ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПЕРСОНАЖАМ СКАЗКИ ОТ ЕЕ КОМПОЗИЦИИ
Е. Г. АЛЕКСЕЕНКОВА, В. Н. АНДРЕЕВА
Исследуется один из аспектов влияния народной волшебной сказки на формирование этических эталонов у дошкольников. Показана зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм, от ее композиционного строя. В работе экспериментально доказано, что нарушение традиционной композиции народной волшебной сказки приводит к несоответствию эмоционального отношения дошкольника объективному характеру нравственной поляризации персонажей сказки и в целом к этической дезориентации ребенка.
Ключевые слова: сказка, этические эталоны, эмоциональное отношение, дошкольники.
В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного,
40
Психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии. Однако на сегодняшний день нельзя сказать, что этот потенциал максимально востребован. Интерес к проблеме сказки обусловлен прежде всего потребностями психологической практики при слабом собственно исследовательском интересе. Разработка новых технологий осуществляется в лучшем случае на базе теоретических положений, выдвинутых признанными психологическими направлениями (юнгианство, фрейдизм), а в худшем — либо вообще без необходимого исследовательского и теоретического фундамента, либо на основе нескольких эклектически объединенных предположений, взятых из различных, порой даже по сути противоречащих друг другу, подходов [11].
Анализ литературных источников показывает, что не существует общепринятого определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного решения, что может объясняться чрезвычайным разнообразием сказок и по героям, и по сюжетам, и по композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу различения сказок [9], [10], [12]. Тем не менее в ряде работ в качестве особого вида выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии дошкольника [9], [12].
Вопрос о психологических механизмах такого влияния остается во многом неясным. В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, называют процесс идентификации ребенка с главным героем, чему способствует ряд специфических особенностей сказки, касающихся и сюжета, и характеристик персонажей, и устройства сказочного мира в целом [2], [11], [13], [16], [20]. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно-следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки, семантической неперегруженностью сказки и т. д.
05.10.2012
39
[2], [6], [13].
В ряде исследований подчеркивается роль сказки в формировании эмоциональной сферы ребенка [13], [14]. Признается посредническая функция сказочно-фольклорного мира между развивающимся детским сознанием и реальностью, между внутренним и внешним объективным миром [2], [11], [16], [20].
Сторонники концепции сказки как механизма сопровождения перехода ребенка из детского состояния во взрослое считают, что многократное прослушивание одних и тех же сказок соответствует отработке инфантильных травм, отыгрыванию страхов и подготовке к переживаниям определенных возрастных кризисов [2], [3], [6].
Согласно представлениям различных авторов, волшебная сказка, обучая ребенка приемам метафоризации, наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, проникновения в мир смыслов, скрывающихся за предметами, систематизирования и структурирования приобретаемого и уже существующего опыта. Сказка является источником развития воображения ребенка. Наконец, в наиболее сообразной возрастным особенностям ребенка форме она задает в его сознании полярные эталоны всех основных человеческих категорий, с помощью которых человек строит модель мира и осознает самого себя [10], [14], [16], [20]. К сожалению, многие рассмотренные позиции на сегодняшний день остаются на уровне гипотез из-за отсутствия экспериментального подтверждения.
При анализе сказок нередко подчеркивается наличие в них персонифицированного в форме конфликта ее героев противопоставления добра и зла ([1], [9], [15]), задающего ребенку полярные эталоны для построения «шкалы» оценки нравственности того или иного поступка, для ориентации собственного поведения относительно нее. Однако попытки экспериментально опосредствовать этический поступок ребенка
41
В реальной ситуации нравственного выбора с помощью образцов (эталонов) поведения персонажей сказки показали, что дошкольники, Знающие, как им следовало бы вести себя, все же, как правило, не могут руководствоваться примером поведения сказочного героя [19].
В нашей работе мы исходили из положения о том, что наряду со знанием двух полярных эталонов, воплощающих в конкретной форме категории добра и зла, сопоставлением себя и своих поступков с эталонами самим ребенком важнейшим условием нравственного поведения дошкольника в ситуации морального выбора является обязательное Полярное эмоциональное отношение К этическим эталонам [18], [19].
По мнению ряда исследователей, наиболее ярко противопоставление добра и зла, персонифицированных в образах сказочных персонажей — Героя И Антагониста, представлено В народных волшебных сказках [5], [7], [9], [10], [15].
ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящей работе была поставлена цель — исследовать характер зависимости эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций Героя На действия Испытателей. При этом мы опирались на выделенную В. Я. Проппом структуру волшебной сказки, включающую семь действующих лиц, выполняющих основные сказочные функции: Антагонист, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой,
05.10.2012
39
3
Ложный герой [9].
