контент-анализа краткие формулировки пунктов опросника Дж. Хофстеде. Применение их, однако, требует определенной бдительности, поскольку они не специализированы для исследуемого типа текстов. Процедуры классического контент-анализа включают коррекцию набора категорий на контрольном тексте, т. е. предполагается максимальное приближение категориальной системы анализа к таковой исследуемого текста. Использование теоретических абстракций в качестве шкал анализа в принципе увеличивает риск неадекватной интерпретации, но только таким путем можно выявить некоторые универсальные категории, позволяющие сравнить между собой весьма различные культуры. Кроме того, набор категорий Дж. Хофстеде специфичен для задач его исследования. На исторических текстах, как будет видно ниже, некоторые шкалы работают неадекватно; определенные же категории, отражающие картину мира (представление о судьбе, рабство как условие формирования личности и как принципиальный порог в иерархии, специфика этико-эстетических категорий, особенно значимых для эллинизма и т. д.), остаются вне пределов исследования. Однако шлифовку набора контент-шкал имеет смысл проводить, только убедившись в результативности применяемой методики в целом.

Тем не менее обращение к теоретической базе, разработанной Дж. Хофстеде, дало

09.10.2012


52

5


Возможность провести пилотажный контент-анализ античного текста. Детальное исследование ценностных ориентаций античной цивилизации и отдельных этнокультурных традиций не

56

Являлось целью пилотажного исследования, но удалось не только провести анализ базовых ценностно-образующих категорий античного общества, но и рассмотреть ключевые ценности отдельно взятой культуры на протяжении отрезка времени. В Задачи исследования Входило выявление:

1) возможности применения опросной методики в режиме контент-анализа;

2) адекватности функционирования шкал, предложенных для анализа ценностных
ориентаций современного общества, при применении их к историческим текстам;

3) успешности отражения специфики отдельных культурных традиций.
Верификация результатов исследования по нарративным текстам и данным других наук

Является механизмом контроля достоверности полученных результатов.

Объект исследования: ценностные ориентации античных обществ.

Предмет исследования: структура социальных ценностей.

В качестве материала для пилотажного исследования были выбраны малые произведения Плутарха, а именно «Моралии» [16].

Основаниями выбора послужили следующие соображения:

1. Годы жизни Плутарха приходятся на вторую половину II в. н. э., т. е. он является представителем исследуемой культурной традиции, и следовательно, носителем ключевых для нее норм, ценностей, стереотипов. С другой стороны, принадлежа к позднему этапу античной цивилизации, он мог проследить ретроспективу развития культуры, пользуясь источниками устной традиции, а также письменными источниками, не дошедшими до наших дней.

2. Будучи энциклопедически образованным и участвуя в административно-политических делах, Плутарх не являлся сторонником ни одной из философских школ или политических движений, следовательно, выражал сбалансированную точку зрения.

3. БOЛьшая часть текстов — «Изречения спартанцев», «Изречения царей и полководцев», «Древние обычаи спартанцев», «Римские вопросы» и «Греческие вопросы» — появилась как побочный результат работы над источниками для «Сравнительных жизнеописаний», поэтому в них минимизировано влияние цензуры или самоцензуры. Другие тексты — «Застольные беседы» и «О доблести женской», — имея эпистолярную форму и реального адресата, максимально приближаются к ситуации свободного обмена мнениями: «...Обращаясь к тебе с этими воспоминаниями, включаю в них многое, сказанное тобой» («Застольные беседы», введ к кн. II [16; 26]). Все это выступает гарантией высокой достоверности представленной в текстах информации.

Входящий в «Моралии» «Пир семи мудрецов» написан в литературном жанре «пиршественных диалогов» и несет выраженные следы беллетризации. По этой причине он не включен в исследование.

4. Темой «Моралий» являются:

А) исторические эпизоды, отражающие этнические и социальные нормы и традиции, социальные, культурные и этические ценности и установки того или иного общества («Изречения спартанцев», «Изречения царей и полководцев»); некоторые эпизоды имеют характер прецедента. Подавляющее большинство эпизодов имеют точную датировку и авторство. Текст включает суждения: представителей властной элиты и низших слоев; жителей столиц, культурных центров и провинции; мужчин и женщин. Хотя в строго научном смысле репрезентативной выборки материал не дает, но представляет достаточно широкую для

09.10.2012


52

6


Пилотажного исследования социокультурную базу;

57

Б) комментарии традиций, верований, обсуждение норм социального поведения, этических и эстетических вопросов («Римские вопросы», «Греческие вопросы»); они отражают когнитивные схемы, а также отчасти воспроизводят коммуникативную норму, характерную для современной Плутарху традиции/эпохи.

