XII ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Г. П. ЩЕДРОВИЦКОГО

23 февраля 2006 г. в Москве прошли очередные, XII Чтения памяти Г. П. Щедровицкого. Их темой стал вклад Московского методологического кружка (ММК) в мировую философско-методологическую мысль: ключевые идеи и достижения.

Это мероприятие проходит ежегодно в день его рождения. По сложившейся традиции — это прежде всего встреча многочисленных учеников, последователей Г. П. Щедровицкого (как все его до сих пор называют), а также тех, кого интересует совершенно неординарный феномен Г. П. Щедровицкого, создавшего не только учение под названием «системомыследеятельностная методология», но и методологическое движение,

180

В котором до сих пор участвуют сотни и тысячи людей.

Отметим, что людей, так сказать, «со стороны» с каждым годом на Чтениях становится все больше. Да и само методологическое сообщество постепенно из закрытого, «эзотерического» кружка превращается действительно в открытое интеллектуальное, социокультурное «движение» — открытое для критики, содержательных дискуссий с представителями других школ и направлений в современной философско-методологической мысли. Методологическое сообщество ищет пути институционализации и включения своих разработок, своего интеллектуального потенциала в новые социально-политический и социокультурный контексты — в 2005 г. был учрежден Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», который уже второй год выступает организатором Чтений.

Тенденция к открытости Московского методологического кружка нашла свое отражение и в программе Чтений — постепенно «мемориальный» жанр выступлений меняется на проблемно-ориентированные доклады и обсуждения, в центре которых — представления и идеи ММК в их применении к актуальным проблемам современности.

В этом году в центре внимания были мыследеятельностные представления ММК. По словам ведущего — П. Г. Щедровицкого, — они представляют собой «высшую точку развития представлений Георгия Петровича Щедровицкого, к которой достаточно длительное время двигалась программа исследований и разработок кружка». Изданные указанным фондом два тома лекций и материалов Г. П. Щедровицкого «Знак и деятельность» дают наглядное изложение этого движения.

Однако на Чтениях была отдана дань и «мемориальной» традиции в выступлениях. Так, в своем эмоциональном выступлении А. М. Пятигорский — известный российский философ, буддолог, живущий ныне в Великобритании, — подчеркнул, какое огромное влияние на него оказал Г. П.Щедровицкий, какие из выдвинутых (как бы «между прочим») идей предвосхитили развитие мировой лингвистики, новейшей феноменологии и философии истории. Г. П. Щедровицкий, по словам А. М. Пятигорского, был из тех идей, которые «не подчинялись времени, а своим думанием в каком-то — пусть в ограниченном — смысле функционально его определяли. Он был одним из них и одним из главных «думателей» того времени.

А. М. Лола — специалист по архитектуре и градостроительству — представил свою новую книгу, которая, по его словам, не могла состояться, если бы не Г. П. Щедровицкий,

05.10.2012


179

2


Поскольку именно он один из немногих со времен Витрувия, кто внес значительный вклад в становление теории градостроительства.

Содержательная часть Чтений состояла из трех коллоквиумов:

1) организационно-деятельностная (организационно-мыслительная) и объектно-
онтологическая перспективы использования представлений о мыследеятельности;

2) пересмотр (переинтерпретация, перечтение) понятий мышления, деятельности и коммуникации в рамках мыследеятельностного подхода (1950–1970-е гг. сквозь призму 1980-х);

3) схемы и схематизация в традиции и практике ММК.

На первом коллоквиуме с докладами выступили П. В. Малиновский И В. Л. Данилова. В первом докладе на тему «Категориальный статус схемы мыследеятельности: контексты функционирования и развития» был подчеркнут особый вклад ММК и Г. П. Щедровицкого, состоявший во введении в научный обиход принципиально новой категории — мыследеятельности. По утверждению П. В. Малиновского, схема мыследеятельности задает пятую (со времен Г. Гегеля) парадигму развития, в которой намечены перспективы снятия как парадигмы Гегеля (в ней развитие приписывается понятию), так и парадигме Маркса (в ней развитие полагается «через развитие форм общения в социальности»). В дискуссиях по первому докладу выступили М. Г. Флямер, Р. Максудов, А. А. Тюков И другие.