Гипотеза Исследования заключалась в том, что соответствие эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации персонажей народной волшебной сказки зависит от ее композиции (в частности, от характера развязки, включающей в себя ликвидацию начальной беды, возвращение Героя, преследование его Антагонистом И спасение Героя От преследования Антагонистом, а также реакций героя на действия Испытателей).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие Задачи:
1) изучить характер поляризации эмоционального отношения к персонажам сказки у
детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и
искаженной версий народной волшебной сказки;
2) выявить возрастные и гендерные особенности изменения эмоционального
отношения старших дошкольников к действующим лицам искаженной версии народной
волшебной сказки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач в качестве экспериментального материала использовалась народная волшебная сказка «Гуси-лебеди» [8]. Мы подготовили два варианта этой сказки: традиционный — для проведения в контрольной группе и экспериментальный (с изменением композиции) — для проведения в экспериментальной группе. В исследовании приняли участие 144 ребенка старшего дошкольного возраста (в контрольную группу вошло 70 человек (29 мальчиков и 41 девочка; из них 12 мальчиков и 17 девочек в возрасте 5 лет и 17 мальчиков и 24 девочки в возрасте 6 лет); в экспериментальную группу — 74 человека (29 мальчиков и 45 девочек; из них 17 мальчиков и 12 девочек в возрасте 5 лет и 12 мальчиков и 33 девочки в возрасте 6 лет)).
При создании экспериментального варианта начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний Героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от
42
Погони, означающее победу Антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.
Процедура эксперимента включала в себя три этапа.
На первом этапе изучалось эмоциональное отношение детей старшего дошкольного возраста к персонажам народной волшебной сказки до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный А. М. Эткиндом [17]. В задании № 1 ребенку предлагалось восемь цветовых стимулов (карточек), которые он должен был соотнести с характером следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка, Яблонька. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к Характеру Сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду. Задание № 2 заключалось в ранжировании цветных карточек,
05.10.2012
39
4
Начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным». Работа проводилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Второй этап исследования включал предъявление испытуемым экспериментальной группы варианта сказки с искаженной композицией, а участником контрольной группы — с неизменной композицией.
На третьем этапе исследования осуществлялось повторное применение ЦТО для исследования изменения эмоционального отношения детей к персонажам. При этом специально подчеркивалось, что необходимо подобрать цвета, подходящие для характеров персонажей именно Только что прослушанной сказки, а не вообще для Братца Иванушки, Сестрицы Аленушки и других.
При обработке результатов знак и интенсивность эмоционального отношения дошкольников к тому или иному персонажу определялись местом (рангом) соотносимого с ним цвета в шкале цветовых предпочтений ребенка.
Для статистической обработки результатов эксперимента были использованы следующие методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для определения тесноты и направления корреляционной связи между двумя групповыми иерархиями, между двумя признаками, измеренными в одной и той же группе); G-критерий знаков (для оценки достоверности сдвига признака от первого замера ко второму).
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Картину поляризации эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до экспериментальной ситуации можно представить в виде усредненных и упорядоченных по возрастанию ранговых мест персонажей в шкале, где первый ранг соответствует максимально положительному эмоциональному отношению, а восьмой — максимально отрицательному.
Из рис. 1 видно, что в целом старшие дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп имеют сходные тенденции в эмоциональном отношении к образам сказочных персонажей. При этом наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Сестрица Аленушка, Братец Иванушка. Они часто встречаются в народных волшебных сказках в положительных ролях Героев Или Искомых персонажей И, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение. Последнее место отводится образу Бабы-Яги, предстающей в сказках, как правило, в роли Антагониста/вредителя. К неантропоморфным образам персонажей Еж, Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка и Яблонька старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения. Степень соответствия рангов в рейтингах сказочных персонажей в двух группах в соответствии
43
С коэффициентом ранговой корреляции Спирмена высокая (rs=0,929, p≤0,01).
Эмоциональное отношение к персонажам сказки в контрольной и экспериментальной группах до и после предъявления в них традиционного и измененного ее вариантов представлено на рис. 2 и 3.
05.10.2012
39
5
Как видно из рис. 2, в целом эмоциональное отношение к образам сказочных персонажей у дошкольников контрольной группы, прослушавших сказку «Гуси-лебеди» с традиционной композицией, не изменилось. Степень соответствия рангов в рейтингах сказочных персонажей высока (rs=0,955, p≤0,01).