5. Текст разбит на малые параграфы, каждый из которых посвящен определенной теме, что значительно облегчает выделение единицы анализа текста.

Cледует оговорить влияние стереотипов межнационального и этнокультурного восприятия на результаты исследования. Характеристики культур, полученные с помощью методики Дж. Хофстеде на материале «Моралий» Плутарха, стереотипичными не являются, поскольку материалом для них послужили исторически достоверные эпизоды. В то же время феномен стереотипизации до какой-то степени повлиял на отбор материала, поскольку и Плутарх, и авторы источников, которыми он пользовался, сохраняли и передавали эпизоды, наиболее характерные и показательные с их точки зрения.

Для анализа было использовано 329 исторических эпизодов и 267 вопросов, всего 596 образцов социокультурных отношений, атрибутируемых 19 культурным традициям по территориально-этническому признаку и датируемых от XIII в. до н. э. до II в. н. э. (с выпадением XII и XI вв. до н. э., а также I в. н. э).

Методика. В основу методики пилотажного исследования были положены теоретические основы исследования ценностных ориентаций общества, выполненного Дж. Хофстеде.

В качестве шкал факторного анализа использовались формулировки социальных норм, приведенные в исследовании Дж. Хофстеде в форме бинарных оппозиций как поведенческое выражение социальных ценностей, присущих данному обществу. В таком виде система оппозиций, состоящая из 55 шкал, представляет отношения «я — общество», «мужчина — женщина», «власть — подчиненный», а также отдельные характеристики когнитивных схем, этических и эстетических предпочтений. Фиксировалось соответствие поведения героев анализируемого эпизода той или иной норме социального поведения, выражение ими тех или иных приоритетов. При анализе данных по всем культурным традициям в целом (кросскультурное исследование) подсчитывался процент соответствия поведенческой нормы тому полюсу шкалы, который Дж. Хофстеде включает в описание высокого значения индекса; при монокультурном исследовании отдельно подсчитывались проценты наполнения высокого и низкого полюса универсального индекса Дж. Хофстеде. Результаты подвергались статистической обработке с помощью пакета компьютерных программ StatGraphics Plus.

Если в ходе факторизации результатов контент-анализа отдельные шкалы объединятся в теоретически предсказанные Дж. Хофстеде универсальные факторы, то это гарантирует отсутствие грубых артефактов (так, появление исключительно весомого фактора оценочного содержания было бы индикатором артефакта со стороны исследователя и недопустимости применения данной методики в режиме контент-анализа).

Гипотеза исследования. Ожидается, что при корректном построении пилотажного исследования:

1) статистика результатов внутри шкалы будет соответствовать нормальному распределению;

2) факторный анализ воспроизведет базовые категории социальных отношений, полученные Дж. Хофстеде;

09.10.2012


52

7


3) результаты факторного анализа будут соответствовать научным представлениям о той или иной эпохе/обществе, полученным средствами истории, истории литературы, исторической и этнической психологии, культурологии, этнографии, археологии, истории искусства и других наук.

58

Пилотажное исследование состояло из двух этапов.

На первом выявлялись базовых ценностно-образующие категории античного общества (кросскультурное исследование), на втором анализировались ценностные ориентации отдельно взятой культуры на протяжении определенного отрезка времени.

РЕЗУЛЬТАТЫ КРОССКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статистический анализ показал нормальное распределение данных в 89,09 % случаев (49 шкал из 55).