В докладе В. Л. Даниловой «Изображение механизмов изменения деятельности в схемах системомыследеятельностного подхода» была представлена реконструкция перехода от деятельностных к мыследеятельностным представлениям в истории ММК. По мнению докладчика, для деятельностного периода характерно представление процесса развития как «изменения деятельности в рамках процесса воспроизводства. <...> Таким образом, в базовых схемах теоретико-деятельностного подхода изменения всегда являются как бы вынужденными. Они возникают тогда, когда процессы производства или процесс воспроизводства не могут осуществиться, когда на них возникают разрывы. И, таким образом, с самого начала эти изменения вписаны в рамку или производства, или воспроизводства. Они являются локальными, результаты этих изменений имеют как бы предуготованное им место». При переходе ММК к мыследеятельностным представлениям, который докладчик связывает с началом освоения в 1970-е гг. «онтологии изменяющегося мира», в этих представлениях была зафиксирована фактически бесконечная, безграничная изменчивость как базовая характеристика мира. В то же время мыследеятельностные представления значительно усложняют саму проблематику развития и вместе с этим дают возможность реализации самых различных идеалов развития. С возражениями,

181

Комментариями и вопросам к докладу В. Л. Даниловой выступили В. М. Розин, М. Г. Флямер, А. Остапович, Л. Н. Алексеева И другие.

Во втором коллоквиуме были представлены доклады молодого поколения методологов. В докладе М. Г. Флямера «Мыследеятельностная трактовка способов организации и организованностей коммуникации» была представлена попытка проблематизировать представления о коммуникации, которые сложились в мыследеятельностных представлениях в связи с проблемой объекта и объективности. По мнению докладчика, мы должны рассматривать коммуникацию как мыслительную «форму организации коммуникации» и определять функциональный контекст полагания

05.10.2012


179

Процессов коммуникации; коммуникация — это тот «пояс чистого мышления», внутри которого за счет разных возможностей удержания разных позиций и разных пониманий каждый раз может выявляться и демонстрироваться несоразмерность объектов, вводимых мышлением, ситуационному пространству этой коммуникации. В дискуссии по данному докладу выступили Ф. О. Александров, П. Г. Щедровицкий, Р. Р. Максудов И другие.

В докладе В. Г. Марачи «Парадигмы нормативности мышления в интеллектуальной традиции ММК: взгляд сквозь призму мыследеятельностного подхода» была представлена реконструкция базовых нормативных принципов методологического мышления, освоение которых необходимо для возрождения интеллектуальной традиции ММК. Первая парадигма — «логико-эмпирическая», она же «семиотическая», вторая — «инженерно-конструктивистская», третья — «социологически-гуманитарная», она же «социокультурная». По мнению В. Г. Марачи, для интеллектуальной традиции ММК характерно сохранение базовых нормативных принципов мышления на протяжении всей истории кружка — менялись лишь способы интерпретации этих принципов. Ведущим же было всегда «практическое отношение мышления к миру с рефлексивно-практическим отношением этого мышления к самому себе». В дискуссиях по докладу выступили К. Б. Горынин, В. Г. Семенов, С. А. Чекин И другие.

В заключительном третьем коллоквиуме был представлен только один доклад Б. В. Сазонова «Процессы схематизации и схемы в ММК: к проблеме онтологического статуса схем». Он обозначил разделение онтологических схем и схем формализованного языка науки как одно из достижений ММК. В канонической науке знаковая форма является модельной по отношению к некоторому объекту, и ее элементы тоже являются элементами модели. Что касается Московского методологического кружка, то там главная установка была на «метод восхождения», на построение некоторой теоретической конструкции как исследовательской по отношению к тому или иному объекту, но таким «методом восхождения», когда задается некоторая «клеточка», развертывающаяся в ту или иную конструкцию. В то же время ММК создал свою собственную специфику в формировании онтологических схем. Здесь онтология понимается как некоторая рамочная действительность, которая позволяет понять, что происходит со знаковой формой, и задать ту или иную программу дальнейшего эмпирического исследования в том числе. По докладу Б. В. Сазонова выступили П. С. Писарский, В. Г. Марача, А. А. Тюков, С. А. Чекин И другие.

В заключение П. Г. Щедровицкий огласил программу Чтений до 2014 г. — года 85-летия Г. П. Щедровицкого.

Более подробные материалы о XII и всех предыдущих Чтениях памяти Г. П. Щедровицкого можно найти на сайте Www. fondgp. ru.

А. В. Русаков

Москва

05.10.2012


170

170 ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