Рис. 3 показывает, что эмоциональное отношение к образам сказочных персонажей у детей, прослушавших версию сказки с искаженной композиционной структурой, значительно изменяется. Образ Сестрицы Аленушки с первого места (ранг 2,58) был перенесен на предпоследнее шестое место (4,36); образ Братца Иванушки со второго места (3,16) переместился на первое (2,36); второе место (3,05), передвигаясь с пятого (4,18), занял образ сказочного Ежа; на третье место (3,38), вместо исходного четвертого (3,88), был поставлен образ Молочной Речки, Кисельных Берегов; четвертое и пятое, вместо бывших шестого и третьего мест, заняли остальные Испытатели Печка (3,96 против 4,55) и Яблонька (4,09 против 3,76) соответственно. Значения коэффициента ранговой
44
05.10.2012
39
6
Корреляции Спирмена в данном случае не достигают уровня статистической значимости (p≤0,05), что указывает на достоверность изменения эмоционального отношения детей к персонажам сказки.
При рассмотрении экспериментальной группы с целью возможного выявления в ней возрастных различий в характере изменения эмоционального отношения к действующим лицам сказки обнаружились интересные закономерности (табл. 1).
У дошкольников пяти лет изменение эмоционального отношения к образам Сестрицы Аленушки в роли Героя И Бабы-Яги в роли Антагониста/вредителя Не имеет однозначной тенденции. Доля детей, все-таки пересмотревших свое отношение к данным образам в пользу их большего эмоционального отвержения, несущественно превышает долю детей, эмоциональное отношение которых к этим персонажам даже несколько улучшилось. Также не достигают уровня статистической достоверности сдвиги в сторону улучшения эмоционального отношения к образам Братца Иванушки в роли Искомого персонажа И Помощника — Ежа.
Дошкольники шести лет демонстрируют значительное изменение эмоционального отношения в сторону его ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли Героя (p≤0,001) и Бабы-Яги в роли Антагониста (p≤0,05), а также в сторону улучшения к образам Братца Иванушки (p≤0,05) и Ежа (p≤0,001), исполняющих круг действий Искомого персонажа И Помощника.
Данный факт может объясняться следующим. У детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид [14]. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане. Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей.
Известно также, что адекватное эмоциональное отношение дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста [4].
Можно предположить, что дети пяти лет, идентифицируясь с образом какого-либо
05.10.2012
39
7
45
Таблица 1
Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания Версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Персонажа, в силу большего, чем у шестилетних детей, эгоцентризма не могут отстраниться от него, занять независимую позицию стороннего наблюдателя, позволяющую адекватно отнестись к этому персонажу. Продолжая идентифицироваться с ним, дошкольники демонстрируют к нему положительное эмоциональное отношение, определяющее и систему отношений ко всем остальным персонажам.
Таким образом, наше исследование на материале восприятия детьми народной волшебной сказки позволяет уловить один из моментов перехода ребенка на новый уровень развития морального сознания.
В работе были выявлены некоторые гендерные особенности изменения эмоционального отношения детей шести лет к персонажам сказки после прослушивания ее искаженного варианта (табл. 2).
У мальчиков в рассматриваемой группе обнаружено значительное ухудшение эмоционального отношения к образу Сестрицы Аленушки в роли Героя, а также улучшение к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий Искомого персонажа И Помощника (p≤0,05).
У девочек же видны значительные изменения эмоционального отношения в пользу их ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли Героя (p≤0,001) и Бабы-Яги в роли Антагониста (p≤0,01), а также в сторону их улучшения к образу Ежа, исполняющего круг действий Помощника (p≤0,01).
Таким образом, можно констатировать, что в изменении эмоционального отношения старших дошкольников к образам сказочных персонажей при нарушении композиционного строя прослеживаются различия, которые проявляются в достоверном улучшении эмоционального отношения к мужскому образу Искомого персонажа У мальчиков, не наблюдающемся у девочек, и в достоверном ухудшении эмоционального отношения к образу Антагониста У девочек.
Мальчики, которые еще до процедуры предъявления им экспериментального варианта сказки больше симпатизировали образу Братца Иванушки, чем девочки, в связи с актуальностью процессов полоролевой идентификации, после указанной процедуры еще больше утвердились в своем положительном отношении к данному образу. Кроме того, Братец Иванушка не делает в сказке ничего плохого, в отличие от остальных персонажей,
05.10.2012
39 8
Действия которых так или иначе привели к негативному финалу.
Девочки же по причине все той же значимости процессов половой идентификации до процедуры эксперимента более
46
Симпатизировали образу Сестрицы Аленушки, чем образу Братца Иванушки (в отличие от мальчиков). Можно предположить, что процесс эмоциональной идентификации с данным персонажем и определил поначалу объект развертывающихся эмпатических переживаний, вместе с которым девочки участвовали в сказочных событиях до тех пор, пока герой соответствовал всем сказочным канонам и упорно боролся за спасение искомого персонажа. Череда же искаженных композиционных элементов сказки, а именно непрохождение серии трех испытаний героем и победа антагониста, ослабляет процесс эмоционального уподобления герою и вызывает у девочек разочарование в нем, проявляющееся в достоверном ухудшении эмоционального отношения к нему. При этом естественным кажется уход на второй план образа Братца Иванушки, изменение эмоционального отношения к которому здесь недостоверно, а также значительное (достоверное) ухудшение эмоционального отношения к фигуре антагониста (в отличие от недостоверного — у мальчиков). Последнее может объясняться компенсацией разочарования в герое, с которым имела место эмоциональная идентификация, «поиском виноватого» в том, что он продемонстрировал свою геройскую несостоятельность.