Из шести оставшихся случаев для двух выявлено несоответствие крутизны графика математическому ожиданию; это шкалы «Время — деньги — время свободно» и «Деньги и вещи важны — люди и их взаимоотношения важны». Вероятно, искажение вызвано несоответствием значимости товарно-денежных отношений для современного мира и для эпохи распада родового строя. Еще в четырех случаях была выявлена асимметрия частотного распределения: значимо бOЛьшая частота оказалась присуща полюсам: «кооперация между людьми, не наделенными властью, может основываться на солидарности»; «сильная потребность в консенсусе»; «вера в групповые решения»; «симпатии успешному победителю» Можно предположить, что это также в какой-то мере отражает специфику группообразования и особенности концепции личности, присущие родовому строю. С другой стороны, последний случай может явиться артефактом, отражающим тематическую специфику Плутарха — жизнеописания великих людей.

Факторный анализ выявил 18 факторов, имеющих собственное значение больше 1 и совокупно описывающих 76,4 % дисперсии данных. Для интерпретации оставлено четыре фактора (см. табл. 1).

Шкалы, входящие в первый фактор, относятся к категории избегания неопределенности (высокий UAI), за исключением двух последних критериев, включенных Дж. Хофстеде в индекс индивидуализма. Второй фактор образован шкалами, входящими в категорию индивидуализма (IDV). Последняя шкала по Дж. Хофстеде относится к индексу UAI. Шкалы, составившие третий фактор, у Дж. Хофстеде объединены в категорию властной дистанции (PDI). Четвертый фактор включает шкалы, описывающие категорию маскулинности (MAS).

Таким образом, четыре наиболее весомых фактора сформировали категориальную структуру, в целом повторяющую результаты исследования Дж. Хофстеде. Многомерный анализ выявил значимую корреляцию между первым и вторым факторами исследования: коэффициент корреляции Пирсона R = –0,64.

Несмотря на универсальность выявленных категорий, специфика культурных традиций нашла свое отражение в результатах исследования. Так, пятым по весу (4,48 %) оказался фактор, объединяющий эстетические и этические категории: Концепция прекрасного (0,81); Характеристики идеального образа мужчины (0,53); Широта круга лиц, на которых распространяются обязательства взаимной заботы и защиты (0,45); Отношение к тяжелому труду (0,38); Основание идентификации личности — индивидуальность или

09.10.2012


52

8


Социальная система (0,32).

Значимость эстетической составляющей для античной культуры неоспорима; средний современный человек знает античность исключительно благодаря произведениям искусства эпох высокой классики и эллинизма. Сами представители античного времени ощущали, а позже осознавали особую роль красоты в своей жизни, причем в специфическом контексте совмещения категорий прекрасного и полезного для общества. Можно вспомнить рассуждения Сократа о прекрасном как функциональном [4]. В комедии Аристофана «Лягушки» назначение поэзии обсуждается так:

59

Эсхил

…...Пусть ответит сейчас же,

Чем следует нам восхищаться в великом поэте? Еврипид

Наставленьями, речью правдивой его; ведь гораздо разумней и лучше Мы воспитывать граждан умеем своих. (1008–1010) [3; 184].

09.10.2012


52

9


ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

В Спарте, изгонявшей музыкантов и художников за пропаганду изнеженности, особенно чутко рефлексировали воспитательную ценность литературного произведения; славой пользовались такие поэты, как Тиртей (сер. VII в. до н. э.):

Не вспомяну я бойца,

И во мне не найдет уваженья Он ни за ног быстроту,

Ни за искусство в борьбе <...> Хоть бы он славою всякой блистал, кроме воинской мощи.

60

09.10.2012


52 10

...Будет бессмертным всегда,

Даже под землю сойдя, Тот, кто был доблести полн,

Кто в схватке за землю родную И малолетних детей

Злым был Ареем сражен.

Фр.7(9)(1–10), (32–34) [20; 234–235].

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Этико-эстетический принцип слияния понятий красоты и добра выражался определением «каллокагатия» [1; 181]. Аристотель не раскрывает смысл термина «катарсис» («очищение»), но определяет эмоциональное впечатление от просмотра трагедии как «удовольствие, вытекающее из сострадания и страха» («Поэтика», XIV [2; 1084]). Кстати, вот иллюстрация того, что труды аналитического направления вряд ли целесообразно выбирать как материал для контент-анализа, но уместно использовать в качестве экспертного мнения для контроля достоверности результатов исследования.

Таким образом, несмотря на схематичность процедур исследования, нельзя считать, что специфические черты и метаморфозы мировосприятия той или иной культуры совершенно выпадают из картины анализа.

