§3 Вклад В. Г. Белинского в теорию редактирования, Коллектив авторов

В трудах В. Г. Белинского рассматриваются собственно предметный указательИздания и предметный указательПроизведения литературы. Он создал целое учение о предметный указательЖурнализме, рассматривая журнал как вид издания, обосновал специфику подготовки предметный указательСобраний сочинений. В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изданий и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей.

Большое значение придавал именной указательБелинский деятельности журналов и журналистов. Он писал: "Из уст журнала не должно исходить слово праздно... Журналист делает преступление, помещая в своем журнале статью, в помещении которой не может дать отчета"белинский в.г. полн. собр. соч. т. xi. - м.: изд-во ан ссср, 1956. - с. 361. .

Выше говорилось, что ведущую роль 1840-х годов в российском издательском деле играли журналы. именной указательБелинский писал по этому поводу: "Как ни мало теперь у нас журналов, но все больше, чем книг".

В статье предметный указатель"Ничто о ничем, или Отчет г. издателю "Телескопа" за последнее полугодие (1835) русской литературы" ("Телескоп". - 1836. - №1-4), которая явилась его первым опытом подготовки предметный указательОбзора литературы за определенный период (в дальнейшем такие обзоры войдут в традицию журналов "Отечественные записки" и "Современник"), Белинский пишет о современных журналах - предметный указатель"Библиотека для чтения" и предметный указатель"Московский наблюдатель". С точки зрения предметный указательРедактирования, интересны аспекты анализа, который провел критик. Так, рассматривая журнал предметный указатель"Библиотека для чтения", Белинский задается целью показать, на какого читателя он рассчитан и в чем причина его успеха. Раскрыв основные черты каждого отела, именной указательБелинский приходит к выводу, что предметный указатель"Библиотека для чтения" - журнал провинциальный. Вот причина его силы. Важным качеством журнала критик называет наличие у издания ярко выраженной общей направленности. Интересно, что, хотя предметный указатель"Библиотека для чтения", по мнению Белинского, не отвечает требованиям, предъявляемым к демократическому журналу, он особенно положительно отмечает общность его материалов. "Журнал должен иметь прежде всего физиономию, характер, альманашная безличность для него всего хуже", - пишет он. Основной вывод из данного рассуждения ориентирован на задачи редактора, который, заботясь о разнообразии материалов, должен обеспечивать журналу единое, строго выдержанное направление.

Не менее существенен для предметный указательРедактирования и второй тезис данной статьи: редактор обязан учитывать запросы читателей. предметный указатель"Библиотека для чтения" знает потребности провинциального читателя, именно это сделало ее столь популярной.

Останавливается критик и на средствах достижения популярности журнала. Он критикует предметный указатель"Библиотеку" за "цинический" развязный тон, самохвальство, мелкое остроумничанье в критических рецензиях, за неточные факты в материалах, погоню за сенсацией.

именной указательБелинский подчеркивает, что важными отделами каждого журнала должны быть предметный указательОтделы критики и библиографии. Именно эти отделы наиболее полно отражают "дух и направление журнала", через эти отделы журнал прежде всего реализует свое основное назначение - быть "руководителем общества". Интересно в связи с этим высказывание именной указательБелинского о характере критики и библиографии: "Критика должна составлять душу журнала, жизнь журнала, должна быть постоянным его отделением, длинною, непрерывающеюся и не заканчивающеюся статьею... Для журнала библиография есть столько же душа и жизнь, сколько и критика"белинский в.г. полн. собр. соч. т. ii. - м.: изд-во ан ссср, 1953. - с. 46. .

В предметный указательСтатьях, предметный указательОбзорах, предметный указательРецензиях именной указательБелинского содержится богатый материал, дающий основание для рассмотрения требований к предметный указательПроизведениям литературы и предметный указательИзданиям. Последнее особенно существенно. Рассуждения Белинского о собственно изданиях послужили развитию теоретических оснований подготовки различных типов и видов изданий, в первую очередь журналов, газет и собраний сочинений писателей.