ВЫВОДЫ
1. Проведенное исследование экспериментально подтвердило предположение о том, что искажение композиции народной волшебной сказки ведет к формированию такого эмоционального отношения к ее персонажам, которое не соответствует объективному характеру их нравственной поляризации. Прежде всего предъявление детям такой сказки приводит к изменению отношения к двум главным действующим лицам — Герою И Антагонисту. А так как они представляют собой персонифицированные полярные категории добра и зла, т. е. этические эталоны, формирование которых в старшем дошкольном возрасте является актуальным, то можно констатировать, что искажение композиционного строения народной волшебной сказки делает данную сказку неприменимой для целей такого формирования (кстати, примеры подобных искажений можно наблюдать и в некоторых авторских сказках).
05.10.2012
39
Противоположный традиционному характер развязки и реакций Героя На действия Испытателей, с одной стороны, психологизирует образы действующих лиц сказки, приближает их к реальной действительности, но, с другой — затрудняет выделение в них тех нравственных характеристик, которые заложены народной волшебной сказкой. Таким образом, композиция
47
Народной волшебной сказки является условием, определяющим возможность ее использования в формировании полярного эмоционального отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе сказка.
2. Предъявление детям сказки с искаженной композицией приводит к изменению отношения не только к главным действующим лицам (Герою И Антагонисту), действия которых отклоняются от традиционных, но и к второстепенным (Искомому персонажу И Помощнику), функции которых остаются неизменными. Таким образом, нарушение традиционной композиции волшебной сказки приводит к появлению неадекватного отношения к персонажам сказки и в целом ведет к этической дезориентации ребенка.
3. Обнаружены возрастные различия в интенсивности изменения эмоционального отношения к образам персонажей, выступающим в роли действующих лиц сказки с искаженной композицией. Дети шести лет (в отличие от детей пяти лет) демонстрируют значимые изменения эмоционального отношения ко всем четырем указанным выше персонажам. Таким образом, наше исследование подтверждает данные других авторов о роли внешнего оформления образа персонажа при его оценке дошкольниками, о возрастной обусловленности способности к эмоциональному отстранению от идентифицируемого объекта для формирования адекватного эмоционального отношения к нему, о динамике эмоционального компонента нравственного развития в дошкольном возрасте [4], [14].
4. Эмоциональное отношение дошкольников к персонажам сказки и, следовательно, восприятие ими полярных этических эталонов во многом определяется протекающими в дошкольном возрасте процессами половой идентификации, что также необходимо учитывать, выстраивая работу по нравственному развитию дошкольников.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской
Субкультуре. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-
89, 2001.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2001.
4. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение:
Автореф. канд. дис. СПб., 1998.
5. Лихачёв Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.:
Алетейа, 1999. С. 20–23, 129–134.
6. Медведев В. А. Там, на неведомых дорожках... Психоанализ сказки: профилактика,
Диагностика и терапия // Психол. газета. 1996. № 6.
7. Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки // Структура волшебной
Сказки / Под ред. Н. В. Усенко. М.: РГГУ, 2001. С. 163–199.
8. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева // Собр. сказок: В 3 т. / Сост. Л. Г. Бараг, Н. В.
Новиков. М.: Наука, 1989. Т. 1. С. 147–148.
9. Пропп В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.:
Лабиринт, 1998.
05.10.2012
39
10
10. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000.
11. Сапогова Е. Е. Морфология и психосемиотика сказки в контексте моделирующих процессов
Воображения // Журн. практ. психолога. 1999. № 10–11. С. 6–11.
12. Сказки // Собр. сказок: В 3 т. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю. Т. Круглова.
М.: Сов. Россия, 1988. Т. 1.
13. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Класс, 2000.
14. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф.
Канд. дис. М., 1987.
15. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. СПб.: Б. С.К., 1998.
16. Эльконинова Л. И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. № 4. С. 187–191.
17. Эткинд А. М. Разработка медико-психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств: Автореф. канд. дис. Л., 1985.
18. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.
19. Якобсон С. Г., Почеревина Л. П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопр. психол. 1982. № 1. С. 40–50.
20. Яничев П. И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки //
Журн. практ. психолога. 1999. № 10–11. С. 28–35.
Поступила в редакцию 24.I 2005 г.
05.10.2012
3
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