Компонентный и целостный подходы к исследованию детской художественной одаренности

Компонентный подход

Этот подход рассматривает художественные способности как набор отдельных компонентов, каждый из которых отвечает за определенную область деятельности. Исследователи выделяют различные компоненты, такие как чувство высоты звука, ладовое чувство и способность к слуховому представлению.

По мнению сторонников компонентного подхода, эти компоненты можно измерить с помощью тестов и использовать для диагностики одаренности и прогнозирования успешности в искусстве.

Основные положения компонентного подхода:

  • Способности к разным видам творчества изучаются независимо друг от друга.
  • Способности являются врожденными и не могут существенно развиться.
  • Одаренность можно диагностировать с помощью тестов и раннего тестирования.
  • Детей можно разделить на способных и неспособных.
  • Можно жестко прогнозировать будущую успешность учащихся в искусстве.

Целостный подход

Другой подход к изучению художественных способностей подчеркивает значение общих способностей, характерных для определенного вида искусства. Эти способности не могут быть сведены к отдельным компонентам.

Например, музыкальность рассматривается как целостная структура, включающая ладовое чувство, способность к слуховому представлению и музыкально-ритмическое чувство. Эти компоненты не могут существовать независимо друг от друга и участвуют в переживании музыки как выражения некоторого содержания.

Основные положения целостного подхода:

  • Выделяются общие способности, характерные для конкретного вида искусства.
  • Способности развиваются в специально направленной деятельности и не являются чем-то постоянным.
  • Количественная оценка музыкальности не столь важна, как качественный анализ индивидуальных особенностей.
  • Необходимо выявить, какие способности преобладают у ребенка, а какие менее развиты.

Эстетическое отношение как основа художественного творчества

Некоторые исследователи не ограничиваются выделением способностей, а рассматривают художественное творчество как особое состояние личности. Это эстетическое отношение, которое характеризуется переживанием единства с миром и открытием внутренней жизни в объектах.

Эстетическое отношение приводит к созданию художественных образов, которые передают уникальный взгляд художника на мир. Художники стремятся сохранить пережитый опыт и сделать его доступным для восприятия других.

Вывод

Компонентный и целостный подходы к исследованию детской художественной одаренности имеют свои преимущества и недостатки. Компонентный подход позволяет диагностировать одаренность и прогнозировать успешность в искусстве, но не учитывает целостность способностей. Целостный подход подчеркивает значение общих способностей и индивидуальных особенностей, но затрудняет количественную оценку одаренности.

Наиболее перспективным является признание целостной структуры художественной одаренности и акцент на развитии эстетического отношения, которое является основой художественного творчества.

Шаги по развитию художественной одаренности детей:

  1. Развитие эстетического отношения к миру.
  2. Создание благоприятной среды для художественной деятельности.
  3. Обучение ценить собственный уникальный взгляд на мир.
  4. Формирование конкретных умений и технических навыков, которые будут выражать уникальность восприятия и эмоциональное отношение ребенка к действительности.

Ключевые особенности компонентного подхода

  • Способности к разным видам творчества изучаются независимо друг от друга.
  • Способности являются врожденными и не могут существенно развиться.
  • Одаренность можно диагностировать с помощью тестов и раннего тестирования.
  • Детей можно разделить на способных и неспособных.
  • Можно жестко прогнозировать будущую успешность учащихся в искусстве.

Ключевые особенности целостного подхода

  • Выделяются общие способности, характерные для конкретного вида искусства.
  • Способности развиваются в специально направленной деятельности и не являются чем-то постоянным.
  • Количественная оценка музыкальности не столь важна, как качественный анализ индивидуальных особенностей.
  • Необходимо выявить, какие способности преобладают у ребенка, а какие менее развиты.

Ключевые особенности эстетического отношения

  • Переживание единства с миром и отсутствие противопоставления себя и окружающих объектов.
  • Способность видеть и открывать внутреннюю жизнь в объектах.
  • Неутилитарный характер, изымающий объект из практической плоскости.
  • Особое состояние сознания, которое трансформирует восприятие.
  • Мотивирующий аспект: желание сохранить пережитый опыт и сделать его доступным для других.

Ключевые особенности детской психики, способствующие развитию эстетического отношения

  • Хорошие задатки для развития эстетического отношения в возрасте 6-10 лет.
  • Склонность к одушевлению окружающих предметов.
  • Отсутствие четких границ между Я и миром.
  • Открытость впечатлениям и ориентация на эмоциональное восприятие.