■ Возникновение концепции «картины мира» // Предыстория исследования «картины мира»

В 50-е гг. основным направлением, конкурирующим с исследованием ценностей, было изучение «картины мира» (world-view), из которого и развилась впоследствии когнитивная антропология. Оно связано с воскрешением идеи Рут Бенедикт об этосе культуры. Однако теперь эта концепция приобретает новое звучание и фактически подводит к концепции «картины мира». «Специфические оттенки поведения в любых случаях указывают на этос. Они являются выражениями стандартизованной системы эмоциональных установок. В этом случае люди временно принимают определенный комплекс чувств в отношении остального мира, определенную установку по отношению к реальности, и они будут шутить над предметами, о которых они в другое время будут рассуждать серьезно... Иногда та же самая группа может принимать другой этос... Момент, который я хотел бы подчеркнуть в этом примере — это то, что любая группа может основывать среди своих членов этос, который, коль скоро он образовался, становится самым реальным фактором в детерминировании их поведения. Этот этос выражается в характере их поведения...»5 Предполагая, что такое


Положение дел можно прилагать к целым обществам, особенно малым и изолированным, Грегори Бейтсон (Bateson) исследовал с этой точки зрения народность иатмул. Здесь он обнаруживает не один этос, а два — один для мужчин и другой для женщин. Для объяснения этой этологической полярности Бейтсон предлагает понятие схизмогенезиса, которое он определяет как «процесс дифференциации норм поведения индивида, происходящий от кумулятивного взаимодействия между индивидами»[205]. Преимущество этого понятия в обеспечении динамической интерпретации, которая противопоставляется с имплицитно статическим воззрением на культуру, который мы находим в «Моделях культуры» Рут Бенедикт. Другое понятие, используемое Бейтсоном — это понятие эйдоса, которое он определяет как стандартизацию когнитивных аспектов личности индивидов внутри общества.

Аналогичным образом и Моррис Оплер (Opler) утверждал, что редко можно встретить культуры с преобладанием одного интегрального принципа. Оплер предложил понятие «темы культуры», которые он понимал как «динамические утверждения», которые обнаруживаются в ограниченном количестве в каждой культуре и которые структурируют природу реальности для ее членов[206].