Кроме того, для теории и практики редактирования имеет огромное значение конкретный опыт именной указательБелинского - предметный указательРедактора, предметный указательИздателя. Многие годы Белинский являлся фактическим редактором и руководителем изданий. С 1833 года Белинский, исключенный из университета за антикрепостническую драму "Дмитрий Калинин", начинает сотрудничать в изданиях Н. И. Надеждина - журнале предметный указатель"Телескоп" и предметный указательГазете "Молва". А с отъездом Надеждина за границу в 1835 году становится официальным редактором-издателем этих изданий. В 1838-1839 годах Белинский руководил журналом предметный указатель"Московский наблюдатель". Переехав осенью 1839 года в Петербург, Белинский становится сотрудником отделов критики и библиографии журналов "Отечественные записки" и предметный указатель"Современник" и неофициальным редактором этих изданий(1839-1848). Одновременно он печатает свои статьи в газете "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", переименованной в 1840 году в предметный указатель"Литературную газету".

Анализ работы именной указательБелинского дает основание говорить о том, что критик в качестве основных требований к журналу выдвигал требования разнообразия материала при сохранении единого твердого направления, хорошую постановку отделов критики и библиографии. В высказываниях Белинского сформулированы также требования к литературным произведениям. К ним относятся правдивое изображение действительности, гармоническая связь идеи с формой, понимание художественного произведения как целостного организма.

Общее направление рассуждений Белинского связано с требованиями, предъявляемыми к общественно-значимым, демократическим изданиям, рассчитанным не на "избранную" публику, а адресованным широким кругам читателей.

именной указательБелинский разработал положения реалистической эстетики и литературной критики, основываясь на конкретно-историческом анализе явлений литературы. Он стал основным теоретиком предметный указательРеализма в искусстве, выступая с требованиями народности, самобытности, верности и правдивости отражения жизни. Правдивость, народность рассматривались им как способность писателя смотреть на жизнь глазами народа, понимать его мысли и надежды.

С точки зрения теории редактирования интерес представляет многоплановое рассмотрение литературного произведения, подразумевающее глубокое понимание важности связи идейного содержания и формы его подачи. В предметный указатель"Литературных мечтаниях" именной указательБелинский отмечает, что народность писателя проявляется "не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи". В ежегодных обзорах литературы, в статьях о Пушкине (11 статей написано в 1843-1846 годы), о Лермонтове, о Гоголе критик раскрыл их национальную самобытность, народность, гуманизм. Так, в статье предметный указатель"О русской повести и повестях Н. В. Гоголя" он пишет о том, что если изображение жизни верно, то и народно, тем самым связывая понятия народности и правды.

Система оценок формы и содержания литературного произведения в дальнейшем нашла свое развитие и во многом не утратила своих позиций вплоть до сегодняшнего дня. Обоснованные им критерии оценки литературного произведения используются и в современной теории редактирования. Не утратила своего значения и мысль Белинского о том, что оценка произведения литературы должна осуществляться с учетом исторических условий, в которые оно было написано. В статье, посвященной повестям А. Бестужева-Марлинского, которые в 1830-х годах пользовались у читающей публики большим успехом, именной указательБелинский подчеркивает, что для 1820-х годов эти повести были прогрессивным явлением, но после появления произведений именной указательН. В. Гоголя с его стремлением к правде, простоте, естественности, они из-за своей оторванности от жизни оставляют впечатление анахронизма.

Создав свой собственный тип статьи, именной указательБелинский сформулировал ряд критериев оценки подобных материалов. Их должны отличать емкость, многоплановость, простота, понятность и в то же время увлекательность. Последнее достигалось способом изложения материала в виде рассуждения, беседы, в разговорном стиде. Его статьи эмоциональны, взволнованы, задушевны. В то же время они всегда полемичны. Это особый тип статьи - глубокой по содержанию и беллетристической по форме. Он вводит термин предметный указатель"беллетристическая статья".

именной указательБелинский боролся за точный, простой и понятный "образованный" и художественно выразительный стиль изложения всякой темы - даже научной, стремился демократизировать литературную речь, освободить ее от тех ограничений, которые были установлены "светскими стилями русского высшего общества"виноградов в.в. очерки истории русского литературного языка xvii-xviii веков: учебник. - изд. 3. -м.: 1982. - с. 370-371. .