Кластерный анализ (см. рис. 1) результатов исследования отдельно рассмотренных текстов «О доблести женской» и «Изречения неизвестных спартанцев» (отобраны тексты, героями которых являются представители широких слоев общества) отразил географическое расположение исследованных культур. Так, один кластер составили культуры восточной части Средиземноморского региона: негреческое исконное население Малой Азии и осевшее в Малой Азии кельтское племя галатов; малоазийские греки-ионийцы, жители ряда островов в Ионийском море, Пелопоннеса и Спарты. Другой кластер образовали культуры западной части Средиземноморья: римляне, македонцы, испанские и африканские карфагеняне, кельты. Примечательно, что ионийские греки оказались ближе к малоазийской культуре, чем к этнически родственной культуре Пелопоннеса и островов; это соотносится с принятым в истории литературы разделением античной лирики на ионийскую и дорийскую, несущие принципиально разные спектр тем и эмоциональный тон [1], [20].

09.10.2012


52

11


Можно надеяться, что результаты кросскультурного исследования

61

Подтверждают возможность получения достаточно объективных историко - и этнопсихологических данных при экспертном анализе текстов и документов, принадлежащих к иным эпохам.

Перекрестность тем, затронутых Плутархом в отдельных произведениях «Моралий позволяет проследить корреляции между характеристиками культуры/эпохи, выявленными для каждого отдельного текста. Для анализа были выбраны два случая:

1) «исторически бесспорный» — Македония IV–III вв. до н. э., представленная в «Изречениях царей и полководцев» пятью правителями этого времени и в тексте «О доблести женской» представителями среднего и низшего уровня иерархии;

2) «исторически сомнительный» — Спарта: у исследователей существуют значительные расхождения во мнениях относительно датировки формирования специфической социальной системы («ликургов строй») — от IX в. [16; 545] до рубежа VII–VI вв. до н. э. [7; 90], а также относительно исторического существования самого Ликурга. Вместе с тем дошедший до нашего времени политический документ, в котором декларируются основные ценности «спартанского строя» (так называемая Ретра Ликурга), датируется ок. VIII в. до н. э. [7; 93] Плутарх считает существование Ликурга достоверным и относит его к IX в. до н. э. Концепция приоритетности мнения нарративного источника позволяет оставить условные датировки на период IX–VI вв., тем более что последовательность событий может быть определена царской генеалогией, и закономерности развития ценностной системы остаются в целом вне влияния потенциальных искажений. Образу Спарты посвящены «Изречения спартанцев», включающие исторические эпизоды, которые связаны с именами спартанских царей и полководцев, «Изречения неизвестных спартанцев», отчасти датируемые по контексту событий, и «Древние обычаи спартанцев», являющиеся описанием ценностных ориентаций и установок, атрибутируемых «ликургову строю».

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

09.10.2012


52

12


АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖИТЕЛЕЙ МАКЕДОНИИ В IVIII ВВ. ДО Н. Э.

При анализе ценностных ориентаций Македонии в IV–III вв. до н. э. рассматриваются факторы, определяющие особенности ценностных ориентаций высокостатусных и рядовых представителей македонского общества, а также, для сравнения, рядовых представителей греческого (Пелопоннес) и персидского общества (табл. 2, табл. 3).

Факторизация выявила три значимых фактора, совокупно описывающих 81,5 % дисперсии данных. Первый фактор — индивидуализм — объединяет категории UAI и IDV. Таким образом, налицо взаимная согласованность полюсов факторов Дж. Хофстеде для материала исследования, что подтверждает валидность этих факторов для социальных отношений древнего мира. Подтверждается также полученная на большом массиве данных обратная корреляция

62

Факторов UAI и IDV. Второй фактор описывает ситуацию значимости вознаграждающей, лояльной власти. Третий фактор — фактор силовой власти. Корреляция категорий маскулинности и властной дистанции специфична для данного культурного хронотопа следует учитывать, что исследуются эпоха и территория завоевательных походов. Слабое присутствие в обоих факторах шкалы высокий IDV (низкий IDV не значим) отражает сравнительно малую роль групповых связей во властной традиции рассматриваемой культуры. Весомость категории IDV не обусловлена использованием биографий властных фигур, поскольку количество «личностных» («Цари и полководцы») и «безличностных» (рядовые представители культуры) объектов исследования соотносится как 5:7. А. Ф. Лосев пишет, противопоставляя эллинистическую культуру эллинской, то есть общегреческой: «эллинизм субъективирует эллинские духовные ценности, психологизирует их, насколько, конечно, античность была к этому способна. …Индивидуализм — основная черта эллинистической культуры — сказывается в политико-социальной области очень осязательными, очень чувствительными моментами» [8; 7–8].