именной указательБелинского интересовал и язык переводов. Он писал: "Переводы необходимы и для образования нашего, еще не установившегося языка, только посредством их можно образовать из него такой орган, на коем бы можно было разыгрывать все неисчислимые разнообразные вариации человеческой мыслибелинский в.г. собр. соч. т. 1. - м., 1872. - с. 311. .

Много внимания уделял Белинский предметный указательКнижным изданиям. именной указательБелинский осудил принципы редактирования "Истории государства Российского" Карамзина, имея в виду "благой и мудрый совет - частию посократить, частию повыбросить примечания", который дали именной указательСмирдину писатели именной указательФ. В. Булгарин, именной указательН. И. Греч, именной указательО. И. Сенковский. Он недоумевает: "Зачем это было сделано? Затем, чтоб книжка была тоньше, издание обошлось дешевле, и его можно было бы пустить в продажу" именной указательсобр. соч. т. 1. - м., 1872. - с. 311.. Критически отнесся он и к другому изданию, в основном подчеркивая небрежность редактора. Он писал: именной указатель"Худшее издание сочинений Богдановича - это, бессомненно, именной указательСмирдинское 1846 года, который перепортил текст во всех наших авторах. У Ломоносова, Карамзина, Капниста, Лермонтова, словом, у всех, где не достает стихов, где они переломаны, где переставлены с места на место, даже у Карамзина один стих из 37 куплета попал вперед, в 12. Там вышло 7 стихов, а тут 9. Такие издания - стыд наших типографий"белинский в.г. полн. собр. соч. т. ix. - м., 1955. - с. 243. .

В 1840 году в рецензии на "Собрание сочинений" М. В. Ломоносова именной указательБелинский писал: "Творения Ломоносова имеют больше историческое, чем какое-нибудь другое достоинство: вот точка зрения, сообразно с которой должно издавать их...".

Обратим внимание на то, что в основу принципов подготовки изданий произведений того или иного писателя именной указательБелинский ставит значение этих произведений для современности. Он пишет: "Вследствие этого, вот, по нашему мнению, необходимые условия издания его сочинений: во-первых, они должны быть непременно все, без выбора и исключений, и расположены, хотя и по родам (т. е. стихотворения особо; ученые сочинения по части физики, химии, навигации - особо; похвальные слова и опыты истории России - особо), но в том порядке, в каком они вышли друг за другом из-под пера автора"белинский в.г. полн. собр. соч. t. i. - м., 1953. - с. 167. .

Критик определяет предметный указательХарактер издания, основываясь на специфике и значении произведений. Издание отражает, по мысли именной указательБелинского, определенное направление, связанное с интерпретацией произведений издателем. Так, произведения, имеющие в основном историческое значение, необходимо, по его мнению, издавать с исторической точки зрения.

Интересен отклик критика на серию именной указательА. Ф. Смирдина предметный указатель"Полное собрание сочинений русских авторов". После выхода в свет двух первых выпусков серии - сочинений Озерова и Фонвизина - именной указательБелинский пишет: "...Старинные писатели должны издаваться со всеми приложениями, способствующими к их изучению... Мы говорим о биографии писателя с обзором, преимущественно историческим и хронологическим, всей его литературной деятельности..."белинский в.г. полн. собр. соч. т. x. - м., 1955. - с. 54. .

Таким образом, постепенно литературная критика вырабатывает представление о предметный указательТипе издания. Не обозначая его современным названием "научное", именной указательБелинский выдвигает в качестве одного из критериев - изучение творчества писателя. В современном представлении это - предметный указательЦелевое назначение издания. Он предлагает в качестве одного из элементов предметный указательСправочного аппарата - исторический и хронологический обзор деятельности автора.

К середине XIX века складывается тип собраний сочинений писателя, который составляется редакторами на основе общепринятых принципов.

именной указательБелинский предлагает при подготовке предметный указательСобрания сочинений произведений писателей прошлого использовать хронологический принцип расположения материалов в сочетании с разделением произведений на большие группы в соответствии с жанровыми характером: стихотворения, поэмы, драматические сочинения, проза - отдельно художественная и научная.

Нужно сказать, что в это время внимание теоретиков литературы привлекают издания собраний сочинений писателей как самостоятельное явление, в чем-то влияющее на литературный процесс. Действительно, редактор, формирующий собрание сочинений автора и определяющий структуру расположения материала, в каком-то смысле влияет на особенности восприятия произведений.

Справедливо замечает именной указательП. Н Берков: "Издание "полных" или "избранных" сочинений писателя, на каком бы принципе оно ни основывалось, есть некоторое искусственное построение: произведения автора, печатавшиеся в разное время в разных периодических изданиях или отдельно, приобретавшие от соседства других авторов особые черты - полемические, литературно-партийные, программные и т. д. (подчеркнуто мною. - С. А.), будучи изъяты из своей исторической обстановки и собраны в специальное издание (подчеркнуто мною. - С. А.), утрачивают многое из присущего им как явлениям литературы определенной эпохи"берков п.н.- издания русских поэтов хviii века. история и текстологические проблемы // издание классической литературы: из опыта .

Подлинный исследователь изучает творчество писателя не по "полным собраниям сочинений", а в его, так сказать, "естественной" обстановке, в его реальном, а не библиографически восстановленном литературном окружении.

В разработке принципов формирования изданий собрания сочинений писателя сыграли ведущую рои выдающиеся литераторы, литературные критики, издатели, редакторы. Выработались два подхода к составлению таких изданий: так называемый "хронологический" и "биографический". Это объясняется изменением вкусов читающей публики - читателя интересуют не только собственно произведения, но и развитие творчества писателя. Собрания сочинений позволяют прослеживать путь становления писателя, его поиск. Это состояние отношения читателя к собранию сочинений выразил именной указательВ. Г. Белинский, который писал в журнале предметный указатель"Молва": "Еще при выходе сочинений Державина г. именной указательСмирдину было замечено в одном московском журнале, что стихотворения должны располагаться в хронологическом порядке, сообразно со временем их появления в свет. Такого рода издания представляют любопытную картину постепенного развития таланта художника и дают важные факты для эстетика и для историка литературы..."белинский в.г. полн. собр. соч. т. 1. - м., 1953. - с. 167. .

предметный указательХронологический принцип предполагает две возможности размещения материала - "историко-литературную", когда произведения располагаются в издании в соответствии со временем их написания, и "биографическую", когда в основу расположения материала кладут хронологию его творчества, а не его литературных произведений. Этот принцип широко используется и сегодня.

Первым высказался за использование данного принципа еще в 1832 г. именной указательН. А Полевой, а, как утверждает именной указательП. Н. Берков, "подлинным теоретиком и пропагандистом этого направления был именной указательВ. Г. Белинский"- берков п.н.- издания русских поэтов хviii века. история и текстологические проблемы // издание классической литературы: из опыта , который отстаивал и обосновывал хронологический порядок расположения литературного материала), с жанровым делением его (стихотворения, поэмы, драматические произведения и проза).

Белинский развивает хронологический принцип и в основу издания стихотворений Кольцова кладет не только исторический, но и эстетический принцип, отмечая лучшие произведения поэта и обеспечивая полноту издания. В статье предметный указатель"О жизни и сочинениях Кольцова", предпосланной изданным под его редакцией "Стихотворениям", критик пишет: "Теперь нам остается сказать о редакционной части издания сочинений Кольцова. Мы располагаем его сочинения по годам и разделили их на два отдела. В первом поместили мы одно лучшее, избранное, не нарушая однако же хронологической последовательности... Таким образом, из 125 пьес в первом отделе помещено 79 пьес. Остальные 46 стихотворений мы напечатали в особом отделе, под особой нумерацией, в виде приложения".

Для развития издательской практики издание именной указательБелинским стихотворений Кольцова стало в первой своей части своеобразным примером возможного издания "Избранного" того или иного поэта.

К середине XIX века предметный указательХронологический принцип расположения материала вполне утвердился в отечественном книгоиздании. Не случайно именной указательБелинский писал в предисловии к "Сочинениям" Державина: "В настоящее время все согласны в том, что хронологический порядок есть лучший способ размещения трудов замечательного писателя".

Ясно, что хронологический порядок расположения произведений отражает тенденцию усиления позиции автора в издании, показывает интерес к его творчеству в целом, как бы помещая отдельное произведение в контекст реальных реалий жизни и творческой судьбы автора, обогащая тем самым восприятие и понимание того или иного произведения.