09.10.2012


52 13

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Анализ факторных значений, а также кластеризация (рис. 2) объектов исследования позволяют рассмотреть особенности изменения ценностных приоритетов в ходе культурного влияния.

Сопоставление результатов отдельных культур показывает, что в результате войн IV–III вв. до н. э. наиболее ощутимые изменения претерпели македонская и малоазийская культурные традиции. Малая Азия утратила индивидуалистическую доминанту, приблизившись к персидской культурной норме. Македонская традиция, напротив, снизила значимость властной составляющей и сориентировалась на индивидуалистические ценности. В то же время ценностная структура жителей греческих территорий практически не изменилась.

Любопытно проследить приоритеты ценностей, демонстрируемые представителями македонской власти. Как видно из табл. 3, Архелай (413–399 гг. до н. э.) и Филипп (382–336 гг. до н. э.) выражают систему ценностей, принципиально не отличающуюся от македонской нормы начала IV в. до н. э., где главную роль играла лояльная, вознаграждающая власть. Александр (356–323 гг. до н. э.) перемещает акцент с вознаграждающей власти на силовую; демонстрируемая им

63

Система ценностей приближается к греческой. Антигон Диадох (306–301 гг. до н. э.), правитель Азии после распада державы Александра, выражает приоритеты, практически совпадающие с персидскими: снижение значимости индивидуалистических ценностей при уравнении стратегий «кнута» и «пряника».

09.10.2012


14

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Ценностная система малоазийской культуры III в. до н. э. продолжает эту тенденцию; эти объекты исследования составили один подкластер. Практически для Малой Азии эпоха Александра Македонского означала резкое падение возможности самоопределения личности в обществе, при большой важности этой категории: «Самой настоящей безопасность бывает благодаря тихой жизни и удалению от толпы» (Эпикур). Отдельные критерии Дж. Хофстеде («поиск неколебимых, абсолютных истин и ценностей», «сильная потребность в консенсусе», «забота о безопасности в жизни») находят прямое подтверждение в историческом и искусствоведческом анализе культуры этой эпохи: «В период эллинизма широкое распространение получили культы различных восточных божеств, объединение культов богов разных народов (синкретизм), магия, верования в богов — спасителей» [7; 360]. Пафосность искусства малоазийского раннего эллинизма, о которой пишут многие авторы [10; 435], [11; 276], [15; 188– 189], согласуется с нормой «широкой демонстрации эмоций». Подтверждение результатов исследования информацией, не представленной в экспериментальном материале, может свидетельствовать о достоверности исследования и валидности методики.

Ценностные предпочтения собственно Македонии претерпели обратные изменения: роль властных отношений, независимо от механизма их реализации, заметно падает, индивидуалистические ценности становятся императивом. И это несмотря на вводимые Александром элементы «восточной деспотии», такие как демонстрация иерархии в поведенческих

64

Проявлениях, усиление роли ритуала, апелляция к универсальным категориям (обожествление): «И македонцы, привычные к царской власти, но все же с тенью большей свободы, чем у других народов, отвернулись от своего царя, добивавшегося бессмертия с настойчивостью, смущавшей их самих и не подобающей царю» [9, кн. 7, VII, 31]. Вместе с тем

09.10.2012


52

15


По конфигурации (соотношение показателей по первому и второму факторам) график ценностных приоритетов Александра занимает промежуточную позицию между графиками ценностей македонского общества IV и III вв. Приоритеты Деметрия (240–230 гг. до н. э.) практически совпадают с культурными ценностями Македонии III в. до н. э. — преобразование общественной системы ценностей завершилось. Совпадение числового описания ценностных установок одного хронотопа, полученное на разных текстах, может подтверждать валидность методики исследования, и как минимум, целостность представления Плутарха об этой эпохе.

В целом же произошедший в результате завоевательных походов Александра межкультурный контакт изменил только качество социальных связей в обществе. Механизмы регуляции социальных отношений (соотношение вознаграждающей и силовой власти), измененные у царей-воителей, возвращаются к первоначальной норме.

АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖИТЕЛЕЙ СПАРТЫ

В IХ–III ВВ. ДО Н. Э.

По результатам многомерного шкалирования текстов, посвященных Спарте, был проведен факторный анализ и получены четыре фактора, совокупно описывающие 91,1 % дисперсии данных (табл. 4, рис. 3).

Наиболее весомый фактор описывает категорию маскулинности. Слом шкалы MAS означает, что она не валидна для данной культуры: существует культурно специфичная норма половых ролей. Описываемые ценности значимы для культуры — или для восприятия культуры окружающими народами, — но составляющие этого фактора Дж. Хофстеде коррелируют для спартанцев. Здесь гендерная норма связана с иерархией и подтверждается приведенным у Плутарха суждением, что «спартанки командуют своими мужьями» [16; 336] Возможно, фактор в том виде, в каком он получен, представляет собой артефакт. Фактор MAS кросскультурного исследования (см. рис. 4) акцентирует ценности достижения; в то время как для Спарты V, IV, в меньшей степени III в. до н. э. его значения высоки, локальный фактор MAS демонстрирует выпад для IV в. до н. э.

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

09.10.2012


52

16


Второй фактор — «принятие неопределенности». Для Спарты сохраняется обратная корреляция категорий IDV и UAI.

В третьем факторе, описывающем иерархические отношения, также смещаются полюса универсальных категорий по Дж. Хофстеде: формируется альтернативная роду/клану система организации

65

Группы и иная, по сравнению с иерархической нормой, форма отношений с властью. Это логично: «Ведь лакедемонское войско почти целиком состоит из начальников над начальниками и ответственность за точное выполнение приказов лежит на целом ряде лиц», как писал Фукидид о V в. до н. э. [19, кн. 5; 66(3)], а мирная жизнь максимально регламентировалась государством [7; 90]. В цитате важна идея разделения и делегации ответственности; среди современных культур подобный феномен атрибутируется Японии (Т. Ютака [17]). Смысл отрицательного полюса фактора приближается к категории «частного Я» в противовес «публичному Я»; он отражает специфичность категории индивидуализма для данной культуры по сравнению с кросскультурной факторизацией, где акцент в факторе IDV приходится на категории самосознания, самоопределения.

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Четвертый фактор — фактор властной дистанции, и в нем присутствует альтернативная принятию неопределенности норма UAI, что акцентирует субъективно-волевую составляющую спартанской концепции власти. Возможно, это связано с тем, что индивидуальная власть в

09.10.2012


52

17


Спарте приобретала значение во время военных действий (в противовес народному собранию, эфорату и т. п.). Категория PDI кросскультурного исследования подчеркивает экзистенциальность неравенства в социальной иерархии ойкумены; наибольшее расхождение в значении фактора PDI для Спарты в кросскультурном и локальном исследованиях приходится на VIII в. до н. э. (время I Мессенской войны, в которой устанавливалось господство Спарты над местным населением; тогда формировалась специфика общественного строя спартанцев, максимально милитаризованного ради поддержания этого господства

66

[7; 89–91]). В VIII в. до н. э. личностная составляющая концепции власти была высока, а категория иерархического произвола — минимальна. В VII в. до н. э. (II Мессенская война) концепция власти предполагала коллективность руководства, но меньше апеллировала к равенству. В VI в. до н. э. имело место затишье: не было крупных войн, увеличилась властная дистанция (различие в поведении в зависимости от иерархического статуса личности) и гендерная норма (различие в культурной роли мужчин и женщин).

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Согласно кластерному анализу (см. рис. 5), образы Спарты, построенные по «Древним обычаям спартанцев» и «Изречениям царей и полководцев» IX и VII вв. до н. э., вошли в один кластер («ликурговы законы»); другой кластер составили подкластеры «военных эпох» («Изречения царей» VIII, IV, V вв. до н. э. и «Изречения неизвестных спартанцев»), а также «мирных» VI и III вв. до н. э., отражающих рост «частного Я». Kорреляция между тремя

09.10.2012


52

18


Текстами подтверждает непротиворечивость полученных данных. Близкая корреляция «Изречений неизвестных» с «Изречениями царей» V и IV вв. до н. э. может свидетельствовать о датировке большинства эпизодов текста «Неизвестных» примерно этим временем. Это может объясняться «филолаконскими симпатиями» [14; 11] части афинского общества V в. до н. э. или гегемонией Спарты в Греции после Пелопоннесской войны в IV в. до н. э. [7; 231].

ВЫВОДЫ

Исследование ценностных ориентаций и категориальных установок представителей древних обществ методами многомерного шкалирования представляется в целом возможным. Результаты

67

Анализа не противоречат информации нарративных источников, не задействованных в исследовании.


IX Древние V1J.

Обычаи

Vlll IV V Изречения VI 111

Неизвестных


Основные факторы, определяющие закономерности социальных отношений в обществе, для древнего мира в целом такие же, что и для современного.

Категории анализа, примененные Дж. Хофстеде для описания ценностных ориентаций современного общества, служат надежной и валидной базой для достаточно полного описания древних обществ. Однако ряд формулировок, использованных Дж. Хофстеде, затруднительны для применения в силу различия структурных связей между отдельными элементами картины мира для представителя современного и древнего общества. Вместе с тем отсутствие культурно-специфичных категорий сильно затрудняет интерпретацию факторов при локальном исследовании отдельно взятой культурной традиции.

Для более детального исследования ценн

Остей и норм древних культур в список шкал необходимо включить шкалы-индикаторы особенностей категориальной сетки, специфики культурных контекстов, мотиваций и мотивировок.

Таким образом, актуальной задачей становится разработка категориальной сетки (шкалы исследования), которая бы включала категории социальных ценностей, культурных

09.10.2012


52

19


Предпочтений, социальные стереотипы, аттитюды и нарративы и позволяла максимально ярко отразить специфику конкретной культуры и выявить универсальные категории, определяющие социальное и культурное развитие исследуемого общества.

1. Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1986.

2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 1998.

3. Аристофан. Лягушки // Античная литература. Греция. Антология. Ч.2 / Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. М.: Высш. школа, 1989.

4. Асмус В. Ф. Античные мыслители об искусстве. М.: Изогиз, 1937.

5. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во МГУ, 1992.

6. Ботвинник М. Н. Примечания к «Изречениям спартанцев» // Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.

7. История древнего мира: В 3 т. Т. II / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Гл. ред. восточной лит-ры, 1989.

8. История зарубежного искусства / Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. М.: Искусство, 1971.

9. Курций Руф К. История Александра Македонского // Историки античности: В 2 т. Т. I / Пер. с древнегреч.; сост., вступ. ст. и примеч. М. Томашевской. М.: Правда, 1989.

10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979.

68

11. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.

12. Марциал. Эпиграммы. СПб.: АО «Комплект», 1994.

13. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988.

14. Пиотровский А. Комедия-памфлет // Аристофан. Всадники. Пг.: Изд-во М. и С.
Сабашниковых, 1923.

15. Пичикян И. Р. Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды. М.: Наука; Гл. ред. восточной лит-ры, 1991.

16. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.

17. Проблемы национальной психологии Японии / Под ред. Ю. М. Корнилова. М.: ИНИОН АН СССР, 1977.

18. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН; Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

19. Фукидид. История // Историки античности: В 2 т. Т. I. Древняя Греция / Пер. с древнегреч сост., вступ. ст. и примеч. М. Томашевской. М.: Правда, 1989.

20. Эллинские поэты VII–III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров М.: Ладомир, 1999.

21. Hofstede G. Culture's consequences. International differences in work-related values. Beverly Hills: L. Sage Publ., 1980.

Поступила в редакцию 26.VI 2001 г.

1 Термины Etic И Emic Созданы по аналогии с лингвистическими дисциплинами: фонЕтиКой —

Наукой о звуках, имеющихся во всех языках, и фонЕмиКой, изучающей звуки, специфичные для

Одного языка.

09.10.2012


«Университетский ресурсный центр практической психологии и педагогики толерантности» при поддержке Фонда Сороса, факультет пси1

132